конспекты уроков
план-конспект урока (физика, 8 класс) по теме

Попова Татьяна Ивановна

Конспект урока в 8 классе "Испарение и конденсация" может использовать любой учитель физики, так как не требуется большого количества оборудования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Испарение и конденсация

ЦЕЛЬ УРОКА:

Создать условия для приобретения обучающимися знаний и процессах испарения и конденсации, развития их познавательного интереса к физике и технике и формирования общеучебных умений.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

углубить и дополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества;

дать понятие  процессов испарения и конденсации, рассмотреть факторы, влияющие на скорость испарения.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к физике и технике; производить наблюдения, делать выводы, обобщать, сравнивать, выделять главное.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету и позитивное отношение  к учению;

Формировать научное мировоззрение, систему взглядов на мир и технический прогресс;

Воспитывать товарищество, взаимопомощь.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Демонстрации:

·       наблюдение зависимости испарения от площади поверхности;

·       наблюдение зависимости скорости испарения от рода вещества;

·       наблюдение зависимости скорости испарения от ветра;

·       наблюдение зависимости скорости испарения от температуры;

Оборудование:

компьютер, медиапректор; пластинки стекла, вата, масло, вода, пипетки или ватные палочки, спирт,  спиртовка, стакан с горячей водой, термометр, фен, носовые платки.

 

ХОД УРОКА

 

1.     Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята, я шла к вам, сильно волнуясь. Но, увидев ваши сияющие глаза, добрые улыбки, поняла, что наше общение сегодня пройдет в теплой, дружеской атмосфере.

2. Этап мотивации учащихся.

Дидактическая задача: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся, подготовить их к осознанному изучению нового учебного материала.

Учитель: на прошлой неделе, выйдя в Интернет, я прочитала, что знаменитому музыкально-фантастическому фильму «Приключения Электроника» исполнилось 30 лет.

Давайте посмотрим фрагмент из этого фильма.

Авторы фильма смотрели далеко в будущее. Жанр фильма фантастический, но возвращаясь к нему, понимаешь, что технический прогресс охватил полностью нашу жизнь. Мы уже не представляем свою жизнь без техники. Перечислите, пожалуйста, какая современная техника помогает вам в жизни.

Примеры

Учитель: А ваш папа часто использует новинки технического прогресса, которые облегчают ему работу? А какую технику он использует?

Примеры

Учитель: Приведите примеры бытовой техники, которая облегчает маме работу по дому.

Примеры.

3. Этап целеполагания.

Учитель: Автор песни Юрий Энтин прав, что технический прогресс очень расслабляет людей. Чтобы постирать белье в стиральной машине-автомат достаточно положить его в машину, выбрать соответствующий режим стирки и через определенной время белье вынуть чистое и почти сухое. А ведь совсем недавно процесс стирки занимал значительное время и требовал больших усилий. Давайте вспомним основные этапы стирки.

Уч-ся: выстирать воду в горячей воде, отжать, выполоскать в двух-трех водах, отжать, и развесить сушиться.

Учитель: как называется процесс сушки белья с точки зрения физики? (слайд)

Тема нашего урока: испарение и процесс обратный ему – конденсация. Запишите тему нашего урока в тетрадь.

Сформулируйте цель нашего урока. (слайд)

Уч-ся: изучить явления испарения и конденсации, выяснить от чего они зависят.

Что вам хотелось бы узнать об этих явлениях? Наблюдали ли вы данные явления? Ваши примеры – факты того, что мы наблюдаем в природе. В течение урока мы постараемся их объяснить.

4. Этап усвоения новых знаний умений и навыков.

Учитель: у меня на столе стакан с водой. Как, глядя на него, определить горячая вода в него налита или холодная?

Уч-ся: горячая, так как над стаканом мы видим пар.

Учитель: Итак, переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется парообразованием. Какими способами может происходить парообразование? (Схема на доске или слайде)

                                                     Парообразование: кипение и испарение

Жидкое

Газообразное

                                                           Конденсация

Если закрыть стакан стеклом, то через некоторое время мы сможем наблюдать капельки жидкости на нем. Что это за явление? Дайте ему определение.

Вылетевшие с поверхности жидкости молекулы образуют над ней пар. У оставшихся молекул жидкости при соударениях изменяются скорости, некоторые из молекул приобретают при этом скорость, достаточную для того, чтобы оказавшись у поверхности, вылететь из жидкости. Этот процесс продолжается, поэтому жидкость испаряется постепенно. Такова модель испарения. (Слайд)

А от чего зависит скорость испарения, как вы думаете? Каковы ваши гипотезы?

Физика – наука экспериментальная. Давайте проверим опытным путем Ваши гипотезы. У вас на столах предметные стеклышки, стаканчики с водой, растительным маслом и бутылочки со спиртом. На карточках даны задания. Кто из вас будет исследовать зависимость скорости испарения от площади поверхности, выполняете задание №.

Экспериментальные задания.

 Задание № 1.

Возьмите салфетку и капните на разные места по одной капле воды, спирта и растительного масла. Проследите, какая из капель испариться первой, какая – второй, а какая останется на бумаге довольно долго. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода вещества и обоснуйте его.

Задание № 2.

Капнув на две чистые стеклянные пластинки по капле спирта, поместите одну из них над спиртовкой. Заметьте время, в течение которого испарится спирт с этой пластинки и с той, которая не подогревается. Сделайте вывод из этого опыта о  зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его.

Задание № 3

На боковые стенки стаканов от калориметра прикрепите бумажные салфетки и капните на них по капле спирта. В один из стаканов налейте холодную воду, в другой – горячую. Сделайте вывод из этого опыта о зависимости скорости испарения от температуры, обоснуйте его.

Задание № 4.

Поместите на чистую стеклянную пластинку каплю спирта и, наклоняя пластинку в разные стороны, добейтесь, чтобы капля растеклась по стеклу. Рядом нанесите еще одну каплю спирта. Пронаблюдайте за их испарением. Сравните скорости испарения этих капель и сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от площади ее поверхности, обоснуйте свой вывод.

Задание  № 5.

На две чистые стеклянные пластинки стекла поместите по капле спирта. Помашите над одной из пластинок веером так, чтобы ветер от него не попадал на другую. С какой пластинки капля испарится быстрее? Сделайте вывод из своего опыта и обоснуйте его.

Задание № 6

Развесьте на веревку два влажных носовых платка. Один из них высушите с помощью фена так, чтобы ветер от него не попадал на другой. Из какого носового платка быстрее испарится вся жидкость? Сделайте вывод из своего опыта и обоснуйте его.

Задание  № 7.

Оберните ватой  шарик термометра, а затем смочите ее спиртом. Заметьте значение температуры в начале опыта и спустя 2 – 4 минуты. Сделайте вывод из этого опыта об изменении температуры во время испарения, попробуйте обосновать этот вывод. Вы можете привести примеры из жизни?

Заслушиваем результаты работы групп и делаем вывод:  Скорость испарения зависит: (слайд) Записать в тетрадь.

  1. От рода вещества;
  2. От площади поверхности;
  3. От температуры;
  4. От ветра.

А теперь ребята, капните на внешнюю сторону ладони по капельке спирта. Что чувствуете? Результаты работы группы №7.  При испарении  энергии поглощается, вот почему при выходе из воды в самый жаркий день мы чувствуем холод. Не случайно медицинские работники рекомендуют при высокой температуре человека обтирать водой с добавленным в нее спиртом или уксусом. (Слайд)

А теперь подышите на ладонь, что чувствуете при этом? Тепло. Действительно, при конденсации энергия выделяется.

Проблемная ситуация

Учитель. Сохранится ли с течением времени равновесие весов, если на одну чашку весов поставить сосуд с холодной водой, а на другую – сосуд с горячей водой той же массы? Почему?

Ученик. Нет, не сохраниться. Горячая вода будет испаряться быстрее.

 Учитель. А если закрыть эти сосуды, изменится ли масса воды? Будет или нет происходить испарение внутри закрытого сосуда? (Слайд)

Насыщенный пар – это пар, находящийся в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью.

Пар, не находящийся в состоянии равновесия со своей жидкостью, называется ненасыщенным. При динамическом равновесии масса жидкости в закрытом сосуде не изменяется.

        Сегодня, мы говорили об испарении жидкостей. А как вы думаете, могут ли испаряться твердые тела? Приведите примеры. (Демонстрация пачки стирального порошка). Процесс перехода вещества из твердого состоянии в газообразное называется сублимацией. С данным процессом более подробно вы познакомитесь в 11 классе.

        Итак, сегодня мы изучили явления испарения и конденсации, используя цикл естественно научного познания. Схема его такова.

Факты                Модель         Следствие                 Эксперимент.

 Основу метода научного познания заложил великий итальянский учёный Г.Галилей. Именно таким путём идут учёные, совершая свои изобретения, открытия. Сегодня мы изучили новый материал соответственно циклу естественно-научного познания.

5.Закрепление.

        Используя построенные модели испарения и конденсации, решим следующие задачи:

1 группа

 Выйдя в летний жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит?

2 группа

Чтобы остудить воду в летнюю жару ее наливают в сосуды, изготовленные из слабообожженной глины, сквозь которую вода медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Почему?

3 группа

Почему учителя физкультуры настаивают, чтобы ученики после урока обязательно переодевались?

4 группа

Какой суп остынет быстрее: жирный или постный?

5 группа

В Мексике водится интересная ящерица. Часто она очень сильно вытаращивает глаза. Как вы думаете, когда именно и почему?

- Как вы думаете, зачем зайцу большие уши? Чтобы подслушивать?

6 группа

Утром на траве появились капельки росы. Какой будет день, холодный или теплый?

Послушайте стихотворение:

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводна  - течет на просторе,

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана,

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они потекут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в народе?

Верно, «Круговорот воды в природе».

( слайд - Круговорот воды в природе)

  1. Домашнее задание:

П.16,17 – всем.

По желанию:

  1. Задание 3 стр.43
  2. Подготовить сообщения о том, как происходит круговорот воды в природе;

                   «Роль  испарения и конденсации в жизни человека», «Роль испарения и конденсации в жизни растений и животных»

  1. Написать короткий, не более двух тетрадных страниц (и желательно веселый), рассказ - загадку, в основе которого лежали бы явления испарения и конденсации.
  2. Найти пословицы и поговорки об испарении и конденсации.

7. Рефлексия. Итог урока.

Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. ( Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему).

8.  Контроль знаний

Проверочный тест.

1. Какие из процессов, при которых происходят агрегатные превращения вещества, названы ошибочно?

А) плавление, кристаллизация                                 В) парообразование, конденсация                 Б) сублимация, десублимация                                 Г) нагревание, охлаждение

2. Из  какого  сосуда быстрее испаряется жидкость ( температура  жидкости  в обоих сосудах одинакова)

   

1                 2                

     

                                                         

                                                                 А) Из  1-го     Б) Из  2-го     В) Из 1-го и 2-го одинаково                                                                                                 одинаково

3.   При испарении вода охлаждается. Это объясняется тем, что воду покидают частицы…

А) самые медленные                В) самые быстрые                

 Б) самые мелкие                      Г) самые крупные

4. Что вызовет более тяжелый ожог: стоградусная вода или стоградусный пар?

                  А. Пар

                  Б. Вода

                  В. Различий нет

5. Как изменяется скорость испарения жидкости  при повышении температуры?

                   А. Остается неизменной

                   Б. Увеличивается

                   В. Уменьшается

                   Г.  Иногда увеличивается, иногда уменьшается

                   Д. Не знаю                            

                              Ответы

   1.  Г

   2.  А

   3.  В

   4.  А

   5.  Б

Взаимопроверка. Оценки за урок.

Учитель: Мне было очень приятно общаться с вами. Спасибо вам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...