Конспект заключительного урока физики в 8 классе школы глухих по теме “Первоначальные сведе-ния о строении вещества”
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Богданова Вера Ивановна

Основным методом данного урока систематизации знаний является обобщающая беседа, сопровождающаяся различными видами деятельности учащихся. Особенностью урока является использование обучающих заданий на всех его этапах. Такое построение урока обеспечивает воспитательное воздействие и служит дидактической цели - вызвать интерес к изучаемой теме и к предмету вообще.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_mkt_8_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект заключительного урока физики по теме

“Первоначальные сведения о строении вещества”

Цель урока.

  1. Обобщить первоначальные сведения, полученные учащимися об атомно молекулярном строе нии вещества.
  2. Показать практическое применение изучаемой темы.
  3. Закрепить и обогатить словарный запас глухих учащихся по теме и следить за произносительной стороной речи учеников на протяжении всего урока.

План урока.

Содержание

Методы и приёмы

(словесные, наглядные, практические)

I.Повторение вопросов предыдущих уроков.

  1. Определение молекулы, атома, модели молекулы.
  2. Три состояния вещества.
  3. Свойства вещества.

II.Закрепление изученного материала в ходе составления таблицы.

  1. Объяснение свойств газа, жидкости и твёрдого тела с точки зрения молекулярной теории.
  2. Расположение молекул в веществах.
  3. Расстояние между молекулами.

III.Выполнение самостоятельной работы по составлению текста

IV.Сообщения учащихся.

  1. Историческая справка о М.В. Ломоносове.
  2. Практическое применение свойств вещества в быту, тех нике.

Беседа учителя.

Демонстрация простейших опытов: сгибание стальной пластинки, сжатие мяча, переливание воды в различные сосуды, доказывающие свойства веществ.

Фронтальный эксперимент: нагревание и охлаждение воздуха в пробирке, нагревание воды в пробирке.

Наблюдение за изменением объёма воздуха и воды.

Анализ явления: что наблюдали, что произошло, почему?

Сравнение явлений.

Обобщение.

Выводы.

Указания учителя.                             

Рассказ учащихся.

        Оборудование урока.

Демонстрационное: мензурка, колбы различной формы, шары   деревянный и железный, мяч, пластилин, таб лички для словарной работы, портрет М.В. Ломоносова, таблица по технике безопасности.

Лабораторное: пробирка, трубка стеклянная с пробкой и резиновым колечком, стакан с водой, спиртовка, спички, пробиркодержатель.


Ход урока.

Вступительная беседа

Мы закончили изучение темы

“Строение вещества”.

Сегодня мы повторим самое главное в этой теме по плану:

Состояние вещества

Основные свойства

Расположение молекул

Расстояние между молекулами

  1. Состояние вещества.
  2. Основные свойства.
  3. Расположение молекул.
  4. Расстояние между молекулами.

А поможет нам сделать это   таблица.

(Таблица заранее начерчена в тетрадях учащихся и заготовлена учителем на доске).

Будем повторять известные вам сведения сначала о состоянии вещества, затем   основные свойства и т.д. (прочитать записи в таблице слева направо).

I. Повторение и обобщение изученного материала с помощью вопросов.

Цель устного опроса:                 

  1. вспомнить определение молекулы и атома,
  2. повторить и обобщить знания учащихся о состоянии вещества,
  3. заполнить соответствующую часть таблицы.

Вопросы к учащимся

Ответы учащихся

  1. Как называются частицы, из которых состоят вещества?
  2. Как называют частицы, из которых состоят мо лекулы?
  3. Как называют схематическое изображение мо лекулы?

Частицы, из которых состоят вещества, называют молекулами.

Частицы, из которых состоят молекулы, называют атомами.

Схематическое изображение молекулы   это модель молекулы.

Предложить ученикам показать домашние заготовки моделей молекул воды и кислорода из пластилина. Оценить работы учащихся.

4.Что вы знаете о молекулах одного и того же ве щества?

5.В каких состояниях могут находиться веще ства?

Молекулы одного и того же вещества одинаковые.

Вещества могут находится в трёх состояниях: в виде твёрдого тела, жидкости и газа.

Предложить ученикам выбрать образцы твёрдых тел на демонстрационном столе, перечислить основные свойства твёрдых тел, привести примеры, доказывающие эти свойства (сгибание стальной пластины, палочки из пластилина).

Вывод: Сохранение объёма и формы   свойство твёрдых тел. (Всем классом прочитать свойство, прикрепить таблицу с записью свойства на доске,. Ученикам записать свойство в тетрадь).

6.Назовите общие свойства жидкостей.

7.Какие примеры доказывают эти свойства?

Жидкость сохраняет объём и легко меняет форму.

Изменение формы ученик демонстрирует опытом по переливанию её в различные сосуды. В качестве первого сосуда берутся мензурка и мерная колба, чтобы одновременно показать, что объём жидкости не изменился при переливании.

8.Где используются эти свойства жидкости?

Свойством жидкости легко изменять свою форму пользуются, когда изготавливают посуду из расплавленного стекла.

Вывод: Жидкость сохраняет объём, легко меняет форму.  (Всем классом прочитать свойства, прикрепить таблицу с записью свойства на доске, ученикам записать свойство в тетради.).

9.Каковы общие свойства газов? Какие примеры доказывают эти свойства?

Газ не имеет постоянного объёма и собственной формы.

Вывод: Газ не имеет постоянного объёма и собственной формы. (Закончить заполнение второго столбика таблицы. Прочитать всем классом записи в таблице).

        Мы повторили свойства твёрдых тел, жидкостей и газов. А сейчас объясним эти свойства с помощью знаний о строении вещества. Вы знаете, что лёд, вода и водяной пар   это три состояния одного и того же вещества   воды. А молекулы одного и того же вещества одинаковы. Следовательно, эти три состояния различаются не молекулами а тем, как молекулы расположены и как движутся.

II.Выполнение фронтальных экспериментальных заданий.

        Цель фронтальных заданий. 

  1. накопить факты для обобщения понятий о молекулярном строении вещества,
  2. показать на опыте расширение и сжатие воздуха (воды) при нагревании и охлаждении, сделать соответствующие выводы о положении молекул воздуха (воды) и расстоянии между молекулами,
  3. привить умение и навыки в обращении с физическими приборами,
  4. приучить глухих учащихся самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос экспериментальным путём,
  5. сформировать у глухих учащихся умение словесно оформлять предметные действия в ходе выполнения экспериментальных заданий.

        Проведение словарной работы.

а). Прочитать названия предметов лабораторного оборудования по табличкам (пробирка, спиртовка и т.д.).

б). Показать приборы и действия после предъявления учителем соответствующей таблички (Учитель показывает табличку с надписью “пробирка”, ученики показывают прибор и т.д.).

        Напомнить учащимся перед выполнением работы о соблюдении правил техники безопасности в обращении со спиртовкой.

  1. Держать пробирку над пламенем спиртовки можно только с помощью пробиркодержателя.
  2. Руку надо располагать в стороне от пламени.

Порядок выполнения

фронтального задания

Вопросы к учащимся

  1. Закройте пробирку пробкой со стеклянной трубкой.

  1. Опустите открытый конец трубки в стакан с водой.
  2. Нагрейте воздух в пробирке на спиртовке.

 

  1. Погасите спиртовку. 

Оставьте трубку в воде.

  1. Что вы наблюдаете? (На поверхности воды появляются пузырьки воздуха.)
  2. Почему это произошло?

  1. Как изменится объём воздуха при нагревании? При охлаждении?

  1. Что можно сказать о движении молекул воздуха?

О расположении молекул? (вспомнить сжатие мяча)

После беседы с учащимися сделать вывод: Расстояние между молекулами газа велико. Движение молекул газа беспорядочное. Заполнить соответствующую часть таблицы и сделать записи в тетрадях учащихся.

Перейти к выполнению второго фронтального экспериментального задания.

Порядок выполнения.

Вопросы к учащимся.

  1. Налейте воду в пробирку.

 

  1. Закройте пробирку пробкой со стеклянной трубкой
  2. Отметьте уровень воды.

  1. Нагрейте воду в пробирке.
  2. Наблюдайте за уровнем воды в пробирке.

Опустите пробирку в стакан с водой, снова наблюдайте за уровнем воды в трубке.  

  1. Что наблюдали? (Уровень воды изменяется - увеличивается.)
  2. Почему? (Объём воды увеличивается.)

  1. Что можно сказать о поведении (движении) молекул воды при нагревании и охлаждении?

        В ходе беседы с учащимися делается вывод:

  1. Расстояние между молекулами жидкости мало.
  2. Молекулы жидкости не расходятся на большие расстояния (разлить на столе, разбрызгать воду из руки)
  3. Молекулы жидкости расположены плотно. (Подобно, например, упаковке яблок в ящике). При этом, между частицами вещества остаются промежутки.

        Заполнить таблицу и сделать запись в тетрадях учеников.

Предложить учащимся ответить на вопросы о расположении молекул твёрдого тела и расстоянии между молекулами. Сделать самостоятельно вывод.

         Вывод: Молекулы в твёрдом теле расположены в строгом, определённом порядке.

Расстояние между молекулами меньше размеров самих молекул.

Задание к классу. Закончить заполнение таблицы.

Перед вами рисунки.

Как по расположению молекул, определить состояние вещества?

Где твёрдое тело, жидкость и газ?

Расположите рисунки правильно в таблице на доске.

Это молекулы одного и того же вещества   воды.

        По окончании заполнения таблицы учениками она принимает такой вид

Состояние вещества

Основные свойства

Примерное расположение молекул (нарисовать)

Расстояние между молекулами по сравнению с размерами молекул

Твёрдое тело

Сохраняет объём и форму

Расстояние между молекулами меньше размеров самих молекул

Жидкость

Сохраняет объём и легко меняет форму

Расстояние между молекулами мало

Газ

Не имеет постоянного объёма и собственной формы

Расстояние между молекулами велико

Учитель проводит краткую беседу по содержанию составленной таблицы и подводит итог данного этапа урока.

        Ш. Выполнение самостоятельной работы.

Ученикам раздаются карточки с текстом, в котором требуется закончить предложения.

Все тела состоят из мельчайших частиц------------

молекул и атомов

Молекулы одного и того же вещества---------------

одинаковы

Размеры молекул очень---------------------------------

малы

Молекулы находятся в непрерывном----------------

беспорядочном движении

Между молекулами действуют силы-----------------

отталкивания и притяжения

При повышении температуры скорость движения молекул--

возрастает

        

Через не которое время выполнение данного задания проверяется с помощью кодоскопа, наборного полотна или заранее заготовленного текста на доске Слова и словосочетания, необходимые для завершения предложений в тексте, оформлены на табличках и по мере надобности используются учителем. Ученикам предлагается прочитать полученный текст. Затем учитель сообщает ученикам о том, что они составили научный физический текст, и подводит итог очередного этапа урока.

        Домашнее задание.

  1. Выучить наизусть текст.
  2. Озаглавить текст.
  3. Придумать 2-3 вопроса к тексту.
  4. Повторить содержание таблицы.

                

IV.Сообщения учащихся.

  1. Историческая справка.

        Одним из основателей учения о молекулярном строении вещества был великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Он сформулировал основные положения о строении вещества, которые полностью справедливы и в настоящее время. Опираясь на эти положения, М.В. Ломоносов объяснил, многие явления. Это был важный шаг, позволивший поднять накопленные знания и выводы до уровня научной теории.

  1. Практическое применение теории.

Значение молекулярной теории заключается в том, что она помогает объяснить многие явления и даёт возможность предсказать новые явления и свойства тел.

        Например: В природе есть вещество – углерод. Молекулы углерода могут располагаться по-разному. Либо, образуя пирамидки (показать рисунок), либо слоями. В первом случае – это алмаз (очень твердый). Его используют для резки стекла и горных пород. Во втором случае – это графит (мягкий). Когда вы пишите карандашом, то частички графита легко сдвигаются и остаются на бумаге.

        Задание - “ловушка”

        Учитель меняет местами рисунки и записи в таблице на доске и предлагает ученикам восстановить правильную форму записи.

        Затем учитель в ходе беседы подводит итог урока и даёт оценку работы учащихся на каждом его этапе.


Выводы по обобщающему уроку физики по теме

“Первоначальные сведения о строении вещества”

Атомно-молекулярное учение   основа современной физики. Сведения о молекулах вводят и формируют в курсе физики школы глухих в 8-10 классах тремя этапами. Первый этап   введение первоначальных сведений, которые помогают показать ученикам, что физические явления объяснимы. Методика изучения темы “Первоначальные сведения о строении вещества” строится с учётом общедидактических и специфических принципов обучения, возрастных особенностей глухих учащихся, их общей научной подготовки и жизненного опыта. В связи с тем, что у глухих школьников 12-14 лет способность к абстрактному мышлению развита слабо, все изучаемые явления в данной теме и на конкретном уроке по обобщению знаний раскрываются на эмпирическом уровне: от наблюдения явления в конкретной ситуации к выдвижению гипотез и к их экспериментальной проверке. При этом важно учитывать, что демонстрационный эксперимент и фронтальные экспериментальные задания, прежде всего, воздействует на органы чувств глухих учащихся, создавая определённый эмоциональный тонус их познавательной деятельности. В связи с конкретно-образным мышлением глухих учащихся данного возраста на первых порах трудно убедить их в объективном существовании атомов, молекул, электронов   этих чувственно невоспринимаемых частиц вещества. В данной теме глухие учащиеся по существу впервые встречаются с такими малыми размерами, как размеры молекул, и осознать, образно представить частицы столь малых размеров они не в состоянии. Поэтому не имеет смысла приводить числовое значение размеров молекул. Лучше сравнить эти размеры с размерами объектов, хорошо знакомых ребятам из жизненной практики.

Заканчивая изучение темы, необходимо систематизировать и обобщить полученные знания об атомно-молекулярном строении вещества. На этом этапе достаточно, чтобы глухие учащиеся усвоили два факта: все тела состоят из мельчайших частиц   молекул, все молекулы непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом (притягиваются или отталкиваются).

Структура описываемого урока обобщения знаний по теме “Первоначальные сведения о строении вещества” такова:

  1. организация начала урока;
  2. воспроизведение отдельных фактов, явлений;
  3. повторение и анализ всей системы знаний, понятий;
  4. окончание урока.

        Основным методом данного урока обобщения и систематизации знаний является обобщающая беседа, сопровождающаяся различными видами деятельности (составление таблицы, выполнение фронтальных экспериментальных заданий, подводящих к обобщению, составление научного текста).

        В начале урока организуется фронтальная работа по обобщению знаний глухих учащихся о строении вещества и основных свойствах. Эта форма учебной работы на данном уроке способствует активизации мыслительной деятельности учеников, помогает выявить уровень и качество знаний учащихся, определить наиболее слабые места в их знаниях, внести уточнения. На данном этапе урока учитель руководствуется наряду с принципами научности и доступности важнейшим специфическим принципом обучения   интенсификации речевого общения. А именно: вопросно-ответная форма ведения фронтальной работы создаёт благоприятные условия для широкого речевого общения, для закрепления навыков разговорно-обиходной речи.

        На следующем этапе урока ученики выполняют фронтальные экспериментальные задания. Вначале учитель проводит словарную работу по пройденной теме. Ученикам предлагается прочитать названия предметов лабораторного оборудования по табличкам, затем показать приборы и действия после предъявления учителем соответствующей таблички, а также повторяется основная терминология  изученной темы. Особое внимание учеников обращается на соблюдение техники безопасности при выполнении фронтальных экспериментальных заданий. На данном отрезке урока учитель следует специфическому принципу единства обучения основам наук и словесной речи. Экспериментальные задания облегчают формирование и обобщение многих физических понятий. При проведении фронтальных заданий учитель постоянно контролирует действия учащихся. При этом он сразу получает информацию о состоянии знаний, умений и навыков у школьников, что облегчает осуществление индивидуализации и дифференциации обучения.

Обсуждение результатов работы является одним из важных моментов проведения фронтальных экспериментальных заданий. Оно способствует раскрытию существенных связей между изучаемыми явлениями и их обобщению. Поэтому после выполнения задания учитель предлагает отдельным учащимся рассказать о полученных результатах. Требование пересказать содержание опыта и сообщить его результаты способствует развитию логического мышления глухих учащихся, приучает их к анализу фактов. Прежде чем учащиеся сделают вывод по результатам работы необходимо добиваться от них полного понимания того, что они сделали и что получили. Помогают в этом разобраться вопросы учителя по ходу выполнения фронтальных заданий: “Почему это произошло?”, “Как изменится объём воздуха ...?”, “Что вы наблюдаете?” и т.д. Поскольку глухие учащиеся ещё не успели научиться свободному обращению с новой для них физической терминологией и затрудняются в выражении своих мыслей как устно, так и письменно, то при формулировке вывода не следует полностью полагаться на самостоятельное объяснение учениками наблюдаемых явлений. Учителю необходимо “довести” умозаключения учащихся до необходимого научного уровня. Поэтому учитель вместе с учащимися корректирует полученные результаты, отделяет существенное от второстепенного, помогает ученикам сделать правильные выводы, записать их в тетрадь, заполнить обобщающую таблицу на доске. В данном случае уместны многократные (хоровые и индивидуальные) повторения выводов учащимися. Фронтальные экспериментальные задания воздействуют, прежде всего, на органы чувств глухих учеников, активизируя их познавательную деятельность. Сохранный двигательный и зрительный анализаторы играют компенсаторную роль при организации экспериментальных заданий. Наглядно-практическая деятельность при этом обеспечивает непроизвольное запоминание предметов лабораторного оборудования (пробирка, спиртовка и т.д.), названий действий (закрыть пробирку, нагреть воздух в пробирке, погасить спиртовку и т.д.) понятий (вещество, молекула, расстояние между молекулами, движение молекул), свойств и качеств вещества (твёрдое, жидкое, газообразное) и содействует развитию словесно-логической памяти. Таким образом, соблюдение учителем при проведении фронтальных экспериментальных заданий общедидактических принципов (научности, доступности, сознательности и активности учащихся) в сочетании со специфическими принципами (коррекционной направленности, интенсификации речевого общения, опоры на предметно-практическую деятельность) помогает установлению тесной связи практических и умственных действий глухих учащихся, а также более успешному усвоению изученного материала по теме “Первоначальные сведения о строении вещества”.

На следующем этапе урока учитель подводит итог: обращает внимание учащихся на содержание составленной обобщающей таблицы: состояние вещества, основные свойства, расположение молекул и т.д.

Затем учитель в ходе беседы выясняет с учениками самые основные положения изученной темы: понятие молекулы и атома, размеры молекул, движение молекул, скорость движения молекул. После этого ученикам предлагается карточка с текстом, в котором необходимо закончить предложения.

Все тела состоят из мельчайших частиц ...

Молекулы одного и того же вещества ...

Размеры молекул очень ...

Молекулы находятся в ...

Между молекулами действуют силы ...

При повышении температуры скорость движения молекул ...

Затем результаты работы учеников по составлению текста проверяются с помощью кодоскопа или заранее заготовленного текста на доске. Анализ предложений в тексте (обоснование правильных и выяснение ошибочности неверных) проводится самими учащимися (насколько это возможно) или же учителем. Использование различных форм речи на данном уроке определяется как формами общения, так и чисто учебными задачами и методическими требованиями. Переключение речевой деятельности учеников с одной формы на другую в течение урока является одним из решающих условий успешного обучения физике.

Таким образом, функцию повторения и обобщения учебного материала на данном уроке выполняют не только устный опрос и фронтальные экспериментальные задания, но и другой вид работы   составление текста. При этом учебный материал повторяется и систематизируется в новой ситуации. Ученикам сообщается, что текст, составленный ими, является примером научного физического текста. При составлении текста учитель руководствуется специфическим принципом единства обучения основам наук и словесной речи и интенсификации речевого общения.

Важным этапом урока является организация сообщений учащихся, в которых приводится историческая справка о М. В. Ломоносове и практическое применение теории по изученной теме. Это в значительной мере способствует активизации деятельности глухих детей и развитию их словесной речи. Кроме того, таким путём создаётся широкая практика речевого общения учеников не только с учителем, но и между собой. При обобщении и систематизации теоретического материала, при организации выступлений учеников учитель, используя принципы научности и доступности, руководствуется принципом связи теории с практикой в сочетании с принципом интенсификации речевого общения.

        Особенность данного урока состоит в том, что являясь уроком обобщения и закрепления изученного материала, он включил в себя обучающие задания на всех этапах. Обучающие задания выполнялись как фронтально (устный опрос и заполнение таблицы), так и в процессе самостоятельной работы учащихся при выполнении эксперимента. Такое построение урока обеспечивает воспитательное воздействие и служит дидактической цели - вызвать интерес к изучаемой теме и к предмету вообще. Систематизация и обобщение изученного материала не только упорядочивает знания глухих учащихся, но вместе с тем служит источником новых знаний. На уроке широко были использованы приемы эмоционального воздействия на учащихся: таблицы, рисунки, решение экспериментальных задач, включающих элементы исследования, заранее подготовленные сообщения - рассказы учеников.

        Для закрепления и прочного усвоения знаний и навыков учащихся на уроке дважды прорабатывается материал таблицы: один раз – при составлении вместе с учителем, другой – в конце урока, где учитель предлагает заведомо неверный способ выполнения задания-“ловушки”. В таблицу на доске неверно помещаются карточки с описаниями свойств веществ, ошибочно расставляются рисунки с расположением молекул вещества и т.д. Ученикам требуется восстановить первоначальное (правильное) содержание обобщающей таблицы. Выполнение этого задания  является показателем результативности работы учителя и учащихся на данном уроке и изучения всей темы “Первоначальные сведения о строении вещества” в целом. При самоанализе урока учителю важно найти ответы на такие вопросы: ”Что было непонятно учениками при систематизации знаний и почему?”, “Что следует изменить в методике изложения данного материала и как?”, “Что удалось (не удалось) на уроке?” и внести коррективы в вырабатываемую методику преподавания и в систему работы с глухими учащимися в целом.