Заседание любителей латыни
материал (физика, 11 класс) по теме

Внеклассное мероприятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon latinskiy_alfavit.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание любителей латыни

Цели:

  1. показать учащимся значение латинского языка при образовании физических терминов;
  2. способствовать повышению уровня эрудиции учащихся;
  3. воспитывать умение учащихся выступать перед публикой, отвечать на поставленные вопросы, вести диалог.

Оформление: портреты учёных-физиков,  крылатые латинские выражения термины, латинский алфавит.

Ведущий 1. История языка начинается в VIII в. до н.э. Латинским он назван потому, что народ, разговаривавший на нём в древности — латины, или латиняне жил в области Лаций (Latium; вспомните итальянский футбольный клуб «Latio»), которая находилась в средней части Апеннинского полуострова, у его западного побережья. Центром Лация был город Рим, который, по преданию, был основан Ромулом в 754/3 г. до н.э. Первым художественным произведением, написанным на латинском языке, стал перевод «Одиссеи» Гомера, выполненный в III в. до н.э. греком Ливием Андроником. Немного позднее появились комедии Плавта и Теренция, многие из которых дошли до нашего времени. Расцвет римской литературы и культуры пришёлся на I в. до н.э. — начало I в. н.э. К этому периоду относится творчество таких знаменитых писателей, как оратор Цицерон, историки Юлий Цезарь, Саллюстий и Тит Ливий, таких поэтов, как Лукреций, Катулл, Вергилий, Гораций, Овидий, Тибулл, Пропорций. Язык, на котором они писали свои произведения, называют золотой латынью.

Ведущий 2. Следующий, серебряный век римской литературы, верхней границей которого считается 117 г. н.э., дал нам такие имена, как поэты Марциал и Ювенал, баснописец Федр, писатель-сатирик Петроний, философ и трагедиограф Сенека, учёный-энциклопедист Плиний Старший и его племянник Плиний Младший, известный своими «Письмами», историки Тацит и Светоний. На поздней латыни (2-я пол. II в. — VI в. н.э.) писали преимущественно римские юристы, историки и христианские авторы. К началу II в. н.э., при императоре Траяне, Римская империя достигла своего максимального расширения. В её состав входили обширные территории, расположенные вокруг Средиземного моря: от Британии и Галлии (современной Франции, Бельгии и северной Италии) на севере до Египта и Северной Африки на юге, от Испании на западе до Греции и Малой Азии на востоке. Вместе с римским владычеством на покорённые земли проникает и латинский язык, в западной части Империи он становится государственным (на востоке значительно более был распространён греческий).

После того, как Западная Римская империя пала под ударами варваров (формальной датой считается 23 августа 476 г. н.э.), латинский язык был государственным языком Франкского королевства (кон. V — сер. IX в.), куда вошла большая часть территорий этой империи. В течение многих столетий он продолжал играть огромную роль в развитии западноевропейской культуры. На латыни написаны практически все художественные произведения, созданные до IX в., когда появились первые сочинения на новых языках (таким образом, в то время не знать латинского языка означало просто быть неграмотным человеком). Вплоть до XVII в. на этом языке ведётся дипломатическая переписка, оформляются правовые документы, например, знаменитый Свод гражданского права, составленный в VI в. по приказу византийского императора Юстиниана. До недавнего времени латынь оставалась официальным языком католической церкви; лишь несколько лет назад Ватикан разрешил проводить службы на национальных языках.

Ведущий 3. Вплоть до XVIII в. латинский язык был международным языком науки: на нём обучались студенты первых европейских университетов, писали свои труды такие учёные и философы, как Эразм Роттердамский, Декарт, Спиноза, Ньютон, Ломоносов, защищались диссертации, велась переписка с иностранными специалистами. И поныне латынь широко применяется в биологии и медицине: благодаря ей рецепт, написанный нашим врачом, может быть прочитан в другой стране; вспомните также латинские подписи на аптечных упаковках, в атласах по анатомии, определителях животных и растений, на вольерах зоопарка. Кроме того, не секрет, что латинизмы, наряду со словами, пришедшими из греческого языка, составляют основу любой научной терминологии, какой бы области знаний мы ни касались. Поэтому человек, знающий латынь, не просто заучивает термины, но воспринимает их осознанно: так, в слове «алиби» он услышит латинское «где-то», «в другом месте»; в «алиментах» корень а1- глагола «а1еге» («кормить»), получается — «средства на пропитание». Само слово «термин» тоже латинское: так римляне называли «ограничитель» — межевой камень, который отделял друг от друга земельные владения. В научном термине, по сути, тоже заложено ограничение: он чётко и точно определяет (от слова «предел») конкретное понятие, заключает его в словесные рамки и предельно сужает сферу его употребления.

Ведущий 1. В средние века латинский язык оказал огромное влияние на формирование в бывших провинциях Римской империи новых языков, которыми сейчас пользуются народы Европы. Посмотрев на родовое древо языков индоевропейской семьи, мы увидим, что от латыни отходит целая ветвь, где все листочки — это языки, для которых она стала матерью. Они возникли непосредственно на основе вульгарной («vulgus» — «народ»), т.е. народно-разговорной латыни, которая смешивалась с языками местных племён и варваров-завоевателей. Эти языки называются «романскими» (от латинского «Rоmа» – «Рим»).  К ним относятся итальянский, испанский, португальский, французский, румынский, молдавский и некоторые другие. На романских языках разговаривает большинство населения Южной Америки, поэтому она также называется Латинской. Что же касается языков, не относящихся к романской группе, то учёные подсчитали, что из 20 000 общеупотребительных английских слов

10 400, т.е. более половины, пришли из латыни. Нужно ли после этого добавлять, что тем, кому знаком латинский, гораздо легче осваивать другие европейские языки? Как говорили римляне, «Sapienti sat» [сапиэнти сат] — «Умному достаточно».

Ведущий 2. Часто приходится слышать, что латынь – это мёртвый язык, т.е. никто сейчас на ней не разговаривает. Да, давно уже нет народа, для которого латинский язык был бы родным. И всё же, как это ни парадоксально, на нём говорят многие – в том числе и каждый из вас. Мы носим латинские имена. Попробуйте определить значения имён.

 Роман («римлянин»), Виктор («победитель»), Максим («величайший»), Константин («постоянный», вспомните константу в математике), Валерий и Валентин («находящийся в добром здравии»: «валеология» –  наука о здоровье); Виктория («победа»). Вита («жизнь», отсюда «витамины» – вещества, необходимые для жизни; однокоренное имя Виталий – «полный жизненных сил»), Наталья («родная»), Марина («морская»). Вспомните у Цветаевой: «Мне дело — измена, мне имя — Марина, я — бренная пена морская».

Ведущий 2. Латинские названия имеют все наши месяцы: к примеру, январь назван в честь Януса, римского бога всех начал, март — в честь бога войны Марса, который считался отцом Ромула, легендарного основателя и первого царя Рима. Когда-то в древности именно с этого месяца начинался римский год (января и февраля тогда не было), поэтому «сентябрь», «октябрь», «ноябрь» и «декабрь» — это по-латыни «седьмой», «восьмой», «девятый» и «десятый». Июнь обязан своим именем Юноне, богине брака и материнства; июль и август  Юлию Цезарю и его преемнику, императору Августу.  Существуют также «латинские» марки машин: «Мегсеdes» (имя дочери владельца этой автомобильной фирмы, переводится как «награда»), «Volvo» («я еду», «я качусь»); и даже «латинский» конструктор «Lego» («я собираю»).

Ведущий 3. Латынь сопровождает нас повсюду. Например, в университете: начинается семестр («шесть месяцев»), студенты («учащиеся») сидят в аудитории (т.е. помещении, где «слушают», от глагола «audire» — «слушать»; отсюда также «аудирование», «аудиокассеты»), получают стипендию (в Риме так называлась выплата солдатского жалованья; страшно предположить, что сделала бы римская армия с императором, случись тому хоть ненадолго задержать выплату этой «стипендии»!); затем они уходят на сессию (от глагола «sedere» — «сидеть»), т.е. «засаживаются» за конспекты («обзоры» всех дисциплин, т.е. «учений»), сдают экзамены (римляне называли «экзаменом» стрелку на весах), т.е. «взвешивают» свои знания. А потом — долгожданные каникулы, самое жаркое время года, наступление которого возвещал римлянам ранний восход созвездия Пса в середине июля («пёс» — «саnis», «собачка» — «саnicula»).

Ведущий 1. Не менее почётное место занимает латынь и в политической жизни. К нашим услугам кандидаты (в Риме соискателю должности полагалась «toga candida» — «белоснежная» тога, в которой он отправлялся агитировать избирателей отдать за него голоса), депутаты (т.е. те, кто «думает о [чём-то]», министры (а они всего лишь «слуги»; важная ад-министрация, выходит, «прислуга»!), пре-зидент («сидящий впереди»; дис-сидент — это «сидящий в стороне»). «Партия» происходит от слова «раrs» («часть»), потому что должна представлять интересы части населения, а вышеупомянутая агитация — от глагола «agitare», который дословно означает «гнать скот».

Ведущий 2. Бизнесмену тоже нельзя без латыни. Ведь он проявляет инициативу («начинание», отсюда «инициалы»), находит партнёров («соучастников»: уже знакомое нам «раrs» — «часть», «участь», «доля»), создаёт фирму (которая, судя по этимологии этого слова, должна быть «прочной»), делает рекламу (т.е. «постоянно кричит», заявляет о себе), пытается обойти кон-курентов («бегущих рядом» с ним); Одним словом, занимается коммерцией. Корень этого слова — латинское «mегх» («товар»); отсюда в английском «маркетинг», а в немецком «ярмарка» («ежегодный рынок»), отсюда имя римского бога прибыли Мерк-урия, покровителя всех торговцев и предпринимателей.

Как видите, латинские корни оказались столь живучими, что продолжают использоваться и для обозначения совершенно новых понятий и изобретений, которых в древности и в помине не было. Благодаря латыни появились такие слова, как «велосипед» («быстроногий»), «видео» («я вижу»), «телевизор» («видящий издалека»; правда, первая часть слова — греческая), «трансляция» («передача»), «компьютер» («мыслящая система», от «соm-рutaге» — «думать вместе») и многие другие. Так что латинский язык живёт и развивается, движется вперёд («прогрессирует») вместе с нами. Это тот неиссякаемый живой источник, из которого будем черпать мы и наши потомки, это «золотой ключик» к огромному пласту античной и средневековой культуры.

Ведущий 3. Предлагаем вам несколько крылатых выражений на латинском языке. А известно ли вам, как они переводятся на русский язык?

                         

Ноmo sapiens

Хомо сапиенс

Человек разумный

Мomento more

Мэмэнто мори

Помни о смерти

Perpetum mobile

Пэрпэтуум мобиле

Вечный двигатель

Alma mater

Альма-матэр

Мать-кормилица

Gaudeamus

Гаудэамус

Давайте радоваться

Post scriptum

Постскриптум

После написанного

Note bene

Нота бэне

Заметь хорошо

Terra ingognita

Тэрра инкогнито

Неизвестная земля

Ведущий 1. Объясните значения следующих выражений.

(Участники встречи высказывают свои предположения о смысле афоризмов).

Друзья, я потерял день.

(слова принадлежат императору Титу; изречение употребляют говоря о напрасно прожитом дне)

Сражаться серебряными копьями.

(добиваться своего путём подкупа)

Или Цезарь, или ничто.

(слова приписываются императору Калигуле, известному своей расточительностью)

Берегись, чтобы не упасть.

(призыв умерить свою гордыню)

Я сделал, что мог, пусть те, кто могут, сделают лучше.

(выражение употребляют, подводя итог своим достижениям)

Не трогай мои круги!

(говорят о чём-то неприкосновенном)

О времена! О нравы!

(выражение Цицерона употребляется для констатации падения нравственности)

Пришёл, увидел, победил.

(формула быстрого успеха)

Многое в малом.

(о умении выражаться кратко, но содержательно)

Жизнь коротка, наука обширна; жизнь коротка, искусство вечно.

(Всей жизни не хватит, чтобы постичь науку и искусство)

Всегда чти следы.

(призыв уважать традиции прошлого)

Больше звону, чем смысла.

Платон мне друг, но истина дороже.

(Аристотель говорит, что ему тягостно критиковать своего учителя Платона, но любовь к истине превыше всего)

Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно.

(Более всего следует дорожить душевным покоем)

Познай самого себя.

(выражение отражает смысл всей эллинской философии – призыв изучать и совершенствовать свой духовный мир)

Из ничего ничего не возникает.

(Эпикур утверждал, что любое явление внешнего мира обусловлено чисто физическими причинами)

Ищу человека.

(выражение Диогена, который ходил по Афинам с зажженным фонарём в руках, в поисках  настоящих честных людей)

Человек есть мера всех вещей.

(наше знание не объективно, а субъективно, относительно)

Когда гремит оружие, Музы молчат.

(во время войны искусство переживает не лучшие времена)

Ведущий 2. Рассмотрим происхождение некоторых  научных терминов.

Аvis

Птица

Сопdensare

Сгущать

Ассоmodatio

Приспособление

Согpusculum

Тельце

Ассumulator

Собиратель

Меnsura

Мера

Аntenna

Мачта

Neutor

Ни тот, ни другой

Аmtlitio

Обширность

Necleus

Ядро

Аnnihilatio

Уничтожение

Оbjectus

Предмет

Vacuum

Пустота

Orbita

Колея

Vector

Несущий

Radiacio

Сияние

Generator

Родитель

Resonans

Дающий отзвук

Gravitas

Тяжесть

Reflectere

Отражать

Detector

Раскрывающий

Rotare

Вращать

Deformatio

Искажение

Spertrum

Видимое

Dispersus

Рассеянный

Spontaneous

Самопроизвольный

Dissociatio

Разделение

Scintillatio

Сверкание

Diffractus

Разломанный

Таbula

Доска

Diffusio

Распространение

Теmperature

Соразмерность

Inductio

Наведение

Тгаjectus

Передвижение

Iners

Бездеятельный

Тгаnsformare

Преобразовывать

Capillaris

Волосной

Focus

Огонь

Impulses

Толчок к чему-то

Еmissio

Излучение

Ведущий 3 благодарит всех участников встречи за работу и  спрашивает, что было для учащихся наиболее интересным.

Литература:

1. Енохович. А.С. Справочник по физике. Москва: Просвещение, 1990.

2. Цыбульник Ю.С. Крылатые латинские выражения. Москва: Фолио, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий заседания клуба любителей английского языка "SUCCESS" по теме"Весь мир-театр"

Данный сценарий поможет учителям английского языка провести внеклассное мероприятие по теме "Театр"....

Заседание элитарного клуба любителей русского языка.

Сценарий одного из заседаний клуба. Цель работы клуба: воспитывать любовь и уважение к русскому языку, расширять кругозор учащихся, способствовать углублению знаний о русском языке, формировать навык ...

Заседание клуба любителей кроссвордов.

Решение кроссвордов 5-11 класс....

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА ЛЮБИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА ЛЮБИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИТема заседания: СОЗДАНИЕ ОНЛАЙН-ГАЗЕТЫ...

Заседание общества любителей русского языка

Для внеклассных/открытых мероприятий...

Заседание в клубе любителей английского языка

Материал может быть использован как на уроках в старших классах, так и для внеклассного мероприятия....

Клуб любителей английского языка "English Club" заседание 2

Заседение 2. Тема: Волонтерская работа в Америке.Совместное внеурочное мероприятие со студенткой из Америки по программе обмена студентов Фулбрайт. Обсуждались направления волонтерского движения в Аме...