Учебная программа элективного курса "Школа увлекательных проектов"
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему

Королева Елена Евгеньевна

Описание и программа элективного курса для 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_broshyura.doc938.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..

3

Программа элективного курса «Школа увлекательных проектов»…………………………………………………………………………

5

Методические рекомендации по преподаванию элективного курса «Школа увлекательных проектов»……………………………………………………….

9

Рабочая тетрадь элективного курса «Школа увлекательных проектов»………………………………………………………………………….

34

Опыт использования методической разработки. Результативность ………..

54

Список источников……………………………………………………………….

57

Приложение: Оперативный словарь


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня российское образование стоит перед задачей, кото рую решают образовательные системы всех развитых стран - задачей формирования ключевых компетентностей граждан средствами образования. Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и директивно зафиксировано в «Концепции модерни зации российского образования на период до 2010 года».

Важнейшими являются следующие ключевые компетентности:

  1. Готовность к разрешению проблем, способность анали зировать нестандартные ситуации, ставить цели.
  2. Технологическая компетентность, т.е. готовность к понима нию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности.
  3. Готовность к самообразованию, т.е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой зада чи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности
  4. Готовность к использованию информационных ресурсов.
  5. Готовность к социальному взаимодействию, т.е. способ ность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с члена ми группы (команды), решающей общую задачу.
  6. Коммуникативная компетентность, т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивили зованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публич ном выступлении.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом образования является формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов деятельности.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей комепетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми выпускник школы может адаптироваться к изменяющимся условиям.

Формирование проектного мышления согласно федеральным государственным стандартам второго поколения должно начинаться в начальной школе с решения проектных задач. Средняя школа призвана сформировать осознанную потребность в продуктивной учебной деятельности.

Целью предлагаемой методического пособия является разработка новых форм и методов формирования сознательной, инициативной проектной деятельности.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

- создание условий для овладения учащимися основами проектной деятельности;

- формирование осознанной потребности в продуктивной проектно-исследовательской деятельности.

Методическая разработка включает в себя:

- программу элективного курса «Школа увлекательных проектов»;

-  методические рекомендации по проведению занятий элективного курса;

-  рабочую тетрадь для учеников.

Элективный курс рассчитан на 9 учебных часов и рекомендован для проведения в 5, 6 и 7 классах. Реализуемые проекты имеют ярко выраженную экологическую направленность, что несет в себе большой воспитательный потенциал. Занятия курса проводятся в разнообразной форме и вызывают большой интерес у школьников. После завершения элективного курса, наиболее подготовленные учащиеся могут продолжить осознанную, самостоятельную научно-исследовательскую и проектную деятельности.

Элективный курс «Школа увлекательных проектов» реализован в 2010-2011 учебном году с учащимися 5-х классов. Созданные силами пятиклассников проекты принимали участие в различных конференциях, конкурсах, акциях муниципального и межрегионального уровня и стали дипломантами и победителями.  


ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ШКОЛА УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ

Пояснительная записка

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

 Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

- отсутствие у школьников интереса, мотивации  к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

- ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни;

- субъект-объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Элективный курс «Школа увлекательных проектов»  (9 учебных часов) направлен на формирование современных компетенций: общенаучной, информационной, познавательной,  коммуникативной, ценностно-смысловой (в том числе экологической), социальной, компетенции личностного самосовершенствования.

 Цель данной программы – создание условий для овладения учащимися основами проектной деятельности, формирования осознанной потребности в продуктивной проектно-исследовательской деятельности.

 Задачи:

  1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.
  2. Научить формулированию проблемы и решению ее через все этапы проекта:

- постановка проблемных вопросов;

- определение целей и задач и способа их достижения;

- работа с различными источниками информации;

- представление результатов своей деятельности;

- анализ результатов проекта.

  1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
  2. Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности.
  3. Научить осознавать экологические проблемы и участвовать в их решении.

 Поскольку целью курса является обучение основам проектной деятельности, то должны использоваться активные виды занятий, а именно:

- выступления с предложениями, идеями;

- мозговой штурм;

- игры, трениги.

Успешность курса подтверждается публичной презентацией проектов учащихся:

- стендовая защита;

- выступление агитбригад;

- компьютерная презентация;

- выпуск сборника материалов проектов;

- представление проектов на научно-практических конференциях, конкурсах, школьного, муниципального, республиканского уровня.

В заключение курса проводится итоговое тестирование, которое позволяет выяснить уровень сформированности важнейших понятий, оценить личностное отношение учеников и выявить учеников, желающих заниматься индивидуальной исследовательской деятельностью. Каждому успешно освоившему курс выдается сертификат.

Содержание учебного материала.

Понятие о проекте, классификация и виды проектов. Цели и задачи проекта. Этапы работы над проектом. Оформление результатов и защита проектов. Публичное представление результатов проекта.

Информационные проекты: структура, этапы работы. Требования к оформлению результатов проектов. Практическая деятельность по реализации краткосрочного информационного проекта.

Способы первичной обработки информации: чтение с пометками «ИНСЕРТ», составление кластеров, составление «тонких и толстых вопросов», сочинение синквейнов.

Исследовательские проекты: гипотеза, цели, задачи, методы исследования, источники информации, анализ полученных данных, способы представления результатов исследования. Выбор темы исследования. Требования к оформлению исследовательских работ.

Прикладной проект: планирование работы, организация индивидуальной и групповой деятельности, способы защиты прикладного проекта. Практическая деятельность по реализации прикладного проекта.

Игровой проект: разработка правил игры, распределение ролей и обязанностей участинков, оформление результатов и защита игрого проекта. Практическая деятельность по реализации игрового проекта.

Креативное мышление при работе над проектами. Умение взглянуть на проблемную ситуацию с непривычной точки зрения, работать в команде. Практическая деятельность по развитию креативного мышления и командной работы над проектом.

Тематическое планирование курса

Тема занятия

1

Что такое проект?

2

Как создать информационный проект?

3

Как работать с информацией?

4

Тренинговое занятие: Я исследователь? Я  исследователь… Я исследователь!

5

Как работать над проблемой и  правильно оформить исследовательскую работу?

6

Как создать прикладной проект и защитить его?

7

Можно ли играя, создать проект?

8

Тренинг развития креативности: Что б такого смастерить?

9

Итоговое занятие.

Планируемый результат

В результате изучения элективного курса «Школа увлекательных проектов» ученики должны проявлять ключевые учебные компетенции при:

- разрешении проектных проблем;

- работе с информацией;

- коммуникации в сотрудничестве.

Требования к уровню сформированности ключевых компетенций.

Ученик:

- формулирует и анализирует проблему;

- определяет стратегию решения проблемы;

- анализирует потребность ок ружающих в использовании продукта;

- определяет уровень информи рованности, необходимый для принятия решения;

- выбирает адекватные цели проекта информационные источники;

- делает выводы и принимает решения в ситуации неопреде ленности;

- определяет адекват ные цели средства письмен ной коммуникации;

- успешно справляется с кризи сами взаимодействия совмест но с членами группы.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ШКОЛА УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

Занятие 1 «Что такое проект?»

Цель: формирование представлений о проектной деятельности.

Задачи:

- создать положительную мотивацию к изучению курса;

- познакомить учащихся с понятиями проект и исследование;

- развить представления о видах проектов, этапах работы над проектами;

- используя жизненный опыт учащихся, показать значимость проектной деятельности для жизни людей.

Ход занятия:

1. Мотивационный этап.

Учитель привествует учеников, кратко знакомит со структурой курса, планируемыми результатами изучения курса.

2. Деятельностный этап

Испозуя технологию «мозговой штурм» учитель предлагает сфомулировать цель и задачи курса. На доске ученики записывают свои идеи, затем в обсуждении выбирают самое важное и выстраивают в нужной последовательности. Ученики записывают цели и задачи в рабочую тетрадь. Возможные формулировки:

 Цель: научиться создавать различные проекты.

Задачи:

- узнать что такое проект, какие бывают проекты

- познакомиться с тем, где используются проекты

- научиться разрабатывать и планировать свою деятельность.

Учитель предлагает охарактеризовать понятие «проект» используя ключевые слова.

Что такое проект?

П

Проблема

План

Поиск

Презентация

Портфолио

Далее учитель предлагает ученикам выяснить, какие бывают проекты и привести примеры.

Какие бывают проекты?

Признак

Проекты

По длительности

Краткосрочные, долгосрочные

По числу участников

Индивидуальные, групповые, коллективные

По виду деятельности

Исследовательские, социальные, игровые, информационные, коммуникативные, практико-ориентированные.

Как работать над проектом?

Этап работы

Деятельность

Подготовительный

Выявление проблемы.

Определение конечного продукта проекта.

Проектировочный

Составление плана работы.

Распределение обязанностей.

Подготовка необходимых материалов.

Практический

Работа над проектом: поиск информации, проведение исследований, оформление результатов.

Заключительный

Защита проекта, выяаление сильных и слабых сторон, самооценка и внешняя оценка.

3. Оценочно-рефлексивный

На оценочно рефлексивном этапе учитель предлагает охарактеризовать проекты, используя знания о классификации проектов.

- Пятиклассники изготовили различные полезные вещи из пустых пластиковых бутылок и рассказали об этом другим ребятам (коллективный, краткосрочный, прикладной).

- Ученик провел наблюдение за прорастанием семян гороха и изучил условия, влияющие на проращивание семян (индивидуальный, долгосрочный, исследовательский).

- Группа ребят создала сборник задач по математике для младших школьников, используя информацию об учениках своей школы. (групповой, долгосрочный, информационный)

В заключение занятия учитель предлагает выразить свое мнение, продолжив предложения:

  1. Сегодня я узнал…
  2. Я удивился тому, что …
  3. Я считаю, что уметь делать проекты необходимо, потому что …

Занятие 2 «Как создать информационный проект?»

Цель: формирование представлений об этапах создания информационных проектов.

Задачи:

- сформировать представления об особенностях создания и оформления информационных проектов;

- создать условия для инициативной деятельности;

- формировать умение планировать работу, распределять обязанности в группе.

Ход занятия:

  1. Создание проблемной ситуации: просмотр видеофильма, обсуждение экологических проблем.
  2. Проектировочный этап: определение предполагаемого продукта проекта, целей и задач, способов представления результатов проекта.

В процессе беседы ученики заполняют паспорт проекта:

Название проекта:

Тип проекта:

Срок реализации:

Цель:

Задачи:

Планируемый продукт:

Материалы для работы:

Презентация результатов:

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Самооценка:

«Я»

«Класс»

«Работа»

«Результат»

Внешняя оценка:

  1. Практическое осуществление проектной деятельности – создение коллективного проекта: рукописной книги, диска, стенда, буклета и т.д.
  2. Оценочно-рефлексивный этап: выявление сильных и слабых сторон проекта, самооценка и внешняя оценка.

Рекомендации по проведению занятия:

Возможная тематика исследовательских проектов

  1. «Вода это жизнь» - в рамках общероссийской акции «Урок чистой воды» (5 минут).

Погружение в проект – просмотр видеофильма http://waterforum.ru

Продукт проекта: стенд «Вода – это жизнь»

Работа над проектом: каждый из учеников оформляет «капельку», записывая важную и интересную информацию о воде (охрана водных ресурсов, загрязнители, реки и озера).

«Азбука леса»

Погружение в проект: обсуждение экологической ситуации в России в связи с возникновением лесных пожаров.

Продукты проекта: рукописная книга «Азбука леса» (странички книги: животные, растения, насекомые, грибы, ягоды).

Занятие 3 «Как работать с информацией?»

Цель: формирование навыков эффективной работы с информацией большого объема.

Задачи:

- создать проблемную ситуацию и показать значимость умения работать с информацией из различных источников;

- познакомить учеников со способами первичной обработки информации.

Ход занятия:

Мотивационный этап

В ходе обсуждения проблем, стоящих перед учениками при подготовке домашнего задания, подготовки к докладам, сообщениям подвести учеников к тому, что для успешной работы необходимо владеть приемами эффективной работы с информацией.

Этап практической деятельности

Работая с рабочей тетрадью, ученики знакомятся с приемами первичной обработки информации и на примере текстов применяют приемы в практической деятельности.

Приемы работы с информацией:

- метод «ИНСЕРТ»;

- таблица «тонких и толстых» вопросов;

- составление кластеров;

- сочинение синквейнов.

Оценочно-рефлексивный

В заключительной  части занятия учитель предлагает ученикам найти интересный текст и обработать его, используя  два приема работы с информацией.

Пример составления кластера по теме «Сколько на свете пальм?»


Занятие 4 «Тренинговое занятие:

Я исследователь? Я исследователь… Я исследователь!»

Цель: создание условий для формирования потребности в осознанной исследовательской деятельности.

Задачи:

Сформировать представления об этапах исследования.

Развивать осознанную потребность в исследовательской деятельности.

Ход занятия:

  1. Создание проблемной ситуации

Учитель приветствует ребят и предлагает соединить слова из двух колонок. Затем предлагает выявить наиболее противоречивое соотнесение понятий (отличник - очкарик). Именно по этой теме и предлагается провести пилотное исследование.

2. Основная часть

В ходе беседы, работая с опорным конспектом, ученики заполняют соответствующие схемы. Возможное рабочее название исследования: «Все ли очкарики отличники? Все ли отличники очкарики?».

В процессе занятия учитель лишь обобщает мысли ребят, обращает внимание на типичные ошибки при выполнении исследований: слишком узкая или чрезмерно широкая тема, объем выборки при проведении социологического анкетирования. Учитель дает краткие рекомендации об особенностях оформления работы, создания презентаций, доклада.

3. Рефлексия

Педагог благодарит участников занятия за творческую работу, и предлагает продолжить фразу:

- Я узнал, что…

- Я понял …

- Я осознал… и т.д.


Занятие 5 «Как работать над проблемой и правильно оформить исследовательскую работу»

Цель: создать условия для формирования представлений о представлении результатов исследовательских работ.

Задачи:

- создать положительную мотивацию к выполнению исследовательских работ;

- познакомить учащихся со структурой, оформлением исследовательских работ;

Ход занятия:

  1. Создание проблемной ситуации.

В ходе беседы учитель выясняет мнение ребят о том, интересно ли проводить исследования, хотели ли они заниматься собственными исследованиями.

Учитель разъясняет ребятам, что существуют требования к созданию и оформлению исследовательских работ. Учитель побуждает ребят к изучению структуры и оформления исследовательских работ.

  1. Изучение требований к оформлению исследовательской работы. Знакомство с приммерными темами исследований.

Учитель знакомит со структурой, требованиями к оформлению исследовательских работ, ученики заполняют соответвующие ячейки таблицы.

  1. Рефлексивный этап:

Учитель предлагает ученикам сочинить синквейн к слову «исследование».

Заполнение рабочей тетради:

Рекомендации по проведению занятия:

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ УЧЕНИКОВ

5-7 КЛАССОВ

БЛОК 1 Работы, связанные с проведением физических, химических и биологических опытов.

1

Свойства и применение магнитов.

Изучение свойств и применения магнитов в различных областях жизни.

2

Влияние внешних факторов на проращивание семян гороха (или других).

Изучение влияние на скорость прорастания семян различных сред для проращивания (чистая вода, вода с солью, содой, стиральным порошком и т.д.)

3

Загадочная плесень.

Выращивание плесени на различных продуктах (хлеб, лимон, варенье ит.д.), сравнение результатов. Полезные и вредные свойства плесени.

4

Изучение условий замерзания воды и водных растворов.

Сравнение скорости замерзания горячей и холодной воды, растворов соли и сахара. Применение в жизни человека.

5

Изучение движения растений.

На примере гороха и фасоли выявление тропизма растений (движения к свету, к земле, в воде).

6

Выращивание кристаллов в домашних условиях.

Изучение условий роста кристалов поваренной соли, медного купороса.

7

В природной химической лаборатории. Тайны растительных индикаторов.

Изготовление индикаторов из цветков, листьев, корневищ растений. Изготовление и испытание индикаторых бумажек.

8

Горе луковое или горе без лука.

Изучение роста лука в различных условиях: вода, вода с солью, вода с удобрением, песок, почва, гидрогель. Сбор информации о лечебных свойствах лука, пословиц, поговорок, загадок.

9

Мы на севере живем, аскорбинку часто пьем.

Изучение значения витамина С для подростков, живущих на севере. Экспериментальное обнаружение витамина С в различных продуктах.

10

Удивительные свойства активированного угля.

Изучение поглощения различных веществ (красителей, ароматических и маслянистых веществ) активированным углем.

БЛОК 2 Работы, связанные с наблюдениями за домашними питомцами.

1

Знакомьтесь, мой друг…

Работы основаны на наблюдениях в домашних условиях за животными.

2

Поговори со мной, попугай!

3

Кто в доме хозяин?

4

Аквариум – экосистема.

БЛОК 3 Работы, связанные с изучением различных качеств подростков

1

Кому учиться легче: сове или жаворонку?

Выявление зависимости успеваемости от режима сна и бодрствования.

2

Характер человека и его почерк.

Выявление взаимосвязи личностных качеств человека и его почерка.

3

Еда, пробуждающая хорошее настроение.

Выявление продуктов питания, вызывающих положительные изменения в настроении учеников.

4

Мы из Зазеркалья.

Изучение проблем леворуких учеников.

5

Секрет школьного успеха.

Выявление причин низкой и высокой успеваемости.

5

Зависит ли успеваемость от скорости чтения?

Сравнение скорости чтения и успеваемости  учащихся. Выяснение временных затрат на подготовку уроков в зависимости от скорости чтения.

7

Как правильно готовить домашнее задание?

Изучение подходов к подготовке уроков, выяснение эффективности.

8

Антропонимы учеников гимназии.

Изучение распространнегости имен среди школьников. Выявление редких имен и анкетирование их обладателей.

9

Тайны школьных коридоров.

Изучение занятости школьников на переменах, до и после уроков.

БЛОК 4 Работы с использованием краеведческого материала

1

Улицы, названные в честь городов.

Изучение количества улиц, названных в честь других городов в различных населенных пунктах. Выяснение, есть ли в других городах улицы, названные в честь Печоры.

2

Семейная реликвия.

Исследование какой либо вещи, имеющей отношение к семье учащихся.

3

От барака до девятиэтажки.

Изучение домов города Печоры, их возраста, расположения.

БЛОК 5 Работы, связанные с семейными увлечениями.

1

Семейное увлечение… (коллекционирование, походы, путешествия, разведение комнатных растений)

Изучение исторических, культурных, практически значимых аспектов семейного увлечения.

БЛОК 6 Работы, связанные с изучением обычных предметов.

1

Вечные друзья и враги: ластик и карандаш.

Изучение истории и разновидностей ластиков и карандашей. Выяснение эффективности различных ластиков для удаления следов от карандашей.

2

Почему соль необходима людям.

Изучение истории, применения и свойств соли.

3

Изучение пластичности пластилина.

Экспериментальное изучение пластических свойств пластилина разлисных торговых марок.

4

Почему тетрадь по математике в клеточку?

Выявление удобства использования на уроках математики тетради в клетку, нелинованной тетради и тетради в линию.

5

Проценты вокруг нас.

Изучение истории, применения понятия процент, составление задач на проценты с использованием материала о гимназии.

6

Сколько праздников в году?

Изучение количества праздников у различных категорий людей.

ТЕЗИСЫ

исследовательской работы «В природной химической лаборатории.

 Индикаторы в царстве Берендея»

Автор работы: ученик 5б класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» города Печоры Канев Никита.

Руководитель: Королева Елена Евгеньевна – учитель природоведения.

Исследовательская работа посвящена изучению индикаторых свойств сока таежных ягод и настоев листьев цветов.

Цель исследования: экспериментально изготовить из различного сырья индикаторы пригодные для использования в домашних условиях.

Задачи:

  1. Собрать информацию об индикаторах.
  2. Изготовить индикаторы из растительного сырья.
  3. Выяснить пригодность полученных растворов для использования в качестве индикаторов.

При выполнении исследовательской работы применялись следующие методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, поиск информации в сети Интернет.

В ходе работы был проведён обширный химический эксперимент, на основе которого определены наиболее эффективные индикаторы. Изготовленные индикаторы использованы при определении среды различных растворов.

При проведении опытов выявлено, что не все растения и ягоды могут являться индикаторами, что наиболее эффективные индикаторы можно сделать из красного, фиолетового и розового сырья, наименее эффективные индикаторы из жёлтого, оранжевого и белого сырья.

Экспериментально было установлено, что индикаторы, приготовленные в домашних условиях эффективны на различных опытах для определения среды растворов.

ТЕЗИСЫ

исследовательской работы

«Мы на Севере живем, аскорбинку часто пьем»

Автор работы: ученица 5а класса Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия №1» города Печоры Колеватова Юлия.

Руководитель: Королева Елена Евгеньевна – учитель природоведения.

Исследовательская работа посвящена изучению значения и содержания витамина С в различных продуктах.

Цель исследования: выявление значимости витамина С для школьников, живущих в условиях Крайнего Севера.

Задачи:

- собрать информацию о значении, биологической роли потребности для организма и содержании в различных продуктах витамина С;

- выяснить отношение к проблеме недостатка витаминов среди сверстников методом анкетирования;

- экспериментально выявить наличие витамина С в различных продуктах.

В ходе работы использованы следующие методы исследования: сбор и анализ информации, анкетирование, эксперимент.

В результате проведения исследовательской работы выявлено, что в условиях Крайнего Севера людям очень сложно восполнять запасы витамина С с помощью фруктов и овощей. Проведенный химический эксперимент позволяет делать выводы о наличии витамина С в продуктах питания. Итогом работы является создание буклета с рекомендациями для школьников и их родителей о значимости витамина С для здоровья человека.


Занятие 6 «Как создать прикладной проект и защитить его?»

Цель: создание условий для формирования умений создавать прикладные проекты и представлять его результаты

Задачи:

- обобщить знания об этапах работы над проектом;

- научить планировать проектную деятелньость;

- сформировать умение работать в группах, распределять обязанности;

- показать практическую важность умения создавать прикладные проекты.

Ход занятия:

  1. Создание проблемной ситуации: беседа, презентация, видеофрагмент и т.д.
  2. Практическое осуществление проектной деятельности.
  3. Рефлексивно-оценочный этап: самооценка и взаимоценка, выявление сильных и слабых сторон проекта.

Рекомендации по проведению занятия:

Для создания прикладного проекта можно выбрать самую разнообразную тематику. Желательно выбрать актуальную тему проекта, принимая во внимание юбилейные даты, экологические дни, проблемы школы, города, республики.

Возможная тематика прикладных проектов.

  1. «Вторая жизнь пластиковой бутылки»

Цель: создание полезных вещей из пустых пластиковых бутылок.

Продукт проекта: различные поделки, которые можно использовать (вазы, подставки, совки, карандашницы, маски, защитные очки, подсвечники, отпугиватель птиц, умывальники,  и т.д.).

Форма защиты: реклама своего изделия.

При наличии возможности можно организовать работу компетентного жюри и выявить победителей, которых можно наградить грамотами.

2. Экологический проект «Ёлочка, живи!»

Цель: Обратить внимание учеников гимназии на проблему вырубки елей для украшения в новогодние праздники.

Задачи:

- собрать информацию о значении елей, их вырубке для различных целей.

- методом анкетирования выяснить, какие елки в новый год стоят в домах учеников гимназии.

- изготовить новогодние ёлочки своими руками и украсить кабинеты гимназии.

I. Сбор информации о проблеме рубки ёлок для украшения дома в Новый год

  1. Чтобы вырастить елку до полутора-двух метров высотой необходимо НЕ МЕНЕЕ 10-15 лет.
  2. По сравнению с другими деревьями ель удивительно стройна.
  3. Ель растет всю жизнь.
  4. Первую рождественскую елку установили в Риге в 1510 году
  5. В республике Коми есть 6 питомников, в которых выращиваются саженцы деревьев, в том числе и ели, для восстановления лесных вырубок.
  6. В преддверии Нового 2011 года во всем мире открылись миллионы ёлочных базаров. Трудно представить, сколько елей и сосен вырубается каждый год!

II. Выявление отношения учеников гимназии к

Анкета для учеников:

  1. Стоит ли у вас в доме новогодняя ёлка.
  2. Какая у вас ёлка: искусственная или срубленная в лесу?
  3. Почему ваша семья выбирает именно искусственные/лесные ёлки?

Всего опрошено: 76 учеников

Имеют дома ёлку: Да – 59 нет - 17

Дома есть искусственная ёлка – 56

Дома ёлка из леса - 3

Вывод: У большинства опрошенных ребят дом в новогодние праздники украшает искусственная ёлка. По мнению ребят, такие ёлки помогают сохранить природу, более удобны и долговечны.

III. Акция «Что б такое смастерить, чтобы ёлку не рубить»

Цель: Изготовить новогодние ёлочки своими руками и украсить ими кабинеты гимназии.


Занятие 7 «Можно ли играя, создать проект?»

Цель: формирование представлений о создании игровых проектов.

Задачи:

- продолжить формировать представления об этапах работы над проектом;

- развить коммуникативные способности учеников;

- стимулировать инициативную проектную деятельность.

Ход занятия:

  1. Создание проблемной ситуации (реально существующей или вымышленной проблемы, которая требует решения).
  2. Практическое осуществление проектной деятельности.

- ланирование деятелньости

- разбивка на группы

- работа в группах

- координация деятельности групп;

- формулирование итогового продукта.

  1. Рефлексивный этап.

Рекомендации по проведению занятия:

Возможная тематика игровых проектов:

  1. «Декларация прав кошек и собак»

Цель: создание юридического документа, регламентирующего права кошек и собак.

Задачи:

- работая в группах осветить проблему с разных точек зрения;

- совместными усилиями создать итоговый документ.

Ход игрового проекта:

- определение сторон, заинтересованных в создании данного нормативного документа;

Разбивка на группы;

- обсуждение в группах статей декларации;

- защита группами разработанных статей:

- голосование по формированию итогового проекта.


Занятие 8 «Тренинг развития креативности: Что б такого смастерить?»

Цель:  формирование устойчивой положительной мотивации к созданию и представлению проектов.

Задачи:

-обощить знания об этапах проекта;

- формировать умение работать в команде, распределять обязанности в группе.

- развивать креативное мышление при работе над проектами.

Ход занятия:

  1. Организационно-мотивационный.

Создание положительного эмоционального фона. Обсуждение правил тренинга.

Правила:

- группы должны четко следовать правилам игры, не нарушать время, отведенное на этапы деятельности;

- каждый член группы должен принимать участие в обсуждении, проектировании, создании, продукта и его защите.

  1. Этап практической деятельности.

1. Разбивка на группы: подбор групп для тренига должен осуществляться  случайным образом, не должно быть предпочитаемых и отвергаемых учеников. Возможный вариант деления на группы: каждый пишет свое имя на листочке бумаги,  учитель перемешивает листочки и вынимает один из них. Ученик чье имя записано на листе, выходит и вынимает карточку с именем следующего участника группы, следующий ученик подходит и «выбирает» следующего игрока. Следующую группу вновь начинает формировать учитель. Такое разделение ребят создает положительный эмоциональный фон, ребята радуются составу своей группы вне зависимости от того, кто в нее попал.

2. Подготовительный этап: учитель объясняет, что каждой группе предстоит создать и защитить свой продукт, строго следуя этапам работы над проектом.

3. Проектировочный этап: группы получают коробки с различными предметами  (например, лист цветной бумаги, вата, проволока,  пластиковый стакан, бумажная салфетка,  скрепки, нитки, сухие макароны, кусочки ткани и т.д. всего 10 наименований), а так же оборудование (скотч, ножницы, клей, степлер). Цель группы, создать какой-либо полезный продукт, используя не менее пяти наименований  материалов. На проектировочном этапе группы должны, не приступая к практической работе, спланировать продукт проекта и отобрать необходимое для его создания.

4. Этап практической деятельности: группы в течение 10 минут работают над созданием продукта проекта и по окончании времени сдают продукт.

5. Презентационный этап: группы готовят рекламу своего изделия, затем представляют другим командам свой продукт

  1. Оценочно-рефлексивный этап.

Учитель предлагает ученикам оценить работу группы, продукт, атмосферу на трениге, удовлетворенность своей деятельностью.


Занятие 8 Итоговое занятие

На данном занятии учитель предлагает ученикам выполнить итоговый тест. В ходе беседы, ученики высказывают свое мнение о занятиях элективного курса. В заключении ученики получают сертификаты об окончании элективного курса.




РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

____________________________

____________________________

____________________________

Здравствуй, дорогой друг!

Перед тобой рабочая тетрадь элективного курса «Школа увлекательных проектов». На занятиях элективного курса ты познакомишься с тем, какие бывают проекты, как правильно работать над проектом. Вместе с одноклассниками сможешь реализовать интересные и полезные проекты. Занятия элективного курса помогут тебе научиться работать с информацией, планировать свою работу над проектами, оформлять результаты и защищать свои работы. Изучив курс «», ты научишься проводить исследования и сможешь приступить к выполнению своего собственного исследовательского проекта. Желаем удачи!


Занятие 1 «Что такое проект?»

Цель:

Задачи:

Что такое проект?

П

П……………

П……………

П……………

П……………

П……………

Какие бывают проекты?

По длительности

По числу участников

По виду деятельности

По области знаний

Как работать над проектом?

Этап работы

Деятельность

Подготовительный

Проектировочный

Практический

Заключительный

Проверь себя!

Используя знания о классификации, охарактеризуй проекты, выполненные ребятами:

- Пятиклассники изготовили различные полезные вещи из пустых пластиковых бутылок и рассказали об этом другим ребятам.

- Ученик провел наблюдение за прорастанием семян гороха и изучил условия, влияющие на проращивание семян.

- Группа ребят создали сборник задач по математике для младшеклассников, используя информацию об учениках своей школы.

Оцени свою работу! Продолжи предложения.

Сегодня я узнал_______________________________________________

Я удивился тому, что __________________________________________

Я считаю, что уметь делать проекты необходимо, потому что _______


Занятие 2. «Как создать информационный проект?»

Паспорт проекта

Название проекта:

Тип проекта:

Срок реализации:

Цель:

Задачи:

Планируемый продукт:

Материалы для работы:

Презентация результатов:

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Самооценка:

«Я»

«Класс»

«Работа»

«Результат»

Внешняя оценка:


Занятие 3 «Как работать с информацией?»

Предположи, что нужно сделать, чтобы запомнить большой объем информации:

_____________________________________________________________

Для работы с информацией существует несколько полезных и удобных способов. Познакомимся с некоторыми из них.

Метод «ИНСЕРТ»

Метод «ИНСЕРТ» - прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного чтения и размышления.

Знак «галочка» (V) – отметьте в тексте уже известную вам информацию;

Знак «плюс» (+) – отметьте новую информацию;

Знак «минус» (-) – отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у вас представлениями, то, о чем вы думали иначе;

Знак «вопрос» (?) – отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительного изучения и понимания, то, о чем вы бы хотели узнать подробнее.

Знак «восклицательный знак» (!) – отмечается то, что вызвало интерес и желание узнать об этом больше.

Внимательно прочитай текст и сделай маркировку с помощью соотвествующих значков. Результаты запиши в таблицу и обсуди с ребятами.

Что такое органы чувств?

Нервная система постоянно получает сигналы от внешнего мира с помощью специальных датчиков. Они называются органами чувств.

Свет воспринимают органы зрения — глаза. От них до мозга путь совсем короткий. Глаза ведь являются его выростами! Твои глаза похожи на два фотоаппарата или на две телекамеры, которые нацелены на окружающий мир. Наружное отверстие камеры обычно прикрыто прозрачным стеклышком, чтобы внутрь не попала вода и грязь. Есть такое приспособление и в твоих глазах. Это роговица — внешняя прозрачная оболочка глаза. Сделана она из клеток, хорошо пропускающих свет. Поэтому роговицу надо постоянно смачивать, иначе она высохнет и помутнеет. Роль смазки в твоих глазах выполняют слезы.

В фотоаппарате свет проходит через круглое отверстие — диафрагму. Ее размер меняется. В яркий солнечный день диафрагма должна быть маленькой. В пасмурную погоду, когда света немного — большой. Роль диафрагмы в твоем глазу играет радужная оболочка. У разных людей эта оболочка различного цвета: голубая, серая, зеленая, коричневая. Посвети в глаз маленьким фонариком. Отверстие в центре радужки — зрачок — станет меньше. Автоматическая настройка глаза в действии!

Органы вкуса находятся на языке. Ты их не видишь, потому что это всего лишь группы клеток. Работают они так же, как и остальные органы чувств. То есть воспринимают поступающую информацию и превращают ее в серии слабых электрических сигналов, которые бегут по нервным клеткам к мозгу.

Группы клеток, способных воспринимать определенные сигналы, называют рецепторами (от лат recipere — получать). Вспомни, ведь по рецепту, который выписал доктор, получают лекарства!

Трудно поверить, но все что ты видишь, слышишь, чувствуешь и воспринимаешь в твоем мозгу является лишь нервными сигналами! Кстати, примерно также происходит дело с информацией в компьютерах. Все, что они умеют делать — это обрабатывать электрические сигналы. Любая цветная картинка, возникающая на экране компьютера, хранится в его памяти как серия электрических сигналов!

Рецепторы органов обоняния. Нетрудно догадаться, что запахи воспринимаются твоим мозгом, тоже как серии сигналов. Их поставляют в мозг органы обоняния. Где эти органы чувств расположены, всем хорошо известно — в носу!

В коже находятся органы осязания — рецепторы, которые воспринимают давление, тепло и холод. В ответ на сигналы от рецепторов холода просвет кожных капилляров расширяется, кожа краснеет, поток горячей крови через нее увеличивается. Благодаря этому механизму на морозе краснеют щеки. Это только один пример, как твое тело получает информацию с помощью органов чувств и реагирует на нее!

V

(уже знал)

-

(новое или противоречащее прежним знаниям)

+

(интересно)

?

(неясно, есть вопросы)

!

(хочу узнать больше)

Разбивка на кластеры

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прочитай текст и составь кластер.

 Много ли на свете пальм?

Ученые считают, что на Земле растет более 210 родов и 2780 видов пальм. Все они растут в тропиках или субтропиках.

Мы живем в условиях умеренного климата, где пальмы не растут. Поэтому большинство может назвать несколько видов пальм: кокосовая, финиковая, масличная. Кое-кто читал о сейшельской пальме.

Все пальмы более или менее похожи друг на друга: у них прямой, без ветвей стебель с веером крупных листьев на вершине. Бывают древовидные пальмы. Восковая пальма вырастает до 60 м. А у слоновой (или чилийской) пальмы ствол диаметром почти 1 м. Пальма сиагрус карликовая: ростом не превышает 10 см. Она растет в Парагвае.

Среди пальм есть и лазающие растения. У пальмы куламус из розетки листьев поднимается вверх несколько стеблей. В тропических лесах Африки и Азии они образуют непроходимые заросли.

Американская масличная пальма растет, лежа на боку. Она распростерта на поверхности земли и вся покрыта придаточными корнями. Над землей на высоту до 2 метров поднимается более молодая часть с крупными перистыми листьями.

У некоторых пальм стволы вздуты и напоминают бутылки или бочонки. Кубинская пальма барригона напоминает бочку. Ствол африканской пальмы делеб раздут в двух или трех местах.

Важнейшими считаются пальмы, которые кормят людей.

Финиковая пальма растет в засушливых местах, но вблизи водоемов. Это древнейшее культурное растение. В диком виде она не растет. Египет, Ирак, Пакистан, Афганистан, Испания, юг США — места ее обитания. Ее плоды — финики — вкусны и питательны. В них до 70% сахара, белки, жиры, витамины. В некоторых странах это основной продукт питания. В ее тени выращивают и другие фруктовые деревья.

Сахарная пальма растет в тропиках Азии. Ее соцветия подсекают и собирают сок, из которого получают вино, спирт, уксус. Сок и настой из корней обладают лечебными свойствами. Ствол сахарной пальмы покрыт густым слоем волокон, похожих на конский волос. Из них вьют веревки, делают циновки. Из сердцевины ствола делают саго — крупу.

Винную пальму очень ценят в Индии, Бирме, Непале, на Филиппинских островах. Из сока соцветий получают сахар, вино. В мякоти ее плодов находится множество игловидных кристаллов, поэтому пальму еще называют жгучей. Из сердцевины ствола также делают крупу саго. Масличная пальма растет в тропиках Африки и по берегам рек и озер, во влажных долинах. Головки плодов, из которых делают масло, покрыты острыми шипами. Эта пальма дает два вида масла. Из мякоти плода получают масло для смазки, для изготовления мыла и свечей. Из семян получают пищевое масло, очень похожее на кокосовое.

Плоды персиковой пальмы напоминают зрелые персики. Мучнистую мякоть плодов варят в соленой воде. Они вкусны и питательны, в них много крахмала, жиров, витаминов А и С. У этой изящной пальмы несколько тонких стеблей, покрытых острыми шипами. Она растет в тропиках Америки.

Саговая пальма кормит жителей Новой Гвинеи и Молуккских островов, Таиланда, Индонезии, полуострова Малакка. Эту пальму срубают до цветения. Тогда сердцевина стебля содержит больше всего крахмала. Мягкую сердцевину промывают и продавливают крахмальную массу через сито на горячий металлический лист. Получается крупа саго. Из саго пекут лепешки, варят кашу.

Мякоть плодов сейшельской пальмы, похожая на желе, считается лакомством. А в Средние века в Европе этот диковинный плод считался чудодейственным, противоядием против всех ядов. Монархи платили за них огромные деньги.

Сейшельская реликтовая пальма древнейшая на Земле и может соперничать с ливанским кедром. Растет она только на Сейшельских островах и на островах Праслен и Курьез, расположенных в Индийском океана. Места, где растет сейшельская пальма, объявлены заповедными. Это дерево растет чрезвычайно медленно. Цветение его растягивается на 8-10 лет. Крупный, на 13-18 кг плод, созревает 7—10 лет. Семя прорастает в течение 1-1,5 лет и получает питательные вещества из эндосперма плода 3-4 года. Сейчас эту пальму выращивают в жарких странах.

Самая величественная, самая красивая из всех пальм, пожалуй, королевская пальма. На Кубе ее можно встретить повсюду. Она украшает проспекты тропических городов.

Таблица тонких и толстых вопросов

Прием "Тонкие и толстые вопросы" -способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Толстые ?

Тонкие ?

Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?

 

  Кто ?
 Что ?
 Когда ?
 Может ..?
 Будет ...?
 Мог ли ... ?
 Как звать ...?
 Было ли ...?
 Согласны ли Вы ...?
 Верно ли ...?

По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.

Прочитай текст, заполняя таблицу с вопросами.

Каковы размеры вселенной?

Человек всегда стремился взором, мыслями, чувствами постичь мир, в котором он живет, частицей которого он является. Какова она — Вселенная? Где начало ее, где предел? Из чего состоит? По каким законам существует? Что было с ней в прошлом, что произойдет в будущем?

Наука о Вселенной — астрономия — изучает эти вопросы.

Насколько велика Вселенная? На этот вопрос трудно ответить в нескольких словах, не имея четкого представления, хотя бы в общих чертах, о тех объектах, которые ее занимают. Но попробуем вообразить себе масштабы Вселенной, взяв для начала характерный размер, привычный для нас: высоту потолка —4 м, умножим ее на десять тысяч и выйдем при этом в стратосферу (40 км). Сделаем следующий шаг: умножим еще на десять тысяч и попадем на Луну (400 000 км), а умножив еще на десять тысяч, мы попадем на границу Солнечной системы, удаленную на 4 млрд. км, т.е. на расстояние, которое свет пройдет примерно за 4 часа. Мы уже находимся на четвертой ступени этой десятитысячной шкалы. Этого предела уже достигали автоматические станции, посланные с Земли. Следующий шаг катапультирует нас прямо к Альфе Центавра — ближайшей к нам звезде, удаленной на расстояние 40 000 млрд. км. Теперь уже один километр оказывается смехотворно маленьким, и в качестве единицы измерения используется световой год, который немногим меньше 10 000 млрд. км. Альфа Центавра находится как раз на расстоянии 4,3 световых года, и таково типичное расстояние между звездами.

Шестая ступень приведет нас в недра Галактики — громадной массы сотен миллиардов звезд, одна из которых, наше Солнце, находится на окраине этого скопления. После следующего умножения на десять тысяч, т.е. следующего шага, нас отнесет на расстояние в 400 млн. световых лет, при этом звезды уже заведомо слишком малы, чтобы быть различимыми, и Вселенная кажется нам равномерно заполненной миллиардами галактик. Дальше даже мысленно мы продвигаться не сможем. Согласно представлениям современной науки, невозможно увидеть объекты, отдаленные на расстояния, большие, чем примерно 12 млрд. световых лет. Таковы космические масштабы на сегодняшний день.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

Составление синквейнов

СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».
СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.
СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.
СИНКВЕЙН: обогащает словарный запас; подготавливает к краткому пересказу, учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех.
ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА
1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Сочини синквейн по любой, интересной тебе теме.

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Задание для самостоятельной работы

Выбери понравившийся текст и обработай его, используя два любых способа обработки информации.


Занятие 4 Тренинговое занятие:

Я исследователь? Я  исследователь… Я исследователь!

спортсмен

очкарик

здоровяк

певец

лентяй

двоечник

музыкант

отличник

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Гипотезы:

  1. Цель:

  1. Задачи:

  1. Методы исследования:

  1. Источники информации:

  1. Анализ результатов:

  1. Формулировка выводов:

  1. Возможности применения работы:

  1. Оформление и защита работы:


Занятие 5 «Как работать над проблемой и правильно оформить исследовательскую работу?»

Структура работы:

  1. Титульный лист
  2. Содержание
  3. Введение
  4. Теоретическая часть
  5. Практическая часть (экспериментальная)
  6. Заключение и выводы
  7. Список источников
  8. Приложения: фотографии, графики, таблицы и т.д.

Требования к оформлению:

  1. Шрифт: Times New Roman
  2. Интервал -1,5
  3. Размер шрифта: 14
  4. Поля: верхнее и нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см
  5. Нумерация страниц: в нижнем левом углу, титульный лист и содержание не нумеруются, на листе «введение» - номер 3. Приложения не нумеруются.
  6. Объем работы не более 10 страниц без приложений.

Титульный лист

Содержание

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть

Заключение и выводы

Список источников

Приложения:


Занятие 6 «Как создать прикладной проект и защитить его?»

Паспорт проекта

Название проекта:

Тип проекта:

Срок реализации:

Цель:

Задачи:

Планируемый продукт:

Материалы для работы:

Презентация результатов:

Сильные стороны:

Слабые стороны:

Самооценка:

«Я»

«Класс»

«Работа»

«Результат»

Внешняя оценка:


Занятие 7 «Можно ли играя, создать проект?»

В игровом проекте участники решают какую-либо реально существующую или вымышленную проблему. Сегодня нам предстоит создать юридический документ, защищающий права кошек и собак. Подумай и запиши, кто заинтересован в создании «Декларации прав кошек и собак».

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сегодня я работаю в группе  _________________

Цель работы группы: _____________________________________________

Рабочие моменты:

Итоговый документ:


Занятие 8 «Тренинг развития креативности: Что б такого смастерить?»

Правила тренинга:

- группы должны четко следовать правилам игры, не нарушать время, отведенное на этапы деятельности;

- каждый член группы должен принимать участие в обсуждении, проектировании, создании продукта и его защите.

Ход тренинга:

  1. Подготовительный – разбивка на группы (3 минуты).
  2. Проектирововчный: из выданных группе 10 наименований материалов выбрать те, из которых можно создать какой либо продукт. Помни материалов должно быть не менее пяти наименований и если вы должны использовать все материалы, которые выбрали. На этом этапе нельзя создавать продукт, нужно только продумать, что будете делать и отобрать нужное (7 минут).
  3. Практический этап: за 10 минут вам предстоит создать какой-либо продукт из отобранных вами материалов.
  4. Презентационный: группа должна в интересной форме в течение 1 минуты защитить свой продукт, даказать остальным, что созданный продукт нужный и полезный (5 минут)

Занятие 9: Итоговый тест элективного курса

«ШКОЛА УВЛЕКАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

  1. Перечисли известные тебе виды проектов:

По длительности

По числу участников

по виду деятельности

  1. Размести этапы работы над проектом в правильной последовательности

практический

подготовительный

проектировочный

заключительный

  1. Сочини синквейн по теме «ПРОЕКТ»

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

  1. Предложи, в какой форме можно представить результаты информационного проекта.

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Перечисли, какие методы исследования можно использовать при выполнении исследовательской работы.

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Какой из созданных на элективном курсе проектов тебе понравился больше всего? Почему?

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Оцени свою работу на занятиях элективного курса по следующей шкале

«***»- отлично; «**» - удовлетворительно; «*» - плохо.

Активность на занятиях _____________

Получение новых знаний ____________

Интерес __________________

Польза ________________

Желание продолжить работу над проектами ___________


ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

В 2010-2011 учебном году освоили программу элективного курса «Школа увлекательных проектов» ученики 5-х классов МОУ «Гимназия №1» в рамках курса «Основы проектной деятельности». За период проведения элективного курса реализовано большое количество различных проектов экологического направления. В таблицах приведена результативность групповых и коллективных проектов, а так же участие в научно-практических конференциях.

Результативность групповых и коллективных проектов.

Название проекта, тип

Форма презентации

Результативность

1

Информационный проект «Азбука леса».

Создание рукописной книги, компьютерной игры-викторины, проведение игры викторины для учеников 4 классов.

Благодарность за активное участие в создании и презентации экологических проектов.

2

Информационный проект «Вода – это жизнь!» в рамках всероссийской акции «Урок чистой воды»

Оформление стенда в фойе гимназии.

3

Прикладной проект «Вторая жизнь пластиковой бутылки».

Создание и защита изделий, оформление выставки.

4

Игровой проект «Декларация прав кошек и собак».

Разработка декларации, обращение в СМИ.

5

Прикладной проект «Елочка, живи!»

Участие в конкурсе экологических проектов национального парка Югыд Ва.

Диплом победителей межрегионального конкурса проектов «Чем нам елку заменить, чтоб живую не рубить».

Результативность участия учеников в исследовательских конференциях.

Фамилия, имя

Название конференции

Название работы

Результативность участия

1

Канев Никита

VI учебно-исследовательская конференция ГОУДОД «РЦДО» «Я -исследователь, я открываю мир».

В природной химической лаборатории. Тайны растительных индикаторов.

Диплом I степени, благодарственное письмо руководителю за подготовку дипломанта конференции.

2

Мамонтова Люда

Горе луковое  или горе без лука.

Свидетельство участника, благодарственное письмо руководителю за подготовку дипломанта конференции.

3

Канев Никита

XIV республиканская конференция участников туристско-краеведческого движения «Отечество – Земля Коми»

В природной химической лаборатории. Индикаторы в царстве Берендея.

Диплом III степени (секция «Природное наследие Коми Края»), диплом за активное участие в конференции от Сыктывкарского лесного института, грамота руководителю за подготовку призера конференции.

4

Колеватова Юлия

Мы на севере живем, аскорбинку часто пьем.

Свидетельство участника конфернеции, диплом за активное участие в конференции от Сыктывкарского лесного института, грамота за успешное участие.

Достигнутые результаты проектной деятельности подтверждают эффективность использования методической разработки.

Распространение опыта проектно-исследовательской деятельности:

  1. Выступление на заседании научно-методического совета гимназии по теме «Организация исследовательской деятельности школьников среднего звена»
  2. Мастер-класс по организации проектно-исследовательской деятельности в рамках семинар для учителей начальных классов МР «Печора». Тема семинара «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников».

Презентация  результатов проектно-исследовательской деятельности: защита исследовательской работы Мамонтовой Людмилы по теме «Горе луковое или горе без лука».

  1. Выступление на семинаре для заместителей директоров школ г. Печоры «Современные формы оценивания знаний учащихся». Тема выступления: «Оценивание результатов проектной деятельности». Презентация  результатов проектно-исследовательской деятельности: защита исследовательской работы ученика 5 класса Канева Никиты по теме «В природной химической лаборатории. Тайны растительных индикаторов».
  2. Выступление на педагогическом совете МОУ «Гимназия №1» по теме «Формирование информационных компетенций школьников средствами технологии критического мышления».
  3. Публикация на персональном сайте учителя Королевой Елены Евгеньевны: http://koroleva.gnusy.ru

Организации поддерживающие внедрение инновационной разработки:

  1. Научно-методический совет МОУ «Гимназия №1» г. Печоры (руководитель Пестовская С.Б.)
  2. Городское методическое объединение учителей-экологов МР «Печора» (руководитель Рыбина  Т.А.)
  3. Отдел экологического просвещения Печорского филиала национального парка «ЮГЫД ВА»
  4. Некоммерческий экологический фонд «Серебрянная тайга» (представитель Печорского филиала Романюк Е.А.)
  5. Информационно-методический центр Управления образования муниципального района Печора (руководитель Осипова И.А.)

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ЛИТЕРАТУРА

  1. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технол гия формирования ключевых компетентностей учащихся. Самара, 2003.
  2. Горский, В.А. Становление учебно-исследовательской деятельности школьников в России // Теория и практика дополнительного образования. -2010.-№5.-с.5-11
  3. Громова, Т.В. Организация исследовательской деятельности // Практика административной работы в школе. - 2006. - №7. - с.49-53
  4. Громова, Т.В. Руководителю научно-исследовательских работ школьников // Практика административной работы в школе. - 2006. - №6. - с.59-64
  5. Методические рекомендации для организаторов учебно-исследовательской деятельности школьников // Теория и практика дополнительного образования. -2009.-№4.-с.42-51
  6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Асайегша, 2000.
  7. Решетова, М.А. Из опыта организации управления внеклассной исследовательской деятельностью учащихся // Дополнительное образование и воспитание. -2009. -№1. -с. 12-17
  8. Русских, Г.А. Исследовательская работа - основа подготовки педагога к педагогическому проектированию // Теория и практика дополнительного образования. - 2007. - №6. - с.23-28
  9. Фишман И.С. Тесты внешней оценки уровня сформиро-ванности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных уч реждений. - Самара: Изд-во ЦПО, 2005.
  10. Черных, Н.В. Положение об учебно-исследовательской деятельности учащихся // Практика административной работы в школе. - 2007. - №3. - с.55-56

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  1. http://www.researcher.ru/ Интерент портал «Исследовательская деятельность школьников»
  2. http://irsh.redu.ru/  Журнал «Исследовательская деятельность школьников»
  3. http://www.ecosystema.ru/ Экологический центр «Экосистема»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОПЕРАТИВНЫЙ СЛОВАРЬ

Ситуация - часть действительности (людей, отношений между ними, предметов, существующего порядка вещей и т.п.), которую вы рассматриваете в связи с тем или иным вопросом.

Описание ситуации - совокупность сведений о людях, отношениях между ни ми, предметах, установленном порядке действий и т.п. которые вам надо сообщить, чтобы другой человек по нял, как вы представляете себе ту или иную ситуацию.

Анализ ситуации - разделение ситуации на составные части, необходимое для того, чтобы внимательно рассмотреть каждую часть в отдельности и сделать вывод о ситуации в целом.

Признак ситуации - важное для вас свойство, которым обладает та или иная ситуация. Часто для того, чтобы сформулировать призна ки ситуации, вам приходится делать выводы относитель но составляющих ее частей.

Прогноз - предположение о состоянии дел в будущем, о возможном развитии рассматриваемой вами ситуации, которое вы высказываете на основании своих выводов по анализу ситуа ции и своего опыта переживания подобных ситуаций.

Заинтересованные стороны - люди или организации, которые, по вашему мнению, заин тересованы в том, чтобы существующая ситуация измени лась и стала такой, какой вы ее хотите видеть (+), или в том, чтобы ситуация не была вами изменена (-).

Ценности - внутренние основания для вашего выбора, ваши собствен ные представления о том, что является важным, а что вто ростепенным, что - хорошим, что - плохим, что - справед ливым, что - несправедливым и т.п.

Противоречие - такое отношение между явлениями, признаками, оценками, сведениями, когда одно из них полностью исключает другое.

Проблема - противоречие между должной (желаемой) и реальной ситуа циями.

Постановка проблемы - указание на то, чем существующая ситуация принципи ально отличается от того, какой она должна быть, с ва шей точки зрения. Типичные ошибки в постановке проблемы:

■ подмена проблемы вопросом,

■ подмена проблемы трудностью,

■ подмена формулировки проблемы указанием на об ласть существования проблемы (тематическое поле),

■ проблема недостаточно детализирована,

■ «напрашивающееся решение»,

■ противоречие между двумя реальными ситуациями с разными признаками.

Анализ проблемы - выявление причин существования проблемы и послед ствий ее существования, а также определение того, от кого зависит устранение этих причин.

Причина - событие или явление, по вашему мнению, неизбежно по рождающее ту ситуацию, с которой вы столкнулись.

Следствие - ситуация, которая, по вашему прогнозу, неизбежно воз никнет после того или иного события, действия (или бездействия), явления и т.п.

Цель - мысль о будущем результате ваших усилий; указание на то, что должно быть вами изменено, чтобы устранить существу ющую проблему.

Поставить цель - сформулировать, что должно быть изменено в результате ваших действий.

Задача - указание на промежуточный результат (изменение), кото рый должен быть получен для достижения цели.

Свидетельство достижения цели - непосредственно наблюдаемые изменения в ситуации, кото рые возникают, только если вы достигли своей цели.

Анализ путей решения проблемы - выделение важных для вас положительных и отрицатель ных сторон того или иного способа решения проблемы, выводом по которому должна стать ваша оценка: «Для меня вот этот способ является наилучшим»

.

Ресурсы - средства, которые вы собираетесь использовать для дости жения цели.

Этапы работы над проектом

ПОИСКОВЫЙ

- Моделирование идеальной (желаемой) ситуации.

- Анализ реальной ситуации.

- Определение и анализ проблемы.

- Анализ имеющейся - информации.

- Определение потребности в информации.

- Сбор и изучение информации.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

- Постановка цели проекта.

- Определение задач проекта.

- Определение способа разрешения проблемы (10-11 класс).

- Анализ рисков.

- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

- Анализ ресурсов.

- Планирование продукта.

- Анализ имеющейся информации.

- Определение потребности в информации.

- Сбор и изучение информации.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

- Выполнение плана работ.

- Текущий контроль.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

- Предварительная оценка продукта.

- Планирование презентации и подготовка презентационных материалов.

- Презентация продукта.

 КОНТРОЛЬНЫЙ

- Анализ результатов выполнения проекта.

- Оценка продукта.

- Оценка продвижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "К проекту чeрез HTML"

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного  курса Т.М. Смирновой «К проекту через HTML». Программа имеет рецензию   Регионального экспертного совета...

Рабочая программа элективного курса «Увлекательный мир природы» 5 класс

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру. Курс  включает разделы: «Науки о природе», «Методы изуче...

Программа элективного курса "Увлекательная фразеология"

Элективный курс «Увлекательная фразеология» предполагает теоретические и практические задания, раскрывающие особенности фразеологического оборота, затрагивающие вопросы происхождения фразеологизмов, и...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Текст: теория и практика»

В поведении и общении с другими людьми неизбежно проявляется внутренний мир человека. Богатому и красивому внутреннему миру, как правило, соответствует высокая культура поведения и общения...

Рабочая учебная программа элективного учебного предмета «Законы и правила русской орфографии»

Элективный курс «Законы и правила русской орфографии» предназначен для обучающихся 9 класса.Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что со...

рабочая программа элективного курса " Индивидуальный проект!

Элективный курс "Индивидуальный проект" для ступени среднего общего образования является логическим завершением лицейской проектной системы, и одновременно - важнейшим средством для построения индивид...

Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» для 10 класса

Пояснительная запискаРабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект» составлена в соответствии с• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в...