Календарно-тематическое планирование 7 класс
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме

Елеупова Ольга Ивановна

Развернутое тематическое планирование учебного материала по физике для 7 ласса, на 2 часа в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_7.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование базового изучения учебного материала

по физике в 7 классе (2 учебных часа в неделю, всего 68 ч)

№ п\п

Содержание урока

Метод обучения / форма работы

Средства обучения, демонстрации

Требования к базовому уровню подготовки

Требования к повышенному уровню подготовки

Сроки

 «Введение» ( 3 ч )

1

1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

Информационно-развивающий/ Лекция

Демонстрация примеров механических, электрических, тепловых, магнитных и световых явлений.

Знать/понимать смысл понятия «физическое явление»

2

2

Физические величины. Измерение физических величин.

Информационно-развивающий/ Беседа

Демонстрационные и измерительные приборы

Понимать разницу между физическим явлением и физической величиной

3

3

Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора» Физика и техника

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Лабораторное оборудование

Уметь пользоваться измерительными приборами

Уметь определять погрешность измерений

Тема 1 Первоначальные сведения о строении веществ ( 6 ч )

4

1

Строение веществ. Молекулы.

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Модели атомов и молекул

Знать/понимать смысл понятий: «вещество», «атом», «молекула»

5

2

Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел»

Проблемно-поисковый/ Лабораторная работа

Лабораторное оборудование

Уметь использовать измерительные приборы для определения размеров малых тел

Уметь определять размеры тел, меньших цены деления

6

3

Движение молекул. Диффузия.

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Модель броуновского движения. Демонстрация диффузии в жидкостях и газах.

Уметь описывать и объяснять явление диффузии

Уметь приводить примеры практического использования диффузии

7

4

Взаимодействие молекул

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Демонстрация сцепления листов бумаги, свинцовых цилиндров

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие», уметь приводить примеры практического использования взаимодействий

Уметь объяснять взаимодействие на основе строения их молекул

8

5

Три состояния вещества

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Демонстрация сжимаемости газов, сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда

Уметь описывать и объяснять различие свойств вещества в разных агрегатных состояниях

Уметь приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях

9

6

Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»

Творчески-репродуктивный/анализ изученного материала

Дидактические материалы

Уметь объяснять физические явления на основе представлений о строении веществ

Тема 2 Взаимодействие тел ( 19 ч )

10

1

Механическое движение

Информационно-развивающий/ Объяснение, демонстрации

Демонстрация примеров механического движения, относительности механического движения

Знать/понимать смысл понятий «путь», «траектория»

Знать/понимать смысл понятий «путь», «траектория», «относительность движения»; уметь определять вид траектории и пройденный путь

11

2

Скорость. Единицы скорости.

Информационно-развивающий/ Беседа

Демонстрация равномерного прямолинейного движения

Знать/понимать смысл понятий «путь», «скорость»; уметь описывать равномерное прямолинейное движение

12

3

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

Творчески-репродуктивный/ решение задач

Дидактические материалы

Уметь решать задачи на расчет скорости, пути и времени движения

Уметь решать задачи повышенной сложности на расчет скорости, пути и времени движения

13

4

Инерция

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Демонстрация явления инерции

Уметь описывать и объяснять явление инерции

Уметь описывать и объяснять явление инерции, приводить примеры практического использования инертности тел

14

5

Взаимодействие тел

Информационно-развивающий/ Беседа

Демонстрация взаимодействия тележек

Знать/понимать смысл понятия «взаимодействие»

15

6

Масса тела. Единицы массы.

Информационно-развивающий/ Беседа

Демонстрация зависимости инертности тел от массы

Знать/понимать смысл величины «масса».

Уметь объяснять способы уменьшения и увеличения инертности тел и их практическое применение

16

7

Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Проблемно-поисковый/ Лабораторная работа

Лабораторное оборудование

Уметь измерять массу тела, выражать результаты измерения в СИ

17

8

Плотность вещества

Информационно-развивающий/ Беседа

Наглядные пособия, учебная литература

Знать/понимать смысл величин «масса», «плотность»

18

9

Л/р № 4 «»Измерение объема тела»

Проблемно-поисковый/ Лабораторная работа

Лабораторное оборудование

Уметь использовать измерительные приборы для измерения объемов тела

Уметь определять погрешность измерений

19

10

Л/р № 5 «Определение плотности твердого тела»

Проблемно-поисковый/ Лабораторная работа

Лабораторное оборудование

Уметь использовать измерительные приборы для измерения объема  тела и его массы

Уметь определять погрешность измерений

20

11

Расчет массы и объема тела по его плотности

Информационно-развивающий/ Беседа

Справочная литература

Уметь решать задачи на расчет массы и объема тела по его плотности

Уметь решать задачи повышенной сложности на расчет массы и объема тела.

21

12

Решение задач на расчет массы и объема тела по его плотности

Репродуктивный/ выполнение упражнений по образцу

Сборники заданий

Уметь решать задачи на расчет массы, объема и плотности тела

Уметь решать задачи на определение наличия пустот в твердом теле

22

13

Сила. Явление тяготения и сила тяжести

Информационно-развивающий/ Лекция

Демонстрация свободного падения тел

Знать/понимать смысл понятий «сила», «сила тяжести»

Знать, чем отличаются силы тяжести на различных планетах, и уметь объяснить это различие характеристиками планет

23

14

Сила упругости. Вес тела. Единицы силы.

Информационно-развивающий/ Лекция

Демонстрация зависимости силы упругости от деформации пружины

Знать/понимать причины возникновения силы упругости

Знать/понимать зависимость силы упругости от характеристик тела

24

15

Динамометр. Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение силы динамометром»

Проблемно-поисковый/ Лабораторная работа

Лабораторное оборудование

Знать/понимать устройство и принцип действия динамометра, уметь градуировать шкалу измерительного прибора

Уметь определять погрешность измерений

25

16

Графическое изображение сил. Сложение сил.

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Демонстрация сложения сил

Уметь находить равнодейству

ющую сил, направленных вдоль прямой

Уметь находить равнодейству

ющую сил, направленных под углом друг к другу

26

17

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Информационно-развивающий/ Беседа

Демонстрация силы трения

Уметь описывать и объяснять явление трения, знать способы изменения трения

Уметь выделять и объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения

27

18

Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»

Творчески-репродуктивный/ анализ изученного материала

Дидактические материалы

Уметь решать задачи на применение всех изученных в данной теме законов

Уметь решать задачи повышенной сложности

28

19

Контрольная работа №1

Репродуктивный/ Индивидуальная работа

Контрольно-измерительные материалы по теме «Взаимодействие тел»

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов

Тема 3 Давление твердых тел, жидкостей и газов ( 20 ч )

29

1

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления.

Информационно-развивающий/ Беседа

Демонстрация зависимости давления твердого тела от действующей силы и площади опоры

Знать/понимать смысл величины «давление», для чего и какими способами изменяют давление

Уметь предлагать способы изменения давления

30

2

Давление газа

Информационно-развивающий/ Беседа

Демонстрация раздувания шарика под колоколом насоса

31

3

Передача давления жидкостям и газам. Закон Паскаля

Информационно-развивающий/ Беседа

Демонстрация закона Паскаля

Знать/понимать смысл закона Паскаля, уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостям и газам

32

4

Давление в жидкости и газе.

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Демонстрация явлений, объясняемых существованием давления в жидкостях и газах

Уметь описывать и объяснять давление, создаваемое жидкостями и газами

Знать/понимать различие в механизме создания давления жидкостями и газами, применять в объяснении знания о строении вещества

33

5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Репродуктивный/ выполнение упражнений по образцу

Сборники заданий

Уметь рассчитывать давление жидкости на дно и стенки сосуда

Знать вывод формулы для расчета давления жидкости

34

6

Сообщающиеся сосуды.

Проблемно-поисковый/

Исследователь

ская работа

Демонстрация сообщающихся сосудов, модели фонтана

Уметь описывать и объяснять, почему однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне; знать применение сообщающихся сосудов

Уметь описывать и объяснять случаи с разнородными жидкостями в сообщающихся сосудах

35

7

Решение задач на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Репродуктивный/ Решение задач

Справочная литература

Уметь решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы давления в случае изолированных и сообщающихся сосудов

Уметь решать задачи на расчет давления жидкости и силы давления в случае изолированных и сообщающихся сосудов, при использовании несмешивающихся жидкостей разной плотности

36

8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Демонстрация обнаружения атмосферного давления.

Уметь описывать и объяснять явление атмосферного давления

37

9

Атмосферное давление на различных высотах. Барометр-анероид.

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Демонстрация измерения атмосферного давления

Уметь использовать барометры для измерения давления

Понимать, от чего зависит существование атмосферы на различных планетах

38

10

Методы измерения давления. Манометры.

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Демонстрация различных видов манометров

Знать/понимать устройство и принцип действия манометров

Уметь объяснять физические основы различных методов измерения давления

39

11

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

Информационно-развивающий/ Объяснение

Демонстрация поршневого жидкостного насоса и гидравлич. пресса.

Знать/понимать, что такое гидравлические машины и где они применяются

40

12

Решение задач

Репродуктивный/ Решение задач

Справочная литература

Уметь решать качественные и количественные задачи по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

41

13

Контрольная работа №2

Репродуктивный/ Индивидуальная работа

Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление твердых тел, жид. и газов»

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов

42

14

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила

Проблемно-поисковый/

Исследователь

ская работа

Демонстрация закона Архимеда

Знать/понимать смысл закона Архимеда

Уметь объяснить причину возникновения выталкивающей силы.

43

15

Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Проблемно-поисковый/ Лабораторная работа

Лабораторное оборудование

Уметь вычислять архимедову силу

Уметь определять погрешность измерений

44

16

Плавание тел

Информационно-развивающий/ Объяснение

Демонстрация плавания тел

Уметь описывать и объяснять явление плавания тел

45

17

Л/р № 8 «Выяснение условий плавания тел»

Проблемно-поисковый/ Лабораторная работа

Лабораторное оборудование

Уметь описывать и объяснять явление плавания тел

Уметь определять погрешность измерений

46

18

Плавание судов. Воздухоплавание.

Информационно-развивающий/ Объяснение

Модели судов

Понимать принцип воздухоплавания и плавания судов

Уметь объяснять сходство и различие в воздухоплавании и плавании судов и подводных лодок

47

19

Решение задач по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел»

Творчески-репродуктивный/ решение задач

Дидактические материалы

Уметь решать качественные и количественные задачи на вычисление архимедовой силы, давления жидкости и условия плавания тел

48

20

Контрольная работа №3

Репродуктивный/ Индивидуальная работа

Контрольно-измерительные материалы по теме «Давление»

Уметь применять полученные знания

при решении задач

Тема 4 Работа и мощность. Энергия ( 13 ч )

49

1

Механическая работа

Информационно-развивающий/ Объяснение, беседа

Демонстрация механической работы

Знать/понимать смысл понятия «работа»; уметь вычислять механическую работу для простейших случаев

Уметь вычислять механическую работу в случае действия на тело различных сил – работу силы тяжести, силы упругости, силы трения

50

2

Мощность. Единицы мощности.

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Дидактические материалы

Знать/понимать смысл понятия «мощность»; уметь вычислять мощность для простейших случаев

51

3

Решение задач на расчет работы и мощности

Творчески-репродуктивный/ решение задач

Дидактические материалы

Уметь решать задачи на расчет работы и мощности

Уметь решать задачи на расчет работы и мощности с использованием формул пути и скорости равномерного движения

52

4

Простые механизмы.

Частично-поисковый/ Эвристическая беседа

Демонстрация простых механизмов,

Знать виды простых механизмов и их применение

Уметь объяснять принцип действия и различные аспекты применения простых механизмов

53

5

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы.

Информационно-развивающий/ Объяснение, беседа

Демонстрация рычага

Знать формулу для вычисления момента силы

Уметь выводить условие равновесия рычага

54

6

Рычаги в технике, природе и быту. Л/р № 8 «Выяснение условий равновесия рычага»

Информационно-развивающий/ Беседа, лабораторная работа

Лабораторное оборудование

Уметь на практике определять условия равновесия рычага

Понимать и уметь находить центр тяжести тела

55

7

Применение закона равновесия рычага к блоку.

Информационно-развивающий/ Объяснение, беседа

Подвижные и неподвижные блоки

Уметь объяснить, где и для чего применяют блоки

Уметь проектировать систему блоков с заданным выигрышем в силе

56

8

Блоки. «Золотое правило механики»

Частично-поисковый/ Эвристическая беседа

Подвижные и неподвижные блоки

Знать/понимать смысл «золотого правила механики»; уметь объяснить, где и для чего применяют блоки

Уметь проектировать систему блоков с заданным выигрышем в силе

57

9

Коэффициент полезного действия механизмов. Л/р №10 «Определение КПД наклонной плоскости»

Информационно-развивающий/ Беседа, лабораторная работа

Лабораторное оборудование

Знать/понимать смысл КПД, уметь вычислять КПД простых механизмов

Уметь описывать способы увеличения КПД простых механизмов

58

10

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

Информационно-развивающий/ Объяснение

Демонстрация изменения энергии тела при совершении работы

Знать/понимать смысл кинетической и потенциальной энергии, знать формулы для их вычисления

Уметь вычислять механическую энергию тела в различных случаях

59

11

Превращение одного вида энергии в другой

Проблемно-поисковый/ Эвристическая беседа

Демонстрация превращения механической энергии из одной формы в другую

Знать/понимать смысл закона сохранения энергии

Уметь описывать и объяснять превращение энергии для системы двух и более тел

60

12

Решение задач по теме «Работа. Мощность. Энергия»

Творчески-репродуктивный/ решение задач

Дидактические материалы

Уметь вычислять работу, мощность и механическую энергию тел

Уметь решать задачи повышенной сложности

61

13

Контрольная работа № 4

Репродуктивный/ Индивидуальная работа

Контрольно-измерительные материалы по теме «Работа. Мощность. Энергия»

Уметь применять полученные знания при решении задач

Обобщающее повторение ( 7 ч )

62

1

Повторительно-обобщающий урок

Творчески-репродуктивный/ Решение задач

Уметь применять полученные знания для объяснения явлений природы и принципов работы технических устройств

63

2

Повторительно-обобщающий урок

64

3

Повторительно-обобщающий урок

65

4

Повторительно-обобщающий урок

66

5

Повторительно-обобщающий урок

67

6

Повторительно-обобщающий урок

68

7

Итоговая контрольная работа

Репродуктивный/ Индивидуальная работа

Контрольно-измерительные материалы

Уметь применять полученные знания при решении задач