«В мире науки» для 2 классов
методическая разработка по естествознанию на тему

Добродомова Людмила Дмитриевна

Данная программа занятий относится к общеинтеллектуальному направлению.

В наше время, когда дети часто слышат о необходимости прагматичного отношения к жизни, стало не модным знакомить их с профессиями научной направленности. Поэтому представляется интересным показать красоту и романтику науки. И раннее знакомство с различными аспектами науки послужит толчком к развитию фантазии и интереса ребенка к научным и философским вопросам и проблемам современного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_nauki_-17-18.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

2017-2018 учебный год

Рабочая программа

интеллектуального направления внеурочной деятельности

«В мире науки» для 2 классов

Пояснительная записка.

Нормативно-правовая база.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. От 07.05.2013);
  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
  • Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (далее – приказ № 1241);
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом МО РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
  • Приказ Минобрнауки России № 576 от 08.06.2015 г."О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
  • Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013);
  • Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2158 от 06.05.2015 «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;
  • Распоряжение Комитета по Образованию Правительства Санкт-Петербурга №2328-р от 13.05.2015 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2015/2016 учебный год».
  • Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы №60 Выборгского района Санкт-Петербурга;
  • Внутришкольные локальные акты, регламентирующие сопровождение учебно-воспитательного процесса.

Назначение программы.

Данная программа занятий относится к общеинтеллектуальному направлению.

В наше время, когда дети часто слышат о необходимости прагматичного отношения к жизни, стало не модным знакомить их с профессиями научной направленности. Поэтому представляется интересным показать красоту и романтику науки. И раннее знакомство с различными аспектами науки послужит толчком к развитию фантазии и интереса ребенка к научным и философским вопросам и проблемам современного мира.

Актуальность и перспективность курса.

Программа базируется на знаниях, полученных на уроках по окружающему миру в начальной школе. Основой для данного курса являются материалы школьной программы по предметам естественнонаучной направленности, литература по истории наук и мировых изобретений, коллекции научно-популярных фильмов по истории научных изобретений и проблем, а также, архивы передач научно-познавательных телевизионных каналов.

Возрастная группа, на которую ориентированы занятия.

Учащиеся 2-х классов возраста 8-9 лет.

Объём часов, отпущенных на занятия.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия-40 минут.

.Цели и задачи реализации программы.

Главная цель: выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Цели и задачи курса вытекают из пояснительной записки – познакомить учеников с различными вопросами и аспектами науки в предсказании научных, экологических и социальных проблем последующих поколений. Задачами являются во-первых- знакомство с азами астрономии, географии, биологии, физики и химии, во-вторых- чтение книг и просмотр фильмов, знакомство с отдельными, самыми яркими эпизодами научных открытий. Для осуществления этих задач будут использованы аудио- и видеоматериалы,  иллюстрации к книгам. Будут проводиться беседы и обсуждения о достоинствах и преимуществах разных способов представления материала (документальные фильмы, аудиозаписи книг, сопровождаемые иллюстрациями). Ученикам будет показана возможность применения своих знаний, полученных при прохождении школьной программы.

 К числу задач курса относятся также:
      -   расширение кругозора учащихся, развитие их воображения и эмоциональной сферы;
      -   укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;
      -   последовательное приобщение учащихся к детской научной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
      В целом преподавание курса «В мире науки» позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.

Формы и методы работы

Урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию  компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

В процессе обучения, наравне с традиционными формами и методам используются новые, интерактивные технологии.

Содержание курса.

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1.

Астрономия

  5

2.

География

  8

3.

Биология

12

4.

Физика

  6

5.

Викторины. Заключительное занятие.

  3

 

ИТОГО

34

Тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Перечень универсальных учебных действий обучающихся

Астрономия

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

Вводное занятие

«Этот прекрасный мир знаний»

1

Границы мира

1

Погода на планетах

1

Чем дышать в космосе?

1

Кто придумал телескоп?

1

География

Прогноз погоды

1

Голубые глаза Карелии. На просторе саванн.

1

Байкал. Урал

1

Фьорды. Дюны

1

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

Болота. Гейзеры.

1

Тундра. Как живут оленеводы

1

Пещеры, водопады

1

Что такое батискаф? Арктика и Антарктика.

1

Биология

Ботанический сад. Ядовитые растения

1

Симбиоз. Как питаются грибы?

1

Есть ли у растений родственники? Листовой салат.

1

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

Где растет танцующий лес? Что такое эндемики? Байкал.

1

Что такое первичный бульон? «Слезы морской богини».

1

Звериный взгляд на мир. Почему поют птицы?

1

Почему пингвины не летают? Что помогает птицам парить в небе?

1

Чем отличается ворон от вороны? Где у птиц зубы?

1

Черепахи. Где раки зимуют?

1

Осы. Чем гордится серая жаба?

1

Звезды бамбукового леса. Панды.

1

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера(оценка коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Оценка;
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение
  • Смыслополагание.

Горбатое совершенство пустыни. Почему у собак нос мокрый?

1

Физика

Огонь. Спиртовка.

1

Телескоп. Микроскоп.

1

Кто придумал рентген? Что такое фонарь? Маяки.

1

Архимед (блоки, рычаги). Прогноз погоды (приборы)

1

Чудесный перезвон. Секрет бумеранга.

1

Кёрлинг. Сёрферы.

1

Викторина (астрономия, география)                      

1

Познавательные Общеучебные действия

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера(коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Коррекция

Личностные УУД

  • Самоопределение

Викторина (биология, физика)

1

Заключительное занятие.

«Только знающий человек свободен»

1

Итого 34 часа

Информационно- методическое, материально- техническое обеспечение.

Печатные пособия.

  1. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Артемова О. В. Науч.-поп. издание для детей. М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007г.
  2. Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. Ликум А. М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 2006г.
  3. Популярная энциклопедия для детей. Все обо всем. Шалаева Г. М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 2007г.
  4. Географические карты.
  5. Индивидуальный раздаточный материал.

Цифровые ресурсы:

  1. Современные программно - технологические комплексы ((используются в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.20120 (пункт 10.18 «Продолжительность непрерывного применения технических средств на уроках»).
  2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы «В мире науки».
  3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы «В мире науки».

Оборудование

Использование на уроках МФУ, интерактивного проектора и компьютера.

Планируемые результаты освоения программы.

Личностные результаты

Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Наука и фантастика» можно считать следующее:

  • ​ овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
  • ​ формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • ​ формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели ;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Содержание

 1.

04.09

Вводное занятие «Этот прекрасный мир знаний»

 2.

11.09

Границы мира.

 3.

18.09

Погода на планетах.

 4.

25.09

Чем дышать в космосе?

 5.

02.10

Кто придумал телескоп?

 6.

09.10

Прогноз погоды.

 7.

16.10

Голубые глаза Карелии. На просторах саванн.

 8.

23.10

Байкал. Урал.

 9.

13.11

Фьорды. Дюны.

10.

20.11

Болота. Гейзеры.

11.

27.11

Тундра. Как живут оленеводы.

12.

04.12

Пещеры. Водопады.

13.

11.12

Что такое батискаф? Арктика и Антарктика.

14.

18.12

Ботанический сад. Ядовитые растения.

15.

25.12

Симбиоз. Как питаются грибы?

16.

15.01

Есть ли у растений родственники? Листовой салат.

17.

22.01

Где растет танцующий лес? Что такое эндемики? Байкал.

18.

29.01

Что такое первичный бульон? «Слезы морской богини»

19.

05.02

Звериный взгляд на мир. Почему поют птицы?

20.

12.02

Почему пингвины не летают? Что помогает птицам парить в небе?

21.

19.02

Чем отличается ворон от вороны? Где у птиц зубы?

22.

26.02

Черепахи. Где раки зимуют?

23.

05.03

Осы. Чем гордится серая жаба?

24.

12.03

Звезды бамбукового леса. Панды.

25.

19.03

Горбатое совершенство пустыни. Почему у собак нос мокрый?

26.

02.04

Огонь. Спиртовка.

27.

09.04

Телескоп. Микроскоп..

28.

16.04

Кто придумал рентген? Что такое фонарь? Маяки.

29.

23.04

Архимед (блоки, рычаги). Прогноз погоды (приборы).

30.

07.05

Чудесный перезвон. Секрет бумеранга.

31.

14.05

Керлинг. Серферы.

32.

21.05

Викторина. Заключительное занятие.

«Только знающий человек свободен»

33-34

Резервные занятия

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для оформления стенда "Физика в мире наук"

Данный материал можно использовать для оформления стенда, на тематической неделе и просто на уроках, как интересные факты....

Программа дополнительного образования "В мире науки физики"

Программа дополнительного образования для использования учителями физики при проведении занятий кружков в начальной школе....

В мире науки и фантастики - внеурочная деятельность по ФГОС

Данная программа показывает красоту и романтику науки, через знакомство с биографиями великих ученых и писателей и их произведениями....

Элективный курс «В мире науки об электричестве»

     Предлагаемый элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов. Содержание курса расширяет и углубляет знания у...

В мире науки и фантастики. Презентация к учебному курсу.

Мультимедийная презентация является пособием при изучении ранее разработанного курса "В мире науки и фантастики". Она, с использованием средств компьютерной графики и анимации, знакомит учащ...

Устный журнал «В мире науки»

laquo;Устный журнал» выгодно отличается от других внеклассных мероприятий широтой и свежестью, живой и увлекательной формой, широким простором для творчества учащихся. Он повышает интерес к физ...

Интеллектуальный марафон "В мире наук"

Интеллектуальный марафон проводится для студентов 1 курса и включает вопросы по предметам естественнонаучного цикла: Физика + химия + математика +информатика + биология + география....