Главные вкладки

    Биологические и химические диктанты, как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.
    статья по естествознанию на тему

    Лаврова Ольга Александровна

    Статья на тему Биологические и химические диктанты, как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл diktanty.docx17.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Биологические и химические диктанты,

    как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению.

    Лаврова Ольга Александровна,

    учитель химии и биологии МОУ «СОШ с.Перекопное»

         В настоящее время идет становление новой системы образования,  ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции развития образования – это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности . Сегодня перед школой стоят сложные задачи, одной из которых является реализация на практике личностно-ориентированного подхода. Его суть заключается в том, чтобы рассматривать ученика в системе образования не средством, а целью образования, то есть он должен стать субъектом обучения, воспитания и развития, а каждое занятие должно обеспечивать максимальное развитие личности. В решении этой и многих других задач большое значение имеет совершенствование методики преподавания , внедрение новых форм обучения , развивающих у учащихся способность творчески подходить к познавательному процессу .          

         В век компьютерных технологий, изобилия различных способов получения информации, различных способов достижения положительных результатов в обучении, контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

         Эффективность усвоения учащимися учебной информации повышается в случае проведения с ними фронтальных текущих форм контроля. Такой формой контроля являются биологический и химический диктанты, использование которых на уроках является элементом личностно-ориентированного подхода к обучению.

         Такие формы работы я применяю на своих уроках при проверке домашнего задания и при обобщении некоторых тем. На выполнение диктанта отвожу от 5 до 10 минут. За такой короткий промежуток времени я имею возможность оценить каждого ученика, что не всегда возможно при других формах контроля. Данная форма «проверки знаний» стимулирует учащихся тщательно готовиться к уроку, запоминать основные термины и понятия темы, что в свою очередь будет расширять их кругозор и способствовать развитию.

         Приведу пример химического диктанта в 8 классе по теме: «Строение атома».Перед началом проверки каждый ученик вытягивает листочек с номерком (от 1 до 20, все зависит от количества учеников в классе). А далее отвечает на вопросы по своему номеру.

    1.  Запишите символ ХЭ расположенного в ПС под вашим номером

    2. Запишите общее число электронов в атоме данного ХЭ

    3. Чему равен заряд ядра атома данного  ХЭ?

    4. Сколько протонов содержит атом ХЭ?

    5. Запишите число нейтронов, находящееся в ядре атома вашего ХЭ

    6. Запишите число, соответствующее количеству энергетических уровней вашего ХЭ

    7. Запишите электронную формулу вашего ХЭ

    8. Чему равно число внешних электронов?

    9. Укажите группу и подгруппу в которой расположен ХЭ

    10. Запишите относительную атомную массу ХЭ

         Вопросы очень простые, и если ученик 8 класса готов к уроку, ему не составит труда ответить на них. Данные знания пригодятся ему при подготовке к экзамену по химии.

         Биологические темы, как правило, насыщены еще большим количеством терминов и понятий. Вот например биологический диктант по теме «Размножение» 9 класс.

    1. Как называются половые клетки? (гаметы)

    2. Способ бесполого размножения характерный для гидры (почкование)

    3. Как по другому называются обоеполые животные? (гермафродиты)

    4. Подвижная гамета? (сперматозоид)

    5. Как называется набор хромосом содержащийся в половых клетках? (гаплоидный)

    6. Как называются половые железы самок в которых развиваются женские половые клетки? (яичники)

    7. Как называется процесс образования половых клеток? (гаметогенез)

    8. Как называется процесс кратковременного соединения гомологичных хромосом? (конъюгация)

    9. Как называется процесс слияния половых клеток? (оплодотворение)

    10. Что образуется в результате оплодотворения? (зигота)

    В зависимости от класса вопросы можно добавлять и усложнять.

         Применение на уроках биологических и химических диктантов помогают стимулировать самостоятельную деятельность учащихся, способствуют более быстрому усвоению терминологии,  развивают творческие способности и  логическое мышление.  Диктанты вносят в урок элементы соревнований,  активизируя тем самым познавательную деятельность. Кроме того, они позволяют учителю максимально эффективно использовать время на уроке для опроса, дают возможность быстро определить степень усвоения учащимися учебного материала и своевременно обратить внимание на проблемные моменты.

         А.Н.Леонтьев говорил, что «горе нашего образования заключается в том, что в нашем образовании наблюдается обнищание души при обогащении информацией». Личностно-ориентированный подход нацелен на развитие личности, на формирование субъектной позиции, помогающей определить ценностные ориентиры, которые могут привести учащихся к самоопределению. Этот подход является концептуальной основой стандарта второго поколения, поэтому важнейшая задача современного педагога – разобраться и понять. Всё это выводит на необходимость реализации в практике личностно  ориентированного обучения. Это образно можно представить формулой: «Индивидом рождаются, а личностью становятся».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация системно - деятельностного подхода к обучению английскому языку через оптимальное сочетание форм, методов и приёмов ИКТ

    В докладе  представлены способы решения проблемных ситуаций образовательной практики, а именно:  повышение мотивации к изучению английского языка учащихся различных категорий, развитие позна...

    РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ

    Реализация компетентностно-ориентированного подхода к обучению в процессе преподавания математики, защитная работа по чеку....

    Доклад «Реализация системно –деятельностного подхода к обучению английского языка через ИКТ»

    В обучении иностранным языкам существуют различные походы , различные стратегии. На современном этапе наиболее действенным, на мой взгляд, является системно-деятельностный подход .Его сущн...

    Реализация личностно ориентированной технологии через интерактивное обучение

    В статье содержиться материал о результативном практическом опыте по использованию личностно ориентированной технологии на уроках биологии в 5-9х классах....

    «Реализация системно-деятельностного подхода к обучению учащихся 5-6 классов на уроках русского языка»

    Приводится  описание  форм  и  методов, способствующих  реализации  системно-деятельностного  подхода  на  уроках  русского  языка...

    Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении старшеклассников (Чеснокова Н.А., Чельманов М.Ф.)

    В данной статье представлен сценарий интегрированного урока обществознания и географии, который проводился учителями обществознания (Чеснокова Н.А.) и географии (Чельманов М.Ф.) в декабре 2016 года, п...