Открытый урок в 11 классе по теме "Регистрация элементарных частиц" (учебник Мякишева)
презентация к уроку физики (11 класс) на тему
В материале даны: презентация урока, краткий план проведения и самоанализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Metodi.ppt | 1.54 МБ |
Razrabotka_uroka.doc | 34 КБ |
Samoanal_otkr_uroka_Mih_AN.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строение атома Какую модель атома предложил Томсон?
Строение атома Чем исследовал атом Резерфорд?
Строение атома Каковы результаты опыта Резерфорда?
Строение атома Чем можно было объяснить такие результаты?
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц
Счётчик Гейгера Камера Вильсона Пузырьковая камера Фотографические эмульсии Сцинтилляционный метод Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц Искровая камера
Сцинтилляционный счётчик, прибор для регистрации ядерных излучений и элементарных частиц (протонов, нейтронов, электронов, y - квантов, мезонов и т. д.) . Основным элементом счетчика является вещество, люминесцирующее под действием заряженных частиц (сцинтиллятор). При попадании заряженной частицы на полупрозрачный экран, покрытый сульфидом цинка, возникает вспышка света (СЦИНТИЛЛЯЦИЯ). Вспышку можно наблюдать и фиксировать. Прибор состоит из сцинтиллятора, фотоэлектронного умножителя и электронной системы.
Счетчик Гейгера. Схема Фотография Ханс Гейгер В газоразрядном счетчике имеются катод в виде цилиндра и анод в виде тонкой проволоки по оси цилиндра. Пространство между катодом и анодом заполняется специальной смесью газов. Между катодом и анодом прикладывается напряжение. U
+ - R К усилителю Стеклянная трубка Анод Катод Счётчик Гейгера применяется в основном для регистрации электронов и y - квантов(фотонов большой энергии). Счётчик регистрирует почти все падающие в него электроны. Регистрация сложных частиц затруднена. Счетчик Гейгера. Чтобы зарегистрировать y- кванты, стенки трубки покрывают специальным материалом, из которого они выбивают электроны.
Камеру Вильсона можно назвать “ окном ” в микромир. Она представляет собой герметично закрытый сосуд, заполненный парами воды или спирта, близкими к насыщению. Стеклянная пластина поршень вентиль Вильсон- английский физик, член Лондонского королевского общества. Изобрёл в 1912 г прибор для наблюдения и фотографирования следов заряжённых частиц, впоследствии названную камерой Вильсона (Нобелевская премия, 1927). Камера Вильсона Советские физики П.Л. Капица и Д.В. Скобельцин предложили помещать камеру Вильсона в однородное магнитное поле.
Если частицы проникают в камеру, то на их пути возникают капельки воды. Эти капельки образуют видимый след пролетевшей частицы - трек. По длине трека можно определить энергию частицы, а по числу капелек на единицу длины оценивается её скорость. Трек имеет кривизну. Первое искусственное превращение элементов – взаимодействие частицы с ядром азота, в результате которого образовались ядро кислорода и протон.
При понижении давления жидкость в камере переходит в перегретое состояние. поршень Пузырьковая камера Пролёт частицы вызывает образование цепочки капель, которые можно сфотографировать. Фотография столкновения элементарных частиц в главной пузырьковой камере ускорителя Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) в Женеве, Швейцария. Траектории движения элементарных частиц расцвечены для большей ясности картины. Голубыми линиями отмечены следы пузырьков, образующихся вокруг атомов, возбужденных в результате пролета быстрых заряженных частиц. 1952 . Д.Глейзер . Вскипание перегретой жидкости.
Заряжённые частицы создают скрытые изображения следа движения. По длине и толщине трека можно оценить энергию и массу частицы. Фотоэмульсия имеет большую плотность, поэтому треки получаются короткими. Фотографические эмульсии Метод толстослойных фотоэмульсий . 20-е г.г. Л.В.Мысовский, А.П.Жданов. Треки элементарных частиц в толстослойной фотоэмульсии Наиболее дешевым методом регистрации ионизирующего излучения является фотоэмульсионный (или метод толстослойных эмульсий). Он базируется на том, что заряженная частица, двигаясь в фотоэмульсии, разрушает молекулы бромида серебра в зернах, сквозь которые прошла. После проявления такой пластинки в ней возникают «дорожки» из осевшего серебра, хорошо видимые в микроскоп. Каждая такая дорожка — это след движущейся частицы. По характеру видимого следа (его длине, толщине и т. п.) можно судить как о свойствах частицы, которая оставила след (ее энергии, скорости, массе, направлении движения), так и о характере процесса (рассеивание, ядерная реакция, распад частиц), если он произошел в эмульсии.
На рисунке изображены следы в фотоэмульсии. Этот метод имеет такие преимущества: 1. Им можно регистрировать траектории всех частиц, пролетевших сквозь фотопластинку за время наблюдения . 2. Фотопластинка всегда готова для применения (эмульсия не требует процедур, которые приводили бы ее в рабочее состояние) . 3. Эмульсия обладает большой тормозящей способностью, обусловленной большой плотностью . 4. Он дает неисчезающий след частицы, который потом можно тщательно изучать. Недостатком метода является длительность и сложность химической обработки фотопластинок и главное — много времени требуется для рассмотрения каждой пластинки в сильном микроскопе .
Искровая камера Искровая камера – трековый детектор заряженных частиц, в котором трек (след) частицы образует цепочка искровых электрических разрядов вдоль траектории её движения. Трек частицы в узкозазорной искровой камере 1959 г. С.Фукуи, С.Миямото. Искровая камера. Разряд в газе при его ударной ионизации.
Искровая камера обычно представляет собой систему параллельных металлических электродов, пространство между которыми заполнено инертным газом. Расстояние между пластинами от 1-2 см до 10 см. Широко используются проволочные искровые камеры, электроды которых состоят из множества параллельных проволочек. Внешние управляющие счётчики фиксируют факт попадания заряженной частицы в . искровую камеру и инициируют подачу на её электроды короткого (10 – 100 нс) высоковольтного импульса чередующейся полярности так, что между двумя соседними электродами появляется разность потенциалов 10 кВ. В местах прохождения заряженной частицы между пластинами за счёт ионизации ею атомов среды свободные носители зарядов (электроны, ионы), что вызывает искровой пробой (разряд).
. Внешний вид двухсекционной искровой камер Пространственное разрешение обычной искровой камеры 0.3 мм. Частота срабатывания 10 – 100 Гц. Искровые камеры могут иметь размеры порядка нескольких метров . Искровая камера
ATLAS
Домашнее задание: Параграф 98, заполнить таблицу Название метода Принцип действия Достоинства Недостатки
Предварительный просмотр:
11 класс.
Открытый урок.
Подготовил и провёл Михайленко А.Н.
Тема урока: Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
Цель урока: Объяснить учащимся устройство и принцип действия установок для регистрации и изучения элементарных частиц.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний с элементами проблемного обучения.
Ход урока:
- Организационная часть.
- Актуализация опорных знаний:
Фронтальная беседа по вопросам:
- Каковы размеры атома? (Слайд 2)
- Какую модель атома предложил Томсон? (Слайд 3)
- Чем исследовал атом Резерфорд? (Слайд 4)
- Какой результат получился в опыте Резерфорда? (Слайд 5)
- Каков вывод сделал Резерфорд? Слайд 6)
- Формулировка проблемы:
Показать опыт со счётчиком Гейгера. Почему происходит регистрация импульсов тока? Откуда берутся заряженные частицы?
- Изучение нового материала:
Перечислить основные наблюдений и регистрации элементарных частиц. (Слайд 7)
Сцинтилляционный счётчик –принцип работы и устройство. (Слайд 8)
Счётчик Гейгера – устройство и принцип действия. (Рассказывает учащийся) (Слайды 9 и 10)
Вернуться к проблемным вопросам и ответить на них с помощью учащихся.
Камера Вильсона –устройство и принцип действия. (Рассказывает учащийся) (Слайды 11 и 12)
Пузырьковая камера –устройство и принцип действия. (Слайд 13)
Рассказать о фотографической эмульсии. (Слайды 14 и 15)
Искровая камера – работа и принцип действия. (Слайды 16, 17 и 18)
- Закрепление нового материала:
Начать заполнять таблицу: Достоинства и недостатки различных методов регистрации элементарных частиц
Название метода | Принцип действия | Достоинства | Недостатки |
6. Итоги урока и домашнее задание: Параграф 98, закончить заполнять таблицу.
Предварительный просмотр:
Самоанализ
открытого урока по физике в 11 классе
Тема урока: Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц.
Цель урока: Объяснить учащимся устройство и принцип действия установок для регистрации и изучения элементарных частиц.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний с элементами проблемного обучения.
Анализ урока:
- Организационная часть: прошла быстро и организованно 1мин
- Актуализация опорных знаний:
Фронтальная беседа по вопросам:
- Каковы размеры атома? (Слайд 2)
- Какую модель атома предложил Томсон? (Слайд 3)
- Чем исследовал атом Резерфорд? (Слайд 4)
- Какой результат получился в опыте Резерфорда? (Слайд 5)
- Каков вывод сделал Резерфорд? Слайд 6)
Беседа заняла 10 минут. Были обобщены знания о атоме. Учащиеся показали слабые знания и активность класса неудовлетворительна.
- Формулировка проблемы:
Показать опыт со счётчиком Гейгера. Почему происходит регистрация импульсов тока? Откуда берутся заряженные частицы?
Наглядная демонстрация работы счётчика Гейгера вызвала интерес, проблемный вопрос активизировал умственную деятельность учащихся.
- Изучение нового материала:
Перечислить основные наблюдений и регистрации элементарных частиц. (Слайд 7)
Сцинтилляционный счётчик –принцип работы и устройство. (Слайд 8)
Счётчик Гейгера – устройство и принцип действия. (Рассказывает учащийся) (Слайды 9 и 10)
Вернуться к проблемным вопросам и ответить на них с помощью учащихся.
Камера Вильсона –устройство и принцип действия. (Рассказывает учащийся) (Слайды 11 и 12)
Пузырьковая камера –устройство и принцип действия. (Слайд 13)
Рассказать о фотографической эмульсии. (Слайды 14 и 15)
Искровая камера – работа и принцип действия. (Слайды 16, 17 и 18).
Рассказ сопровождаемый показом слайдов давал возможность учащимся лучше осмыслить изучаемый материал, ученики с большим вниманием слушали материал.
- Закрепление нового материала:
Начать заполнять таблицу: Достоинства и недостатки различных методов регистрации элементарных частиц
Название метода | Принцип действия | Достоинства | Недостатки |
Заполнение таблицы обеспечило сравнение различных методов изучения частиц, выделение достоинств и недостатков этих методов.
Анализ результатов заполнения таблицы учащимися дал возможность утверждать, что материал в целом усвоен. Урок достиг своей цели.
Учитель Михайленко А. Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и технологическая карта к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС
Презентация, технологическая карта, карта самоанолиза деятельности учащегося на уроке к открытому уроку(мастер классу) по английскому языку 6 класс " Британские праздники" ФГОС. Урок давался в рамках ...
Открытый урок 5 класс. Тема урока :«Present Perfect Tense»
Развитие грамматических навыков употребления времени Present Perfect Tense в различных видах речевой деятельности....