Урок-презентация по теме "Сила трения"
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Жданова Мария Викторовна

Физический диктант, направленный на повторение базовых понятий по теме;"удивительное трение";эксперимент и его объяснение;исследование силы трения;работа с историческими документами;видеофрагмент с объяснением причин трения;закрепление материала на примере вопросов и пословиц.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку « Сила трения» Учитель физики высшей категории ГБОУ № 171 г. Санкт-Петербурга Жданова М.В.

Слайд 2

Силы в природе: Сила тяжести Сила упругости Вес тела

Слайд 3

Сила трения

Слайд 4

Трение… Удивительный феномен! Подарило человечеству тепло и огонь, Возможность в короткое время остановить скоростной поезд и автомобиль Ускорить химическую реакцию Записать человеческий голос Услышать звуки скрипки и многое другое

Слайд 5

. Цель урока:

Слайд 6

Составь определение

Слайд 7

Сила трения - - сила, возника ющая при движении тела и препятству ющая перемещению тел относительно друг друга .

Слайд 8

Обозначение Единицы измерения - Н (Ньютон) Приложена к телу Направлена в сторону, противоположную движению Прибор для измерения – динамометр Графическое изображение:

Слайд 9

Сила трения

Слайд 10

Зависимость от различных факторов: Исследователь От площади соприкосновения От силы давления (массы нагрузки) От шероховатости поверхности От рода материалов Леонардо да Винчи 1500 г. Нет Да Да Нет Гийом Амонтон 1699 г. Нет Да Нет Нет Леонард Эйлер 1748 г. Нет Да Да Нет Шарль Кулон 1779 г. Да Да Да Да 7 класс 2013 г.

Слайд 11

Причины трения:

Слайд 12

Сила трения Зачем нам сила трения? Полезна? Есть сомнения, Ведь ехать нам мешает, И скорость уменьшает. Она порой сбавляет ход, Но ты не сдвинешься вперёд, Совсем без силы трения С дорогой нет сцепления!

Слайд 13

Какое оно, трение?

Слайд 14

1. Санки скатываются с горы. Какой вид силы трения действует на санки? П) сила трения качения У) сила трения скольжения В) сила трения покоя

Слайд 15

2. В гололедицу тротуары посыпают песком. При этом сила трения подошв обуви о лед…. С) увеличивается Д) не изменяется Е) уменьшается

Слайд 16

А) по движению П) против движения Н) не имеет направления 3. Как направлена сила трения при движении тела?

Слайд 17

4. При смазке трущихся поверхностей сила трения… И) не изменяется Е) уменьшается У) увеличивается

Слайд 18

ТАБЛИЦА ОТВЕТОВ: 1 2 3 4 5 У С П Е Х

Слайд 19

Найди физический смысл:



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

учителя высшей квалификационной категории ГБОУ гимназии № 171

Ждановой Марии Викторовны

Урок по теме «Сила трения»

7 класс

УМК А.В.Перышкин «Физика 7 класс»

Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии критического мышления

Цель: Изучение причин возникновения силы трения, выяснение природы силы трения.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Постановка цели физического эксперимента.
  2. Отработка навыков работы с физическими приборами.
  3. Отработка навыков построения предположений и гипотез и подтверждение их опытным путем.
  4. Отработка учащимися умений самостоятельно делать выводы исходя из полученных результатов.

Развивающие:

  1. Развитие речевых навыков, умения говорить монологом.
  2. Развитие способностей учащихся к анализу и синтезу.
  3. Развитие теоретического мышления.

Воспитательные:

  1. Развитие умений работать в группе, развитие сотрудничества.
  2. Воспитание умения выслушивать товарища, уважать мнение оппонента.
  3. Воспитание уважения к историческому пути познания и науке древних мыслителей

План урока:

  1. Мини-фильм (флэш) о действии всех изученных сил. Вывод -во всех случаях тело меняет характер движения из-за действия силы, т.е. сила – мера взаимодействия тел. Запись в тетрадь (инфокарту) о каких силах идет речь. Проверка с анимацией, куда приложены и направлены, выбор правильной единицы измерения из видеоряда.
  2. Одну из анимаций переносим на демонстрационный стол, показываем возникновение силы трения.
  3. Предлагаем учащимся придумать ключевые слова и составить определение силы трения
  4. Записываем определение силы трения.
  5. Что такое, что такое
    Сила трения покоя?
    Если ты стоишь спокойно,
    Вертикально на земле
    Сила трения покоя,
    Очевидно, на нуле.
    За веревку тянут двое,
    Ты стоишь пока, и вот
    Сила трения покоя,
    Потихонечку растет.
    Вот достигла сила тренья,
    m на N произведения
    И под действием всех сил
    Ты по полу заскользил
  6. Демонстрируем различные виды трения и записываем их в тетрадь
  7. Работаем с историческими документами и заполняем таблицу зависимости силы трения от различных параметров
  8. Для продолжения таблицы предлагаем учащимся самостоятельно придумать и осуществить эксперимент по изучению зависимости силы трения от различных параметров( приборы и материалы для этого -на партах)
  9. Заслушиваем участников эксперимента и дозаполняем таблицу
  10. Задаем вопрос о возможных причинах возникновения силы трения( опираясь на результаты эксперимента)
  11. Включаем видеофрагмент о причинах возникновения силы трения
  12. Записываем в инфокарту причины трения
  13. Трение- полезное или вредное? Заслушиваем ответы детей и смотрим видеофрагмент.
  14. Закрепление материала в виде шуточных вопросов
  15. Объяснение физического смысла пословиц

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УРОКА

Сила трения

Цель урока:

  1. Познакомиться с силой трения
  2. Исследовать зависимость силы трения от различных факторов
  3. Изучить причины возникновения силы трения

Определи силы:

_______________________          ______________________     ___________________

Подбери ключевые слова для определения:_______________________________

____________________________________________________________________

Сила трения________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Обозначение:________________________________________________________________

Единицы измерения:__________________________________________________________

Приложение:__________________________________________________________________

Направление:_________________________________________________________________

Прибор для измерения:_________________________________________________________

Графическое изображение:

                

                                                                                        

        Виды трения:

Исследования силы трения:

Исследователь

От площади

соприкосновения

От массы

нагрузки

От шероховатости

поверхности

От рода

материалов

Леонардо да Винчи

Гийом Амонтон

Леонард Эйлер

Шарль Кулон

7 б класс

   Причины возникновения силы трения:

  1. _____________________________________________________________________________

  1. _____________________________________________________________________________

Какое оно, трение?

                        полезное                                        вредное

        
     1.Зачем нам сила трения?                        2. Она порой сбавляет ход,

               Полезна? Есть сомнения,                                    Но ты не сдвинешься вперёд,

               Ведь ехать нам мешает                                      Совсем без силы трения

               И скорость уменьшает.                                    С дорогой нет сцепления!        

Проверь себя:

1

2

3

4

5

Удивительная физика!

Найди физический смысл (пословицы):

  1. Несмазанное колесо ось перетрёт
  2. Баба с возу – кобыле легче.
  3. Коси коса, пока роса,  роса – долой, и мы - домой

Домашнее задание:

  1. §30-32, читать, отвечать на вопросы
  2. Творческое задание: найти и записать в тетради отрывок из художественного произведения, сказки, в котором речь идёт о силе трения
  3. Объясни пословицы: А) От того и телега запела, что давно дёгтя не ела.

Б) Корабли спускают, так салазки салом подмазывают

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1.

Определить зависимость силы трения от величины нагрузки (массы тела). 

  1. Зацепите крючок динамометра за крючок бруска. Нагружая брусок одним, двумя и тремя грузами (последовательно), приведите его в равномерное движение по поверхности стола, измерьте каждый раз силу трения.
  2.  Результат измерений запишите:

Испытуемое тело

Брусок+1 груз

Брусок+2 груза

Брусок+3 груза

Сила трения

      Сделайте вывод:___________________________________________________________

Задание 2.

 Определить зависимость силы трения от площади соприкасающейся поверхности  

1. Положите брусок боковой гранью на поверхность стола, нагрузите его двумя грузами и измерьте силу трения F =____Н

2. Положите брусок основанием на поверхность стола, нагрузите его двумя грузами и измерьте силу трения F =____Н

Сделайте вывод:_____________________________________________________________

Задание 3. 

Определить зависимость силы трения от поверхности, по которой движется тело.

  1. Зацепите крючок динамометра за крючок бруска. Нагружая брусок двумя грузами, приведите его в равномерное движение по поверхности ткани, картона, наждачной бумаги (последовательно), измерьте каждый раз силу трения.
  2. Запишите показания динамометра:

Показание динамометра при движении бруска по наждачной бумаге __________Н.

Показание динамометра при движении бруска по картону ___________Н.

Показание динамометра при движении бруска по ткани _____________Н.

Сделайте вывод _____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по Редактировать Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по теме "Bildende Kunst"

Знакомство учащихся с творчеством выдающихся художников немецкоговорящих стран, в частности с творчеством Альбрехта Дюрера...

Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...