Урок по естествознанию: "Строение клетки"
план-конспект урока по естествознанию (9 класс) на тему

Ульман Светлана Вячеславовна

Урок разработан для учащихся специальных (коррекционных) школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stroenie_kletki_guo.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ. (гуо)

Цели урока:

  1. Обучающая: продолжить изучение строения организма человека, рассмотреть строение клетки, познакомиться с микроскопом.
  2. Коррекционная: продолжать развитие устной речи, мышления.
  3. Воспитывающая: продолжить формирование умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Оборудование: куриное яйцо, апельсин, силуэт тела человека, микроскоп, презентация.

Ход работы

  1. Орг. Момент.

Ну-ка, юный мой дружок,

Ты готов начать урок?

Все в порядке на столе?

Есть порядок в голове?

Чтобы иметь знания,

Понадобятся терпенье и старание.

  1. Актуализация знаний.

Ребята, на прошлом уроке мы начали изучение строения организма человека. Давайте вспомним, какие науки помогают нам в этом.

Задание. Продолжить определение. Проговорить название науки.

  • Анатомия
  • Физиология
  • Гигиена

Задание. Вспомнить названия частей тела. Отгадать загадки. (использование презентации-ответы)

  • Мы на них стоим и пляшем.
    Ну, а если им прикажем,
    Нас они бегом несут.
    Подскажи, как их зовут? (ноги)
  • Вот гора, а у горы –
    Две глубокие норы.
    В этих норах воздух бродит:
    То заходит, то выходит.
    (Нос)
  • Оля слушает в лесу,
    Как кричат кукушки.
    А для этого нужны
    Нашей Оле
    (Ушки)
  • Оля ягодки берет
    По две, по три штучки.
    А для этого нужны Нашей Оле
    (Ручки)
  • Пятерка братьев неразлучна,
    Им вместе никогда не скучно.
    Они работают пером,
    Пилою, ложкой, топором.
    (Пальцы)
  • На ночь два оконца сами закрываются,
    А с восходом солнца сами открываются.
    (Веки и глаза)

МОЛОДЦЫ!!!

Физминутка.

Немного отдохнем и закрепим названия частей тела.

Быть у каждого должна

Очень «умной» голова.

Я верчу ей как умею

Голова сидит на шее.

(показывает голову и шею)

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут – туловище.

(показывает туловище)

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь.

(показывает грудную клетку)

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

(показывает руки)

У меня один лишь нос.

Много тоненьких волос.

По пять пальцев на руках

И по пять на двух ногах.

(показывает нос, пальцы на руках и ногах)

Бегут по дорожке

Резвые ножки.

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку.

(показывает коленку, ноги)

. Молодцы, ребята, правильно показали и назвали части тела.

  1. Изучение нового материала.

Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.)
– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.)

 Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка. 

С помощью, каких приборов можно изучать клетки?

Ребята! Вспомните все, что я сказала, подумайте и скажите, как же мы назовем тему сегодняшнего урока? (Ответы.) 

Запишем тему урока.

Ребята! Живые существа, населяющие нашу планету, очень разнообразны, но все они имеют клеточное строение. Тело растения, животного, человека построено из клеток, словно дом из кирпичей.

Клетка – наименьшая единица живого. Это основная единица строения и развития всех живых организмов.

Задание. Построить из клеток организм человека. (Заполнить силуэт человека клетками (мелкими кусочками бумаги)).

МОЛОДЦЫ!!!!

Посмотрите внимательно друг на друга, на свои руки…можете ли вы увидеть клеточки? (нет).

Почему? (клетки очень мелкие)

Действительно, почти все клетки имеют очень маленькие размеры, и мы не можем их увидеть без специальных приборов. Какой нужен прибор для изучения клеток? (микроскоп)

Демонстрация микроскопа.

Но есть и крупные клетки. Демонстрация: яйцо, клетки апельсина.

Кроме того, что клетки имеют различные размеры, у них и разное строение. ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Форма клетки зависит от того, какую работу она выполняет.

Но как бы не различались клетки между собой, они имеют одинаковое строение.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Рассмотреть, проговорить и записать названия основных частей клетки. (оболочка, ядро, цитоплазма, органоиды).

Каждая клетка имеет три главные части: оболочку, которая одевает клетку; цитоплазму – полужидкую массу, которая составляет основное содержание клетки; ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме.

Помимо оболочки, ядра, цитоплазмы клетка имеет органоиды: митохондрии, лизосомы, пластиды и др.

Органоиды, как и органы, выполняют в клетке определенную работу или функцию.

        МИНУТКА РЕЛАКСАЦИИ.

4.Домашнее задание.

 Зарисовать строение клетки, подписать основные части клетки, проговорить названия частей клетки.

5. Вывод. Оценки.

Урок подходит к концу. Давайте ответим на вопрос, который поможет нам определить, достигли ли мы цели урока.

Итак, вопрос: каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился на уроке.

Ребята! У нас было изучение новой темы. Я очень довольна вашей работой на уроке

6.Рефлексивный этап. 

СМАЙЛИКИ.

Игра «Объяснялки»

Сидеть, сложа руки – бездельничать.

Держать язык за зубами – молчать.

Зарубить на носу – запомнить.

Как снег на голову – неожиданно.

Игра «У кого что? »

у человека у животного

рот - пасть

кожа - шерсть

нога - лапа

лицо - морда

зубы - клыки

стопа - копыта

ногти - когти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме: "Строение клетки"

Преподавание многих тем биологии предполагает интеграцию знаний с информатикой. Целью урока является развитие личности ребенка через активизацию познавательной деятельности с помощью ИКТ. Использовани...

презентация к уроку "Энергетический обмен в клетке"

Презентация содержит материал об этапах энергетического обмена в клетке, рисунки способствуют лучшему усвоению материала....

Урок биологии на тему "Клетка - симфония жизни"

Урок содержит материал, который можно использовать в классах биолого- химического (медицинского) профиля обучения....

Конспект урока биологии "Жизненный цикл клетки. Митоз.Амитоз"

Урок биологии в 10 классе разработан с учетом индивидуальных особенностей учащихся с использованием элементов технологии критического мышления....

Конспект урока по теме:" Строение клетки"

Конспект можно использовать в 11 профильном классе...

Конспект урока по теме:" Строение клетки"

Конспект можно использовать в 11 профильном классе...

Модульный урок №2 Тема: «Строение клетки. Приготовление микропрепарата чешуи кожицы лука».

Урок по биологии растений разработан с использованием модульной технологии. Конспект урока записан в таблицу, с указанием учебных элементов, учебного материала с заданиями, руководства по изучению уче...