Сообщающиеся сосуды
презентация к уроку по физике (7 класс) на тему

Аксенова Наталья Петровна

На данном уроке в форме проблемного диалога изучается тема «Сообщающиеся сосуды». Обучающиеся рассматривают законы сообщающихся сосудов; проверяют свои гипотезы, рассматривая демонстрации учителя; закрепляют полученные знания рассмотрением примеров сообщающихся сосудов в технике и окружающем мире (водомерное стекло парового котла, шлюз, фонтаны, артезианский колодец).

В конце урока проводится рефлексия (используется «Волшебная лестница знаний»), обучающиеся рисуют в своих тетрадях свое отношение к полученным знаниям.

В качестве домашнего задания обучающимся предлагается, кроме § 39, рассмотреть внимательно дома все окружающие  предметы и найти среди них сообщающиеся сосуды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока51 КБ
Файл Презентация к уроку1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогический урок по физике «Сообщающиеся сосуды», 7 класс

(учебник «Физика – 7», А. В. Перышкин, 2011 г.)

Цель урока:

Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.

Задачи:

Образовательные

-  повторить формулу для расчета гидростатического давления;

 - продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуд и изучение закона  

   Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей;

- сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах.

Развивающие

- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся;  

  сосудов в быту, технике, природе;

- устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала.

Воспитательные

- воспитание аккуратности, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения.

Оборудование:

Презентация из Приложения1 «Сообщающиеся сосуды», модели сообщающихся сосудов.

Тип урока: изучение нового материала.

Части урока

Содержание урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика


1.Организационный момент.


2. Актуализация знаний.




3. Изучение нового материала.


































































































4. Развитие и закрепление знаний (рассмотрение примеров сообщающихся сосудов в окружающем мире).






5. Проверка знаний.










6. Рефлексия.







7. Домашнее задание.





Фронтальный опрос с использованием слайдов (№ 3, 4, 5)



(на доске слайд № 6)

- Перед вами на слайде несколько предметов. Назовите их.

- А теперь посмотрите на эти приборы,

(ставит на демонстрационный стол подготовленное оборудование по рис. № 107 –учебник А. В. Перышкин).

- Что общего у названных вами предметов и сосудов у меня на столе?

- Правильно, молодцы! Такие сосуды называются сообщающимися.

- Значит, тема нашего урока…

(фиксирует на доске тему урока)

- С сообщающимися сосудами можно проделать простой опыт.

(демонстрирует опыт по рис. № 107а, учебник А. В. Перышкин)

- Что произойдет, если убрать зажим? (слайд № 7)

- Одинаковы ли будут уровни воды в трубках?

(проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 б, учебник А. В. Перышкин)

- А если одну из трубок поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в трубках?

(проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 107 в, учебник А. В. Перышкин)

(слайд № 8)

- Посмотрите на этот прибор у меня на столе (рис. № 109, учебник А. В. Перышкин). 

(слайд № 9)

- Охарактеризуйте его.







- Какой вывод можно сделать?




- Правильно.

(формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов, слайд № 10)

- А как это можно объяснить?




- А какая формула нам помогает это объяснить?

- Запишите ее на доске.



- А если в один сосуд налить воду, а в другой керосин. Как будут располагаться уровни?

- Почему? Как это можно объяснить?

- Посмотрите на слайд № 11. У какой жидкости столб выше и почему?

- Значит, какой вывод мы можем сделать?






- Правильно.

(формулирует второй закон сообщающихся сосудов, слайд № 12)



- Перед вами водомерное стекло парового котла (слайд № 13).

- Объясните принцип работы этого прибора.

- А вот фотографии шлюзов (слайд № 14).

- А это схема устройства шлюзов (слайд № 15). 

- Объясните принцип работы данного устройства.


- Объясните наблюдаемое в опыте явление. Где можно использовать принцип работы данного прибора? (слайд № 16, 17).

- Перед Вами артезианский колодец. Объясните принцип действия такого колодца (слайд № 18).


Попробуйте определить, насколько хорошо Вы усвоили знания по «Волшебной лестнице знаний»

(слайд № 19).


§ 39. Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды (слайд № 20).





Используя знания, полученные на предыдущем уроке, дают ответы на вопросы







- Чайник, кофейник, лейка.







- Общее основание, по два совмещенных сосуда.

(в ходе рассуждения ученики подходят к данной идеи)




- Сообщающиеся сосуды.









- Вода из одной трубки перетечет в другую.

- Вода установится на одном уровне.





- Уровни жидкости будут одинаковыми.















- Это тоже сообщающиеся сосуды, потому что у них общее основание.

- Форма трубок различная.

- Разное сечение трубок.

- Вода в каждой трубке на одном уровне.

- В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это.






- Вода покоится, поэтому давление в обоих сосудах одинаковое. Значит и уровни жидкости должны быть одинаковые.

- Формула гидростатического давления.

- p = ρgh

(один из учеников пишет на доске формулу)

- Уровни будут различными.




- У жидкостей различные плотности.

- Выше у керосина, потому что у него плотность меньше.


- Высота столбов жидкости будет зависеть от ее плотности: чем меньше плотность жидкости, тем выше ее столб в сосуде.

- Давления жидкостей при этом должны быть одинаковые.







Дают объяснение на основе законов сообщающихся сосудов.










Дают ответы на основе изученного материала.





Ученики рисуют в своих тетрадях соответствующую картинку.


2



5





15



































































































10












8










2







3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сообщающиеся сосуды» (урок физики, 7 класс) Аксенова Наталья Петровна, учитель физики МБОУ «ООШ № 100 им. С. Е. Цветкова» г. Новокузнецк, 2012г. 1 1

Слайд 2

Цель урока: Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике. Задачи: Образовательные - повторить формулу для расчета гидростатического давления; - продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуд и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей; - сформировать понятие о сообщающихся сосудах и их свойствах. Развивающие продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе; - устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала. Воспитательные - воспитание аккуратности, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения. 2

Слайд 3

Вопрос № 1 Объясните принцип действия известного Вам прибора. 3

Слайд 4

Вопрос № 2 Почему вода вытекает из отверстий? Из чего следует, что давление увеличивается с глубиной? 4

Слайд 5

Вопрос № 3 Перед Вами 3 сосуда с одинаковой площадью дна. В какой сосуд налито больше воды? Одинаково ли давление воды на дно в этих сосудах? С одинаковой ли силой давит вода на дно в этих сосудах? 5

Слайд 6

6

Слайд 7

Что произойдет, если убрать зажим? 7

Слайд 8

Если одну из трубок поднимать, опускать, наклонять в стороны – уровни жидкости не будут меняться. 8

Слайд 9

9

Слайд 10

В сообщающихся сосудах любой формы и сечения поверхности однородной жидкости устанавливаются на одном уровне (при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаковое). ВЫВОД № 1 10

Слайд 11

Уровни жидкостей будут различными 11

Слайд 12

ВЫВОД № 2 При равенстве давлений высота столба жидкости с большей плотностью будет меньше высоты столба жидкости с меньшей плотностью. 12

Слайд 13

Водомерное стекло парового котла Объясните принцип работы этого прибора. 13

Слайд 14

14

Слайд 15

Схема шлюза: 15

Слайд 16

16 Объясните наблюдаемое явление в опыте. Где можно использовать принцип работы данного прибора?

Слайд 17

17 ФОНТАНЫ

Слайд 18

18 Перед Вами артезианский колодец. Объясните действие такого колодца. Слой земли (2) состоит из песка или другого материала, легко пропускающего воду. Слои (1 и 3) водонепроницаемые.

Слайд 19

19 Попробуйте определить, насколько хорошо вы усвоили новое знание по «Волшебной лестнице знаний»:

Слайд 20

20 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 39. Рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды.

Слайд 21

В презентации использовались: 1. Картинки – images.yandex.ru 2. Учебник А. В. Перышкин, «Физика, 7 класс» - издательство «Дрофа», 2011г. 3. Картинки рефлексии – по материалам доклада А. Р. Александровой «Рефлексия на современном уроке», с. Чернава Ивантеевского района Саратовской области. 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку физики по теме "Сообщающиеся сосуды", 7 класс

Презентация к уроку изучения нового материала по учебнику Перышкина А.В. Рассмотрены вопросы: 1. Демонстрация опыта с двумя трубками. 2. Демонстрация опыта с сосудами разной формы. 3. Определение сооб...

сообщающиеся сосуды

урок физики в 7 классе по теме "Сообщающиеся сосуды", позволяющий доказать какие сосуды являются сообщающимися...

Презентация к уроку "Сообщающиеся сосуды"

Презентация к уроку физики 7класс  по учебнику А.В. Перышкина по теме: "Сообщающиеся сосуды"...

Урок сообщающиеся сосуды по физике 7 класса

Разработка урока физики в 7 классе "Сообщающиеся сосуды"...

Урок "Сообщающиеся сосуды"

Тема «Сообщающиеся сосуды» имеет важное значение в жизни каждого человека. Ежедневно в повседневной жизни всем приходиться сталкиваться  с устройством сообщающихся сосудов (например, чайник). Фор...

сообщающиеся сосуды

Тема:Сообщающиеся сосудыЦели:Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.Зад...

Сообщающиеся сосуды

Цель урока: -понятие сообщающихся сосудов-законов сообщающихся сосудов-развитие мышления-умения делать выводы и обобщать Ход урока::На демонстрационном столе представлены чайник, лейка, сооб...