Использование мультимедийных презентаций на уроке
презентация к уроку по естествознанию ( класс) на тему

Тупиков Сергей Юрьевич

Презентацию можно использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovetesyu.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме: "Использование мультимедийных презентаций на уроках" учителя информатики Тупикова С.Ю.

        Компьютер в настоящее время является неотъемлемой частью современного образования. Необходимость и эффективность его использования в школе сегодня уже никто и не оспаривает. Огромный поток информации, которую необходимо освоить обучающимся приводит к перегруженности учебных программ. Поэтому качество образования сегодня зависит от правильной организации учебной-воспитательной работы и профессионализма и компетентности учителя.

        

        Перед современной школой стоит очень непростая задача - создать индивидуальную заинтересованность обучающихся в приобретении знаний и умений, способность применять их в повседневной жизни. Большую роль здесь играет способность учителя увлечь ученика своим предметом, в том числе, и посредством использования компьютерных технологий. Главной задачей применения компьютерных технологий является расширение познавательных возможностей ученика.

        

        В своем выступлении мне бы хотелось ознакомить с типами одной из компьютерных технологий – технологии создания презентаций в Power Point и рассмотреть положительные и отрицательные моменты применения презентаций.

Microsoft PowerPoint (полное название — Microsoft Office PowerPoint, от англ. power point — убедительный доклад) — программа для создания и проведения презентаций, являющаяся частью Microsoft Office и доступная в редакциях для операционных систем Microsoft Windows и Mac OS. Материалы, подготовленные с помощью PowerPoint предназначены для отображения на большом экране — через проектор, либо телевизионный экран большого размера.

Презентацию можно использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Существует несколько  типов презентаций:

  • Официальная презентация–это официальные отчёты, доклады, рефераты и т.д
  • Официально-эмоциональная презентация–это отчёты перед коллективом единомышленников. Например, можно представить себе ситуацию, в которой классный руководитель на родительском собрании рассказывает о проблемах, достижениях и перспективах с помощью презентации.
  • «Плакаты» и «Тезисы»–подобные презентации заменяют простейшие средства технического сопровождения. На слайдах –только иллюстрации с минимумом подписей. Вся работа по разъяснению содержимого лежит на докладчике. При этом желателен единый шаблон оформления. Например, презентация в формате «Тезисы» является эффективной заменой классной доски. Вместо того чтобы писать пункты, используются слайды с написанными тезисами. Появление этих тезисов может быть анимировано, чтобы подчеркнуть начало нового раздела (подраздела). Фактически, такая презентация представляет собой конспект доклада. Практика показывает, что такая, казалось бы, скучная и не иллюстративная презентация, оказывается, очень полезна слушателям(ученикам, коллегам), как краткая запись опорных моментов доклада. Если же в такой презентации еще сделать краткие записи в заметках к каждому слайду, то раздаточный материал (распечатанный и розданный до занятия) будет очень полезен. Запоминаемость речи намного возрастет и будет лучше понята.
  • «Двойное действие»–это тип презентации на слайдах, которых, помимо визуальных материалов приведена конкретная информация. Она может либо пояснять содержимое слайда, либо «расширять» его. Например, в случае «пояснений», рассказывая о составе системного болка, следует привести визуальный материал –фотографии разных системных блоков, а в текстовом материале сообщить где располагается тот или иной элемент. В случае «расширений», оставляя тот же визуальный ряд, в текстовом материале приводятся данные о различных типах системных блоков. В сопровождающем рассказе не касаются содержания текстов. В результате –при правильном распределении внимания учащихся, задействуются три механизма восприятия: зрительно - образное восприятие, связанное с фотографиями, слуховое сознательное, связанное с пониманием того, что говорится, дополнительное зрительное сознательное, связанное с одновременным чтением дополнительного материала. Можно построить слайд так, чтобы при неизменном визуальном материале сменялся текстовый ряд. И наоборот. Двойственность  действия тут в том, что в дополнение к обычным воздействиям –зрительному и слуховому, появляется третье. Такая загрузка слушателя, вероятно, наиболее эффективна в предметах гуманитарного цикла –географии, истории, мировой художественной культуре.
  • Презентации-опросы содержат вопросы – задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученные явления. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда,

комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Возможны такие презентации - опросы для входного тестирования на первом уроке нового учебного года. Как правило, в такие опросы включаются слайды презентаций, использованных в предыдущем учебном году при объяснении нового материала

  • Презентации – объяснения нового материала. Такие презентации открывают перед учителем новые возможности, например: на уроке – лекции можно проследить историю того или иного открытия, проиллюстрировать последние достижения науки и техники, показать современные устройства, принципы действия, которых основаны на изучаемом явлении, продемонстрировать портреты выдающихся учёных и т.д. Ещё одним существенным преимуществом презентации является представление графического материала: построения графиков переходных процессов, различных векторных диаграмм, иллюстрация графических методов расчёта. При традиционном изложении указанного материала к  завершению графического построения, как правило, на доске разобрать что -либо становится уж сложно. Более того, если учащийся отвлёкся на каком-то этапе, построить тот же график второй раз практически не представляется возможным, поскольку на это требуется много времени. При грамотном использовании анимации в презентации PowerPoint в случае необходимости можно несколько раз «прокрутить» как отдельные сложные моменты, так и всё построение от начала до конца, и это займет всего несколько секунд. Качество графического материала при этом, несомненно, значительно выше.
  • Презентации -повторения пройденного материала. Такие презентации позволяют использовать ранее подготовленные для изучения нового материала, которые можно быстро и качественно редактировать. Интерактивный семинар (урок) – если планируется провести урок, семинар (доклад) в режиме диалога с аудиторией, то становятся допустимыми различные анимации, выезжающие картинки, вращающиеся фотографии, объекты навигации, разветвления презентации –в зависимости от того, какие ответы дают слушатели, как они реагируют на вопросы и суждения. В такой презентации может не быть единого для всех слайдов шаблона оформления. Навигация не должна допускать возможности «заблудиться», уйти на неправильную ветвь. Такая презентация фактически является электронным учебным материалом, при этом она создается именно как электронный материал, в расчете на его чтение с экрана. И поэтому не является простым переложением печатного документа в электронный вид.
  • Информационный ролик–несколько особняком стоит такая презентация, как рекламный (информационный) ролик. Здесь требования совершенно иные, чем раньше. Задача информационного ролика –привлечь внимание. Следовательно, в презентации должны быть достаточно крупные тексты, информационно-рекламного характера. Должны быть наглядные материалы, рассчитанные на быстрое восприятие. Может быть много анимационных эффектов (но не чрезмерно много!). На одном слайде может быть несколько фотографий, накладывающихся друг на друга. Очень хорошо, если такой ролик сопровождается дикторским поясняющим текстом, звучащим из колонок. Должны быть броские или хотя бы понятные заголовки, должны быть картинки, иллюстрирующие эти заголовки, но вовсе не обязательно давать возможность досконально вникать в материал. Соответственно возникают требования к композиции презентации, к ее монтажу.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у детей интерес к предмету повышен. С помощью презентаций можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Однако не следует думать, что применение презентаций на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.

Положительные эффекты применения презентаций.

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование презентаций на уроках высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения учебного материала. Это приводит к целому ряду положительных эффектов: облегчается процесс усвоения материала, урок обогащается эмоциональной окрашенностью, возрастает уровень наглядности, повышается интерес к предмету, учащиеся легче усваивают учебный материал. К положительным примерам применения презентаций можно отнести примеры, когда они создаются учащимися для подведения итогов собственной научно-исследовательской или проектной работы. В данном случае презентация необходима.

Отрицательные эффекты применения презентаций

        Отрицательных моментов применения презентаций может быть очень много. Часть из них заключается в том, что многие учителя не знают эргономические нормы создания презентаций. К этому относятся, в первую очередь:

  • Соответствие последовательности логических ударений оптимальному порядку изучения информации.
  • Наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение.
  • Оптимальность контраста изображения и текста  по отношению к фону
  • Учет цветовой палитры и цветовых переходов (нельзя синими буквами писать по фиолетовому фону).
  • Яркость цветов объектов по отношению к фону. Необходимо равномерное распределение яркости, яркостный контраст не менее, чем 60%.  
  • Вставка движущихся текстов, выскакивающих иллюстраций недопустима.
  • Недопустимо применение агрессивной визуальной среды, например, сплошного поля, на котором расположены однотипные объекты.

Часть некачественных презентаций обусловлена тем, что учителя не знакомы с техническими возможностями программы Power Point и не умеют делать:

  • Гиперссылки на интерактивные модели, поэтому учителя часто прерывают презентацию и переходят к демонстрации интерактивной модели из мультимедийного курса, либо вообще отказываются от демонстрации моделей.
  • Вставку анимаций и моделей, выполненных в Flash.
  • Вставку видеофрагментов и звука.
  • Вставку готовых тестов, например, в параметризованном виде.
  • Встречаются и чисто методические ошибки учителей:
  • Вставка в презентации текста, который полностью проговаривается учителем на уроке и ничем не отличается от текста в учебнике.
  • Замена рисования чертежей и схем готовыми рисунками и чертежами может приводить к затормаживанию развития мышления.

Все это приводит к тому, что необходимо специальное обучение учителей  оптимальному применению одного из направлений ИКТ - презентаций на уроках. В своем выступлении хочу дать несколько советов, которые, надеюся помогут вам создавать качественные презентации:

  • Крайне важен внешний вид (фон) слайда, так как зрители, особенно дети, в первую очередь, обращают внимание на оформление презентации. Презентация должна быть яркой но не кричащей.
  • Для оформления слайда используйте минимум текста, различные цвета, иллюстрации, графические элементы. Рисунки и картинки из коллекции Microsoft Word или Интернета, а так же объекты WordArt помогут сделать вашу презентацию интересной и красочной.
  • В ходе объяснения нового материала по необходимости используйте как автоматическую смену слайда (по истечении какого-то времени), так и смену слайда вручную (по щелчку мыши). Это позволит вам одновременно, и экономить время, и самостоятельно регламентировать показ презентации.
  • Для того, чтобы презентация была интересней, к ее элементам нужно добавить эффект анимации. Это сделает презентацию «живой» и позволит удержать внимание детей. Можно использовать принцип мультфильма.
  • Презентация со звуковым оформлением производит лучшее впечатление на зрителей. Добавьте по необходимости звуки из коллекции Microsoft Word или используйте самостоятельно записанные звуковые файлы. Звуковые эффекты можно добавить как на смену слайда, так и для оформления отдельных объектов слайда.
  • Для удобства некоторые виды презентаций можно снабдить управляющими кнопками. В процессе демонстрации презентации с их помощью можно будет перемещаться по слайдам. К примеру, на предыдущий или следующий слайд, или осуществить переход к определенному слайду.
  • Помните! Ни один компьютер не заменит живого общения с учителем. Поэтому урок-презентацию необходимо строить с учетом чередования живого общения ученика с учителем и использования компьютера.

Уроки-презентации становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Создание таких уроков является настоящим творческим стимулом для учителя. Работа с презентациями заставляет учителя конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Презентации помогают удовлетворить творческие амбиции учителей и пополняют базу методических разработок уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"

Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...

Использование мультимедийных презентаций на уроках французского языка (из опыта работы"

Об уровне образованности человека судят по его информационной компетенции, а по уровню информационно-коммуникативной компетенции учителя судят о его профессионализме....

Опыт работы по теме: «Использование мультимедийных презентаций на уроках математики в 5-6 классах как средство познавательной активности учащихся».

Опыт возник и осуществляется  в условиях общеобразовательной средней школы № 4 г. Лабинска Лабинского района.В течении 3 лет систематизировался материал по применению видеометодов (мультимедийных...

Использование мультимедийных презентаций на уроках эстетического цикла

В докладе освещается использование мультимедиа на уроках эстетического цикла....

Статья по теме "Эффективность использования мультимедийной презентации на уроках иностранного языка"

Современные технологии прочно вошли в нашу жизнь. На работе и в школе, дома и в досуговых центрах – везде мы сталкиваемся с мультимедийными презентациями. Современный рабочий кабинет почти в каждой шк...

Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...

Выступление "Использование мультимедийных презентаций на уроках иностранного языка"

          Сегодня трудно представить  себе современный мир без компьютеров и сети интернет. Компьютерные технологии проникли во все сферы человеческой жизни, в том...