Наука в творчестве А.С.Пушкина
творческая работа учащихся по физике (8 класс) по теме

Надежда Васильевна Мойсейченко

Внеклассное интегрированное занятие по теме "Наука в творчестве А.С.Пушкина"

 

. Вступительное слово учителя: «Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии…»

французский историк и математик Жан Даламбер (1717-1783)

Его книга сохранилась в библиотеке Пушкина, который в1827 году написал:

«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»

В данном случае слово «геометрия» можно заменить на слово «математика», а слово «математика» на слово «наука».

Что же такое наука в поэзии? Употребление в стихах научной лексики? Или что-то другое?

Возьмем в судьи Пушкина. Сейчас Яна представит свое исследование под девизом «друзья, прекрасен наш союз!» и помогут ей в исследовании Вика и Витя.

Слайд №3 -14 – озвучивает Яна. С №15 в диалог включаются Вика и Витя.

Слайд №15

1(Вика), а почему коньки хорошо скользят по льду?

2.(Витя) Здесь говорится о силе трения скольжения. Конькобежец  давит на лед со значительной силой, и под большим давлением лед тает. Вода выступает в роли смазки

1 по этому поводу есть русская пословица «Не подмажешь – не поедешь»

 

Слайд №16

Яна: А вот еще один отрывок

1.А как объяснить свечение метеорных тел, влетающих в атмосферу Земли?)

2. Сила трения действующая на тело движущееся в атмосфере Земли настолько велика, что температура тела резко повышается и тело начинает гореть или плавиться.

1 А можно  наблюдать «падающие звезды» на Луне?»

2.Нет. Атмосферы на Луне нет, значит, и нет силы трения.

 

Слайд №17

Послушайте вот это.

1.Почему дым «столбом восходит голубым?

2.В безветренную погоду лёгкий тёплый воздух устремляется вверх, не испытывая боковых воздействий атмосферного воздуха.

Есть такая народная примета : поднимается дым из трубы столбом - будет ясно и к морозно, опускается из трубы вниз и расстилается по земле - к потеплению или непогоде.

 

Слайд №18

Яна: А вот эта картина меня просто завораживает.

1.А как образуются узоры на стеклах, иней на деревьях?

2.Иней образуется при переходе водяного пара из газообразного состояния

в твердое. Наиболее удобное место для него – шероховатые поверхности или тела, которые плохо проводят тепло. Поэтому наиболее часто иней можно увидеть на деревянных скамьях или на открытой земле, деревьях, стеклах.

Слайд №19

Яна:А сейчас послушаем стихотворение  Эхо

1..Может ты хотя бы знаешь где можно услышать эхо?

2. Да знаю. Эхо можно услышать только в том случае, когда на пути звуковой волны возникает препятствие. В горах, в лесу, в пустом помещении Каждый из нас встречался с ним в лесу или в горах, где отражающими поверхностями являются деревья и скалы.

 

 

Слайд №20

Яна: Наше внимание заслуживает стихотворение «Зимний вечер»

1. И как  возникают звуки, о которых говорит поэт?

2.Как ты думаешь, что объединяет музыку, телефонный звонок, треск лопнувшего воздушного шарика, шаги по асфальту и визг пилы по дереву? 

1.У всех этих явлений есть одно общее: звук, которым они сопровождаются. 

2.Звуковые явления, такие как вой ветра , гудение проводов, шум леса, шелест ивы и другие объясняются следующим образом. При обтекании воздушным потоком твердых предметов около каждого из них возникает завихрение воздуха. Возникает звуковая волна. Звук – физическое явление, воспринимаемое слухом. Он присутствует повсюду в нашей жизни.

Слайд №21

Яна: Предлагаю послушать стихотворение «Зимнее утро»

1. А почему печь трещит?

2.При нагреве тел выделяются газы, которые с треском разрывают их волокна . вот мы и слышим - печь трещит и дрова в печи потрескивают.

 

Слайд №22

Яна:А это мое  одно из самых любимых стихотворений «Русалка»

1.Вопрос: почему вечером над водоемами поднимается туман?

2.Обычно туман образуется по ночам и рано утром в низинах и над водоемами. Это  связано с тем, что холодный поток воздуха, опускается на теплую  поверхность суши или воды

При соприкосновении прохладного воздуха с теплым и образуется туман

 

Слайд №23

Яна: А вот отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

1.Вопрос: почему под действием полуденных лучей лед тает наиболее интенсивно?

2.Всем известно, что нагревание солнечными лучами тем больше, чем больший угол составляют лучи с плоскостью, на которую они падают.

Слайд №24

Яна: Вспомним одну из замечательных сказок Пушкина «сказка о Попе и работнике его Балде»

1. А ты сможешь  оценить с какой скоростью прыгнул «бедный поп» вверх?

2.Элементарно. Судя по силе удара. Время полета Попа составляет  1-2 секунды.  Высота помещения – 3-4 метра.  Чтобы найти скорость нужно путь (высоту) разделить на время, значит, скорость с которой подпрыгнул Поп 2-3 метра в секунду.

 

С №24 Яна делает выводы по своей работе.

Заключительное слово учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.pushkin.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Друзья мои, прекрасен наш союз! »

Слайд 2

«Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии» А.С.Пушкин «Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии…» французский историк и математик Жан Даламбер (1717-1783)

Слайд 3

« Да здравствуют музы! Да здравствует разум!» А.С.Пушкин Тема «Н аука в творчестве А.С.Пушкина.» Выполнила Туник ЯНА, ученица 8 класса. Руководитель Мойсейченко Н.В., учитель физики. 2012 год.

Слайд 4

Цель: использовал ли А.С.Пушкин в своей поэзии научные факты, или его стихи - просто изящный слог ?

Слайд 5

Мои исследования . Я узнала, какие предметы изучал лицеист Александр Пушкин. Проанализировала фрагменты из произведений Александра Сергеевича и поставила возможные вопросы к ним.

Слайд 6

Как изучали точные науки в Царскосельском лицее? По физике отметок не ставили, но составлялся список фамилий учеников, где первые строчки отводились наиболее успевающим по этому предмету. Фамилия поэта занимала место, близкое к концу списка.

Слайд 7

В годы учебы у Пушкина и его друзей отношение к точным наукам было весьма пренебрежительное, а первое место отдавалось прекрасной поэзии.

Слайд 8

Воображение Пушкина больше всего занимал М.В.Ломоносов, который был хорошим поэтом и гениальным ученым. Свое восхищение им Александр Сергеевич неоднократно выражал в стихах и прозе.

Слайд 9

В свое время Пушкин познакомился с «Послужным списком» М.В.Ломоносова и другими его материалами и по существу открыл для себя Ломоносова как выдающегося ученого.

Слайд 10

Приобщение Пушкина к миру естествознания и техники в немалой степени содействовал П.Л.Шиллинг, известный физик и востоковед. Беседы с ним для Александра Сергеевича были весьма полезными. Они оказали влияние в осознании объективной роли науки и научных знаний в развитии общества и личности, в создании равновесия между разумом и воображением.

Слайд 11

О понимании Пушкиным действительного положения дел в астрономии свидетельствует его стихотворение «Движение» «Движенья нет»,- сказал мудрец брадатый . Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей.

Слайд 12

Обращение Пушкина к естественным наукам и математике мне не кажется удивительным. Вся его сознательная жизнь пришлась на годы крупнейших свершений в физике и математике.

Слайд 13

Насладимся пушкинской поэтической строкой

Слайд 14

Возьмем одно из самых известных произведений А.С.Пушкина - «Евгений Онегин »

Слайд 15

Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет лед.

Слайд 16

Когда падучая звезда По небу темному летела И рассыпалася , - тогда В смятенье Таня торопилась, Пока звезда еще катилась, Желанье сердца ей шепнуть.

Слайд 17

Проснулся утра шум приятный. Открыты ставни; трубный дым Столбом восходит голубым…

Слайд 18

В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре…

Слайд 19

Эхо Ревет ли зверь в лесу глухом, Трубит ли рог, гремит ли гром, Поет ли дева за холмом – На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг.

Слайд 20

Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя…

Слайд 21

Зимнее утро Вся комната янтарным блеском Озарена, веселым треском Трещит затопленная печь.

Слайд 22

Русалка Туман над озером дымился, И красный месяц в облаках Тихонько по небу катился.

Слайд 23

Руслан и Людмила В нем гнев свирепый умирает, И мщенье бурное падет В душе, моленьем усмиренной: Там на долине тает лед, лучом полудня пораженный.

Слайд 24

Сказка о попе и о работнике его Балде Бедный поп П одставил лоб: С первого щелчка Подпрыгнул поп до потолка

Слайд 25

Мы видим, что интерес к науке пробудил у Пушкина желание осмыслить применение научных достижений в повседневной жизни.

Слайд 26

По воспоминаниям друзей, поэт нередко читал публиковавшиеся тогда в российских журналах статьи «о науках естественных», и это позволяло ему достаточно объективно изображать своих героев, имевших хотя бы косвенное отношение к науке и технике.

Слайд 27

А.С.Пушкин высказал и общие мысли о процессе познания: важности опыта, роли случая в достижении научного результата, также сходстве и различии в творческой деятельности в науке и искусстве . О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель.

Слайд 28

Вывод: А.С.Пушкин в своих представлениях о мире и его познании всегда стремился к гармонии и органическому единству научных и художественных ценностей. Эпизоды творчества поэта, где он описывает яркие образы природы и сцены из повседневной жизни, имеют физическое содержание. Произведения Александра Сергеевича не просто изящный слог, а стихи, в которых изложены научно обоснованные факты.

Слайд 29

В стихах Александра Сергеевича соединились блестящее использование слова и знания законов физики

Слайд 30

Спасибо за внимание!

Слайд 31

Единство н аучных и художественных ценностей

Слайд 32

«Друзья мои , прекрасен наш союз! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 9 класса: игра «Звёздный час» по творчеству А.С.Пушкина на тему: «Знаете ли вы Пушкина?»

Данное мероприятие направлено на углубление знаний, полученных учащимися 9 класса в ходе изучения творчества А.С. Пушкина, формирование  интереса к личности поэта на материале литературной ...

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Конспект открытого урока по творчеству А.С. Пушкина 5 класс по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образов.

Данный конспект предназначается для учащихся 5 класса. обучаюжихся по   по программе  2100   «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,...

Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкина. у детей на занятиях изобразительного искусства. " Детство и творчество А.С.Пушкина"

Формирование устойчивого интереса к творчеству А.С.Пушкину у детей на занятиях изобразительного искусства.Создание тематического рисунка....


 

Комментарии

Надежда Васильевна Мойсейченко

В стихах Александра Сергеевича соединились блестящее использование слова
и знания законов физики