Метапредметный подход в обучении
статья по естествознанию

 Чермошенцева Надежда Викторовна

Метапредметный подход к обучению науроках естественно - научного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_podhod.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный подход к обучению учащихся на уроках естественно - научного цикла.

             Современный мир, в котором мы живем, очень сложен и чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных  в школе и в  вузе.                               Причиной является то,  что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня ситуация кардинально меняется с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения.         Метапредметный подход   предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные    способы действий и с их    помощью сможет сам добывать информацию о мире.

Метапредметный подход включает:

 1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.    

2. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.

 3. Осознание понятий и работа с ними в рамках учебного предмета.

4. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.     

Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. В основе лежит принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления — «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».  

                В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что хотят сделать. На уроках химии при изучении классов сложных веществ учащиеся составляют схемы. Это позволяет легче и быстрее запоминать новый материал. Составление схем широко применяется на уроках географии и биологии.

           В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).  

             Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы. Здесь они осваивают умение организовывать и вести диалог, у них развиваются способности целеполагания, самоопределения и др.

          На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.У школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения. При решении задач по химии предлагается решить ее несколькими способами. И учащиеся успешно с этим  справляются.

Каковы же структурные элементы  метапредметного урока:

-Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

-Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.

-Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.  

-Взаимопроверка и взаимоконтроль.

-Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.  

Требования к заданиям на уроке:

-Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

-Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требования к учителю на уроке:

            - Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика.

       - Добиваться от учеников аргументированных ответов.

        - Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.

     -Чётко и точно формулировать задание.

           Помимо уроков большое значение имеет внеурочная деятельность.  При проведении метапредметных занятий необходимо:

            -вовлечение  школьников в проектную  и исследовательскую деятельность. Здесь реализуются все этапы метапредметного подхода:  актуализация, целеполагание, проблематизация.  А как важно школьнику осознавать, что его исследования кому-то пригодятся:  для семьи, для школы,  для одноклассников.

              -развитие индивидуальности ребенка, его неповторимости, потому что чем чаще теорию мы сталкиваем с надпредметом, тем деятельность школьника становится более продуктивной, тем больше он развивается всесторонне, как личность, а в этом мы  видим свою главную задачу.

Исследовательские умения являются общими для многих учебных дисциплин, поэтому важно обеспечить единый подход к формированию данных умений при изучении различных предметов.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.                                                                  Химия -  это наука о природе. В природе химические, физические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, тем самым их связи разрываются. Для решения этой проблемы в школе должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей. Использование метапредметного подхода через выполнение различных заданий возможно на уроках химии:

Задание 1. Используя материал учебника, составьте схему, иллюстрирующую круговорот углерода (азота, кислорода и т.д.) в природе.

             В 9 классе при проведении уроков по химической технологии учащиеся выполняют проекты по металлургическому производству. В 10 классе они делают проекты о  производстве этанола, уксусной кислоты. При этом им необходимо представить свой проект, обосновав:  место строительства данного производства, количество и виды отделов (цехов) производства, экономическую эффективность производства. Они должны решить вопрос  о безопасности данного производства  для здоровья человека.   Учащиеся при выполнении проектов такого плана используют знания по географии, химии, биологии.

                 Обучение химии связано с обобщением знаний о явлениях реального мира. Способность познавать окружающий мир, действовать адекватно полученной информации, создавая благо для людей. В своей деятельности человек не просто приспосабливается к окружающим условиям, он преобразует их в соответствии с развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры.