интегрированный урок физика и литература
материал по физике по теме

интегрированный урок физика и литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_fizika_i_literatura.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Законы Ньютона»

Интегрированный урок физики, литературы и русского языка

 для 9 класса

Цели: 

  1. развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях;
  2. обучающая: умение писать сочинение – рассказ, умение решать задачи по теме: Законы Ньютона;
  3. коммуникативная: обучение детей работать во взаимодействии с другими учащимися и учителем;
  4. воспитательная: развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин).
II. Активизация опорных знаний. (8 мин.).
III. Решение задач (13 мин)
IV. Сочинение – рассказ (20 мин)
V. Домашнее задание: написать сочинение-рассказ (2 мин)
VI. Общий итог (1мин).

I. Организационный момент.

Учитель физики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим интегрированный урок. Урок развития речи: сочинение-рассказ. Решение физических задач по теме “Законы Ньютона” на литературном материале.

Учитель литературы: С давних пор идет спор о том, кто важнее физики или лирики.

Сегодня мы с вами попробуем разрешить спор между физиками и лириками.

II. Активизация опорных знаний.

Учитель физики:

  1. Инерция – это…
  2. Причиной ускорения тела является …
  3. Масса тела – это…
  4. Первый закон Ньютона читается так: …
  5. Что такое сила?
  6. Второй закон Ньютона читается так: …
  7. Второй закон Ньютона записывается в виде:…
  8. Между какими величинами устанавливает связь второй закон Ньютона?
  9. Каков физический смысл единицы силы?
  10. Как читается третий закон Ньютона?
  11. Какова математическая запись третьего закона Ньютона?

Учитель литературы: Ребята, предлагаю вам отрывок литературного произведения. Прочитав его, вы должны ответить на вопросы:

Кто автор этого произведения? Название произведения.

Какое физическое явление описывается в литературном произведении?

  1. Г. Уэллс. Человек, который умел творить чудеса.

Герой рассказа захотел остановить вращение Земли. Желание мистера Фодерингея исполнилось.

“Страшный вихрь бушевал между небом и землей, не давая мистеру Фодерингею приподнять голову. Некоторое время он был настолько ошеломлен и подавлен, что не мог осознать, где он и что собственно произошло, … откуда взялся этот ветер? Я ведь не приказывал дуть ветру”.

“… Фодерингей сквозь пыль и мокрый снег увидел при вспышке молний надвигающуюся на него громадную стену воды”.

  1. Объясните, откуда взялся ветер, и почему пришла в движение вода? 
  2. Укажите автора и название произведения. 
  1. М.М. Пришвин. Кладовая солнца.

Эпизод, в котором собака Травка преследует зайца.“Травка за кустом можжевельника присела и напружинила задние лапы для могучего броска и, когда увидела уши, бросилась. Как раз в это время заяц, большой, старый, матерый русак, ковыляя еле-еле, вздумал внезапно остановиться и даже, привстав на задние ноги, послушать, далеко ли тявкает лисица. Так вот одновременно сошлось - Травка бросилась, а заяц остановился. И Травку перенесло через зайца. Пока собака выправлялась, заяц огромными скачками летел уже по Митрашиной тропе…”

  1. Объясните случившееся. 
  2. Укажите автора и название произведения. 

  1. В.М.Гарин. Лягушка-путешественница.

“Тут лягушка уж не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: “Это я! Я!” И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни”.

  1. Почему лягушка упала на землю не на то место, над которым она начала падать? 
  2. Укажите автора и название произведения. 

III. Решение задач

Учитель физики:

Сегодня мы будем решать литературные задачи, но исключительно «физическими» методами.

1. Карлсон, считая себя лучшим пылесосчиком в мире, решил сделать уборку в комнате Малыша после того, как мама только что убрала комнату своего сына.

- Не надо, не надо, - просил Малыш.

- Зря упираешься, - сказал Карлсон и потянул пылесос на себя с силой 30 Н. А Малыш тянул на себя – с силой 28 Н.

  1. В чью сторону сдвинется пылесос? Чему равна равнодействующая сил Малыша и Карлсона? Сделайте схематический чертеж и изобразите на нем все силы в выбранном масштабе. Укажите автора и название произведения.

2. Ф.А. Искандер. Святое озеро.

“Герой рассказа поскользнулся и полетел по крутому склону ледника вниз. Поперек его пути была глубокая траншея, где клокотала и неслась талая вода. Он подумал, что сейчас погибнет, попав в эту траншею, но перелетел через нее и на пологом склоне затормозился”.

  1. Укажите автора и название произведения.
    Найдите массу героя рассказа если он двигался с ускорением -1,4 м/с
    2, равнодействующая сил действующих на него F = -84 Н.

3  Посадил дед репку, и выросла репка большая пребольшая…

  1. Какую силу надо приложить к репке массой 200г., чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0.5 м/с2?
    Укажите автора и название произведения.
     

4  Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена.

“Я стал рядом с огромнейшей пушкой,… и когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед… мимо меня пролетело встречное ядро, … я пересел на него и как ни в чем не бывало, помчался обратно”.

  1. С каким ускорением вылетело ядро из пушки, если масса ядра 20 кг, а сила, подействовавшая на ядро, равна 300 Н.?
    Укажите автора и название произведения.
     

5  А. Линдгрен. "Малыш и Карлсон".

1. Малыш и Карлсон взялись за руки. Карлсон толкает Малыша с силой 105 Н. С какой силой толкает Малыш Карлсона? Изобразите графически эти силы. 

  1. О каком законе идет речь в задаче? 

6    Посмотрите на рисунок. Какую басню проиллюстрировали физики?

IV. Сочинение – рассказ

Учитель русского языка и литературы:

Ребята! Перед нами стоит задача: написать рассказ с использованием трех законов Ньютона.

Рассказ – небольшое литературное произведение, повествовательного типа, в котором речь идет обычно об одном, но важном событии.

Вспомним составляющие части рассказа:

  1. завязка (момент, с которого начинается действие);
  2. развитие действия;
  3. кульминация (наивысшая точка в развитии действия);
  4. развязка (результат развития действия).

Композиция рассказа:

I. Вступление
II. Завязка
III.  Кульминация
IV. Развязка
V. Заключение

В рассказе может быть обрамление, которое готовит слушателя к изложению события и где может быть указано время и место действия, коротко сказано о действующих лицах. “Рамка” знакомит нас с тем, от кого я услышал рассказ, и при каких обстоятельствах это произошло.

.Главное – выделить узловое событие. В рассказ может быть включено и описание и рассуждение.

Хотелось бы обратить ваше внимание на такой тип речи, как повествование.

Повествовать – значит рассказывать, то есть можно рассказать о каких-то последовательных действиях.

Чем отличается повествование от рассказа?

- В рассказе, в отличии от повествования есть кульминация.

Какие рассказы вы знаете?

- Cлучай, произошедший со мной или с кем-то, выдуманная история, рассказ по сюжетным рисунка и т.д.

Написать сочинение – рассказ, где встречаются действия, объясняемые законы Ньютона.

Презентация сочинения-рассказа.

1. Прочтение
2. Элементы анализа рассказа:

  1. тема;
  2. основная мысль, как она раскрыта;
  3. особенности построения;
  4. использование художественно – изобразительных средств. 

V Домашнее задание: дописать сочинение-рассказ с использованием трех законов Ньютона, решить задачи упр 17.

VI. Общий итог (мин).

ЛИТЕРАТУРА

1. Тихомирова С.А. Дидактический материал по физике: Физика в художественной литературе: 7-11 класс – М.: Просвещение,1996 г.
2. Усольцев А.П. Задачи по физике на основе литературных сюжетов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влажность воздуха. Интегрированный урок ( физика, литература).

Можно начать с того. что начиная с 60 годов физика и лирика противопоставлялись и воспринимались как антагонистичные, хотя многие физики интересовались литературой. а поэты еще с незапамятных времен ...

Интегрированный урок физика+литература "Вершина"

Каждый год в нашей школе проходят мероприятия, посвященные предметным неделям. Цели таких мероприятий -  развить  у детей интерес к предмету и их творческие способности, дать возможнос...

Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.

Законы механики в литературе. Интегрированный урок.Физика и литература.Презентация. На слайде приведена цитата из художественого произведения, иллюстрация к ней и вопрос с физическим содержаием....

Конспект интегрированной мастерской (физика и литература) "Космос и Культура"

Эта творческая мастерская была проведена 15.04.2013г. в рамках празднования Дня Культуры в 8"А" классе.Была проведена подготовительная работа на предыдущих уроках русского языка по теме "Мы дела...

Интегрированный урок (физика+литература) "Изменения агрегатного состояния вещества"

Представленный материал содержит разработку урока  "Изменения агрегатного состояния вещества" для учащихся 8 класса; приложение "Задания учащимся" и презентацию к уроку. Данный урок позволит ваши...

Конспект интегрированного урока физика и литература 9 класс

Тема: Татьяна Ларина в системе образов романа «Евгений Онегин». Импульс тела, - закон сохранения импульса.Цель:1. Определить, как на формирование характера  и  мировоззрения Тать...

Интегрированный урок физики и литературы в 8-м классе по теме "Тепловые явления»

В материале представлек  интегрированный урок по физике и литературе по теме "Тепловые явления" для учеников 8 класса. Он состоит из трёх частей: конспект урока, опорный конспект и през...