Разработка урока "Световые явления" 8 класс
методическая разработка по физике (8 класс) по теме

Креденцер Олеся Анатольевна

Урок физики в 8 классе по теме "Свнтовые явления". Урок проводится в форме лаборатории, где представлены не только теоретические задания, но и самостоятельная практическая деятельность.

К уроку прилагается презентация и конспект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок физики в 8 классе2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  физики в 8 классе

«Лаборатория света»

Цель — в нестандартной форме закрепить полученные знания по теме : «Световые явления»

Задачи:

  1. познакомить с разнообразными направлениями изучения световых явлений:
  2. отработать знания о линзах, их применении в различных сферах жизни человека;
  3. закрепить умения решения задач на применение законов оптики;
  4. отработать навыки построения в линзах;
  5. привить интерес к изучению данного курса физики.

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний

Форма урока: урок — исследование

Оборудование: 

  1. мультимедийная презентация к уроку, репродукции картин «Утро в сосновом бору» И.И. Шишкина, «Заросший пруд»  В.Д.  Поленова, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Солнце осени», картины световых явлений в природе, роман  «Таинственный остров» Ж.Верна,
  2. схемы хода лучей в линзах и зеркалах,
  3. исторические и медицинские документы для исследования,
  4. линзы разных видов (рассеивающие и собирающие),
  5. источники света (лампочка, свеча, лазерный луч),
  6. дневники эксперимента,
  7. набор по оптике.

Этап

Содержание урока

Слайд

I

  1. Организационный момент.
    Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена, на фоне музыки звучат стихи (Из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского):


«В глазах прекрасных и больших должно быть счастья отраженье!»

Это только Поль Гоген мог позволить себе закрывать глаза, чтобы видеть: так он процитировал состояние поиска творческого настроя.

А нам всё чаще приходится открывать глаза пошире, чтобы не упустить ничего нового и интересного. Конечно, суть увиденного зависит от имеющихся знаний, но видим-то мы только то, на что смотрим. Поэтому важно, какими глазами… точнее, каким зрением мы смотрим вокруг.

Современность принесла с собой не только стремительное развитие технического прогресса, изобретение предметов, доселе казавшихся фантастикой, но и ухудшение экологии, стрессы и, как следствие, проблемы со здоровьем. Сейчас все большее количество людей жалуется на проблемы со зрением. Если у наших родителей зрение начинало снижаться годам к сорока, то сейчас многие школьники и студенты, а также молодое поколение офисных работников нуждаются в коррекции зрения в гораздо более раннем возрасте.

А чем корректировать зрение? Что лучше: очки или контактные линзы?

На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить?

А что нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос?  (ответы детей)

Необходимо узнать, а откуда человек узнал о линзах и очках, каким образом происходит преломление света в линзах и очках, почему мы видим себя в зеркале, как отдохнуть нашим глазам.

II

Сегодня в нашем НИИ оборудовано несколько лабораторий, работа в которых поможет нам решить вопрос о линзах и очках:
1. Историческая (история появления линз и очков).
2. Физико — математическая (построения в линзах и решение задач на нахождение оптической силы линзы, углов преломления и отражения).
3. Медицинская (Свет на службе здоровья: очки или контактные линзы?).
4. Лаборатория искусства (работа по картинам, отрывкам из стихотворений.
Ну, а для того, чтобы отслеживать ваши достижения, я предлагаю вам завести дневник эксперимента, на котором вы будете отмечать свои достижения. Если вы все поняли на данном этапе, то ставите круг, если поняли частично, то квадрат, поняли плохо – треугольник, не поняли вообще – знак вопроса. В каждой лаборатории вы выбираете зав лабораторией, который будет обобщать все полученные знания.

III

      Перед вами целый список вопросов и задач, которые нам необходимо решить в ходе нашей работы. Обратите на них внимание и скажите: какие вопросы мы отнесем к тем или иным лабораториям (На слайде список вопросов).
1) Кто рассмотрел первые теории света?
2) Когда появились первые очки и линзы?
3) Каковы современные технологии изготовления очков и контактных линз?
4) Благодаря каким законам мы видим?
5) Какие изображения дают линзы (опыты, подтверждающие выводы)?
6) Как правильно построить изображение в линзах?
7) Как определить оптическую силу очков и линз?
8) Чем хороши очки и контактные линзы и какие недостатки они корректируют?
9) Какими негативными свойствами обладают очки и контактные линзы?
10) Какой отдых нужен нашим глазам?

IV

Ну что ж, начнем нашу работу в лабораториях. Как вы думаете, с чего все начинается (с истории). В какую лабораторию мы с вами должны сейчас попасть? (В историческую).

Работа в Исторической лаборатории (на столах представлена таблица,  которую необходимо заполнить, используя текст об открытиях в области оптики).    
После работы заслушивается ответ одного ученика (руководителя лаборатории)
(таблица составлено примерно)

V

«Суха теория, мой друг,
Но древо жизни пышно зеленеет» (Гёте, «Фауст). Вот и мы с вами подтвердим теорию практикой.
Следующая лаборатория – физико – математическая: здесь нам необходимо вспомнить, как проходят лучи в линзах (рассеивающих и собирающих), законы распространения света в линзах, а также увидим на опытах  прохождение лучей в линзах.

1. Благодаря каким законам мы видим?
(отражения и преломление света). Сформулируйте их и запишите математическое обоснование.

2. Какие изображения дают линзы разных видов (рассеивающие и собирающие). Постройте изображения в линзах
(у каждого свое задание: построение изображения источника света, предмета на различных расстояниях от фокуса). Найдите закономерность для данных изображений, полученных каждым из вас. (расположение изображения в зависимости от расположения источника и предмета)

3. Рассмотрим ход лучей в линзах на опыте (опыт с рассеивающими и собирающими линзами: определение фокусного расстояния у линз, рассмотрение четкого изображения в линзах различных видов)

4. Определим оптическую силу линз с найденным фокусным расстоянием по формуле (решение задач на нахождение оптической силы линзы и фокусного расстояния разных линз).

VI

Далее проследуем непосредственно в медицинскую лабораторию, где вы должны разделиться на две группы, каждая из которых будет доказывать эффективность использования очков или контактных линз, используя необходимые материалы, лежащие на столах.
Ответьте на вопросы:
1. Чем хороши очки и контактные линзы?
2. В чем негативное влияние очков и контактных линз?
3. Какой отдых нужен нашим глазам?
(
Ученики работают, находят положительные и отрицательные стороны ношения очков и контактных линз, доказывают свои позиции с помощью необходимых материалов.)
Для обсуждения каждой группе дается время на поиск необходимой информации (с помощью источников). Затем каждая группа приводит свои факты и доводы по поводу очков и линз.
В итоге делается вывод, что лучше: очки или линзы. (Линзы и очки необходимо применять совместно)

VII

Ну и, конечно же, необходимо отметить, что нашим глазам нужен отдых. А глазам в очках или линзах он нужен  вдвойне.
Замечательно, что среди вас нет ребят, которые пользуются очками или линзами. Это значит, что ваше зрение – идеально.
Зрение – это наш огромный дар от природы. Ведь не зря мы говорим, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Художники, поэты, музыканты создают свои великие произведения, в которых мы можем наблюдать свойства световых явлений. Вот и сегодня я бы хотела показать вам некоторые из них и попросить вас ответить на вопросы.
Мы отправляемся в последнюю лабораторию «Искусство».
Перед вами вопросы, которые отнесены к разным произведениям. Ответьте на них самостоятельно, а затем мы проверим их вместе.
(Работа с произведениями: вопросы на столах к каждому произведению)

Кто вспомнит название этой картины и ее автора? (Показ картины.)


 Правильно, это “Утро в сосновом лесу” Ивана Ивановича Шишкина. Глухой сосновый бор пробуждается. Солнце только-только взошло и залило все вокруг своими щедрыми лучами. Взгляните на солнечные лучи. А что мы в оптике называем лучом света?

А какие природные явления помогают нам разглядеть солнечные лучи на картине? Как это происходит?

( В тумане происходит рассеяние (отражение) света мелкими капельками воды.)

Вот и у М.Ю.Лермонтова в стихотворении “Солнце осени” говорится об этом:

Люблю я солнце осени, когда,

Меж тучек и туманов пробираясь,

Оно кидает бледный, мертвый луч

На дерево, колеблемое ветром,

И на сырую степь. Люблю я солнце...

Ребята, а на поверхности вот этого озера (показ фотографии заката солнца у водоема) против солнца видна сверкающая дорожка. Как она образуется? Почему дорожка всегда ориентирована на наблюдателя?


(Дорожка на поверхности воды возникает вследствие отражения света от мелких волн, которые ориентированы в различных направлениях. Поэтому при самых различных положениях наблюдателя отраженные лучи попадают к нему в глаз. Каждый наблюдатель видит “свою” дорожку.)

Ребята, многие из вас, наверное, читали “Таинственный остров” Ж.Верна. Помните?

“- Но кто же зажег огонь? - спросил моряк.

- Солнце, - ответил Спилетт...

Действительно, Солнце доставило огонь, которым так восторгался моряк. Он не верил своим глазам и был до того изумлен, что даже не мог расспрашивать инженера.

- Значит, у вас было зажигательное стекло? - спросил инженера Герберт.

- Нет, я его изготовил.

И он показал. Это были просто два стекла, снятые инженером со своих часов и часов Спилетта. Он соединил их края глиной, предварительно наполнив водой, и таким образом получилась настоящая зажигательная чечевица, с помощью которой, сосредоточив лучи на сухом мхе, инженер добыл огонь”.

Какой физический прибор сделал инженер?

VIII

Ну что же ребята, вы ответили на много вопросов. Но самый важный вопрос, который мы ставили вначале: а что же лучше очки или линзы?
(Ответы детей).
Конечно же лучше, если вы очень долго не будете пользоваться очками и линзами. Ну а если так случилось, то не забудьте те советы, которые вы высказали сами.

IX

Звучит фрагмент «Лунной сонаты» Бетховена, на фоне музыки звучат стихи (Из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского):

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой:

Небо, солнце, звезд сиянье,

Море в блеске голубом –

Всю картину мирозданья

Мы лишь в свете познаем.

Чудесные слова, красивые и точные.

Берегите этот бесценный дар – дар видеть мир. И берегите свое здоровье.

Год открытия

Имя ученого

Открытие

400г. До н.э.

Платон

Теория зрительных лучей

3 в. До н.э.

Евклид

  1. Прямолинейность распространения света,
  2. Закон отражения

4 в. До н.э.

Аристотель

Закон преломления

ХI век

Альхазен

Практические применения законов отражения и преломления (отражение света от зеркал, прохождение света в линзах)

1272 г.

Эразм Вителлий (Вителло)

Теория обратимости световых лучей при преломлении

ХIII век

Р. Бэкон

Открыто явление сферической аберрации,

Признает линзы физическими приборами.

ХIII век (1284г.)

Сальвино Д'Армате,

Изобретение очков

XV век

Леонардо да Винчи

Открыл закон бинокулярного зрения

1521 год

Ф Мавролик

Описал законы собирающих и рассеивающих линз

рассчитал количество цветов радуги,

Изучил дефекты зрения (дальнозоркость и близорукость)

1621 год

В.Снеллиус

Экспериментально доказал закон преломления света

1647г.

Б.Кавальери

Открыта формула линзы

1675г.

И. Ньютон

Корпускулярная теория света

1678 год

Гюйгенс

Волновая теория света

1508 год

Леонардо да Винчи

Первые упоминания о контактном способе коррекции зрения (создание линз)

1637 год

Рене Декарт

Первые оптические системы, напоминающие контактные линзы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....