Рабочая программа курса по выбору по основам финансовой грамотности
материал по экономике

Кайнова Оксана Анатольевна

Рабочая программа курса по выбору по основам финансовой грамотности разработана для учащихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Танзыбейская средняя  школа»

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\печать на программы 2021-2022 уч год.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)

на 2021 / 2022 учебный год

Курс по выбору  «Основы финансовой грамотности»

Уровень реализации программы  базовый (универсальный профиль)

Класс  ___10-11__

Учитель _Кайнова Оксана Анатольевна_

                                                   (Ф.И.О.)

п. Танзыбей, 2021 г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:

- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);

- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);

  1. Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Танзыбейская СШ»;
  2. Учебный план МБОУ «Танзыбейская СШ»;
  3. Календарный учебный график МБОУ «Танзыбейская СШ» на 2021-2022 уч.г.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:

1. Учебник: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2019 г

2. Методическое пособие: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2019;

Цель:

научить школьников использовать свои активы наилучшим образом, планировать и контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры школьников;
  • формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
  • формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
  • формирование практических навыков использования финансовых инструментов и навыков построения личного финансового плана.
  • освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества, овладение  умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

Формы организации учебного процесса: Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщение, урок - деловая игра, творческая работа.

Содержание учебного предмета  ОФГ способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.

Содержание учебного предмета ОФГ способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: для оценки предметных результатов - тесты, контрольные и самостоятельные работы, выполнение карточек; для оценки метапредметных результатов -  стандартизированные письменные и устные работы, творческие работы.

Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме защиты тестирования.

Общая характеристика учебного предмета

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения тестирования.

Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

На изучение курса ОФГ в 10-11  классах  отводится по 34 часа (один час в неделю) (за два года 68 часов).

Планируемые результаты

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету ученик научится:

  • принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;
  • ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
  • планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
  • основам взаимодействия с кредитными организациями;
  • основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
  • основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
  • выбирать страховые продукты и страховые компании;
  • принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
  • составлять личный финансовый план.

Ученик  получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

понимать права и обязанности в сфере финансов;

анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

определять задачи в области управления личными финансами;

находить источники информации для решения финансовых задач; решать финансовые задачи;

Содержание учебного предмета

Личное финансовое планирование

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Депозит

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Кредит

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления  по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту.

Расчетно-кассовые операции

Банковская система Банковская ячейка.Онлайн-банк. Дорожные чеки.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Страхование

Страховые кампании и участники страхования. Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании. Реализация права на страховую выплату.

Инвестиции

Что такое инвестиции и как они работают. Инвестиции в человека и бизнес. Виды доходов по инвестированию .Финансовые посредники и инвестиционный портфель. Типичные ошибки при инвестировании.

Пенсии.

Понятие «пенсия», виды пенсий. Пенсионная система в РФ. Корпоративные пенсионные программы. Как приумножить пенсию.

Налоги

Необходимость уплаты налогов. Виды налогов в РФ.  НДФЛ. Налоговые вычеты. Федеральные, региональные и местные налоги.

Финансовые махинации.

Как защитить банковские карты. Махинации с кредитами. Как защитить себя от мошенников. Финансовые пирамиды.

Содержание учебного предмета

Основы финансовой грамотности    10 -11  класс  (68 часов)

Содержание учебного предмета по разделам (10 класс)

1.

Ведение

1 час

2.

Личное финансовое планирование

8

3.

Депозит

6

4.

Кредит

8

5.

Расчетно-кассовые операции

4

6.

Страхование

7

11 класс

7.

Инвестиции

12

8.

Пенсии

7

9.

Налоги

4

10.

Финансовые махинации

8

11.

Резерв по курсу 11 класса

3

Итого

68

Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы финансовой грамотности» в 10 классе.

Название раздела

Тема урока

Формы контроля

Кол-во часов

Дата проведения

Введение

1.Знакомство с новым курсом.

Проблемная беседа работа с учебником

1

01.09

Личное финансовое планирование

2.Человеческий капитал

Фронтальный опрос,

выполнение инд. заданий

1

07.09

3-4.Принятие решений

Работа в группе представление результатов

2

14.09

21.09

5-6.Домашняя бухгалтерия.

 Практикум «Составление домашнего бюджета»

работа с дополнительными материалами

2

28.09

05.10

7-8.Составление личного финансового плана.

Кейс «Использование SWOT-анализа для выбора карьеры»

выполнение  инд.заданий

2

12.10

19.10

9.Обобщение темы «Личное финансовое планирование

Проблемная беседа тест

1

26.10 каникулы

Депозит

10.Накопления  и инфляция.

Эффективная лекция, самоконтроль

1

09.11

11.Что такое депозит и какова его природа?

Беседа

1

16.11

12-13.Условия депозита.

Практикум «Как выбрать надежный банк»

проблемная беседа выполнение инд. заданий

2

23.11

30.11

14.Управление рисками по депозиту

Фронтальный опрос

1

07.12

15. Обобщение темы «Депозит»

Составление таблицы

1

14.12

Кредит

16.Что такое кредит?

выполнение  инд. заданий

1

21.12

17.Основные характеристики кредита

работа в группе

1

28.12 каникулы

18-19.Как выбрать наиболее выгодный кредит. Практикум «Кредитный договор»

работа в группе

2

11.01

18.01

20.Как уменьшить стоимость кредита

Фронтальный опрос, выполнение  инд. заданий

1

25.01

21.Типичные ошибки при использовании кредита

проблемная беседа, работа в парах

1

01.02

22.Кейс « Покупка машины»

Практическая работа с дополнительным материалом

1

08.02

23. Обобщение темы «Кредит»

Дискуссия по заявленным вопросам

1

16.02

Расчетно-кассовые операции

23-24.Хранение, обмен и перевод денег.

Практикум « Перевод денег»

Фронтальный опрос

Практическая работа с дополнительным материалом

1

22.02

25.Различные виды платежных средств

Эффективная лекция

1

01.03

26.Формы дистанционного банковского обслуживания. Электронные деньги.

Составление схемы

1

15.03 каникулы

27. Обобщение темы «Расчетно-кассовые операции»

Фронтальный опрос тест

1

29.03

Страхование

28.Что такое страхование? Страховые кампании.

Эффективная лекция

1

05.04

29.Виды страхования

Составление таблицы

1

12.04

30-31.Как использовать страхование в повседневной жизни?

Практикум «Выбор страховой кампании»

Практическая работа с дополнительным материалом

2

19.04

26.04

32.Кейс «Страхование жизни»

Практическая работа с дополнительным материалом

1

17.05

33 Обобщение темы «Страхование»

Дискуссия по теме

1

24.05

34.Проект «Личный финансовый план»

Защита проекта

1

26.05

Календарно-тематическое планирование в 11 классе

Инвестиции

35.Что такое инвестиции?

Эффективная лекция

2

36.Как выбирать активы.

Практическая работа с дополнительным материалом

2

37-38.Как делать инвестиции.

Практикум «Мой инвестиционный портфель»

работа в парах

2

39.Денежный рынок и рынок капиталов.

Выполнение инд. заданий

2

40.Кейс «Куда вложить деньги»

Практическая работа с дополнительным материалом

2

41.Обобщение темы «Инвестиции»

Деловая игра

2

Пенсии

42-43.Пенсионная система.

Практикум « Пенсионные системы в разных странах.

Составление таблицы, работа в группе

2

44.Корпоративные пенсионные программы и негосударственные пенсионные фонды.

Эффективная лекция

2

46.Как сформировать частную пенсию

Выполнение инд. заданий

2

47. Обобщение темы «Пенсии»

Мини-дискуссия

1

Налоги

48.Налоги. Виды налогов

Составление схемы

2

 49-50.НДФЛ.

Практикум «Как рассчитать НДФЛ№

Выполнение инд заданий

2

Финансовые махинации

51.Махинации с банковскими картами, защита карты от махинаций.

Проблемная беседа

2

52-53.Махинации с кредитами.

Практикум «Способы защиты от махинаций»

Практическая работа с дополнительным материалом

2

54.Махинации с инвестициями

Выполнение инд заданий

2

55.Кейс «Заманчивое предложение»

Выполнение инд заданий

2

Резерв

Обобщение курса 10-11 классов

Защита инд. проектов

3

Электронные ресурсы:

https://fmc.hse.ru/methbank 

http://финграмотностьвшколе.рф/projects/ 

http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/ 

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-finansovoi-gramotnosti-igra-brein-ring-finansy-yeto-interesno-i-uvlekatelno.html 

http://вашифинансы.рф/week/materials/lessons/ 

https://www.uchportal.ru/load/136-1-0-13432 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

КТП элективного курса в 10 классе «Основы финансовой грамотности»

Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных за...

Рабочая программа учебной дисциплины УД.06 Основы финансовой грамотности, 2018

Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Основы финансовой грамотности» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа курса по выбору «Основы финансовой грамотности» В 10 классе

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет наза...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"...

Рабочая программа курсов по выбору "Основы финансовой грамотности" для 7,8 классов

Рабочая программа.Курсы по выбору.Основы финансовой грамотности. 7-8 класс...