конспект урока по развитию речи "Насекомые"
методическая разработка по естествознанию (9 класс) на тему

иванова людмила леонидовна

Интегрированное занятие для детей 1 и 2 вариантов обучения шв школе 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_nasekomye.doc66.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_ryby.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Насекомые».

      Цели:

  1. образовательные: способствовать обогащению представлений учащихся о многообразии мира насекомых; формировать новые понятия отличительных особенностей строения насекомых; познакомить учащихся с различными видами насекомых; систематизировать знания учащихся о группах животных этого класса;
  2. развивающие: развивать способности наблюдать, мыслить, делать выводы о том, чем отличаются насекомые от других видов животных; способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса, воображения;
  3. коррекционные: развитие речи, представлений, памяти, мышления
  4. воспитательные: способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к удивительным по своему разнообразию насекомым, воспитанию стремления бережно относиться к природе в повседневной жизни.

               Оборудование: компьютер, проектор, экран, листочки с номерами вопросов на каждого ученика, нарисованное на ватмане дерево (яблоня), лист дерева, картинки животных.

I.        Организационный момент

II.        Введение в тему (Стадия вызова)
Слайд 2

Игра «Собери пазлы»

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир, мир живых существ. А вот мир каких животных мы посетим, вам предстоит узнать самим, собрав пазлы.

За компьютером работают по очереди несколько детей, собирая части мозаики

Учитель: Посмотрите, кто же это такие? (Бабочка, кузнечики т.д.) Назовите одним словом, как называются эти живот-е. (Насекомые.)

Мы с вами совершим путешествие в мир насекомых. Нам Предстоит ответить на вопрос: кто такие насекомые?

Слайд 3. «Кластер» (на кластере появляется объект -

   Учитель: Насекомые - самые распространённые обитатели животного мира на Земле. Их более 1 млн. видов. А называют их так потому, что на теле этих животных есть полосы –насечки Посмотрите, какие они все разные. (Просмотр фильма )^Насекомые»        Скачать        его        можно здесь: http://www.youtube.com/watch?v=mNt8cfl(Cptw.)

Таблица «ЗХУ»

На данном уроке проговаривается устно.

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ

Учитель: Ребята, а что вы знаете о насекомых? Чтобы вы ещё хотели о них узнать?

III. Работа по теме урока (Стадия осмысления)

Учитель: Ребята, послушайте  внимательно загадки и пробуйте отгадать, о ком идёт речь . После ответов на экране появляются картинки с надписями.

  1. Прыгает пружинка –

             Зелёная спинка.

        С травы - на былинку,

        С ветки на тропинку.

  1. Над цветком порхает, пляшет,
    Веерком узорным машет.
    Те, с кем рядом я жужжала,
    Помнят - у меня есть жало
  2.  И на брюшке полоса,
     Потому что я - ..
  3. Звучит труба басисто.
  4. Не трогайте солиста!
  5.  Пускай садится на цветок

             И пьёт в антракте сладкий сок.
         5.        Не зверь, не птица — нос, как спица.
             Летит — пищит, сядет — молчит.
             Кто его убьёт, тот кровь свою прольёт.
         
6. Голубой  аэропланчик
             Сел на белый одуванчик.

  1. Ходит ходок через потолок,

Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт, ещё и кусаться начнёт.
8. Домовитые хозяйки пролетают над лужайкой.
   Похлопочут над цветком - он поделится медком.

Учитель:Молодцы! А как же одним словом назвать всех этих животных? (Насекомые.)         появляется надпись на экране.

Слайд 4

Учитель: Рассмотрите внимательно насекомых: похожи ли они между собой? Есть ли у них что-то общее? По каким признакам -вы будем сравнивать? (Цвет, размер, количество ног, строение

тела.)

Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся-

(Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел

(Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся

(Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(покружиться)

Слайд 5. Кластер

Учитель: Итак, мы выяснили, что у всех насекомых есть по 6 ног, голова, грудь, брюшко и усики.

По мере объяснения на кластере появляются названные объекты, по щелчку происходит их выделение. .

Учитель: Посмотрите на картинку. Какое из этих животных  насекомое?

Посчитайте, сколько ног у бабочки, жука, стрекозы. Рассмотрите бабочку. Какая она красивая. Назовите части её тела.

А как же отличить насекомое от остальных животных? Ведь голова, усики, брюшко есть и у других

животных?

Самым важным признаком отличия насекомых от других животных является то, что у них шесть ног.

Посмотрите на рис. Сколько туфелек принёс муравей бабочке.? Зачем ей столько? Как вы думаете, можно ли ловить бабочек, а муравьев? Почему нельзя, они же такие красивые, маленькие

Назовите, каких насекомых вы знаете. Опишите их. Где вы их видели? Почему все насекомые разного цвета? Почему бабочки такие яркие? (Они маскируются под среду своего обитания.)

Где же обитают насекомые? (В воздухе, в почве, в воде)

На кластере появляется объект «места обитания» - воздух, вода, почва

Слайд 7. «Отгадай животное»

Учитель  :Отгадайте по описанию, о каком животном идёт речь

Это животное плетёт красивую лёгкую сеть, чтобы поймать себе на обед насекомых. Оно не летает, а тихонько ждёт, когда кто-нибудь попадёт в его ловушку. У него восемь ног.

Это животное делает землю плодородной. Роет узкие ходы, чтобы корни растений могли дышать. Его можно найти под старыми корешками. После дождя оно выбирается на поверхность земли подышать.

Тело этого животного покрыто пушком. Его звук жужжание. Только оно может добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У него шесть ног и есть крылышки.

Это животное быстро летает и умеет бегать по потолку. Очень любит, когда оставляют крошки на обеденном столе.

Это насекомые?

Кто из них насекомое? (Паук и червяк исчезают по щелчку

Почему вы так решили? Докажите.

Тренажёр «Собери насекомое».

Учитель: Кто у нас получился? (Божья коровка, )К какой группе животных они относятся? (Насекомые.) Докажите.

Учитель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Верите ли вы, что...». У вас на столах лежат листочки с номерами вопросов. Я читаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли  вы, если верите, ставите напротив номера вопроса +, не верите . Работайте в парах.

Игра «Верители вы, что...»

  1. «…муравьи бывают пастухами?»
  2. «…есть жуки-«санитары»?»
  3. «…божья коровка умеет прыгать?»
  4. «…в природе существует жук-геркулес?»
  5. «…некоторые бабочки улетают зимовать в тёплые края?»
  6. «… надоедливые мухи приносят людям пользу?» 
  7. «…пчелы и стрекозы в полёте могут обогнать велосипедиста?»

Слайд 8. Кластер

Учитель: Давайте подумаем, а зачем нужны насекомые в природе? Приносят ли насекомые пользу человеку?

Появляются объекты «помощники» и «вредители». Сообщение учителя о пользе и вреде насекомых как итог этой беседы

IV. Рефлексия.

1.Таблица «ЗХУ».

Учитель: Сегодня на уроке мы много говорили о насекомых. Что же нового мы для себя узнали?

Итак, давайте ответим на поставленный в начале урока вопрос. Кто такие насекомые? (Насекомые- это живые существа, у которых 6 ног, голова, грудь ,брюшко, усики..Многие из них приносят пользу природе и человеку, но есть и такие, которые вредят. Некоторые виды насекомых нуждаются в нашей защите.

  1. Составление панно

   На столе  учителя разложены вырезанные фигурки насекомых, пауков, червяков, на доске изображение дерева- яблони, один лист увеличен.  Дети подходят, берут насекомое (или другое животное) и крепят на лист. Затем проверка, все ли животные на листе- насекомые.

3.Оценка урока

Каждый ученик прикрепляет на яблоню картинку, соответствующую оценке его работы на уроке. У каждого ребёнка на столе картинки:

а) плод -  « я узнал  много нового»;

   б) цветок -  «урок прошёл неплохо»;

                                   в) зелёный листок -  «не совсем удовлетворён уроком»;

                 г) жёлтый листок-  «мне было неинтересно».

V. Дифференцированное домашнее задание

  1. уровень - раскрасить картинку
  2. уровень - нарисовать насекомое и указать части его тела.
  3. уровень - нарисовать насекомое и подготовить краткий рассказ о его особенностях.

Использованные ресурсы

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 1 класса. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Поглазова О.Т. Учебник-тетрадь №2 для 1 класса. - Смоленск: Ассоциация XXI век.
  3. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Обитатели земли. Учебник-тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2008.
  4. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель для начальной школы. - М.: Просвещение, 2007.
  5. Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2006.
  6. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Жизнь hi Земле. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. - Ростов: Учитель, 2003.
  7. Галанжина Е.С.» Уроки окружающего мира», Москва»Планета»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»

Конспект урока по развитию речи и  окружающему миру

Тема: «Насекомые».

Учитель ГСКОУ (8вида)   школы №46 «Центр РиМ»

Калининского района

Иванова Л.Л.

Используемые технологии: элементы ТРКМ. ( Кластер, таблица «ЗХУ»,  «Верите ли вы»), ИКТ, элементы здоровьесберегающих технологий

 

Санкт-Петербург 2010 года.

I

29

28



Предварительный просмотр:

Тема « Морские и речные рыбы»

Цель: Формирование  представлений о внешнем виде и особенностях жизни пресноводных и морских рыб.

Задачи: 1.06разовательные: актуализация знаний о морских и пресноводных рыбах; выявление разнообразных приспособлений у рыб в зависимости от образа жизни; рассмотреть возможное негативное влияние человека на экологию водоемов.

  1. Развивающие: развивать логическое мышление; развивать операции сравнения двух или нескольких объектов, учить выделять доминирующие признаки группы объектов.
  2. Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения и любви к природе и ее объектам.

Дидактический материал и оборудование:

  1. Компьютер и ММП;
  2. презентация;
  3. таблица «ЗХУ»
  4. Концептуальная таблица

Ход урока

  1. Организационный момент. Собщение темы и целей урока.

2. Повторение материала. Речные и морские рыбы (слайды 7-10)

3.Проверка домашнего задания.

Ребята, я вам задала прочитать дома дополнительный материал - любой из 5 рассказов о редких морских рыбах. О какой рыбе читал Сережа? Слайд №11,12

Ответ:

Что тебя больше всего поразило? Ответ:

А ты, Дима, о какой рыбе прочитал?

Слайд №2

Ответ:

Дай этой рыбе характеристику несколькими словами. Ответ:

(Поговорить обо всех  рассказах)

Учитель: Интересно было услышать мнения ребят?

Давайте попробуем поработать с таблицами. Я вам предлагаю таблицу «ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ». (слайд13)

Собираем таблицу на доске(2 вариант обучения), распределяя полоски с надписями в 3 столбика.(глобальное чтение),дети 1 варианта обучения работают на компьютере

В первый столбик «запишите» ( прикрепить полоски с надписями) о рыбе, о которой вы читали дома. А во второй столбик вы «запишите» сведения про заинтересовавших вас рыб, о которых говорили ребята. Что бы вы о них хотели узнать. (5 минут).

Послушайте рассказ, что вас заинтересовал больше всего, прочитайте его вместе со мной и по мере чтения карандашом ставьте восклицательный знак в том месте, которое вас больше всего удивило. Это и будет потом «записано» в 3-й столбик.

Предложить  ученикам прочитать (глобально) результат творческой работы. Собрать таблицы.

Учитель: Вы поработали прекрасно. А сейчас для вас новое задание. Слушайте внимательно маленький рассказ о рыбах. В нем 2 ошибки. Попробуйте их найти . (слайд14)

Сережа и Вова живут в деревне. Рядом с их домом пруд. Ребята весной выпустили в пруд мальков карася, окуня, плотвы, трески и сельди. Всех их они наловили в реке.

Ответы: неправильно, потому что : 1. Сельдь - морская рыба, треска -

морская рыба и они в реках не водятся.

Учитель: Молодцы, заметили и объяснили ошибку. (4 мин.)

Если вы так хорошо знаете рыб, проверю вас. Играем в игру «Веришь -

не веришь» (

У вас на столах карточка с номерами вопросов. Если вы верите тому, что я сказала, то напротив вопроса ставите (+), а если не верите (-). Начинаем.

  1. Верите ли вы, что есть    такие рыбы, которые живут в море, а размножаться приплывают в реки?
  2. Верите ли, что есть такая рыба, которая боится утонуть?
  3. Верите ли вы, что щука может проглотить рыбку целиком?
  4. Верите ли вы, что окраска рыб зависит от места их рождения?
  5. Верители вы, что по чешуе рыбы можно узнать ее возраст.
  6. Верите ли вы, что есть рыбы, вырабатывающие электричество.

Учитель: положите свои листочки на край парты, они подписаны и я их соберу.

Мы с вами много заданий сегодня выполнили. Осталась таблица, которая лежит на ваших партах. Посмотрите на нее.

Первые 3 пункта заполняют учащиеся 12 класса (2 вариант обучения), выбирают картинки на компьютере и вставляют. Следующие 3 пункта выполняют учащиеся 8 класса (1вариант обучения), вставляют надписи в таблицу.

Вопросы для сравнения

Речные рыбы

Морские рыбы

Где живут

Чем дышат

Форма тела

Размножение

Польза для человека

Может    ли человек причинить рыбам вред?

Прочитайте, что у вас получилось. Какой вывод мы можем сделать из этой таблицы?

Ответы учащихся: Разница только в том, в какой воде они живут, а остальное похоже. Они принадлежат к классу РЫБ. Человеку приносят большую пользу. В то же время человек может нанести рыбам вред, если нарушит экологические законы. Надо беречь нашу природу.

Рефлексия.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)  образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»

Конспект интегрированного коррекционного занятия по развитию речи

Тема: « Морские и речные рыбы»

Учитель Иванова Людмила Леонидовна

Участники занятия: 8 класс школы(1вариант обучения)

                      12класс (2вариант обучения)

Используемые технологии:

  1. Элементы ТРКМ
  2. ИКТ
  3. интеграционные

Санкт – Петербург 2011год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по развитию речи в 1 классе школы 1,2 вида

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках  по всем учебным дисциплинам и во  внеурочное время.В соответствии с ведущими принципами обучения произношению и развития речив школах...

Конспект урока по развитию речи на тему "Мебель"

Коррекционный урок по развитию речи в 3 классе...

Конспект урока по развитию речи на тему "Зимние забавы детей"

Конспект урока разработан для учащихся 4 класса коррекционных школ VIII вида...

Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»

Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру Тема урока:"Весна"

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №439  Петродворцового района Санкт-Петербурга   Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема урока: «Весна»...

Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)

Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи:...