Конспект интегрированной мастерской (физика и литература) "Космос и Культура"
план-конспект урока (8 класс) по теме

Гавриленко ЛюбовьЗигардовна

 Эта творческая мастерская была проведена 15.04.2013г. в рамках празднования Дня Культуры в 8"А" классе.

Была проведена подготовительная работа на предыдущих уроках русского языка по теме "Мы делаем газету".Ребята разбились на группы по следующим направлениям:

1 группа оформляля газету "Жизнь замечательных людей" и, естественно, весь основной  материал был о космонавте Леонове и о Н.Рерихе.  

 2 группа - "Солнечная палитра",об искусстве, о художниках-космистах и о картинах С.Рериха и Н.Рериха 

3 группа - "Жизнь и наука", о научных открытиях в области комонавтики и культуры.

 4 группа- "Жизнь слов", статьи,стихи .

Так что на мастерскую мы пришли уже со своими газетами, в которых оставалось пустое место для статей,получившихся во время мастерской.

Занятие длилось 1ч 20мин. Ребята успели многое: узнали новый материал о Космосе, написали интересные эссе о связи Космоса и Культуры в свои газеты, поработали в парах и в командах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированная творческая мастерская по физике и литературе.

Проведена в 8 А классе ко Дню Культуры 15.04.2013г.

Учитель: Гавриленко Л.З.

Тема: «Культура и Космос»

Цели:

  Предметные: познакомить учащихся со взглядами разных ученых, художников на связь  Культуры и Космоса.. Учить составлять тексты в жанре эссе. 

Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

Межпредметные: расширить представления о Культуре и Космосе через интеграцию физики и развития речи. Учить видеть прекрасное, удивительное в обыденных вещах и явлениях; формирует человека активного, уверенного в себе. ребенок приобретает опыт жизни, открывает истину, сам выстраивает собственные знания, формирует ценности, культуру

 Метапредметные: активизировать самостоятельную творческую деятельность учащихся, подготовить их к дальнейшему самостоятельному обучению, создать условие для развития литературно-творческих способностей школьников;

Создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры;

Тип урока:  творческая мастерская.

Ход урока

1.Индуктор (5 мин.)

Уши да имеющий - услышит,

И глаза имеющий – узрит,

 Как Вселенная живет и дышит,                                    

И прекрасной музыкой звучит.

М.Озолини

 Озвучить эпиграф урока. Задание для учащихся: написать ассоциации, ощущения к услышанному и увиденному.. Озвучить.  

А как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? 4-5 учеников высказывают предположения.

Учитель сообщает, что тема урока «Культура и Космос» .

2 . Самоконструкция. (7мин)

Разделите лист на два столбика. Запишите слова. (7мин.)

КУЛЬТУРА

КОСМОС

 А под ними запишите  все слова, которые рождаются в вашем воображении, когда вы слышите или произносите их .

Озвучим. Напоминаю, что называем только новые слова. Записываем  себе интересные..

 3.Разрыв. Постарайтесь дать определение этим словам..  

Культура- это…

Космос- это

Обсудите созданные вами определения в парах.

  А вот такие определения записаны на сайте Дня Культуры (Приложение №1 )

 Какие из слов в представленном определении, на ваш взгляд, являются самыми интересными? Отметьте их галочкой.

Обменяйтесь полученной информацией в четверках.  

Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты.

Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты.

Космос – это все, что есть, что когда-либо было и когда-нибудь будет. Одно созерцание Космоса потрясает: дрожь бежит по спине, перехватывает горло, и появляется чувство, слабое, как смутное воспоминание, будто падаешь с высоты. Мы сознаем, что прикасаемся к величайшей из тайн»  Карл Саган

"Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, — писал Кант. — И они подымаются тем выше, чем чаще и настойчивее занимается ими наше размышление. Это — звездное небо над нами и моральный закон в нас".  На человека должно смотреть как на цель потому, что каждый человек, будучи носителем свободной воли и нравственного закона, столь же велик и неисчерпаем, как космос. 

3. СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ   10мин.

«Прежде, чем лезть к звездам, человеку надо научиться жить на Земле» Клиффорд Дональд Саймак.

А теперь посмотрим, насколько ваши предположения верны.

Работа с материалом в папках.

  Ваша задача - вычленить главную информацию, назвать  основные  интересные факты, данные в предложенном отрывке. Подготовить рассказ для товарищей в группе.

(Текст разный в группе, подобран в соответствии с названием газеты).

4.СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ  (7 мин.) 1. Послушайте стихотворение Марианны Озолини и посмотрите ролик с картинами художников-космистов , запишите слова, которые покажутся важными.

Обратить внимание учеников на то, что слово КУЛЬТУРА этимологически состоит из 2-х корней: КУЛЬТ (почитание) и УР (свет)

Именно эти два корня обыгрывает в своем стихотворении М. Озолиня:

Священно понятье Культура –

 В ней тайная с Космосом связь;

Земные мудрейшие гуру

 Следят, чтоб она не рвалась.

 Культ-Ур – почитание Света –

 Нам так объясняет Восток.

 Везде, где Культуры приметы,

Цветёт благородства цветок,

Нет места ни склокам, ни войнам,

 Рождающим множество бед.

 Там творчеством люди достойно

Встречают Планеты рассвет.

 

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ (10 мин.) Попробуйте их объединить. Что из этого получится. Напишите мини-сочинение ЭССЕ  т.е. свои размышления о Культуре и Космосе. на тему « » — 7-8 предложений.    Приложение №3 ( у каждого ученика)

6. АФИШИРОВАНИЕ(15 мин.)  Прикрепляют получившиеся работы к своим газетам.

Встают у своих газет. Презентация газеты и зачитывают каждый свою работу. Аплодисменты.

7. РЕФЛЕКСИЯ (5 мин.) подведение итогов работы .( под презентацию «Дети Галактики)

На кометах оставляют хвостики разных цветов. Кометы на своих столах, меняются по кругу. Берут и крепят кометы у своих газет.

Красный- восхищение

Желтый-удивление

Голубой-интерес

Зеленый-симпатию

Белый- оживление

8. Рефлексия.

Слова учителя:"Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, — писал Кант. — И они подымаются тем выше, чем чаще и настойчивее занимается ими наше размышление. Это — звездное небо над нами и моральный закон в нас". На человека должно смотреть как на цель потому, что каждый человек, будучи носителем свободной воли и нравственного закона, столь же велик и неисчерпаем, как космос.  

Ученики  передают флажок с символами Культуры и Космоса и описывают свое состояние на уроке.

Вот такие эссе получились у ребят (жаль, что нельзя все 20 работ напечатать):

                               Эссе «Космос и Культура»

       Космос и культура, в моем представлении, два больших дерева, стоящих рядом. Их ветки тесно переплелись с одной стороны, а с другой нет. Ведь они очень разные, и в тоже время в чем-то одинаковые.

     Космос, мне кажется, не только предмет для изучения, он еще и полет фантазии… Отразите это на бумаге, и вот уже маленький кусочек культуры: рисунок или фантастический рассказ!

     Космос был создан очень давно, как и культура. Для каждого они значат что-то свое, каждого поддерживают, каждому что-то дают.

                                                                      Лебедева Наташа

                       Эссе «Космос нас ждет»

   Космос, мне кажется, порождает искусство. Именно он дает пищу для размышлений, позволяет твоей фантазии улететь далеко-далеко…за границу облаков. Благодаря ему ты веришь в сказки.

    В звездном небе можно заметить все, что угодно: мифы о великих героях, единорогов и даже драконов. В причудливых завитках облаков часто обитают сказочные существа…

   Небо – это удивительный и волшебный мир, который навсегда останется тайной для человека.

                                                                     Бегунова Лиза

                 Эссе «О бесконечности космоса»

 Сегодня мы узнали много нового, но при этом ещё осталось много того, что мы не знаем. Ведь Космос – это бесконечное пространство. Это что-то вечное, интригующее, задевающее чувства и мысли людей.

  Каждый человек может по-своему описать космос. И каждый из них будет прав. Космос уникален!

  Когда человек смотрит на звездное небо, то его переполняют эмоции, и каждый раз они разные… Но всё же я не знаю ни одного человека, который не любил бы смотреть на звезды.

                                                              Фролова Настя

                       Эссе «Космос и Культура»

    Все связывают Космос с наукой, и кажется, что он совсем не связан с Культурой. Но на самом деле многие романтики и мечтатели писали о космосе, рисовали космос, создавали музыку о нем.

Святослав Рерих, Олег  Высоцкий, Елена Войнова. Как не восторгаться их картинами о Космосе?!  А писатели?  Так много интересных книг о Космосе!

Космос и Культура едины!

                                                                 Романова Арина

         Эссе «Космос как культура, в моем понимании»

Космос тоже часть нашей культуры и важный элемент нашей жизни. Из космоса к нам приходят новые идеи и мысли. Многие предметы обыденной жизни были изобретены человеком под влиянием космоса. Так же человек, восхищаясь космосом, создавал и создает предметы искусства и живописи.

Именно поэтому мы можем говорить о Космосе как о Культуре.

                                                                      Костичев Миша

              Эссе « Мои размышления о Космосе и Культуре»

   Сегодня на уроке я открыла для себя новые факты, о которых не знала и даже не подозревала. Но одно я знаю точно, Космос и Культура – это по сути два разных понятия, но они  полностью дополняют друг друга.

   Космос- это великое небытие, о котором хочется писать, творить. С ним связана культура и почти все, что мы знаем. Культура и Космос - это всё, что есть, что когда-либо было и будет!

                                                                           Алексеенко Полина

                   Эссе « Они будут жить вечно!»

        Эти понятия, культура и космос, чем-то похожи. Ведь они  до сих пор не понятны до конца нашему разуму. У каждого человека они ассоциируются с чем-то своим, и точного понятия им  не дано.

Я считаю, что в первую очередь их связывает бесконечность и наследие.

 Космос и культура вдохновляли, и еще будут вдохновлять людей на творчество. Поэзия, картины, рассказы, музыка… Это самое прекрасное, что придумал человек!

 Мне кажется, что космос и культура будут жить вечно, и никто не сможет их погубить!  

                                                                                Чернова Вика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока физической культуры и физики

Интегрированный урок физической культуры и физики по теме "Электрические явления" для учащихся 8 класса. Цель урока: способствовать повышению интереса к предметам, продолжить обобщение и систематизаци...

Конспект интегрированного урока (физика и алгебра)

При проведении интегрированного урока были использованы структуры, позволяющие ученику быть на уроке самостоятельным, внимательным к друг другу, уметь слышать, уметь работать....

Конспект интегрированного урока физика и литература 9 класс

Тема: Татьяна Ларина в системе образов романа «Евгений Онегин». Импульс тела, - закон сохранения импульса.Цель:1. Определить, как на формирование характера  и  мировоззрения Тать...

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе Тема урока: «Промышленный переворот в России».

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классеТема урока: «Промышленный переворот в России»....