рабочая программа по финансовой грамотности
рабочая программа по экономике (8 класс)

рабочая программа по финансовой грамотности 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_finansovaya_gramotnost_8_klass.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу

«Финансовая грамотность» для учащихся 8  класса

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса составлена на   основе авторской  программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 8 - 9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014) в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

---   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

---    Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации,

---    Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»,

Рабочая программа предназначена для 8 класса, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в первом и во втором полугодии) и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствие с ООП ООО.  

Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8-9 классы общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, И.О. Рязанова.  — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8-9 классы общеобразовательных организаций. / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц.. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е. Б.Лавренова, И.О. Рязанова, И. В. Липсиц.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

         «Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 8-9 классов в сфере экономики семьи.

Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8-9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.

Задачи: 

Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,

Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные: 

• сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

• владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

• владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;

• сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;  сформированность коммуникативной компетенции:

• вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные: 

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные: 

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,

бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

• владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Содержание

Раздел 1 Управление денежными средствами семьи

Каким образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат

Раздел 2 Способы повышения семейного благосостояния

Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц; принцип хранения денег на банковском счёте; варианты использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; аккумулирование сбережений для будущих трат; возможные риски сбережений и инвестирования, расчет реального банковского процента; расчет доходности банковского вклада и других операций; анализ договоров; отличие инвестиции от сбережений; сравнение доходности инвестиционных продуктов.

Раздел 3. Риски в мире денег

Изменение структуры расходов семьи при рождении детей; необходимость  финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;  страхование жизни и семейного имущества для управления рисками; Причины финансовых рисков: осторожность в финансовой сфере, необходимость проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений), сайты социальных служб, обращение за помощью; чтение договоров страхования; расчет ежемесячных платежей по страхованию; защита личной информации, в том числе в сети Интернет; пользование банковской картой с минимальным финансовым риском; соотношение рисков и выгоды.

Учебно-тематическое планирование

тема

часов

контрольные работы

ПА

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи

15

1

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния

7

1

Раздел 3. Риски в мире денег

11

1

1

Заключительный урок

34

3

1

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

Содержание

Предметные результаты и термины

Формируемые УУД

Домашнее задание

Дата проведения

8 класс

Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (15 ч)

 

 

1,2,3,

Происхождение денег.

1 Деньги: что это такое?

2.Что может происходить с деньгами и как это влияет

3.Урок-семинар «Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных)

денег?»

3

Каким образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов

влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России

и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России

на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и

личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит,

дефицит, личный бюджет.

– понимание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

– понимание влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

– понимание различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;

–  уметь устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

1. Найти материал по теме «Чем сегодня обеспечены деньги?»

2,3. Работа с текстом

4,5,6,

Источники денежных средств семьи:

1. Какие бывают источники доходов

2. От чего зависят личные и семейные доходы

3. Круглый стол «Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 90-ми гг. ХХ в.?»

3

1. Эссе «Профессии XXI века»

2. Найти статистический материал по теме "Население России и мира"

3. Работа с текстом

7,8,

Контроль семейных расходов:

1. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

2. Урок- исследование «Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в нашем  селе)?»

2

1. Провести опрос на тему "Коммунальные расходы моей семьи"

2. Эссе «Как сократить расходы семьи»

9,1011121314

15

Построение семейного бюджета:

1. Что такое семейный бюджет и как его построить.

2. Как оптимизировать семейный бюджет?

3. Игра «Управляем денежными средствами семьи»

4. Круглый стол «Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?»

5. Урок – исследование «Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция как для семей, так и для государства?»

6. Урок-обсуждение «С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?»

6

1,2. Эссе

«Почему нужно планировать семейный бюджет?».

3. Найти статистический материал

4. Сообщения индивидуально

5.Провести опрос среди школьников на тему: "С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?"

6. Создать проектный замысел на тему " Куда нужно тратить деньги моей семье, чтобы развиваться?»

Осуществление проектной работы «Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление,

покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладывать

в капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?»

1

Закрепить полученные знания и умения по теме «Управление денежными средствами семьи»

Развитие проектного мышления и  

Тест

Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 ч)

1617

Способы увеличения семейных доходов с использованием

услуг финансовых организаций:

1. Для чего нужны финансовые организации?

2. Как увеличить семейные доходы и снизить расходы с использованием

финансовых организаций?

2

Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц; принцип хранения денег на банковском счёте;

варианты использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; аккумулирование сбережений для будущих трат; возможные риски сбережений и инвестирования, расчет реального банковского процента; расчет доходности банковского вклада и других операций; анализ договоров; отличие инвестиции от сбережений; сравнение доходности инвестиционных продуктов.

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое

планирование.

Понимание: – принципа хранения денег на банковском счёте; –вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи; – необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; – возможных рисков при сбережении и инвестировании. Умения: – рассчитать реальный банковский процент; – рассчитать доходность банковского вклада и других операций; – анализировать договоры; – отличать инвестиции от сбережений; – сравнивать доходность инвестиционных продуктов. – искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых

компаний и др. финансовых учреждений;

–оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

–выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

1.Исследование: «Зачем государствам нужен бюджет?»

2.Эссе "Польза и вред кредитов"

18 19 20

21

Финансовое планирование как способ повышения благосостояния

6.1. Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

6.2. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

6.3. Игра «Планируем свое будущее»

3

1. Эссе "Моя профессия и мое будущее благосостояние"

Осуществление проектной работы (Что можно сделать ещё,

чтобы научиться большему)

1

Составить ребусы, кроссворды

22

Выполнение тренировочных заданий, решение задач по разделу 1. «Способы повышения семейного благосостояния»

1

Закрепление изученного материала

работа с текстом

Раздел 3. Риски в мире денег (11 ч)

23

24

25

26

27

28

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться:

7.1. ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца

7.2. ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

7.3. Чем поможет страхование

7.4. Игра «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!»

7.5. Урок-рассуждение «Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?»

7.6. Урок поиск решения «Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег на

страхование, чем россияне?»

6

Изменение структуры расходов семьи при рождении детей;

необходимость  финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

 страхование жизни и семейного имущества для

управления рисками;

Причины финансовых рисков:

осторожность в финансовой сфере, необходимость проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений), сайты социальных служб, обращение за

помощью; чтение договоров страхования;

расчет ежемесячных платежей по страхованию;

защита личной информации, в том числе в сети Интернет; пользование банковской картой с минимальным финансовым

риском; соотношение рисков и выгоды.

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор;

страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций;

способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных

катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов

финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых

компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Понимание: – того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется; – необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; – возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками; Понимание причин финансовых рисков: – необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений). – оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки

зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным

сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности

Исследования:

1. «Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе?

Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов?»

2. Сообщение на тему страхование индивидуально

3. Эссе: "ОЖС"

4. Работа с текстом

5. Исследование «Как можно сократить безработицу в нашем городе, районе?»;

6. Тестовая работа

29

30

31

32

33

Риски в мире денег:

1. Какие бывают финансовые риски

2. Что такое финансовые пирамиды

3. Игра «Внимание! Финансовые риски!»

4. Эссе «Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах?»

5. Урок-обсуждение «Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?»

5

1..Эссе «Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?»

2. Эссе:"Как уберечь своих финансово неграмотных родственников от финансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?"

3. Подобрать статистический материал о финансовых пирамидах

4. Самоанализ эссе

5. Подготовиться к выполнению проектной работы «Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?»

34

Осуществление проектной работы «Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?»

1

Закрепить полученные знания и умения по разделу «Риски в мире денег».

ИТОГО ЧАСОВ

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности для 9 класс....

Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" для 6-7 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности", 6-7 классы, составлена на основе авторской программы по финансовой грамотности «Спецпроект Российской...

Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....