Рабочая программа по естествознанию 6 класс.
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему

Бусленко Татьяна Геннадьевна

Рабочая программа по естесвознанию расчитана на 1 час изучения в 6 классе. 

 УМК:  «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon estestvoznanie_5-6.zip35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного предмета «Естествознание» составлена на основе авторской программы к пропедевтическому курсу «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание» А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак (2012), и учебника А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия» (2012).

Данный учебный предмет имеет свой целью:

подвести учащихся 6 классов к изучению нового предмета, показать учащимся роль химии и физики в окружающей их действительности, раскрыть перед ними широкую перспективу использования химии и физики в их повседневной жизни;

воспитать у учащихся ответственное отношения к учебе, гордость за отечественную науку;

развить мышление, повышение интереса к предметам.

и способствует решению следующих задач:

создать условия для развития устойчивого интереса к физике и химии, к решению задач;

сформировать навыки самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях;

развить общеучебные умения: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач;

развить творческие способности учащихся;

развить коммуникативные умения работать в парах и группе;

показать практическое применение законов физики и химии через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

 Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения используется учебно-методический комплект:

  1. Учебник «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание. Физика. Химия», авторы А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак (2012).
  2. Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса авторы А.Е. Гуревич (2012).

Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 35 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 1 учебный час.

.В курсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Учитель выступает в роли организатора, консультанта, эксперта самого процесса деятельности учащихся и её результатов.

Виды и формы контроля:

- предварительный

в форме:

- устного контроля - индивидуальный и фронтальный опрос;

- текущий

в форме:

- устного контроля - индивидуальный и фронтальный опрос;

- письменный контроль –проверочные работы, физические и

химические диктанты;

- лабораторный контроль-практикум;

- тестовый контроль;

- самоконтроль.

- промежуточная итоговая аттестация

в форме:

- тестовый контроль.

Место предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 35 учебных часов. 1 час в неделю.

В соответствии с учебным планом курсу «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики, химии, астрономии. В свою очередь, содержание курса «Введение в естественно-научные предметы.

Естествознание», являясь пропедевтическим, служит основой для последующего изучения курсов физики и химии в основной школе.

.

Содержание тем учебного курса

В курсе естествознания - 6 изучаются следующие темы:

1. Введение (2часа)

2. Тело и вещество(8 часов)

3. Взаимодействие тел  (5 часов)

4. Физические и химические явления (10 часов) 

5.Человек и природа(1 час)

6. Земля -место обитания человека(8 часов)

7.Резервные уроки -1 час

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:

—развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

—формирование мотивации к изучению в дальнейшем физики и химии;

—воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;

—формирование личностного отношения друг к другу, к учителю.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

—освоение приемов исследовательской деятельности (составление плана, использование приборов, формулировка выводов и т. п.);

—формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме (таблицы, графики, рисунки и т. д.), на различных носителях (книги, Интернет, CD, периодические издания и т. д.);

—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации (ведение дискуссии, работа в группах, выступление с сообщениями и т. д.).

Предметными результатами изучения курса «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» являются:

—освоение базовых естественно-научных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук;

—формирование элементарных исследовательских умений;

—применение полученных знаний и умений для решения

Календарно-тематическое планирование   

«Естествознание»

6 класс (35 часов)

урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы обязательного минимума содержания

Планируемые результаты

Эксперимент

Д.З.

Домашнее задание

Планируемая

Фактическая

Введение (2 часа)

1.

1.09-5.09

Введение. Человек — часть  природы. Тела и вещества.   Что изучает физика и химия.

Вводный

Природа живая и неживая. Понятие о явлениях природы. Человек — часть природы, зависит от нее, преобразует ее. Необходимость

изучения природы. Физика и химия — науки о природе. Тела и вещества.

Определять предмет изучения химии и физики

Описывать различные тела и вещества.

Объяснять значение природы в жизни человека

Стр 3-8

§ 1, тетрадь-тренажёр стр.6 задание 3.

2.

8.09-12.09

Научные методы. Лабораторное оборудование Измерения. Измерительные приборы

КУ

Роль измерений в научных исследованиях

и в практике. Простейшие измерительные

приборы и инструменты: линейка, измерительная лента, измерительный цилиндр. Шкала прибора: цена деления,

предел измерений. Алгоритм нахождения цены деления и предела измерений

Называть основные измерительные приборы.

Проводить измерения размера и объема

Давать определение цены деления.

Объяснять значение измерительных приборов

Лабораторная работа №1

«Определение

размеров физического тела»

Стр 9-12

§ 2, тетрадь-тренажёр стр.10 задание 2. Повторить § 1.

Тело и вещество(8 часов)

3.

15.09-19.09

Характеристики тел

и веществ. Состояние вещества

КУ

Характеристики тел и веществ: форма, объем,

цвет, запах.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Сохранение формы и объема твердыми телами, сохранение объема и несохранение формы жидкостями, несохранение формы и объема газами. Признаки физических

явлений: при переходе вещества из одного со_

стояния в другое не появляется новых веществ, не происходят их превращения.

Объяснять изменения, происходящие с веществами

Приобретать навыки ведения наблюдений за явлениями

Наблюдать и описывать явления.

Соблюдать правила техники безопасности в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Лабораторная работа №2 «Наблюдение различных состояний вещества»

Стр 15-17

Стр. 12

4.

22.09-26.09

Масса. Температура

ИНМ

Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Рычажные весы, правила работы.

Температура как важная характеристика тел и веществ, различных явлений природы. Из_

мерение температуры. Термометры, правила

работы с ними.

Называть единицы измерения массы, температуры.

Определять 

Температуру и массу тел.

Сравнивать температуру и массу различных тел

Лабораторная работа №3«Измерение темпера_

туры воды и воздуха».

§ 3, тетрадь-тренажёр стр.16-17 задание 4.

5.

29.09-3.10

Строение вещества:

молекулы, атом, ионы. Движение частиц вещества.

КУ

Значение знаний о строении вещества.

Делимость вещества. Строение вещества:

молекулы, атомы, ионы. Представление

о размерах этих частиц Диффузия в газах, жидкостях и твердых

телах.

Называть частицы, из которых состоит вещество

Приводить примеры диффузии

Сравнивать скорость диффузии при разной температуре

Стр 22-25

§ 4, тетрадь-тренажёр стр.20 задание 1, стр.21 з.3. стр. 32 з.3.

6.

6.10-10.10

Строение атома

КУ

Роль исследований строения атома в науке.

Э. Резерфорд — создатель планетарной модели строения атома. Строение атома: ядро(протоны и нейтроны), электроны; массы этих частиц. Заряды протонов и электронов, их взаимодействие, заряд ядра

Называть части атома

Сравнивать ионы и атомы

Характеризовать строение атома.

29-31 стр

§ 5, тетрадь-тренажёр стр.19 задание 12.

7.

13.10-17.10

Химические элемен_

ты. Периодическая

таблица химических

элементов Д. И. Менделеева. Простые и сложные вещства

КУ

Химические элементы как

группы атомов с одинаковым зарядом ядра.

Знаки химических элементов. Периодиче_

ская таблица химических элементов

Д. И.Менделеева: группы, периоды, ряды.

Номера химических элементов. Простые и сложные вещества.

Называть простые и сложные вещества.

Приводить примеры химических элементов

Объяснять строение строение таблицы Д.И. Менделеева

.

Стр 32-34

§ 6, тетрадь-тренажёр стр.27 задание 2.

8.

20.10-24.10

Кислород

КУ

Место кислорода в периодической таблице,

его знак, номер. Кислород — самый распространенный на Земле химический элемент.

Соединения кислорода и простое вещество

кислород, его свойства и значение для жизни

на Земле. Фотосинтез. Горение в кислороде.

Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде.

Приводить примеры обитателей наземно-воздушной среды.

Выделять характерные признаки живых организмов, обитающих в разных условиях влажности наземно-воздушной среды.

Сравнивать особенности водной и наземно-воздушной сред обитания, растения и животных разных экологических групп по отношению к наличию влаги.

Лабораторная работа №4«Наблюдение горения».

ТБ

Лабораторная работа

§ 7 стр.22-23.

9.

27.10-31.10

Водород и вода

КУ

Место водорода в периодической таблице,

его знак, номер. Водород в природе. Простое

вещество водород: его получение, свойства,

распространение в природе, применение.

Значение водорода как экологически чистого

топлива. Соединения водорода. Вода. Растворы.

Называть основные свойства водорода и воды.

Наблюдать растворение веществ в воде

Объяснять значение воды для живых организмов

37-38 стр

§ 7 стр.23-24. Тетрадь-тренажёр стр.34 задание 8.

10.

10.11-14.11

Плотность веществ.

КУ

Плотность как характеристика вещества. За_

дачи на вычисление плотности по известным

массе и объему.

Анализировать и сравнивать вещества с различной плотностью

Приводить примеры веществ с большой и низкой плотностью

Стр 40-42

§ 8.

Взаимодействие тел(5 часов)

11.

17.11-21.11

К чему приводит дей_

ствие одного тела на

другое?

КУ

Изменение скорости и формы тела при дей_

ствии на него других тел. Сила как характе_

ристика взаимодействия.

Приводить примеры взаимодействия тел

Выделять существенные особенности различных сил.

Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения о различных силах

§ 9.

12.

24.11-28.11

Силы различной природы.

КУ

. Силы различной

природы: сила тяжести, сила упругости,

электрическая и магнитная силы, сила тре_

ния, сила давления. Зависимость результата

действия силы от ее значения, направления,

точки приложения

Приводить примеры различных сил

Объяснять их действие

Прогнозировать последствия действия силы

§ 10, тетрадь-тренажёр стр.18 задание 9, стр.19. з.10.

13.

1.12-5.12

Измерение силы.

КУ

Повторение материала: шкала прибора, опре_

деление цены деления, предела измерений.

Устройство динамометра.

Объяснять принцип действия динамометра Наблюдать и описывать явления.

Соблюдать правила техники безопасности в кабинете , правила обращения с лабораторным оборудованием

Стр 53-54.

§ 11, тетрадь-тренажёр стр.25 задание 9.

14.

8.12-12.12

Магнитные и электрические силы.

КУ

Объяснение электрического взаимодействия

на основе электронной теории. Электризация

тел трением. Передача электрического заря_

да соприкосновени Постоянные магниты, притяжение ими железных (стальных) тел. Полосовые, дугообразные, керамические магниты. Полюса магнита, усиление магнитных свойств к полюсам. Магнитная стрелка. Земля как магнит.

Компас

Приводить примеры электрических и магнитных сил

Устанавливать причины действия сил

Прогнозировать последствия

Стр 56-59.

§ 12, тетрадь-тренажёр стр.26 задание 10.

15.

15.12-19.12

Давление

КУ

Сила давления и давление. Единица давле_

ния — 1 паскаль (Па). Способы увеличения

и уменьшения давления

Называть единицы измерения давленияч

Обосновывать способы уменьшения и увеличения давления

Прогнозировать последствия нарушения давления крови животных

.стр 62-65

Учебник стр.36.

Физические и химичепские явления (10часов)

16.

22.12-26.12

Механические явления

КУ

Механическое движение. Траектория. Различные виды движения. Примеры различных

видов движения в природе и технике. Путь и

время движения, измерение пути

Находить скорость, путь, время движения

Объяснять причины возникновения звуков

Применять полученные знания для решения задач

Стр 72-80

§ 13, тетрадь-тренажёр стр.39 задание 2.

17.

12.01-16.01

Тепловые явления

КУ

Процессы плавления и отвердевания, их объ_

яснение с точки зрения строения вещества. Процесс испарения и конденсации, их объ_

яснение с точки зрения строения вещества.

Описывать процессы плавления , конденсации, отвердевания, испарения

Объяснять причины процессов

Находить дополнительную информацию

Стр 81-86

§ 14, тетрадь-тренажёр стр.48 задание 2.

18.

19.01-23.01

Электромагнитные явления

КУ

Электрический ток как направленное дви_

жение заряженных частиц. Напряжение

как условие возникновения электрического

тока. Источники постоянного и переменно_

го тока.

Называть виды источников тока

Приводить примеры проводников и диэлектриков

Описывать электрические цепи

Стр 90-95

§ 15, тетрадь-тренажёр стр.44 задание 5.

19.

26.01-30.01

Световые явления

КУ

Источники света: горячие и холодные.

Демонстрации. Излучение света различными источниками Образование тени от преграды. Прохождение света сквозь отверстие.

Называть источники света 

Выделять особенности распространения света

Устанавливать причины солнечного и лунного затмений

Стр 104-109

§ 16, тетрадь-тренажёр стр.45 задание 9.

20.

2.02-6.02

Линзы. Оптические устройства.

КУ

Различные типы линз: собирающие и рас_

сеивающие. Фокус линзы. Увеличение

линзы.

Сравнивать виды линз

Делать выводы о причинах сходства и различия.

Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы.

Стр 112-114

§ 17, тетрадь-тренажёр стр.47 задание 1.

21.

9.02-13.02

Строение глаза.Очки. Цвет.

КУ

Строение глаза, некоторые функции его отдельных частей. Изображение, получаемое

на сетчатке. Недостатки зрения: близорукость и дальнозоркость; использование

очков для их исправления.

Описывать строение глаза

Объяснять принцип работы очков, восприятие света

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения

Стр 115-117

§ 17, тетрадь-тренажёр стр.46 задание 10.

22.

16.02-20.02

Химические явления

КУ

Химические реакции как процессы образова_

ния одних веществ из других. Признаки хи_

мических явлений и условия их протекания.

Распознавать различные явления

Применять знания на практике

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Лабораторная работа №5«Наблюдение физических и химических явлений»

Стр 118-119

§ 18, тетрадь-тренажёр стр.49 задание 6.

23.

2.03-6.03

Кислоты и основания

КУ

Основные сведения о кислотах, примеры

наиболее распространенных кислот. Ис_

пользование кислот в народном хозяйстве

и быту. Правила обращения с ними. Общие сведения об основаниях, раствори_

мые основания — щелочи; известковая во

да, гашеная известь. Применение основа_

ний в народном хозяйстве, быту. Правила обращения с основаниями.

Определять основония и кислоты

Приводить примеры.

Устанавливать признаки различия между ними

Лабораторная работа№6 «Действие кислот и оснований на индикаторы»

124-125

§ 19. Повторите тему «Строение клетки», тетрадь-тренажёр стр.51 з.2.

24.

9.03-13.03

Оксиды и соли..

КУ

Оксиды как сложные вещества, состоящие

из двух химических элементов, один из ко_

торых кислород. Примеры наиболее распространенных оксидов, их распространение

в природе и использование.

Описывать особенности строения оксидов и солей

Распознавать изучаемые вещества по химической формуле;

Устанавливать признаки различия между ними

Стр123 и стр 128.

§ 20. Тетрадь-тренажёр стр.50 з.6.Повторить тему «Клеточное строение организмов»

25.

16.03-20.03

Органические вещества

КУ

Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества для организма человека.

Знать особенности органических веществ

Уметь работать с разнообразными информационными ресурсами; с увеличительными приборами;

Сравнивать белки жиры и углеводы.

Тетрадь-тренажёр стр.36-38 тест.

Учебник стр.54

26.

30.03-3.04

Лабораторная работа

«Распознавание

крахмала»

ИНМ

Выполнение лабораторной работы.

Распознавать крахмал

функциями.

Сравнивать различные продукты питания по содержанию крахмала

Соблюдать правила поведения в кабинете, правила обращения с лабораторным оборудованием.

Лабораторная работа №7«Распознавание крахмала»

Стр 133

§ 21. Тетрадь-тренажёр стр.54 з.2.

Человек и природа (1 час)

27.

6.04-10.04

Земля-планета солнечной системы

Движение Земли: вращение вокруг своей

оси и обращение вокруг Солнца. Причины

смены дня и ночи, времен года. Луна — естественный спутник Земли.

Устанавливать взаимосвязь между движениями небесных тел и явлениями природы

Применять знания для ориентирования на местности

135-138

§ 21. Тетрадь-тренажёр стр.60 з.3.

Земля- место обитания человека (7  часов)

28.

13.04-17.04

Строение земного

шара

Строение земного шара. Увеличение плотности и температуры с глубиной. Состав

гидросферы. Роль гидросферы для жизни на

Земле. Исследования морских глубин. Судо_

ходство. Процессы, происходящие в земных

недрах и в гидросфере, их влияние на жизнь

людей, необходимость их изучения

Называть оболочки Земли, их особенности

Приводить примеры аппаратов  для исследования глубин

Стр144-146.

§ 22

29.

20.04-24.04

Атмосфера и атмосферные явления

КУ

Состав и строение атмосферы. Атмосфер_

ное давление. Туман, облака, дождь, роса — объяснение

причин их возникновения. Гроза, молниеотвод.

Называть и описывать приборы для изучения атмосферы

Устанавливать взаимосвязь между испарением и осадками

Тетрадь-тренажёр стр.56 з.1.

§ 23. Тетрадь-тренажёр стр.59 з.2.

30.

27.04-1.05

Источники энергии

КУ

Источники энергии. Различные виды ис_

точников энергии: солнечная энергия, ми_

неральное топливо, ядерное горючее. Вос_

полняемые источники энергии. Пищеваре_

ние как процесс восполнения энергии

человеком. Значение солнечной энергии

для жизни на Земле.

Называть и описывать основные источники энергии Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения

165-169

§ 24. Тетрадь-тренажёр стр.55 з.4.

31

4.05-8.05

Наука сегодня

КУ

Выдающиеся естествоиспытатели, их роль

в создании основ естествознания. Основные

направления современных научных иссле_

дований в области физики и химии

Необходимость создания искусственных

материалов. Примеры искусственных мате_

риалов и их использование

Знать современное научное оборудование

Уметь работать с разнообразными информационными ресурсами; Сравнивать раличные исскуственные материалы Соблюдать правила поведения в кабинете, правила обращения с лабораторным оборудованием

Лабораторная работа№8 «Свойства полиэтилена»

172-176

32

7.05-11.05

Наука и безопасность людей

КУ

Необходимость экономии природных ресурсов и использования новых технологий. Современная наука и производство. Средства

связи. Знания, их роль в жизни человека и

общества. Как люди познают окружающий

мир (наука вчера, сегодня, завтра).

Управление производством: роль автоматики, электроники. Компьютеризация производства_

Объяснять опасность загрязнения окружающей среды

Называть основные источники загрязнения

Приводить примеры использования новых технологий

181-185

33

14.05-18.05

Обобщение и повторение по курсу Естезвознание

ОУ

Обобщение и систематизация знаний по темам курса

34

21.05-25.05

Контрольная работа

ОУ

Контроль и систематизация знаний по темам курса

35

28.05-31.05

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по естествознанию 5 класс

Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 5-6 классы". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....

Рабочая программа по естествознанию 6 класс

Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 6 класс". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса

Рабочая программа по естествознанию для основной школы  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по естествознанию (5 класс) (А. И. Никишов)

Данная рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования. Планирование составлено на основе образовательной программы  по е...

Рабочая программа по естествознанию 10 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 10 класс по курсу естествознание (основы экологии) для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно...

Рабочая программа по естествознанию 8 класс для специальной (коррекционной) образовательной школы

рабочая программа и календарно-тематическое планирование  за 8 класс по курсу естествознание  для специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением опорно-двигательног...