Физика- 9 класс, урок 3/10 "ЭМВ"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
-В данном файле представлена технологическая карта урока №3/10 по физике в 9 классе, тема "Электромагнитные волны", по учебнику А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутника. Физика 9, п.53.
Данный урок разработан учителем по системно- деятельностной технологии.
Сложность заключалось в том, что материал теоретический, постановку опытов не возможно использовать за 1 час урока, а информация об эмв необходима для усвоения темы "Электромагнитная природа света".
Но, как показывает практика, результаты теста и заполнение таблицы (см Приложения №2,№3) хорошие, даже учащиеся слабые справились на твёрдую "3".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий урока "ЭМВ" по СДП | 74.5 КБ |
Шкала ЭМВ | 121 КБ |
Таблица для заполнения | 70.5 КБ |
Тест "ЭМВ" | 52 КБ |
Рефлексия | 27.5 КБ |
Презентация к уроку | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Куяшская СОШ» 2013 год
Ф. И. О. педагога: Р.В.Султанова
Предмет: ФИЗИКА
Класс: 9
"Электромагнитные волны"
Цель: Познакомить учащихся с понятием электромагнитной волны.
Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов
Планируемые результаты:
- Личностные: Познакомить учащихся с электромагнитными волнами. Научить применять знания для объяснения физических процессов и решения задач, находить связи между физическими характеристиками различных эмв и его восприятием. Дать возможность детям ощутить радость познания, открытия.
- Метапредметные: Развивать память, внимание, мышление. Продолжить работу по формированию умственной деятельности: анализа, способности наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале (составление конспекта), грамотно излагать свои мысли; воспитывать стремление к познанию. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей средствами ИКТ. Создать содержательные и организационные условия для развития критического мышления, продолжить формирование навыков самостоятельного поиска необходимого материала.
- Предметные: Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира; расширить кругозор учащихся на разборе шкалы эмв и их свойств; развивать самостоятельность учеников, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Оборудование:
Три колбы с чистой водой, раствор «марганцовки»- метод 3-х колб, м/проектор, ПК, м/экран
ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания.
ФОРМА УРОКА: комбинированный (Презентация)
На уроке использую групповую работу учащихся.
- "Физика - самый идеальный полигон для тренировки ума". ( Эйнштейн)
Средства обучения: Путевой Лист.
Структура урока «открытия» нового знания
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
- уровень выявления места и причины затруднения;
- уровень построения проекта выхода из затруднения;
- уровень реализации построенного проекта;
3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
- уровень самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
4) этап включения в систему знаний и повторения;
- этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | РЕЗУЛЬТАТ | ||||||||
Начальный этап организационный | Позитивный настрой на урок | Приветствие | - | ||||||||
1 этап. Создание потребности в знаниях | -Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни. Он ответил, что легче всего- поучать других, а труднее- познать самого себя. На уроке физики мы говорим о познании природы. Но, сегодня, прежде чем изучать физические явления и понятия, давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как теоретики или как практики? | Мнение учащихся. | Намечено -проверить в ходе изучения нового материала | ||||||||
2 этап. Создание мотива к познанию | Работать мы будем в группах. У нас будут - теоретики, экспериментаторы и знатоки, которые покажут свои знания в процессе обучения физики. Сейчас я проведу мониторинг модальности, который позволит узнать к какой из трёх категорий вы относитесь – «Теоретики»(визуал), «Экспериментаторы» (аудиал) и «Знатоки» ( кинестетик). | Наблюдение. Работа в тетради Высказывают своё мнение. В итоге приходят к выводу, что к какой категории себя отнесли- «Теоретики»(визуал), «Экспериментаторы» (аудиал) и «Знатоки» ( кинестетик). | Зарисовывают свои наблюдения Деление на группы | ||||||||
Вопросы. Слайд №2 Проводится тест. -Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, но тему не указывайте. А теперь нарисуйте двойную петлю, лежачей 8 или математический знак ∞. Проведите через центр оси ОХ и ОУ (слайд №3). Выбери наиболее утолщённую часть ∞ . Проведи ┴ , в большей части на ось ОХ, проведи отрезок вдоль оси ОХ от точки этих отрезков до точки пересечения оси ОХ с петлёй, измерь длины отрезков Распределить по группам вижу, слышу, чувствую.(Слайд№3) И так теоретики - визуалы, знатоки - аудиалы, экспериментаторы - кинестетики. (Слайд №4) | |||||||||||
3 этап. Конструирование основной части урока | 1. Что такое ЭМП? 2. Что служит источником ЭМП? 3. Опишите механизм порождения ЭМП электрическим зарядом, постоянным магнитом. Слайд №5 -Т.к заряд, или магнит колеблются, то как и любое колеблющееся тело с большой частотой распространяется в пространстве… (волна). 4. Какие бывают волны? | Ищут информацию в учебнике § 52, вникают в её смысл. | Поставлена проблема. | ||||||||
Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите в тетради. Попробуйте, указать план урока. СЛАЙД №6,7 - тема урока «ЭМВ». | Тема урока «ЭМВ», изучить новое понятие «ЭМВ», дать определение, формулу, ед.измерения, уметь решать задачи. | Попытка нацелить себя на изучение нового материала. | |||||||||
Слайд № 8 Историческая справка | Работают в тетрадях, выписывая основные тезисы | ||||||||||
-Какую волну называют электромагнитной? Слайд № 9. | Работа с учебником «Физика- 9», §53 | Словесное описание ЭМВ | |||||||||
-Основные свойства эмв. Слайд №10, 11. | Фиксируют в тетрадях | ||||||||||
4 этап. Конструирование итоговой части урока | Решим задачу. Слайд № 12 -В настоящее время все эмв разделены по λ, или по ν на определённые интервалы. Слайд №13. | В тетради оформляют задачу по стандарту. Сверяются с ответом. Раздатка: приложение №1.1 | Применение знаний при решении количественной задачи | ||||||||
Заполнить таблицу Слайд №14 (используя материал со слайдов о характеристике и св-вах различных эмв) | Заполняют таблицу частично | Оценивание в группах | |||||||||
Инструктаж по д/з Д.з.: § 53, упр.44 заполнить таблицу до конца Слайд №20 | Записывают в дневники д/з | ||||||||||
5 этап. Организация рефлексии | - слайд №22 Известный датский химик Д.Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». | Заполняют таблицу (приложение №4)
|
-И конечно, любой урок обязательно заканчивается рефлексией.
Рефлексия (слайд №22)
Литература:
- В.И.Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 классов
- А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. Физика. 9 класс
- А.С.Батуев, И.Д.Кузьмина и др. Биология: Человек.
- С. А. Чандаева. Физика и человек. Москва, «Аспект Пресс»,1994.
- http://festival.1 september.ru
Предварительный просмотр:
Приложение№1.1
_-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Виды электромагнит ных излучений | Кем и когда открыто | Диапазон длин волн | Диапазон частот | Источники | Свойства | Применение |
Радиоволны | ||||||
Инфракрасное | ||||||
Видимое | ||||||
Ультрафиоле товое | ||||||
Рентгеновское | ||||||
Гамма-излучение |
Виды электромагнит ных излучений | Кем и когда открыто | Диапазон длин волн | Диапазон частот | Источники | Свойства | Применение |
Радиоволны | ||||||
Инфракрасное | ||||||
Видимое | ||||||
Ультрафиоле товое | ||||||
Рентгеновское | ||||||
Гамма-излучение |
Виды электромагнит ных излучений | Кем и когда открыто | Диапазон длин волн | Диапазон частот | Источники | Свойства | Применение |
Радиоволны | ||||||
Инфракрасное | ||||||
Видимое | ||||||
Ультрафио летовое | ||||||
Рентгеновское | ||||||
Гамма-излучение |
Виды электромагнит ных излучений | Кем и когда открыто | Диапазон длин волн | Диапазон частот | Источники | Свойства | Применение |
Радиоволны | ||||||
Инфракрасное | ||||||
Видимое | ||||||
Ультрафио летовое | ||||||
Рентгеновское | ||||||
Гамма-излучение |
Предварительный просмотр:
Приложение №3
Тест «ЭМВ»
1. В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?
- Электрон движется равномерно и прямолинейно.
- Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.
- Электрон движется равномерно по окружности.
Ответы:
А. 2 и 3. Б. Только 2. В. Только 3. Г. Только 1. Д. 1,2,3.
2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении протонов? Ответы: А. Да. Б. Нет.
3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия? Ответы:
А. Все перечисленные ниже излучения.
Б. Радиоволны.
В. Видимое излучение (свет).
Г. Рентгеновское излучение.
4.Что такое электромагнитная волна?
А. Распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле.
Б. Распространяющееся в пространстве переменное электрическое поле.
В. Распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле.
Г. Распространяющееся в пространстве магнитное поле.
5. Укажите выражение длины волны.
А. λν; Б. 1/ν; В. υ/ν; Г. 1/Т.
6. Укажите неправильный ответ. Длина волны – это расстояние, …
А. Которое проходит колеблющаяся точка за период;
Б. На которое распространяются колебания за один период;
В. Между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах.
7. Электромагнитная волна является …
А. продольной; Б. поперечной;
В. в воздухе продольной, а в твердых телах поперечной;
Г. в воздухе поперечной, а в твердых телах продольной.
8. При каких условиях движущийся электрический заряд не излучает электромагнитные волны?
А. Такого движения нет;
Б. При равномерном прямолинейном движении;
В. При равномерном движении по окружности;
Г. При любом движении с небольшой скоростью.
9. Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения длины волны.
1. Видимый свет. 2. Ультрафиолетовое излучение.
3. Инфракрасное излучение. 4. Радиоволны.
А. 1, 2, 3, 4; Б. 2, 1, 3, 4; В. 2, 3, 4, 1; Г. 4, 3, 2, 1.
10.Радиопередатчик, установленный на корабле-спутнике «Восток», работал на частоте
20 МГц. На какой длине волны он работал?
А. 60 м; Б. 120 м; В. 15 м; Г. 1,5 м.
Ответ:
вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ответ | А | А | А | В | В | Б | Б | Б | Б | В |
Тест «ЭМВ» 1. В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?
2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении протонов? Ответы: А. Да. Б. Нет. 3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия? Ответы: 4.Что такое электромагнитная волна? А. Распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле. Б. Распространяющееся в пространстве переменное электрическое поле. В. Распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле. Г. Распространяющееся в пространстве магнитное поле. 5. Укажите выражение длины волны. А. λν; Б. 1/ν; В. υ/ν; Г. 1/Т. 6. Укажите неправильный ответ. Длина волны – это расстояние, … А. Которое проходит колеблющаяся точка за период; Б. На которое распространяются колебания за один период; В. Между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах; 7. Электромагнитная волна является … А. продольной; Б. поперечной; В. в воздухе продольной, а в твердых телах поперечной; Г. в воздухе поперечной, а в твердых телах продольной. 8. При каких условиях движущийся электрический заряд не излучает электромагнитные волны? А. Такого движения нет; Б. При равномерном прямолинейном движении; В. При равномерном движении по окружности; Г. При любом движении с небольшой скоростью. 9. Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения длины волны. 1. Видимый свет. 2. Ультрафиолетовое излучение. 3. Инфракрасное излучение. 4. Радиоволны. А. 1, 2, 3, 4; Б. 2, 1, 3, 4; В. 2, 3, 4, 1; Г. 4, 3, 2, 1. 10.Радиопередатчик, установленный на корабле-спутнике «Восток», работал на частоте 20 МГц. На какой длине волны он работал? А. 60 м; Б. 120 м; В. 15 м; Г. 1,5 м. | Тест «ЭМВ» 1. В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?
2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении протонов? Ответы: А. Да. Б. Нет. 3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия? Ответы: 4.Что такое электромагнитная волна? А. Распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле. Б. Распространяющееся в пространстве переменное электрическое поле. В. Распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле. Г. Распространяющееся в пространстве магнитное поле. 5. Укажите выражение длины волны. А. λν; Б. 1/ν; В. υ/ν; Г. 1/Т. 6. Укажите неправильный ответ. Длина волны – это расстояние, … А. Которое проходит колеблющаяся точка за период; Б. На которое распространяются колебания за один период; В. Между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах; 7. Электромагнитная волна является … А. продольной; Б. поперечной; В. в воздухе продольной, а в твердых телах поперечной; Г. в воздухе поперечной, а в твердых телах продольной. 8. При каких условиях движущийся электрический заряд не излучает электромагнитные волны? А. Такого движения нет; Б. При равномерном прямолинейном движении; В. При равномерном движении по окружности; Г. При любом движении с небольшой скоростью. 9. Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения длины волны. 1. Видимый свет. 2. Ультрафиолетовое излучение. 3. Инфракрасное излучение. 4. Радиоволны. А. 1, 2, 3, 4; Б. 2, 1, 3, 4; В. 2, 3, 4, 1; Г. 4, 3, 2, 1. 10.Радиопередатчик, установленный на корабле-спутнике «Восток», работал на частоте 20 МГц. На какой длине волны он работал? А. 60 м; Б. 120 м; В. 15 м; Г. 1,5 м. |
Предварительный просмотр:
Приложение №4
Что узнал(а) на уроке? | |
Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале | |
Оцени работу на уроке своего напарника (по 5 б.шкале) | |
Оцени урок в целом (можешь написать своё мнение) |
Что узнал(а) на уроке? | |
Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале | |
Оцени работу на уроке своего напарника (по 5 б.шкале) | |
Оцени урок в целом (можешь написать своё мнение) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по физике к уроку-игре "По большой дороге физики"
Данная презентация является приложением к уроку-игре "По большой дороге физики"...
Презентация по физике к уроку "Законы Ньютона" 9 класс
Презентация Power Point...
Физика 11 класс. Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла"
Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла" проводится через исследовательскую работу. Класс делится на четыре группы и проводит исследование различными способа...
Занятие спецкурса по физике в 8 классе. Урок-лаборатория "Бионика и электрические явления в живой природе"
Занятие спецкурса о физике в 8 классе "Бионика и электрические явления в живой природе"...
Предмет: Физика Класс: 10 класс, Урок открытия нового знания (ОНЗ)
урок-практикум...
"Что такое физика" -первый урок в 7 классе
Ученики 7 класса приходят на первый урок физики. Они пока не знают что будут изучать на этих уроках. Перед учителем стоит задача - увлечь учеников своим предметом. Эта презентация поможет вам в этом....
Техкарта урока физики «Итоговый урок за курс 7го класса»
Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, комбинированный урок.Цели урока: повторение основных понятий, изученных в курсе физики 7 класса и связанных с жизнедеятельностью человека....