Исследовательская работа
творческая работа учащихся по естествознанию (9 класс)

Ирина Николаевна Афанасьева

 

Поводом к исследованию послужила осенняя акция «ВОДА РОССИИ» в рамках реализации национального проекта « ЭКОЛОГИЯ», в ходе которой 21 2023 сентября состоялся субботник на берегах Мигнинского пруда. Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что в 2025 году исполняется 60 лет с момента второго рождения пруда! Многим в районе помнится осенняя ночь 1972 года. Тогда несколько сот тысяч кубометров воды ушло через пространство земляной плотины. Но пруд был нужен людям. Подтверждение этому мы нашли в заметке П. Булатова в районной газете «На ленинском пути» от 4 марта 1986 года. Он пишет : « Одобряем новое Постановление Совета Министров СССР о прудовом хозяйстве. Думается , что это в полной мере относится и к судьбе Мигнинского пруда, который мы, жители района, ждём уже несколько лет. Будет пруд- будет и рыба, и хорошее место досуга для сельчан». Новое рукотворное море с площадью водного зеркала в 300 гектаров появилось в районе в 1985 году . Пруд- объект социальный и проблем с ним связанных много. В частности сегодня он привлекает большое число отдыхающих, и не только из нашего района. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rakitskaya_elizaveta.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Мигнинская средняя школа

имени Полного Кавалера ордена Славы Юферова Григория Прокопьевича»

Естественно – научное

Исследовательская работа

«Как живёшь Мигнинский пруд?»

Выполнила: Ракитская Елизавета Романовна.,

ученица 9 класса

Руководитель: Афанасьева Ирина Николаевна., должность учитель математика

2024, с. Мигна

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ПРУД КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЬЕКТ 6

МИГНИНСКИЙ ПРУД ДО 1972 ГОДА 6

Строительство нового пруда 7

Использование возможностей пруда 9

ГЛАВА 2. ПРУД КАК МЕСТО ОТДЫХА 11

Анализ воспоминаний старожилов 11

Каталог экологических акций. 11

Викторина « Рукотворному морю- 60 лет» 14

Заключение 15

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 16

ПРЕЛОЖЕНИЯ « ПОМОЖЕМ ПРУДУ ВМЕСТЕ» 17

Аннотация

Поводом к исследованию послужила осенняя акция «ВОДА РОССИИ» в рамках реализации национального проекта « ЭКОЛОГИЯ», в ходе которой 21 2023 сентября состоялся субботник на берегах Мигнинского пруда. Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что в 2025 году исполняется 60 лет с момента второго рождения пруда! Многим в районе помнится осенняя ночь 1972 года. Тогда несколько сот тысяч кубометров воды ушло через пространство земляной плотины. Но пруд был нужен людям. Подтверждение этому мы нашли в заметке П. Булатова в районной газете «На ленинском пути» от 4 марта 1986 года. Он пишет : « Одобряем новое Постановление Совета Министров СССР о прудовом хозяйстве. Думается , что это в полной мере относится и к судьбе Мигнинского пруда, который мы, жители района, ждём уже несколько лет. Будет пруд- будет и рыба, и хорошее место досуга для сельчан». Новое рукотворное море с площадью водного зеркала в 300 гектаров появилось в районе в 1985 году . Пруд- объект социальный и проблем с ним связанных много. В частности сегодня он привлекает большое число отдыхающих, и не только из нашего района.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема в том что остаётся много мусора , а единичные экологические акции не решают задачу частоты его воды и берегов. На наш взгляд она тесно связана с проблемой развития рекреационной составляющей с проблемой нравственной культуры человека, его умения беречь природу. О взаимоотношениях человека и природы хорошо написал крупнейший ученый, патриот своей родины Дмитрий Сергеевич Лихачёв: « Природа по своему «социальна». «Социальность» её ещё и в том ,что она может быть рядом с человеком, соседствовать с ним, если тот, в свою очередь, социален и интеллигентен» Именно экологическим вопросам мы планировали уделить главное внимание. Однако, в ходе исследования обнаружили лишь отрывочные сведения об истории пруда, самого большого водного объекта на территории Ермаковского района .Поэтому ещё возникла идея воссоздать историю труда с помощью воспоминаний старожилов и архивных документов.

Сложившаяся ситуация определила тему моего исследования: « Как живёшь Мигнинский пруд?»

Объект исследования: проблемы водного объекта социального значениями Мигнинский пруд.

Предмет исследования: история воссоздания и использования пруда.

Цель исследования : обратить внимание общественности района на проблемы Мигнинского пруда как социального объекта задачи исследования.

Задачи исследования:

1. Записать воспоминания старожилов имеющих отношение к истории пруда.

2. Составить каталог экологических акций на территории пруда.

3. Разработать и провести викторину « Рукотворному морю- 60 лет!»

4. Сделать выводы и предложения «Поможем пруду вместе».

Гипотеза исследования: мы предположили что знание истории создания пруда может привлечь внимание общественности к экологическим проблемам этого водного объекта.

Методы исследования: изучение архивных источников, газетных материалов, опрос жителей, сбор воспоминаний старожилов.

ГЛАВА 1. ПРУД КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЬЕКТ

  1. МИГНИНСКИЙ ПРУД ДО 1972 ГОДА

Первые рассказы про Мигнинский пруд относится к 1947 году, но никаких документов обнаружить не представилось возможным. Его дальнейшая история прослеживается в воспоминаниях старожилов. «Когда в 1972 году пруд «ушёл» стали видны старые сооружения. Тело плотины было сложено так : слой тальника-слой грунта, слой тальника- слой грунта. Там работала гидростанция , для нужд Ермаковского вырабатывала электричество. Осуществлялся промышленный лов рыбы в старом пруду» Юрий Алексеевич Чикишев вспоминает, что стояла ОРСовская избушка, где жил Семёнов, ловил рыбу для магазина. Недалеко располагалась Колупаевска избушка и Симоновская землянка, там рыбаки сдавали рыбу в райпо». Вот что вспоминает Владимир Николаевич Демидов: « Осенью 1972 года пруд прорвало. Кстати, раньше он назывался Крестиковским, потому что рядом была деревня Крестики .В пруд в падали речушки Мигна, Агеевка, Карагатка. « На пруду был организован промышленный лов рыбы, работала электростанция, все сооружения были деревянные, уже очень ветхие. И взрослые и ребятишки любили купаться, ловить рыбу. Вода была прозрачной! И рыбы было много разной, и раков. А ещё видели много лебедей, жили цапли. Когда пруд ушёл, столько сорожки, окуня ,щуки оказалась на дне ,что люди собирали вёдрами, ваннами, помню ,что родители наделали разных заготовок на зиму, всё равно пропала бы». «Когда наша семья в 1968 году переехала в Ермаковское, пруд ещё был ,только платина чуть ниже была все сооружения деревянные, прогнившие. Мне помнится, что осенью 1972 г произошло землетрясение, вода размыла плотину и пруд ушел в Ою,- вспоминает Владимир Степанович Сушеньков. В газете « На ленинском пути» от 10 августа 1972 года мы нашли заметку секретаря комсомольской организации ПМК-176 А. Мельникова. Он пишет: « несколько строительных бригад передвижной мехколонны 176 трудится сейчас на строительстве пионерского лагеря. В 1973 году к началу оздоровительного сезона лагерь села Ермаковского войдёт в эксплуатацию. Таким образом, подтверждается тот факт, что пруд является важным социальным объектом.

  1. Строительство нового пруда

Время шло. В стране создавалась единая энергетическая система. Надобность в маленьких электростанциях отпала, но пруд как водный объект был важен как место отдыха, как рекреационный объект.

Сушеньков Владимир Степанович с 1982 года работал водителем в исполкоме Ермаковского райсовета. Он вспоминает:

«Пруд людям был нужен. Десятилетиями рыбачили, отдыхали. И стали добиваться у местной власти принятие мер для строительства нового пруда. Начинал ещё Федяев, но не получилось что-то. Приезжали разные комиссии качали головами, говорили о больших затратах и уезжали. В 1982 году председателем исполкома районного совета депутатов стал Виталий Михайлович Бузунов, человек очень честный и ответственный. Учитывая наказы избирателей и просьбы жителей района он стал добиваться строительство пруда на краевом уровне и был услышан. Району повезло,что в это время председателем краевого исполкома работал замечательный человек хозяин своему слову Виктор Васильевич Плисов. Средства из края были выделены, а Бузунову наказали найти серьёзных строителей-подрядчиков. И сам краевой начальник каждую неделю звонил, а Виталий Михайлович лично контролировал стройку и докладывал каждую неделю в край. Строительство началось осенью 1985 года, а уже к весне построили бетонное ложе, водосбросы и аварийные донный спуск, отсыпали и подняли плотину. В подготовительных работах перед заполнением водохранилище участвовали все организации района, чистили ложе от карагатника, соломы, мусора, устраивали субботники. К осени началось заполнение пруда из малых рек: Мигна, Карагатеа и Агеевка»

Из беседы с Чикишевым Юрием Алексеевичем мы узнали , что активное участие в строительстве труда принимала ПМК 176. « Я в то время работал геодезистом в ней . В мои обязанности входила привязка к местности, то есть, как должна стоять плотина, контроль за высотной отметкой плотины, чтобы не было недосыпа, чтобы строители выполняли гидротехнические требования».

В сохранившихся в районной библиотеке подшивка газеты « На Ленинском пути» нам удалось восстановить наиболее полную картину строительства пруда. Редактор Георгий Трифонович Репин ( Г. Трифонов) пишет: «Осенью начались работы по строительству основных гидротехнических сооружений: донного водоспуска и паводкового водосброса .За это время уложено кубометров бетона ,63 тонны арматурного железа, перемещено около 100тысяч кубометров грунта, отсыпано 10 тысяч кубометров скальной породы и гравия . Получилось грандиозное по-нашему масштабом сооружение.

Ложе водохранилища в основном чистое . Выросший за эти годы по берегам тальник частично убран. Ещё один дружный субботник и можно будет сказать что жители района выполнили свой долг. С затоплением образуется, нет, не пруд , а нечто большее. Зеркало воды будет в 300 гектаров, объем водохранилища составит 4,5 млн кубометров воды. Скоро все мы станем свидетелями рождения маленького моря.

Был в то время в стране такой почин: « отработать на стройках соцкультбыта 4 дня».

Под таким девизом все организации нашего района выходили на субботник. У места сбора встречали лесники и показывали отведенные участки»

Вспоминает Владимир Васильевич Волошин работавший в то время первым секретарем райкома комсомола: « 4 субботника провела молодежь: очищали будущее ложе водохранилища, вырубали кустарник, складывали в кучи, вывозили. Работали с огоньком ,весело ,дружно, радовались что скоро снова появиться пруд»

Про субботники помнит и рассказывает многие жители района: Н.А. Чеховская, В Р. Туксин, В.К. Хилько, В.Н. Демидов, В А. Ступаков.

Из репортажа В. Новобранцева « Перекрытие Мигны» от 11 сентября 1986 года узнаем, что пруд начал свою вторую жизнь(3)

  1. Использование возможностей пруда

Закрепили пруд за межхозяйственным лесхозом, руководил которым Владимир Николаевич Крупень, для рыборазведения, запускали мальков, разводилась рыба: карась, окунь, щука сорожка на радость рыбакам - любителям. Жаль только, что становится больше браконьеров, любителей нажиться. Используют электроудочки ,ставят сети в местах нерестилища. Обюбовали наш пруд соседи из Абакана, иногда по неделе живут на берегу и неделями стоят их сети.

Тугов Петр Демидович, работавший главным лесничим в межхозяйственным лесхозе, вспоминает:

« Когда за нашей организации закрепили пруд , я сам ездил Сухобузимский район, привозил мальков карпа, запускали для разведения. Мы заложили сад на горе, га том берегу пруда, построили помещение для трудового лагеря, ребятишки работали в саду, мы организовывали питание .Это было в 1986 - 89 годах, потом всё стало приходить в упадок».

Александр Иванович Загорский, заместитель директора межшкольного учебного комбината, вспоминает, как ездили с учащимися профиля « садовод» на работу в трудовой лагерь. « На месте, в молодом саду изучали, как выращивать клубнику, жимолость, смородину. Питание организовывал межхозяйственный лесхоз, а мы работали и отдыхали, устраивали спортивные соревнования».

Из беседы с Игорем Николаевичем Гречушкиным, который работал начальником отдела ГО и ЧС администрации Ермаковского района, мы узнали, что в 2006 году пруд стал собственностью района.

Это значит, что ответственность за состоянием гидротехнических сооружений теперь за нами. Ежегодно администрация заключает договоры со специалистами которые проверяют уровень воды во время паводка , грунтовые воды. Когда оборудуют места для купания водолазы обследуют дно ,берут пробы воды ,устанавливают аншлаги о температурном режиме купания..

ГЛАВА 2. ПРУД КАК МЕСТО ОТДЫХА

Анализ воспоминаний старожилов

Два раза в год администрация района организует чистку берегов и вывоз мусора, конечно, этого недостаточно, но ведь и средств мало. Это проблема! Кто-то должен построить площадку для мусора, кто-то её эксплуатировать. Но главная Проблема в том, как сделать так, чтобы меньше загрязняли и территорию и воду .Это уже вопросы нравственной, экологической культуры человека. Одно время часть труда брал в аренду предприниматель Андрей Андреев, проводилось благоустройство, убирался мусор, проводились мероприятия для отдыхающих. В интернете мы нашли отзывы отдыхающих на нашем пруду: «место в 10 км от райцентра, дороги вполне удовлетворительные , территория пруда обустроена . Въезд 300 рублей. И вы стоите на берегу в бору. Конечно так отдохнуть очень много желающих, и на выходные практически вся территория забита. Или ещё: « Есть приличные навесы, оборудованный туалет и территория убирается. При въезде выдают мусорный мешок, там есть спасатель который наблюдает за отдыхающими, разные развлечения: водный шар, водная горка , тарзанка, вечером дискотека. Кстати, пруд в 30 км от фестиваль этнической музыки и ремёсел « Мир Сибири» в Шушенском. Таким образом, воспоминания жителей района участвовавших в строительстве нового пруда, отклики отдыхающих, подтверждают что пруд не только крупный гидротехнические объект на территории Ермаковского района , требующий заботы , но и замечательное места отдыха, пользующиеся популярностью . Но этот факт и порождает проблемы экологического характера.

Каталог экологических акций.

21 сентября состоялся субботник на берегах Мигнинского пруда. Организаторами уборки выступила дирекция природного парка «Ергаки», а волонтерами стали учащиеся Ермаковской средней школы номер два. Задача организаторов и волонтеров была донести до людей понимания того ,насколько важно беречь всё то, что нас окружает . Школьники убрали территорию площадью около 2 гектаров, собрали 11 мешков мусора общим весом более 60 кг . Ребята были шокированы таким количеством мусора. Мы провели опрос среди волонтеров на тему как помочь пруду. Голеусов Руслан( учащийся 11 класса Ермаковской СОШ 2: «Надо мусорные баки ставить, самим надо следить за чистотой. Можно и платный пляж сделать, пусть лучше заплатим 50 рублей, но купаться будем в чистой воде» Рукина Анастасия( ученица 7 класса Ермаковское СОШ 2): « Считаю, что если бы не плавали на скутерах и моторных лодках, не поднимали бы со дна зелень ,водоросли, вода была бы чище» Сурдина Татьяна( ученица 10 класса Ермаковской СОШ 2): « Пруд нужен и как место отдыха и рыбалки. Если бы его спускали, чистили бы и заполняли снова, то пруд был бы чистым». Поскольку экологические акции- это тоже важная страница в истории пруда, мы решили составить

КАТАЛОГ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АКЦИЙ

1986 год

Все организации района

Субботники по очистке дна будущего пруда под девизом « 4 дня- на стройках соцкультбыта»

2006 год( далее ежегодно)

Администрация района

2 раза в год администрация района организует уборку территории и вывоз мусора

2010 год

Дирекция природного парка « Ергаки»

Ежегодно проводят субботники в рамках акции в рамках единых дней защиты малых рек и водоёмов

2013

Межшкольный учебный комбинат

Участвовали в уборке территории пруда вместе с сотрудниками природного парка «Ергаки»

2014

Детская экологическая организация « Жарки»

Активно участвует в экологических мероприятиях в рамках акции Всемирного фонда дикой природы

2015

Учителя и учащиеся Новоозерной основной школы

В рамках « Недели добра»

2019

Дирекция природного парка « Ергаки» и волонтеры Ермаковской СОШ 2

Осенняя акция «Вода России» в рамках реализации национального проекта «Экология»

Викторина « Рукотворному морю- 60 лет»

В ходе проведённого исследования мы получили много сведения об истории использования пруда, чтобы как-то их структурировать, поделиться с другими своими знаниями мы составили викторину.

ВИКТОРИНА « РУКОТВОРНОМУ МОРЮ- 60 ЛЕТ»

  1. Почему пруд называется « Мигнинский»?
  2. Знаете ли вы другие названия этого пруда?
  3. Зачем наши деды создавали пруд?
  4. Какому году относится первое упоминание о пруде?
  5. Какие реки впадают в пруд?
  6. В каком году состоялась 2 перекрытие Мигны?
  7. какое решение правительства СССР способствовало ускорению строительство пруда?
  8. Под каким девизом выходили коллективу райцентра на очистку дна будущего пруда?
  9. Что имеют в виду когда говорят « пруд ушел»?
  10. Как использовали пруд в конце 20 века?
  11. В каком году пруд стал собственностью района?
  12. Для каких целей нужен пруд сегодня?
  13. Знаете ли вы площадь водного зеркала пруда?
  14. Почему осеннюю ночь 1972 года называют памятной?
  15. Кто проводит экологические акции на берегах пруда?
  16. Знаете ли вы Какие птицы живут на пруду?
  17. Как помочь рукотворном у моря оставаться чистым?

Заключение

  1. Анализ доступных источников информации, воспоминаний старожилов привел к мысли, что пруд действительно очень важный объект для нашего района, у него насыщенная и нелегкая жизнь.
  2. Мы, жители района должны ему помогать. Как вместе строили более тридцати лет назад ,так теперь вместе надо помогать сегодня!
  3. Мы составили и провели викторину среди учащихся Мигнинской школы и заметили интерес к проблемам пруда, услышали много предложений.

Это подводит к выводу о том что наша гипотеза подтверждается.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Булатов П. И рыба, и досуг// « на ленинском пути», 4 марта 1986 г
  2. Лихачёв Д С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Лет.лит, 1989г
  3. Новобранцев В. Перекрытие Мигны// « На ленинском пути», 11 сентября 1986г
  4. Тимофеев О. На объектах района// « на Ленинском пути»17 июня 1986г
  5. Тимофеев О. Здесь будет пруд// « На ленинском пути»,19 июня 1986г
  6. Трифонов Г( Репин Г ) Рукотворное море// « На ленинском пути» 30 августа 1986
  7. Источник :
  8. Источник:

ПРЕЛОЖЕНИЯ « ПОМОЖЕМ ПРУДУ ВМЕСТЕ»

  1. Разработать долгосрочную программу « Чистый пруд».
  2. Всем организациям ( как и более 30 лет назад) участвовать в экологических акциях.
  3. Обустроить берега , брать разумную плату за въезд, лишь бы купаться в чистой воде.
  4. Организовать промышленный лов рыбы ( как 60 лет назад), а теперь в рамках импорт замещения.
  5. Что бы тело плотины прослужило дольше, хорошо бы разрисовать его агитационными плакатами.
  6. Нужно брать плату с тех, кто плавает на скутерах, моторных лодках, тем самым поднимая со дна зелень, водоросли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...