Развивающий урок
статья по физике на тему

Баирова Альма Чимитдоржиевна

 

Меня заинтересовал вопрос, почему при огромном усердии к работе, добросовестном отношении к ней учитель не всегда может добиться желаемого результата, достичь необходимого уровня знаний учеников. Почему после доступного объяснения нового материала ученикам трудно излагать его самостоятельно, пользоваться на практике положениями теории?

Хотелось найти оправдание, сделать виноватым в своих неудачах учащихся, их родителей, наше трудное время, но только не себя. Если хорошо подумать, то все трудности возникают в первую очередь от нашего несовершенства. Это значит, что нужно иметь мужество сказать самому себе: я не умею работать так, чтобы ученикам было интересно у меня учиться; каждому из нас нужно научиться работать иначе, и все проблемы будут решенными.

В педагогической деятельности развивающего типа основная цель — развитие способностей учеников.   Знания будут накапливаться как продукт  деятельности и используются в качестве средств, развивающих способности.  Учеников нужно учить способу приобретения знаний, т. е. культуре мыслительной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_gazetu.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые размышления о развивающем уроке

Меня заинтересовал вопрос, почему при огромном усердии к работе, добросовестном отношении к ней учитель не всегда может добиться желаемого результата, достичь необходимого уровня знаний учеников. Почему после доступного объяснения нового материала ученикам трудно излагать его самостоятельно, пользоваться на практике положениями теории?

Хотелось найти оправдание, сделать виноватым в своих неудачах учащихся, их родителей, наше трудное время, но только не себя. Если хорошо подумать, то все трудности возникают в первую очередь от нашего несовершенства. Это значит, что нужно иметь мужество сказать самому себе: я не умею работать так, чтобы ученикам было интересно у меня учиться; каждому из нас нужно научиться работать иначе, и все проблемы будут решенными.

В педагогической деятельности развивающего типа основная цель — развитие способностей учеников.   Знания будут накапливаться как продукт  деятельности и используются в качестве средств, развивающих способности.  Учеников нужно учить способу приобретения знаний, т. е. культуре мыслительной деятельности.

Какие же способности можно развивать в процессе обучения?

Мышление, т. е. способность осуществлять мыслительные операции сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

Память и ее типы: слуховую, зрительную, двигательную, механическую, логическую, образную, словесную, числовую.

Внимание, его устойчивость, объем, переключаемость, распределяемость, концентрацию.

Мышление и речь неразрывны. Любая мысль имеет словесную форму. Поэтому непременным условием развития мышления является свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, использование письменной речи.

Для развития любой деятельности необходимо наличие затруднений. Если нет проблем, то и решать их не нужно, а значит, и развиваться нет необходимости.

Когда возникают затруднения, деятельность останавливается. Она будет продолжаться после выхода из затруднений. Что нужно, чтобы разрешить проблему?

Сначала необходимо проанализировать деятельность, т. е. понять, что я делал, почему возникло затруднение. Потом нужно критически оценивать деятельность, т. е. понять, что делал не так. А затем можно выработать новую норму деятельности, которая поможет ответить на вопрос, что сделать иначе и как выйти из затруднения, т. е. решить проблему. Не всегда человек (деятель) может решить все проблемы сам. Он может найти решение и в накопленном опыте человечества, т. е. в культуре. После решения проблемы происходит приращение способностей.

Чтобы развивать ученика, нужно ставить перед ним личностно значимые для него проблемы. Давайте попробуем спроектировать, как нужно проводить лабораторную работу на определение модуля упругости резины. Кто-нибудь из вас испытывает потребность в этих знаниях? Честно и откровенно признаемся себе, что личной заинтересованности в определении модуля упругости резины у учащихся нет. Они, на первый взгляд, могут спокойно обойтись без этих знаний. Как создать личностно значимую проблему? Можно предложить принести из дома по куску самой упругой резины. При решении вопроса о том, чья резина более упругая, возникает личностно значимая проблема. На уроке нужно заранее приготовить приборы: грузы определенной массы, линейку, штатив, чтобы выдать учащимся по их просьбе. При попытках проведения измерения они обязательно обратятся к учителю или учебнику за формулой закона Гука, так как без нее этот вопрос не решить. В процессе решения проблемы развиваются способности, происходит прирост знаний.

Можно ставить личностно значимые проблемы при изучении каждой темы, а можно сначала обсудить вопрос, зачем нам нужно знать физику. Ученики сами убедят вас и себя в необходимости этих знаний. Продумывание и нахождение решения этих проблем позволяет учителю лучше понять, что более важно и значимо для учеников.

         Уже несколько лет я перестраиваю свою работу в соответствии с принципами развивающего обучения. Планирование уроков опирается на психологические закономерности, вытекающие из деятельностной природы человека, и направлено на создание условий обучения, аналогичных тем, в которых приходится жить и работать каждому самостоятельному человеку.

Только через собственную деятельность каждый познает окружающий мир, ищет пути решения возникающих проблем. Нельзя накормить человека, дав ему возможность наблюдать за тем, как едят другие. Чтобы научиться думать — надо думать!

При подготовке к занятиям учитель должен планировать деятельность ученика. Продумать последовательность проблем и противоречий, решая которые ученики будут познавать новое и развивать себя. Некоторые из них иногда возмущаются: «Как же так? Вы ничего не объясняете, а хотите, чтобы я сделал. Мы этого еще не проходили». Но когда они немного подумают и начнут искать решение возникших проблем, то поймут, что интересно учиться тогда, когда до чего-то додумаешься сам, а не спишешь готовый ответ. Они с гордостью показывают самостоятельно решенные задачи и говорят: «Подождите, не говорите ответ. Может, кто-то и сам додумается». Приятно видеть искорки интереса в глазах учеников.

Баирова А.Ч. –учитель физики Узонской средней школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ проблемно-развивающего урока

Предложенная схема позволит анализировать проблемно-развивающий урокСхема комплексного анализа проблемно-развивающего урока       Готовность учителя и учащихся к уроку (внешня...

Развивающий урок: "Живопись 20 века. Сюрреализм Фриды Кало."

На выбор темы «Сюрреализм Фриды Кало» повлияла статья Маргариты Бобрович «Совсем не «SUR»» в газете для подростков, сделанной самими подростками «Поколение №113/2008» Комитета по образованию Пра...

Развивающие уроки по геометрии

Можно использовать на уроках геометрии и внеклассных занятиях...

Презентация к выступлению "Коррекционно-развивающий урок в начальной школе"

Данная презентация представляет обязательные составляющие успешного коррекционно-развивающего урока в специальной (коррекционной) школе...

Анализ личностно-развивающего урока

Образец написания анализа урока....