Научное общество учащихся, как форма профессионального самоопределения
статья по физике (9 класс) по теме

Бурганиев Ринат Габдрахманович

 

Новые жизненные условия выдвигают требова­ния к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и уме­лыми, но мыслящими, инициативными, самостоятель­ными. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели. В статье рассказывается об организация научно-исследовательской деятельности учащихся в НОУ,  как реализация интересов старших школьников в какой-либо области и со стремлением получить качественную подготовку к поступлению в высшие учебные заведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                          Бурганиев Р. Г., учитель физики

                                                                                          Бурганиева А.Р. , учитель математики    

                                                                                          МОУ Крындинская, Кучуковская СОШ

                                                                                          Агрызского района

Научное общество учащихся, как форма профессионального самоопределения

                                                                   

Аннотация.

Новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели. В статье рассказывается об организация научно-исследовательской деятельности учащихся в НОУ,  как реализация интересов старших школьников в какой-либо области и со стремлением получить качественную подготовку к поступлению в высшие учебные заведения.

                                         

                                       Не существует сколько-нибудь достоверных    тестов на  

                                       одаренность, кроме тех, которые  проявляются в результате

                                       активного участия  хотя бы в самой маленькой поисковой    

                                       исследовательской работе.

                                                                                                                 А.Н. Колмогоров

Новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленные цели.

В Концепции модернизации российского образования сказано: "На современном этапе развития нашего общества необходимо уделить серьезное внимание учебно - исследовательской деятельности как средству формирования стабильного общества, исходя из этого, учебно-исследовательская деятельность должна явиться объектом проектирования и в масштабах образовательной системы и всего будущего образовательного общества и в рамках реализации отдельных форм образовательной деятельности и образовательных технологий".

Основная задача учителя сейчас - не просто передать знания, а вовлечь школьников в процесс поиска знаний. Необходимы новые формы обучения, которые давали бы «новое качество» образования. Задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.

Занятие учащихся исследовательской деятельностью, несомненно, связано с требованиями времени, с реализацией интересов старших школьников в какой-либо области и со стремлением получить качественную подготовку к поступлению в высшие учебные заведения.

С целью раскрытия творческого потенциала личности обучающихся, активного включения их в самостоятельную исследовательскую деятельность, выработки исследовательских умений, совершенствования общей логической культуры в 2007 года на базе МОУ «Кучуковская СОШ» и МОУ «Крындинская СОШ» Агрызского района РТ было создано НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО учащихся «Математика и ИКТ», «Юный информатик». НОУ дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Главной задачей НОУ  является воспитание гармонически развитой личности, обладающей широким спектром знаний в различных областях знаний и начальными навыками учебно-исследовательской деятельности.        

Для теоретической подготовки будущих исследователей организованы занятия по курсу «Введение в научно-исследовательскую деятельность учащихся», где ребята знакомятся с основными этапами, характерными для научного исследования.

Цели и задачи НОУ:

  1. содействие в профессиональной ориентации учащихся;
  2. подготовка учащихся к будущей творческой деятельности в вузе;
  3. формирование системы научных взглядов учащихся;
  4. формирование умений составлять план исследовательской работы, рационально использовать время для работы, анализировать результаты работы;
  5. формирование умений учащихся работать со специальной литературой, справочниками, словарями;
  6. раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
  7. развитие творческих возможностей учащихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области наук; 
  8. формирование первоначальных практических умений организации научной работы;
  9. выработка самостоятельного взгляда на происходящие события;
  10. формирование умения выдвигать, аргументировать и защищать собственные идеи;
  11. развитие критического мышления; осознание своих возможностей.
  12. формирование умений и способов деятельности для решения практически важных задач, приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.
  13. раскрытие  перед школьниками возможности и значение использования информационных и коммуникационных технологий в различных областях деятельности человека.
  14. самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.

Наиболее важные среди этих требований — быть самостоятельным, уметь брать ответственность за себя, за успешность выбора и осуществления жизненных планов, иметь гражданскую позицию, уметь учиться, овладевать новыми способами деятельности, профессиями в зависимости от конъюнктуры рынка труда и т.д.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: учить школьников пользоваться методами научного исследования: анализом – путём рассмотрения отдельных сторон явления, синтезом – как исследование отдельного явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщением – умением сделать вывод.

 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:  воспитание высоконравственных, добропорядочных, благородных людей, продолжателей лучших традиций российского народа; формирование поколения, любящего Отечество и верующего в его силы.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ: углубить знания по всем предметам школьного цикла.

        Разберём общие аспекты реализации такого общего проекта, как создание интернет-сайта «Виртуальное путешествие по памятникам Татарстана», созданной совместно  в двух школах нашего района. Участвующие в проекте школьники в зависимости от своих интересов и наклонностей берут на себя те или иные функции при создании сайта: наполнение, дизайн, программирование. Преподаватель помогает ученикам в наиболее сложных вопросах, работает с ними «в команде», при этом берёт на себя роль координатора, а не начальника. В ходе реализации проекта закрепляются полученные  знания, школьники учатся работать в сообща, приобретают ответственность и креативные навыки. И, конечно, получают возможность гордиться  конечным  результатом Современные информационные технологии настолько интересны и занимательны, а современные дети их так быстро и легко осваивают, что происходит ситуация, когда технология изучается ради технологии. Метод проектов широко используется в школьной практике и как нельзя лучше подходит для разработки веб – сайта. Работа над проектом сайта краеведческой  тематики дает уникальное сочетание научных исследований с освоением новых компьютерных и Интернет технологий, дает возможность интеграции краеведения с информатикой. При этом есть возможность задействовать все уникальные особенности интернета: большой объём и разнообразие заложенной информации, интерактивность, коммуникативные возможности.

Проектная группа, из НОУ состоящие из воспитанников кружка «Юный информатик», «Математика и ИКТ»  членов краеведческого кружка, учителей-предметников, руководителя краеведческого кружка, родителей, совместными усилиями которых был создан проект –  Веб- сайт : «Виртуальное путешествие по памятникам Татарстана» Задачи: осуществить комплексный  подход при размещении  информации, полноту и достоверность представленного на сайте материала, организовать хорошо продуманную структуру сайта, удобную для пользователей навигацию.  Прежде чем приступить к проекту в формате ИКТ, должна быть проведена предварительная работа – знакомство с аналогичными сайтами в Интернете и изучение литературы по теме, так же соблюдение некоторых требований, главным из которых, на мой взгляд, является  желание учащихся работать над проектом.

Разработав  концепцию сайта, проанализировав аудиторию, на которую он будет рассчитан,  начинается следующий этап -  это создание информационного дизайна сайта. На этом этапе был написан текст, который будет основой страниц и выявить суть сайта.   Было определено сколько всего будет веб- страниц, их тематика, структура.  Разработана схема навигаций сайта.   «Главная страница»  разрабатывалась всеми ребятами  кружка. Опробировав данную технологию, разработка  остальных страниц была поручена отдельным группам, в соответствии с их желаниями. Таким образом, далее велась работа над остальными проектами –   «Создание веб – страницы сайта».   Такая работа – есть часть всего проекта, что повышает ответственность учащихся за выполненную работу: каждая группа  создает информационное наполнение, визуальное оформление, дизайн сайта. Сайт разместили в сеть Интернет.  

Участвуя   в конкурс сайтов  в Интернете по экологической и природоохранной тематике в    номинации «Современные   технологии на службе природы»   сайт занял в республике первое   место и стал лауреатам конкурса сайтов VІІ Международного детского экологического форума «Зеленая планета 2009». Этот сайт, как учебный проект применяется в 7-9 классах на уроках географии; биологии для  информационной работы  в предпрофильной подготовке; в воспитательных часах для профессиональной ориентации школьников, для знакомства с профессиями, основным предметом труда которых являются природные явления, процессы, совершающие во взаимодействии человека с природой.

Совместная интегрированная исследовательская работа учащихся двух школ под руководством учителей- предметников способствует формированию творчески активной, конкурентоспособной личности ученика и всестороннее развитой личности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа как одна из форм профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается роль кружковой работы на развитие обучающихся и их подготовку к осознанному выбору профессии. ...

Восьмая школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ научного общества учащихся "Эрудит"

Тезисы проектной работы "Сравнение произведений малого фольклорного жанра на примере русских и английских небылиц" и дипломы победителей. Авторы: Продьма Алина и Сусалев Даниил. Научный  руководи...

Наставничество как форма социального и научно-образовательного партнерства в рамках профессионального самоопределения в объединении «Агроэкология» Биоквантума детского технопарка «Кванториум» Орловской области

В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных. В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия различных фо...