Формирование собственной модели оценки качества образования сельского учителя.
статья по физике (7,8,9,10,11 класс) по теме

Осолихин Юрий Валерьевич

Это статья из интернет-конференции "Школа уральской глубинки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_sobstv.ocenki_kachestva.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современный учитель сельской школы: проблемы готовности к инновационной педагогической деятельности и пути их решений;

Формирование собственной модели

оценки качества образования

сельского учителя.

Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации предусмотрено  создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В связи с этим на уровне общеобразовательных учреждений актуально формирование собственной модели оценки качества образования.

      За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Диагностическая цель качества образования

По моему мнению основными  характеристиками педагогического мастерства учителя являются:

1)  качество знаний и действий учащихся;

2)  удовлетворенность учащихся (не педагогом!) процессом обучения.

Следовательно, и учитель, и ученик, являясь субъектами образовательного процесса взаимно влияют на процесс обучения и его качественные показатели.

Объективный контроль качества знаний учащихся

Одной из главных задач  является планирование контроля за  качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.

При проведении анализа контроля особенно важным считаю накапливание информации о динамике качества знаний, выработку мер по устранению типичных ошибок, некоторых трудностей при усвоении материала. Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее это умение оперировать этим материалом. Это все требует определенной системы контроля. Существует несколько видов и форм контроля. Проанализировав современные подходы к  данной проблеме, можно придерживаться следующей классификации:

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)

1.  Урочные - традиционные:

Контрольные работы, в том числе индивидуально-дифференцированные (трехуровневые);

Практические работы и лабораторные работы;

Тесты;

Самостоятельные задания;

Зачеты;

Самостоятельные работы (обучающие и контролирующие);

Рефераты.

2.Внеурочные:

Конкурсные проекты;

Защита рефератов.

3.Урочные нетрадиционные:

Круглые столы;

Дидактические многофункциональные  игры;

      

 ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям) 

Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.

Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.

Корректирующий - исправление недостатков.

На каждую работу ребятам предлагаются задания на карточках. Для контроля знаний использую  лабораторные работы, самостоятельные работы (по предложенному плану, по названию и цели лабораторной работы), отчеты о проведенных исследованиях, задачи, диктанты, проектные работы.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

Контроль знаний и умений учащихся — обязательное условие результативного учебного процесса. О требованиях к уровню подготовленности учащихся должен знать не только учитель, но и ученик и его родители, ибо при правильно организованной системе учета успеваемости оценочные баллы должны быть объективными сигналами к доработке обязательного учебного материала.

Поэтому особое внимание при мониторинге обученности уделяется проверке основных понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей вышеуказанных разделов

2) Физика как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы:

эксперимент: мысленный и практический.

 практические и лабораторные работы, решение задач и др.

При проверке знаний и умений учитывается оценка не только теоретических знаний, но и практических умений. В целях индивидуального подхода к обучению предлагаются учащимся разноуровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость работы учащихся. При организации и планировании проверки знаний по физике нельзя не учитывать возрастные особенности учащихся, так как именно учёт различных методических приемов, наиболее эффективных для каждой возрастной группы, дает возможность побудить учащихся к активной учебной деятельности. Вопросы и задания для учащихся составляются с учетом следующих возрастных особенностей:

 любознательность, наблюдательность;

интерес к динамическим процессам;

желание общаться с компьютером;

предметно - образное мышление;

быстрое овладение умениями и навыками;

эмоциональная возбудимость.

Подход к контролю знаний учащихся  по физике.

Все многообразие учебной деятельности учащихся на уроках физики ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей. Система тематического учета знаний и умений позволяет:

а) подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы;

б) учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения задания разного уровня сложности.

Задания и вопросы  для итоговой проверки составляются с учетом требований к тематическому контролю:

выделение обязательных знаний и умений;

исключение вопросов излишне детализирующих учебный материал;

контроль общеучебных навыков, а не только предметных (работа с учебником и тетрадью, задания творческого характера).

Обобщение и оценку знаний учащихся можно проводить  через 3—4 урока. Темы, требующие на изучение большее количество часов, разбиваются на несколько отдельных подтем или проводится промежуточный контроль. В этом случае можно использовать тестирование, на выполнение которого отводится не более 10—15 минут.

Примерная схема планирования тематического контроля:

Темаà   Поурочный (модульный) контроль à    Промежуточный контроль à   Итоговая проверка по теме

Диагностика знаний учащихся.

Качество знаний не всегда определяется объемом выученного материала, скорее - это умение пользоваться этим материалом. Процесс усвоения знаний - индивидуальный, поэтому нужно использовать различные формы диагностики - контролирующей работы на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса.

Диагностика уровня усвоения знаний и умений на каждом этапе обучения позволяет оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений.

Методика самооценки (5-11 класс).

    Порядок проведения:

Умения

         Уровень владения

не владею

владею частично

владею хорошо

  1. Учебно-организационные умения:

а) умею работать по алгоритму;

б) умею самостоятельно составлять алгоритм;

в) владею методами самоконтроля;

г) умею оценивать ответ одноклассника.

2. Учебно-информационные умения:

а) владею техникой чтения в соответствии с возрастом;

б) умею работать с учебником;

в) умею работать с дополнительной литературой (справочниками, словарями и т.д.)

г) умею читать схемы, графики, опорные конспекты, карту;

д) умею составлять план;

е) умею писать конспект;

ж) умею самостоятельно оформлять материал в графики, таблицы, опорные конспекты;

з) умею писать тезисы.

     3. Учебно-коммуникативные знания:

а) владею в соответствии с возрастом устной монологической речью;

б) умею вести учебный диалог;

умею изложить логически свои мысли 2-3 предложениями;

г) владею в соответствии с возрастом письменной монологической речью:

  - умею списывать текст

  - записывать под диктовку

  - писать изложения

  - писать сочинение разных жанров

  - писать реферат

  - писать рецензию

  - писать статью

  - писать заявление.

    4. Учебно-интеллектуальные умения:

а) умею анализировать;

б) сравнивать;

в) классифицировать;

г) обобщать;

д) абстрагировать;

е) синтезировать;

ж) выделять главную мысль;

з) отвечать на вопросы;

и) самостоятельно ставить вопросы;

к) выполнять творческие задания;

л) хорошо чертить;

м) использовать приобретенные знания в новой учебной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кластерная модель - современный метод оценки качества образования

В статье дается представение о кластерной модели как инновационном методе мониторинга качества образования, также представлен опыт внедрения кластерного метода в учебно-воспитательный процесс МОУ СОШ ...

Модель системы оценки качества образования МОУ «Промышленновская СОШ №3»

       Сегодня одним из направлений модернизации российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. В одобренных Правитель...

ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

              Стратегии развития образовательных  учреждений сегодня стали центром внимания образовательной политики.  Управление современной ...

Формирование школьной системы оценки качества образования.

Одним  из  приоритетных  направлений  развития  системы  образования  Российской Федер...

Реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества образования» за 2016 – 2017 учебный год

реализация инновационного проекта (программы) «Программа управления качеством метапредметных результатов учащихся 5-9 классов в контексте формирования муниципальной системы оценки качества ...

104 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по формированию объективной системы оценки качества образования

104 ПРИКАЗ Об утверждении Комплекса мер на 2022-2023 учебный год по формированию объективной системы оценки качества образования...