Главные вкладки

    «Эколого-краеведческое образования в условиях введения ФГОС ООО»
    проект по естествознанию (8 класс)

    Виниченко Елена Владимировна

    В данном материале представлены тезисы проектной работы по внеурочной деятельности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologo.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Эколого-краеведческое образования в условиях введения ФГОС ООО»

    (тезисы проекта)

    Автор: Виниченко Е.В., учитель географии МОУ Раменская СОШ №8

          На современном этапе развития общества одним из актуальных вопросов становиться экологическое образование населения. В школах в условиях внедрения ФГОС ООО складывается система экологического обучения и воспитания на краеведческой основе.

          Под школьным экологическим краеведением нами понимается – междисциплинарный процесс организации совокупности видов деятельности обучающихся направленных на:

    • изучение экосистем родного края в прошлом и настоящем;
    • развитие чувства патриотизма и гражданской ответственности за принимаемые решения по отношению к окружающей среде.

          Сущность школьного краеведения заключается в комплексном изучении природы, важнейших аспектов ее развития и динамики данной местности на основе использования доступных для учащихся методов исследования физико-географических наук.

    Реализация поставленных эколого-краеведческих целей и задач осуществляется преимущественно во внеурочной деятельности. Для этого был разработана программа по внеурочной деятельности «Экологическое краеведение Раменского района», который содержит разнообразные формы и методы работы с обучающимися – проектная деятельность, практикумы и семинары, конференции, консультации, учебные экскурсии.

            Особенность данной программы состоит в том, что она не транслируется детям сверху, а предлагаются по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Динамичное реагирование внеурочной деятельности на изменяющиеся потребности детей обусловливает личную значимость предполагаемого содержания программы. Учащиеся в своем творчестве с учителем, разрабатывают и реализуют собственный образовательный маршрут. Мотивированное обучение  стимулирует ученика  к самостоятельному поиску, к самообразованию, саморазвитию.

          В условиях внедрения ФГОС ООО проектная деятельность становится одной из ведущей образовательной технологией.  Особенно актуален  во внеурочной деятельности и является одним из основных методов обучения использующихся в программе внеурочной деятельности «Экологическое краеведение Раменского района»

    Цель: развитие экологического  самосознания личности ученика.

    Задачи:

    • Анализ научной литературы по проблеме экологического краеведения, определить понятие «краеведческий проект», выделить его содержание, разработать технологию по реализации в практике во внеурочной деятельности.
    • Разработать программу внеурочной деятельности «Экологическое краеведение Раменского района»
    • Выявить педагогические условия для овладения учащимися методами, средствами и приемами исследовательской деятельности.
    • Осуществить практическую работу по реализации цели.

    Научная новизна работы:

     - Введение понятия «краеведческий проект», определено его содержание и технология реализации во внеурочной деятельности.

    - Разработана программа внеурочной деятельности по экологическому краеведению.

     - Выявлены педагогические условия продуктивного развития экологического самосознания личности обучающихся.

       Под  краеведческим проектом мы понимаем, новую образовательную технологию проблемного обучения школьников во внеурочной деятельности направленную на становление у школьников научно-познавательного отношения к окружающей среде и к здоровью на основе принципа единства чувственного  и рационального познания природного и социального окружения человека.

    Анализируя несколько источников литературы мы попытались классифицировать те, что используются во внеурочной деятельности по ряду оснований:

    По приоритетному виду деятельности: творческие, социальные, исследовательские и поисковые.

    • По предметно-содержательной области: экологические, филологические, информационные, экономические и др.
    • По участию в разработке: личностные и групповые.
    • По обращению к аудитории: школьные, региональные, всероссийские.
    • По времени исполнен: долгосрочные и краткосрочные.
    • По форме представления: пленарные и стендовые.

        Программа внеурочной деятельности «Экологическое краеведение Раменского района» предназначен для учащихся подросткового возраста.

        В течение двух лет в МОУ Раменская СОШ №8 ведутся занятия по внеурочной деятельности «Экологическое краеведение Раменского района» До этого в данном направлении велась работа в кружке «Раменье», но его посещало 15 человек. Введение  программы внеурочной деятельности позволило увеличить количество учащихся охваченных данной работой.  На данный момент включенных детей в программу составляет  45 человек.  Первое время были сложности работы над проектами – это и умение взаимодействовать в группах  на экологических практикумах,  и умение разделить обязанностей по работе в проекте, оформление работ, менялся состав групп.

     За два года обучающимися:

    -  были подготовлены проекты эколого-краеведческого направления и представлены на конкурсах и конференциях от школьного до областного уровня;

    - приняли участие в экологических акциях «Экологический десант», «Наш лес», «Посади дерево»;

    - посетили 15 экскурсий по Раменскому району, Московской области.

         Применение эколого-краеведческой технологии во внеурочной деятельности способствовало формированию критического и творческого мышления у обучающихся, умение, работать с информацией.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО

    Отличие стандартов нового поколения от действующих. Отличительная черта ФГОС нового поколения - так называемые " Три Т". В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания л...

    Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.

    Развитие  профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования  в условиях введения ФГОС второго поколения....

    Реализация компетентностной модели образования в условиях введения ФГОС ООО и СПОО на основе освоения современного педагогического опыта европейских школ – партнеров по сетевому взаимодействию в рамках AFS-программы

    КОНКУРС ФЦПРО  2016-2020, направление  «Инициативный инновационный проект»Актуальность проведения мероприятий в части реализации компетентностной модели образования на уровне школы определяе...