Путешествие по стране Калориметрия
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Повторно-обобщающий урок с использованием социокультурных тренингов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повторно - обобщающий урок по теме:

«Первоначальные сведения о строении вещества».

Цели: 1.   Контроль знаний по пройденной теме.

  1. Формирование умения применять полученные знания  в нестандартной обстановке.
  1. Развитие логического мышления: умения сравнивать, находить общие черты и различия, систематизировать, делать выводы.
  2. Формирование мотивации на дальнейшее изучение физики.
  3. Развитие коммуникативных навыков.

          Тип урока:  групповой.

          Оборудование: Презентация тренинга третий лишний по теме: Первоначальные сведения о строении вещества». .Презентация к вопросам из книги Григория Остера. Бумажные оценочные  жетоны.

                                                                    План.

        Урок можно проводить в течение 2-х часов (90 минут), а можно, выбрав интересующие Вас задания, уложиться в 45 минут.

Учащиеся сидят  группами по  8 человек.

  1. Фронтальный опрос

     а) Основные положения МКТ.

     б) Проверка сводной таблицы «Три состояния вещества».

Задание: заполнить таблицу.

Агрегатное состояние вещества

Расстояния между молекулами

Особенности движения молекул

Основные механические свойства

  1. Решение задач по книге Григория Остера.
  2. Тренинг «Третий лишний»   по карточкам «Физического лото».

Задание: из представленных картинок выбрать лишнюю.

Методические указания: по разным признакам  лишним может оказаться различный рисунок.

  1. Тренинг № 7 «Выбор» по теме: «Основные положения МКТ».

  1. Решение качественных задач. ( М. Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике 6-7 классы. М. «Просвещение» 1976 . №№ 6, 8, 9, 11, 12.)

    1)Чем отличалось бы  движение  данной молекулы в воздухе от ее движения в вакууме?

  1. Чем объясняется то, что пыль не спадает даже с поверхности, обращенной вниз?
  1. Для чего при складывании полированных стекол  между ними кладут бумажные листы?
  2. Почему не удается наполнить бутылку жидкостью, если воронка плотно прижата к горлышку бутылки?
  3. Почему нельзя соединить в одну две деревянные линейки, плотно приложив их друг к другу?
  4. Детские воздушные шарики наполняют светильным газом. Почему  они уже через сутки теряют упругость, сморщиваются и перестают подниматься?

  1.  «Кроссворд».

Каждой восьмерке предстоит разгадать свой кроссворд.

6.  Подведение итогов. Выставление оценок.

Литература:

  1. М. Е. Тульчинский «Качественные задачи по физике 6-7 классы

М.   «Просвещение» 1976 .

  1. И. Я. Ланина «Формирование познавательных интересов  учащихся на уроках физики» М. «Просвещение» 1985.
  2. Г. Остер «Забавная физика».



Предварительный просмотр:

«Путешествие по стране Калориметрия.

Повторно-обобщающий урок.

8 класс.

Учитель физики МАОУ лицея № 14 имени Ю.А. Гагар

ина Середина Алла Викторовна

Цель:

  1. Применение полученных знаний по  теме: «Тепловые явления» в нестандартной обстановке.
  2. Содействие развитию мотивации изучения физики.
  3. Формирование коммуникативных навыков.

Оборудование: оценочные жетоны, карточки-задания для тренинга третий-лишний по теме тепловые явления, задания кроссворда ( 3 экземпляра), бланки отчёта о путешествии (по количеству уч-ся в классе).

    Методические указания:

    Класс заранее разбивается на три группы. Группа выбирает руководителя туристической группы. Каждой группе даётся домашнее задание - билет на право путешествия по стране.(Творческое задание, тематическая газета, реферат по теме: «Тепловые явления в живой природе», «История создания тепловых машин», «Современные ДВС» и т.д.)Группа получает туристический маршрут следования по стране пребывания.

Ход урока.(Начало маршрута).

  1. Знакомство: название группы, девиз, эмблема , путевой дневник.( За каждый пункт команда получает по 1 калории - мелкой монете в стране Калориметрии.).

  1. Предъявление билета: ( Оценивается максимально в 5 калорий)

  1. Конкурс штурманов.(Каждой группе предлагается две физические величины)

Задание: за две минуты расшифровать буквы, обозначающие: Q , U; C, t; L, q.(Л)

По 2 кал за определение и 3 кал - за указание физического смысла.

  1. Конкурс этнографов-знатоков языка страны.

Задание: за 2 минуты написать как можно больше физических терминов по теме: «Тепловые явления».( 1 кал.)

  1. Конкурс переводчиков.

Задание: объяснить значение приведённых выше физических терминов.

  1. Конкурс знатоков законов г. Теплограда - столицы страны Калориметрии.

Задание: записать физический закон ( 1 кал), дать его формулировку (2 кал).

  1. Конкурс «Дневник горе-путешественника»

Задание: найти ошибки автора записок и записать в путевой дневник.

     «Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на 8 утра договорился с Толей идти на местную реку смотреть ледоход. Была ранняя весна. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа гостиницы Центральной мне хорошо были видны поля за окраиной города с миллионным населением. Там снег весь уже стаял, и только на крышах домов он лежал мохнатыми шапками. Я быстро поел, сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, тщательно вытеревшись льняным полотенцем, глубоко вздохнул - по всему телу разлилось приятное тепло. Термометр на солнечной стороне за окном гостинничного номера показывал ( - 5 оС), значит в тени ещё теплее, решил я и, одевшись по- весеннему, весело насвистывая, выскочил на улицу.

  1. В галерее загадок старца Фюзиса.

Задание: по заданным словам угадать физическое явление. (5 кал).

Первой команде: колба, потоки, шум, термометр, пузырьки.              (Кипение)

Второй команде: зима, лето, молекулы, потеря, поверхность.                 (Испарение)

Третьей команде: вещество, постоянство, беспорядок, тьма, температура (Тепловое движение).

                                                                       

  1. На съезде аналитиков. (Тренинг «Третий-лишний по теме : «Тепловые явления».

  1. На конкурсе знатоков поэзии. ( Предложить прочесть стихи собственного сочинения).

«Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг её морозом заковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла».

  1. Восхождение на пик имени «М.В.Ломоносова».

Что вы знаете об этом великом жителе страны Калориметрия?

  1. Кроссворд по теме «Тепловые явления»
  2. Подведение итогов.
  3.  Рефлексия
  4. Оформление отчёта о путешествии.

Отчёт о путешествии по стране калориметрии __________________ (Фамилия).

Станции следования

Индив. баллы

Баллы

группы

Что понравилось

Что не понравилось

1.

Знакомство с группой

2.

Билет

3.

Конкурс штурманов

4.

Конкурс этнографов

5.

Конкурс переводчиков

6.

Конкурс знатоков законов

7.

Дневник путешественника

8.

Загадки старца Фюзиса

9.

Тренинг третий - лишний

10.

Конкурс поэтический

11.

Восхождение на пик М.В.Ломоносова

Приложение № 1 Кроссворд по теме «Тепловые явления».

1) Вид теплопередачи.

2) Процесс перехода из жидкого состояния в газообразное.

3) Процесс перехода из жидкого состояния в твёрдое для некоторых веществ.

4) Способ изменения внутренней энергии тел.

5) Процесс перехода из жидкого состояния в твёрдое.

6) Физическая величина, характеризующая степень нагретости тел.

7) Процесс, связанный с понижением температуры тела.

8) Вид теплопередачи, возможный в вакууме и в любой среде.

9)Необратимый тепловой процесс.

10) Деталь ДВС, обеспечивающая постоянную скорость вращения вала.

11) Единица энергии.

12) «Виновники» переноса энергии  в жидкостях и газах.

13) Движение поршня в тепловом двигателе между двумя последовательными мёртвыми точками.

  1. Рабочее вещество первых тепловых машин.

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Литература: идея взята из книги И.Я. Ланиной «100 игр по физике».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»

Цель:  Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...

Урок - путешествие "Путешествие по стране Морфемии. Корни - ЛАГ-, -ЛОЖ"

Урок проводится в форме путешествия по острову Морфемия. Соответстствует требованиям ФГОС. Помогает в увлекательной  и динамичной форме изучить тему " Корни -ЛАГ-,-ЛОЖ"...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...

«Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»

laquo;Путешествие в страну английского языка. Культура страны изучаемого языка»...