Мастер-класс
план-конспект занятия по естествознанию (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ак-Дашская средняя общеобразовательная школа» Сут-Хольского кожууна
Республиканский конкурс мастер-классов
«Физика в моей жизни»
Мастер - класс
по физике
«Физика за чаем»
Выполнил : Ооржак Римма Кокуй-ооловна,
Учитель физики и математики
г.Кызыл.2024-2025 уч.год
Тема «Физика за чаем»
Цель мастер-класса:
- Научиться видеть физику в окружающих нас явлениях, с которыми сталкиваемся ежедневно и порой не обращаем на них внимания; освоить представленные приемы реализации компетентностного подхода при обучении физике.
Задачи: используя практический опыт, создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов.
Ожидаемые результаты:
Передача и обмен инновационного опыта
Соотнесение полученной информации с собственными знаниями;
Рефлексия: - выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена
Оборудование: Чайник с кипятком, чашки с блюдцами и чайные ложки, чайник для заварки, стаканы с холодной и горячей водой. Используются также печенье и конфеты, сахарный песок.
Методы и приемы: частично-поисковый- создание проблемной ситуации,наглядный- демонстрация опытов,словесный -беседа,
Ход мастер-класса
Здравствуйте,уважаемые гости и жюри. Меня зовут Ооржак Римма Кокуй-ооловна,учитель физики и математики МБОУ Ак-Дашской СОШ Сут-Хольского кожууна.Я,надеюсь ,что сегодня вы получите удовольствие от нашего занятия.
Итак начинаем наш мастер - класс «Физика за чаем».
Чай – это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придаёт бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим также, как хлеб.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые даёт и
Друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо – эликсир!
- Коллеги! Сегодня я приглашаю вас на мастер-класс «Физика за чашкой чая». Я думаю, вы с удовольствием пьёте дома чай, но уверена, что не многие задумывались над сопровождающими этот процесс физическими явлениями. Попробуем сделать это вместе.
Возьмите чашки и налейте кипятка. Опустите в чашку с кипятком пакет чая. Что видите? (вода окрашивается). Почему? Что происходит? (диффузия, явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого). С процессом диффузии мы с вами часто встречаемся в быту, например, при стирке вещей, при засолке овощей и фруктов и др.
2.У вас 2 кружки: в одной горячий чай, в другой - холодный. Как бы вам напиться теплого чаю? Используйте все приборы, которые есть на столе.
Возможные гипотезы: - смешать холодный с горячим; - перелить в блюдце; - подуть и т.п.
Анализируем вместе.
2.1.Смешаем. Какое явление произойдет (Теплообмен). Какой чай наливать в какой: горячий в холодный или наоборот? Ответ объяснить. (Холодный в горячий. Вследствие конвекции теплообмен произойдет быстрее: холодные слои опустятся вниз, теплые поднимутся вверх). Какая часть дома с отапливаемой террасой самая холодная? ( Подпол, погреб) Какая часть тела мерзнет быстрее всего в холодном помещении? (ноги). Где в данной комнате (да и всех помещений) использовано это явление?(Форточки вверху, батареи -внизу).
2.2.Перелить в блюдце. Зачем? (Испарение зависит от площади поверхности. При испарении уменьшается температура тела, чай охладится быстрее). Что значит испарение? (Парообразование с поверхности жидкости). Что ощущаем при выходе из воды? Зачем развешиваем стираное белье, не оставляя его скомканным в тазу? Почему собака бегает с высунутым языком в жаркую погоду?
2.3. Подуть. Зачем? (Ветер ускоряет процесс испарения. Молекулы на поверхности получают дополнительную кинетическую энергию.) Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду?
3. Чай несладкий. Сахар рядом. Сделайте чай сладким. (Не увлекайтесь количеством сахара). Объясните с точки зрения физики, что сделали. (Положили сахар в чай, помешали. Наблюдали явление диффузии- смешивания веществ.) В какой чай надо бы положить сахар, чтобы он быстрее растворился? (Горячий. Скорость движения молекул зависит от температуры).
4. Возьмите шоколад и поделите его на (пары) между собой. А на сколько человек можно вообще поделить этот кусок шоколада? ( На много, пока не останется неделимая частица). Значит, шоколад и все вещества состоят из частиц- молекул.
5.Пейте чай. Как мы пьем? (Втягивание ртом жидкости вызывает расширение грудной клетки и разрежение воздуха как в легких, так и во рту. Повышенное по сравнению с внутренним наружное атмосферное давление «вгоняет» туда часть жидкости. Так организм человека использует атмосферное давление).
(Пьют чай.)
Я вам предлагаю опыты, доказывающие наличие атмосферного давления с использованием приборов на демонстрационном столе.
О1.Стакан с водой накрыт бумагой. Переворачиваем, вода не вытекает. Поддерживается силой атмосферного давления.
О2. «Флюс» на воздушном шарике. Нагреваем воздух в стакане, прислоняем шарик к стакану- часть шарика под стаканом втягивается внутрь стакана.( Аккуратнее нагреваем, не нагревая края стакана- шарик может лопнуть).
6. Кто не съел весь шоколад? Попробуйте соединить части его. Почему не получается
( Отталкиваются молекулы)
7.Вытрите руки салфеткой, салфетки лежат на столе.
Почему не вытираете салфетками из фольги? Целлофана?( Не смачиваются салфетки эти водой- силы притяжения молекул воды и тела больше сил притяжения молекул воды и фольги) Итак, молекулы притягиваются и отталкиваются- взаимодействуют.
6.Рефлексия.
Пьют чай.
Я хочу закончить наше занятие словами Г. Лихтенберга «То, что вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость»
Желаю удачи на пути к новым открытиям. Знание физических законов помогает вам жить! Спасибо.
Литература:
А.В.Перышкин. Физика 8 класс
А.в.Перышкин .Физика 7 класс
Интернет -ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!»
Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Сценарий: Мастер-класс «Победи конфликт!» Цель: познакомить педагогов с опытом эффективного взаимодействия классного руковод...

Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....

Мастер - класс "Рыбки", Мастер-класс"Лесовичок из сосновых шишек"
quot;Рыбки"-Техника выполнения - срезы из веток березы.Проводился мастер - класс для педагогов технологии и дополнительного образования."Лесовичок"- работа с природным материалм....

Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR» Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически » .
Разработка Мастер-класса объединения детского театра мод – «GLAMOUR»Тема: «Проведение Мастер-класса по выполнению вечерней прически »Цель: Дать учащимся возможность...

мастер-класс.Согласие участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителей родного языка и литературы "Туган тел"на обработку персональных данных.
Яруллина Гульшат Минасхатовна...

Мастер -класс "Представление участника Всероссийского конкурса мастер-класса учителя родного (татарского) языка и литературы «Туган тел» "
Яруллина Гульшат Минасхатовна имеет высшее образование, закончила Арское педагогическое училище в 1995г., Набережночелнинский государственный педагогический институт в 2003 г. Стаж р...

Авторская дополнительная программа мастер-класса «Педагог-мастер» для учителей технологии – слушателей курсов повышения квалификации. Тема мастер-класса: «Социальная направленность практической деятельности учащихся»
Изучение данного курса предусматривает ролевую игру с использованием современных технологий креативного решения проблем, изготовление изделий, предложенных учителем на мастер-классе, ...

