Методическая разработка открытого занятия по теме "Луковичные растения, посадка, уход, размножение."
методическая разработка по экологии по теме

Руденко Наталия Владимировна

Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по окружающему миру, биологии. Цель урока: познакомить обучающихся с растениями из семейства луковичные, способами размножения, посадки и ухода за ними на примере лука репчатого,  лилии, гиппеаструма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования

«Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»

Конспект открытого занятия

Луковичные растения. Посадка, уход, размножение.

Автор работы:

Руденко Наталия Владимировна

Педагог дополнительного образования

Уварово 2016

Пояснительная записка.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей. Эстетическое восприятие природы вызывает у детей чувства бережного, заботливого отношения к растениям, животным, стремление приумножать и ухаживать за ними. Не каждый может стать художником или дизайнером, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту, которая в свою очередь, преображает, делает человека добрее. В этом помогает общение с живой природой – неиссякаемым источником вдохновения.

Методическая разработка конспекта открытого занятия эколого-биологической направленности, нацелена на формирование у обучающихся экологической культуры, путём изучения растений из семейства луковичные.

Данную разработку можно использовать при реализации дополнительных общеобразовательных программ по экологии, а так же школьных программ по Окружающему миру, Биологии.

Тип: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

Продолжительность занятия 45 минут. Методическая разработка предназначена для детей 6- 10 лет, дополнительной подготовки обучающихся не требуется.

Актуальность: луковичные цветочные и овощные культуры могут быть использованы на уроках для организации и проведения практических работ, опыты с которыми можно проводить в течение всего года обучения. Знания, полученные обучающимися на занятиях, могут быть применены в повседневной жизни, в том числе и для облагораживания территории вокруг школы.

Новизна: занятие комплексное,  направлено на интеграцию разных видов деятельности обучающегося, охватывает основные направления его развития.

Цель урока: познакомить обучающихся с растениями из семейства луковичные, способами размножения, посадки и ухода за ними на примере лука репчатого, чеснока, лилии, гиппеаструма.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать у обучающихся понятия о луковичных цветочных и овощных культурах, о строении луковиц, о способах их размножения (семенной, делении луковицы, посадка целой луковицы), правилах посадки и ухода за ними.
  • Развивающие: способствовать развитию умения наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать, работать самостоятельно и в группах.
  • Воспитательные: создание оптимальных условий для воспитания у обучающихся уважения к труду, желания участвовать в трудовом процессе.
  • Профориентационная: формирование знаний у обучающихся, необходимых для профессий сельскохозяйственной отрасли – растениеводства.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая работа.

Тип урока: Комбинированный урок приобретения учащимися новых знаний и формирования умений и навыков.

Понятия и термины: луковичные растения, запасные питательные вещества, донце, чешуи, чешувание, бульбы, луковицы-детки, семена, побег, технология выращивания, посадка, рассада, полив, дезинфекция, перманганат калия.

Оборудование и материалы: ящики с землей, цветочные горшки, совки, лейки, клеенка, палочки, схема строения луковицы, технологическая карта посадки семян, луковиц, чешуй лилий, тарелки для семян, луковицы (гиппеаструма, лилий, чеснока, лука репчатого), полиэтиленовые пакеты с песком, изображение луковичных растений.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический.

Методические приёмы: беседа, объяснение нового материала, демонстрация схемы строения луковицы, технологических карт и натуральных объектов.

План занятия

1.Организационный момент.

1.1. Приветствие. Представление себя детям.

1.2 .Подготовка аудитории к работе.

2.Основная часть.

2.1. Вступительное слово педагога.

2.2. Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.

2.3. Изучение нового материала о растениях из семейства луковичные.

2.4. Физкультминутка.

2.5.Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.

2.6. Практическая работа – посадка семян лука, чешуй лилии, луковиц гиппеаструма и лука репчатого.

.

3.Подведение итогов.

3.1. Расстановка ящиков с посаженными растениями на столе.

3.2. Уборка рабочего места.

3.3. Анализ проделанной работы.


Ход занятия.

№ п/п

Части занятия

Организационно-методические указания

Длительность

1

1.1.

1.2.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

3.

3.1.

3.2.

3.3.

Организационный момент.

Подготовка аудитории к работе.

Приветствие. Представление себя детям.

Основная часть.

Вступительное слово педагога

Постановка целей и задач, озвучивание плана мероприятия.

Изучение нового материала о растениях из семейства луковичные.

Физкультминутка.

Повторение правил по технике безопасности перед началом работы.

Практическая работа – посадка семян лука, чешуй лилии, луковиц гиппеаструма.

Подведение итогов.

Расстановка ящиков с посаженными растениями на столе.

Уборка рабочего места.

Анализ проделанной работы.

В кабинете на столах расставлены ящики с землей, цветочные горшки, полиэтиленовые пакеты с песком, лейки  с водой, на тарелках разложен посадочный материал(семена лука, луковицы растений).Столы застелены клеенкой. Для детей приготовлены салфетки. На стенде – схема лук, технологическая карта с изображением пошагового руководства посадки лука.

 -Добрый день, мои юные друзья! Меня зовут Наталия Владимировна. Давайте друг с другом познакомимся. Дети называют свои имена.

- Ребята, на уроке не выкрикиваем, а поднимаем руку. Когда говорит один, другие молчат. Если что то не получается, обращаетесь за помощью ко мне.

На нашей планете много разнообразных растений. Каждое из них уникально. В пустыне, где нет воды, растут кактусы. В их содержится много влаги.  А чтобы животные, которые хотят пить, не причинили им вред, у кактуса есть иголки. На севере, где холодно, растут очень выносливые растения, они не боятся сильных морозов и за короткое лето у них успевают вызреть семена. А некоторые растения не имеют прочного стебля, и для того чтобы дотянуться до солнца, они используют приспособления усики. Например, виноград.

Много растений на планете, всех не перечислишь. На этом занятии сегодня мы с вами познакомимся с интересными  представителями природы – луковичными. Изучим правила посадки и ухода за этими растениями.

Наш урок будет состоять из нескольких частей. Вначале теоретическая часть, во время которой мы рассмотрим схему строения луковицы, познакомимся с представителями из семейства луковичных. Затем небольшой перерыв - физкультминутка. Затем практическая часть по посадке растений.

-С древних времен человечеству известны представители луковичных. Люди используют их в пищу и как лекарственное средство, украшают ими свой сад и жилище. Эти растения уникальны. Чтобы понять, в чем их уникальность, давайте посмотрим на схему строения лука.

У луковицы есть донце – это  стебель, на котором крепятся видоизмененные листья – мясистые чешуи. В середине луковицы расположена почка, из которой вырастает наземная часть.

А какие луковичные растения вы знаете?

Дети называют названия растений.

 -Весной первыми зацветают подснежники, тюльпаны, нарцыссы, мускари, гиацинты и т.д. На огороде можно нарвать перышки зеленого лука.  Посмотрите в весеннюю корзинку, все перечисленные цветы там.

Летом собираем урожай лука репчатого и чеснока, на клумбах распускаются королевы – лилии, гладиолусы, декоративные луки и чесноки. Посмотрите в корзинку «Лето»

Осенью, когда вся природа готовится к зиме, зацветают безвременник и т.д.

Зимой луковичные радуют нас своими цветами дома. Это гиппеаструм, кливия и т.д.

Вот мы свами и познакомились с некоторыми представителями семейства луковичные. А теперь мы будет учиться сажать эти растения разнообразными способами. Мы посадим семена лука, луковицы гиппеаструма, научимся разножать лилию с помощью чешувания.

Прежде чем приступить к работе, нужно размяться. Физкультминутка.

Потрудились - отдохнем

Встанем - глубоко вздохнем,

Руки в сторону, вперед,

Влево, вправо, поворот

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Правила по технике безопасности.

-землю насыпать специальными совочками;

-углубление делать палочкой, а не пальцами рук;

-наполненные грунтом  стаканчики, рассадочные ящики не ставить на край стола;

-поливать стаканчики с грунтом в специальном поддоне;

-воду не проливать

-семена растений, луковицы и землю на вкус не пробовать;

-после работы помыть руки.

Чтобы вам было понятнее как сажать растения, я для вас разработала технологическую карту – схему посадки семян, луковиц, чешуй лилий. На этой карте изображена пошаговая последовательность посадки. Обращайте на нее свое внимание, если ,что то забудете.

Работа технологической картой;

1 карточка - насыпаем землю в стаканчик, рассадочный ящик, песок в полиэтиленовый мешок.

2 карточка - проводим бороздки или делаем лунку палочкой для посадки семян и луковиц.

3 карточка – поливаем землю, песок.

4 карточка - кладем семена, очищаем луковицы гиппеаструма от сухих чешуй, делим луковицы лилий на чешуи.

5 карточка - засыпаем лунки с семенами землей, луковицы гиппеаструма немного заглубляем в земле, чешуи лилий кладем во влажный песок.

Учащиеся с помощью педагога устанавливают ящики с растениями на столе, маркируют посадки бирками с названиями растений.

Обучающиеся вместе с педагогом убирают рабочие места.

Использование приема «обратная связь», когда обучающийся рассказывает, как он понял пройденный материал.

-Ребята мы сегодня с вами выполнили очень большой объем работы. Узнали чем отличаются луковичные от других растений, познакомились с разнообразными видами луковичных растений, научились сажать и ухаживать за ними. Теперь на следующих уроках нам нужно будет поливать наших маленьких зеленых питомцев, а когда на улице установится постоянная теплая погода, мы посадим растения на нашу клумбу.

Всем большое спасибо!

1 мин.

2 мин.

1 мин.


Список литературы:

В.Вакуленко «Справочник цветовода», М., «Колос», 1996

В.Воронцов «Комнатные растения», М., ЗАО «Фитон+», 1999

М.Ф. Киреева, В.П. Грязева «Цветоводство в сельской местности», М., РОСАГРОПРОМИЗДАТ, 1989

Д.Б. Кудрявцев «Как вырастить цветы», М., Просвещение,1987

Ф. Мак- Миллан Броуз «Размножение растений», М., Мир, 1992

Е.Я. Мигунова перевод «Современная усадьба», «РИПОЛ КЛАССИК», издание на русском языке,1997

В.Симоненко «Технология. 5 класс» М., «Вента-Граф», 2001

Журналы «Любимая дача», ЗАО «ЭДТПРЕСС-КОНЛИГА»

Журналы «Мой прекрасный сад» М., «Издательский дом «Бурда»»

Журналы «Сад своими руками»

Сайты:

http://yandex.ru/yandsearch?text=многолетние+цветы+для+ дачи 

http://yandex.ru/yandsearch?text=однолетние+растения

http://yandex.ru/yandsearch?text=петуния

http://yandex.ru/yandsearch?text=ландшафтный+дизайн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия

Содержание методической разработки     Пояснительная записка   Методическая карта занятия   Обеспечение занятия   Структура занятия   План занятия ...

Методическая разработка открытого занятия "Первые шаги"

Разработка открытого занятия в хореографическом коллективе `Искорка` для дошкольников....

Методическая разработка открытого занятия на тему: "Элементы классического танца в эстрадном, народном танцах"

Использование элементов классического танца в танцевальных этюдах. Их модернизация в движении, характерная для эстрадного и народного танцев....

Методическая разработка открытого занятия "Изготовление снежинок из нетрадиционного материала (макаронных изделий)"

Целью занятия является создание благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей ребят посредством изготовления поделок из нетрадиционного материала. Занятие способствует развити...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Защита растений" на тему "Химический метод борьбы с вредными объектами"

Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных агрономических дисциплин...

Учебно-методические разработки. Открытые занятия по логопедии. Презентации занятий

Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфи...

Методическая разработка открытого занятия "Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала"

Методическая разработка открытого занятияТема: Опора дыхания как здоровье сберегающие технологии на занятиях вокала. для учащихся и педагогов музыкального направления образовательных учрежде...