Проектная технология в изучении физики
статья (физика) по теме

Новикова Зинаида Юрьевна

 

Новый стандарт для старшей школы предполагает профилизацию с помощью интегративных курсов. Это автоматически означает уменьшение числа часов на физику. Возникает много сложностей. Но физика всегда вокруг нас, изучать её можно не только по учебникам. Исследуя окружающий нас мир, наблюдая и объясняя происходящее вокруг, вы сможете постичь её законы. Сделать это мне помогает проектная технология. Сообщение  содержит материал из опыта работы в этом направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная технология при изучении физики

Новикова Зинаида Юрьевна, учитель физики МАОУ «СОШ №2»,

г. Краснокамск, Пермский край

Физика непростой предмет, изучать его ребята начинают в подростковом возрасте, когда интерес к учебе у многих потерян. Только включение в активную учебно-познавательную деятельность даёт устойчивый положительный результат. С этой целью я давно использую проектную технологию.

Здесь учащиеся в максимальной степени приближаются к практической деятельности, а это важное условие успешного усвоения учебного материала. В основе метода проектов лежит развитие познавательного интереса; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую ребята выполняют в течение определённого времени.

В моей практике проект – это задание, сформулированное в виде проблемы, целенаправленная деятельность участников, выбор формы организации взаимодействия между ними и результат деятельности (найденный способ решения). Завершается проект презентацией полученных результатов. Презентуя продукт своей деятельности, ребята рассказывают о своих идеях, их обсуждении, почему отвергли одни и приняли другие, какие трудности возникали в ходе работы, как они преодолевались (рефлексия деятельности).

В процессе работы над проектом у ребят  вырабатываются и развиваются различные специфические умения и навыки:

  1. проблематизация – выделение проблем, формулировка главной проблемы, постановка задач, вытекающих из проблемы;
  2. целеполагание и планирование деятельности;
  3. самоанализ и рефлексия;
  4. презентация хода деятельности и результата, умение подготовить материал для неё;
  5. поиск нужной информации, выделение и усвоение необходимого материала;
  6. применение знаний на практике в новых ситуациях, выбор, освоение методов и способов изготовления продукта проектирования;
  7. проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотез, детализация и обобщение).

Для меня эта технология ценна ещё и тем, что конечный результат - это разнообразный по форме и содержанию материал, который я использую при изучении и популяризации физики на уроках и внеклассных занятиях. За годы работы в этом направлении нами были разработаны и реализованы исследовательские, приключенческо-игровые, информационные, творческие и практико-ориентированные проекты.

При организации работы по проекту мы выполняем следующие виды деятельности:

  1. познавательная - организация и проведение мониторинга окружающей среды с использованием различных физических приборов;
  2.  ценностно-ориентированная - моделирование различных отношений к окружающей среде, формирование умения принимать решения в ситуации выбора, проектирование индивидуального пространства;
  3. эстетическая - развитие способности выражать свои чувства, эмоции, настроение в плакатах, рисунках и т. п.;
  4. преобразовательная - реальная деятельность по улучшению своего социоприродного окружения;
  5.  коммуникативная - общение, являющееся условиями познания, выработки человеком системы ценностей.

При реализации проекта каждый шаг мотивируется интересом к конечному результату. Данная форма организации деятельности, по моему мнению, несомненно, заслуживает внимания, так как позволяет решать различные, жизненные и просто интересные задачи. Реализаторы проекта делают с увлечением то, что интересно для них сейчас, что будет полезно для них и других в будущем. Успешно реализованный ученический проект при соответствующей поддержке взрослых способствует решению перспективных задач, стоящих перед школой сегодня и всех конкретных задач, обозначенных им.

У этой технологии есть несомненные преимущества.

  1. Участие в разнообразных видах проектной деятельности представляет благоприятные условия для развития личности школьника.
  2. Здесь отрабатывается взаимодействие между партнерами, что способствует социализации ребят.
  3. Школьник, поддерживаемый в своих начинаниях и получающий в ходе работы над проектом помощь консультантов, друзей, родителей и знакомых, чувствует себя успешным.
  1. . Метод проектов позволяет организовать четкую систему учебно-воспитательной работы, т.е. создать единое образовательно-воспитательное пространство.

Я использую эту технологию на уроках и во внеурочной деятельности. Мы пробовали себя в выполнении всех видов проектов. Самыми удачными и интересными были междисциплинарные исследовательские проекты: «В мире звуков», «Свет и зрение», «Погода и наше самочувствие», «Роль автотранспорта в современном городе», «Электромагнитные поля и живые организмы», «Почему учиться трудно?», «Т.Э.Ц. – проблемы, перспективы», «Экологическая обстановка в Краснокамске», «Оптимизация микрорайона школы», «Составление паспорта школы». Исследования наши носят мониторинговый характер, круг рассматриваемых вопросов постепенно расширяется и углубляется.

А ещё мы много путешествуем. Это поездки, экскурсии, походы выходного дня и многодневные экспедиции. Поэтому ребята с удовольствием выполняют проекты «Такие разные фонтаны», «Физика в походе», «Физические процессы и явления в пещерах», «Круговорот воды в природе», «Физика и метеорология».

Очень интересными получились проекты «В мире кристаллов» и «С чего начинались измерения». Побывав на Южном Урале, мы собрали коллекцию камней и минералов. Уже в школе ребята определяли плотность, твёрдость, хрупкость и другие физические характеристики образцов. Работая с определителем, нашли их названия, собирали информацию о применении. Сами выращивали кристаллы, исследуя зависимость скорости роста от температуры, концентрации раствора и т.д.

Путешествуя по Уралу, мы составили фотокаталог различных местных измерительных приборов (часы, весы и т.п.). Внешне они были очень разными. Ребята заинтересовались этим вопросом, занялись поиском информации и изготовлением своих измерительных приборов. В процессе такой работы возникает много вопросов, ответы на них мы ищем вместе.

Свои проекты ребята представляют на уроках и внеклассных мероприятиях, научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня.

Анализ работы показал, что использование проектной технологии способствует формированию устойчивого интереса к такому непростому предмету как физика, ведёт к углублению и расширению знаний учащихся, активизирует познавательную деятельность, формирует в сознании ребят научный характер целостности природы, способствует осознанию места и роли человека в ней. И самое важное - повышает эффективность и результативность  преподавания.

Литература

  1. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Школьные технологии. – 2000. – № 2. – с. 43–53.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М. АРКТИ, 2008.
  3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М: НИИ школьных технологий, 2005.
  4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология на уроках физики

Метод проектов при изучении нового материала...

" Методические аспекты использования проектной технологии при обучении физике, как средства формирования познавательной самостоятельности школьников"

В данной работе анализируется собственный опыт использования методов проектов в учебной деятельности....

«Использование проектных технологий в изучении декоративно-прикладного искусства»

Выступление на курсах повышении квалификации. Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»

laquo;ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»...

Разработка методических рекомендаций по организации и применению проектной технологии при изучении истории России в VI классе

Разработка методических рекомендаций по организации и применению проектной технологии при изучении истории России в VI классеПлан методических рекомендаций:1. Методическая помощь в подготовке и провед...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования ‑ анализ, п...

Использование проектной технологии на уроках физики

Статья об использовании технологии проектов на уроках физики с целью повышения мотивации обучающихся....