Методические рекомендации "Подготовка исследовательских работ для участия в конкурсах"
презентация к уроку по естествознанию (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

 

 

В рекомендациях описаны уровни выполнения исследовательских работ, обозначены классические ошибки при выполнении исследовательских работ, проблемы,представлены  основные правила успешности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trebovaniya_k_konkursnym_issled.rabotam_05.01.ppt1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка исследовательских работ для участия в конкурсах Методические рекомендации для педагогов

Слайд 2

1 – примитивные ( элементарные, констатационные, описательные ) – опросы (зачастую с использованием необоснованных вопросов, анкет, не отвечающим простейшим социологическим требованиям и т.п.) с подсчетом процентов вариантов ответов по каждому вопросу в отдельности; проведение стандартизированной методики и представление первичных диагностических данных; описание наблюдаемых фактов в форме простой констатации;

Слайд 3

2 – комбинированные – теоретический анализ, дополняется опросом, а также, возможно, каким-то проектным действием (зачастую разные части работы не соотнесены друг с другом и выглядят рядоположенными);

Слайд 4

3 – сопоставительные – проводится сопоставление теоретического материала и собственных эмпирических данных ; различные эмпирические данные сопоставляются друг с другом; работа может быть выстроена на сравнительном принципе (например, по определенным параметрам выборки – пол, возраст, социальная группа и т.п.; или одного психологического параметра с другим);

Слайд 5

4 – аналитические (качественно-количественные и качественные) – в работе проводится содержательный анализ различных фактов (теоретических, наблюдаемых, зафиксированных стандартизированными методам и т.п.) в соотнесение друг с другом . В идеальном случае – дается содержательная интерпретация фактам с точки зрения определенной теоретической позиции.

Слайд 6

5 – глубинные (многопараметрические) – в работе используются взаимодополняющие методы исследования в русле единой методологии, привлекаются различные факты и данные, в едином русле они сопоставляются, анализируются, интерпретируются.

Слайд 7

1 – типичные (стереотипные) – работы по наиболее расхожим темам (чаще всего «популярным» в системе образования в этот год – включенных в планы мероприятий), с использованием наиболее известных методов, на ограниченной выборке; 2 – распространенные – достаточно популярные темы, но изучаемые с использованием новых методов или на интересно сформированной выборке и т.п. 3 – оригинальные – нетривиальный взгляд на обыденные явления, неожиданная постановка вопроса, содержательная и конструктивная гипотеза, оригинальные методы и материалы исследования; 4 – уникальные – чаще всего на уникальном материале локального характера, где сами зафиксированные данные уже имеют ценность для науки и посредством исследования вводятся в ее поле.

Слайд 8

неправильная формулировка темы или названия работы; неадекватные или некорректные методы исследования; отсутствие контрольной группы или неправильный ее подбор; отсутствие статистической обработки полученных результатов; неверная интерпретация полученных результатов; несоответствие выводов и результатов исследования; несоблюдение правил оформления и представления работ .

Слайд 9

(на очном этапе) популизм в противовес научности - работа на внешних формах; игнорирование закономерностей восприятия и слабая наглядность; несоблюдение формальных требований и регламента; владение формой без понимания смысла содержания; неготовность к обсуждению.

Слайд 10

Касаемо Проблем и Тем исследования Неадекватный выбор проблемы исследования. Важно делать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ученика, а также с понимаем реального масштаба исследования. Неадекватная формулировка темы. Название работы следует формулировать так, чтобы по прочтению его можно было точно понять – что именно изучается и какова проблема исследования. Тема не связана собственно с интересами учащегося.

Слайд 11

Обращается внимание на такие Несоответствия : заявленная тема неподъемна для теоретического анализа; методы и выборка неадекватны поставленной проблеме и реально не разрешают гипотезу; выводы не соотносятся с целью и задачами исследования; выводы не вытекают из эмпирических данных.

Слайд 12

Соотношение теоретической и эмпирической части Нет адекватной теоретической части , без которой любое эмпирическое исследование не имеет осмысленной основы; Не определены ключевые понятия исследования , на основе которых должно выстраиваться эмпирическая часть работы; Чрезмерность теоретической части и ее малая связь с эмпирической частью; Теоретическая часть должна определять и структурировать понятийный аппарат; задавать общую логику исследования; вписывать конкретное эмпирическое исследование в более широкое пространство научных проблем, выявляя его реальное место среди них; давать обоснование для интерпретации собственных данных; Для теоретической части следует искать необходимую информацию осознанно, а не действовать по принципу: «что под руку попало, то и пригодилось» (не следует рядом с фундаментальными работами приводить сведения из «информационного мусора»; нельзя «сваливать в одну кучу» концепции выдающихся ученых из различных научных школ и направлений без их соотнесения).

Слайд 13

Гипотеза Гипотеза должна быть не банальной и поверхностной, а «продуктивной», то есть задающий исследователю понимание что именно, по каким параметрам, какими средствами и среди кого он будет исследовать. Исследовательская гипотеза – это предположение, которое проверяется в ходе исследования, а не утверждение, не требующее доказательств. Выдвижение гипотезы должно логические обосновано на базе теоретического понимания изучаемого феномена.

Слайд 14

Выборка выборка не должна формироваться по принципу «кто был, того и опросили», а должна быть обоснованной и корректно выдержанной по существенным для исследования переменным (возраст, пол, социальный статус, включенность в те или иные социальные группы и т.д.); выборка по количеству должна отвечать поставленным задачам исследования; статистические методы обработки должны соответствовать численности выборки

Слайд 15

Методы методы должны быть обязательно обоснованны и «соразмерны» поставленным цели и задачам исследования, адекватны для разрешения проблемы и гипотезы; в случае применения нескольких методик в одном исследовании, они должны быть взаимосвязаны и взаимно дополняемы ; автор должен понимать пределы и ограничения возможностей используемых методов; методики, созданные для решения конкретных задач другими авторами не всегда возможны для применения в иных целях; при разработке собственной методики (опроса, анкеты и т.д.) предварительно следует ознакомиться с существующими правилами и требованиями к подобным методам.

Слайд 16

Обработка данных Недостаточное использование статистических методов обработки результатов, проверки их на статистическую значимость и наличие корреляции между изучаемыми переменными; Результаты статистических обработок неадекватно отражены в таблицах, графиках и диаграммах; Представление всех данных в форме таблиц и графиков без обсуждения их содержания в тексте работы.

Слайд 17

Выводы взяты «с потолка» (не имеют связь с предыдущим текстом работы); чрезмерно обобщенные; как представление результатов без обобщения; не соотнесены с гипотезой и задачами исследования; не проходят проверку на логику или здравый смысл

Слайд 18

Думай глобально действуй локально: чем локальнее исследование, чем конкретнее предмет исследования, тем работа получается интереснее и содержательнее; уровень работы во многом зависит от объема исследуемого материала, корректности подбора и использования методов исследования, а также уровня анализа; глубина работы связана с пониманием границ исследования и ее места в общем контексте научной области

Слайд 19

В чем именно проблема исследования? Что является объектом исследования, а что предметом? Какова гипотеза (гипотезы)? Последовательно ли простроены задачи исследования? Адекватны ли избранные методы исследования разрешению проблемы? Корректно ли определена выборка? Соблюдена ли процедура исследования? Достаточны и адекватны ли методы обработки и анализа данных? Отвечают ли выводы на задачи исследования и как они связаны с проблемой и гипотезой?

Слайд 20

Источники: При составлении презентации были использованы материалы профессора МГПУ А.С. Обухова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-методический бюллетень : Исследовательская работа «История моего села»

Тема исследовательской работы «История моего села».  Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человек...

2016Районное методическое объединение. Участие в научно-практической конференции-конкурсе проектно-исследовательских работ по математике «Шаг в науку 2016». Справка об участии

2016Районное методическое объединение. Участие в научно-практической конференции-конкурсе проектно-исследовательских работ по математике «Шаг в науку 2016». Справка об участии...

Методический семинар "Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций"

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способн...

Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»

Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...

Исследовательская работа для участие в конференции "Шекспировские чтения" 2020 год

для участия во Всероссийской конференции  исследовательских работ на иностранном языке  "Шекспировские чтения" учащиеся 7 класса провели исследование по теме "Столетняя война....

Выступление на педсовете по теме «Проблемы мотивации одаренных детей на исследовательскую, творческую работу и участие в конкурсах разного уровня».

Мало выявить у обучающегося наличие интеллектуальной или академической одаренности, важно еще и умение определять вид интеллектуальной одаренности....