Физика- 9 класс, урок 3/10 "ЭМВ"
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему

Султанова Раиса Валеевна

-В данном файле представлена технологическая карта  урока №3/10 по физике в 9 классе, тема "Электромагнитные волны", по учебнику А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутника. Физика 9, п.53.

Данный урок разработан учителем по системно- деятельностной технологии.

Сложность заключалось в том, что материал теоретический, постановку опытов не возможно использовать за 1 час урока, а информация об эмв необходима для усвоения темы "Электромагнитная природа света".

Но, как показывает практика, результаты теста и заполнение таблицы (см Приложения  №2,№3)  хорошие, даже учащиеся слабые справились на  твёрдую "3".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Куяшская СОШ»   2013 год

Ф. И. О. педагога: Р.В.Султанова

Предмет:  ФИЗИКА
Класс
: 9
                                       
"Электромагнитные волны"

Цель: Познакомить учащихся с понятием электромагнитной волны.

Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель -  расширение ПОНЯТИЙНОЙ  базы  за счет включения в нее новых элементов

Планируемые результаты:

  1. Личностные: Познакомить учащихся с электромагнитными волнами.  Научить применять знания для объяснения физических процессов и решения задач, находить связи между физическими характеристиками различных эмв и его восприятиемДать возможность детям ощутить радость познания, открытия.
  2. Метапредметные: Развивать память, внимание, мышление. Продолжить работу по формированию умственной деятельности: анализа, способности наблюдать, делать выводы, выдвигать гипотезы. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале (составление конспекта), грамотно излагать свои мысли; воспитывать стремление к познанию. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей средствами ИКТ. Создать содержательные и организационные условия для развития критического мышления, продолжить формирование навыков самостоятельного поиска необходимого материала.
  3. Предметные: Воспитание понимания причинно-следственных связей в окружающем мире и познаваемости окружающего мира; расширить кругозор учащихся на разборе шкалы эмв и их свойств; развивать самостоятельность учеников, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Оборудование:

Три колбы с чистой водой, раствор «марганцовки»- метод 3-х колб, м/проектор, ПК, м/экран

ТИП УРОКА: Урок «открытия» нового знания.
ФОРМА УРОКА: комбинированный                                          (Презентация) 

На уроке использую групповую работу учащихся.

  1. "Физика - самый идеальный полигон для тренировки ума". ( Эйнштейн)

Средства обучения: Путевой Лист.

Структура урока «открытия» нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

- уровень выявления места и причины затруднения;

- уровень построения проекта выхода из затруднения;

- уровень реализации построенного проекта;

3) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

 - уровень самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

4) этап включения в систему знаний и повторения;

  1. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактическая структура урока


Деятельность учителя


Деятельность учеников

       

РЕЗУЛЬТАТ

Начальный этап

организационный

 Позитивный настрой на урок

Приветствие

-

1 этап. Создание потребности в знаниях

-Однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего  в жизни. Он ответил, что легче всего- поучать других, а труднее- познать самого себя.

На уроке физики мы говорим о познании природы. Но, сегодня, прежде чем изучать физические явления и понятия, давайте заглянем «в себя». Как мы воспринимаем окружающий мир? Как теоретики или как практики?

 Мнение учащихся.

Намечено -проверить в ходе изучения нового материала

2 этап. Создание мотива к познанию

Работать мы будем в группах. У нас будут - теоретики, экспериментаторы и знатоки, которые покажут свои знания в процессе обучения физики. Сейчас я проведу мониторинг модальности, который позволит узнать к какой из трёх категорий вы относитесь – «Теоретики»(визуал), «Экспериментаторы» (аудиал)    и  «Знатоки» ( кинестетик).

Наблюдение.

Работа в тетради

Высказывают своё мнение. В итоге приходят к выводу, что  к какой категории себя отнесли- «Теоретики»(визуал), «Экспериментаторы» (аудиал)    и  «Знатоки» ( кинестетик).

Приложение №1

 

Зарисовывают свои наблюдения


Деление на группы

Вопросы. Слайд №2

Проводится тест.

-Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, но тему  не указывайте. А теперь нарисуйте двойную петлю, лежачей 8 или математический знак . Проведите через центр оси ОХ и ОУ (слайд №3). Выбери наиболее утолщённую часть ∞ . Проведи  ┴ , в большей части на ось ОХ, проведи отрезок вдоль оси ОХ от точки этих отрезков до точки пересечения оси ОХ с петлёй, измерь длины отрезков

Распределить по группам вижу, слышу, чувствую.(Слайд№3)

И так теоретики - визуалы, знатоки - аудиалы, экспериментаторы - кинестетики. (Слайд №4)

3 этап. Конструирование основной части урока

1. Что такое ЭМП?

2. Что служит источником ЭМП?

3. Опишите механизм порождения ЭМП электрическим зарядом, постоянным магнитом. Слайд №5

-Т.к заряд, или магнит колеблются, то как и любое колеблющееся тело с большой частотой распространяется в пространстве… (волна).

4. Какие бывают волны?

Ищут информацию в учебнике § 52, вникают в её смысл.

Поставлена проблема.

 Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите в тетради. Попробуйте, указать план  урока. СЛАЙД №6,7

- тема урока «ЭМВ».

 Тема урока «ЭМВ», изучить новое понятие «ЭМВ», дать определение, формулу, ед.измерения, уметь решать задачи.

 Попытка нацелить себя на изучение нового материала.

Слайд №  8

Историческая справка


 Работают в тетрадях, выписывая основные тезисы

-Какую волну называют электромагнитной?

Слайд № 9.

Работа с учебником «Физика- 9», §53

 Словесное описание ЭМВ

-Основные свойства эмв.

Слайд  №10, 11.        

Фиксируют в тетрадях

4 этап. Конструирование итоговой части урока

Решим задачу. Слайд № 12

-В настоящее время  все эмв  разделены по λ, или по ν на определённые интервалы.   Слайд №13.

В тетради оформляют задачу по стандарту. Сверяются с ответом.

Раздатка: приложение №1.1

 Применение знаний при решении количественной задачи

Заполнить таблицу

Слайд №14 (используя материал со слайдов о характеристике и св-вах различных эмв)

Заполняют таблицу частично

Приложение №2

Оценивание в группах

Инструктаж по д/з Д.з.: § 53, упр.44 заполнить таблицу до конца

Слайд №20

Записывают в дневники д/з


5 этап. Организация рефлексии

- слайд №22

Известный датский химик Д.Хевелси говорил: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удаётся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».

Заполняют  таблицу (приложение №4)

Что узнал(а) на уроке?




Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале


Оцени работу на уроке своего напарника (по 5 б.шкале)


Оцени урок в целом


-И конечно, любой урок обязательно заканчивается рефлексией.

Рефлексия  (слайд №22)

Литература:        

  1. В.И.Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 классов
  2. А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. Физика. 9 класс
  3. А.С.Батуев, И.Д.Кузьмина и др. Биология: Человек.
  4. С. А. Чандаева. Физика и человек. Москва, «Аспект Пресс»,1994.
  5. http://festival.1 september.ru



Предварительный просмотр:

Приложение№1.1

        _-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------  



Предварительный просмотр:

Приложение №2


Виды электромагнит ных излучений

Кем и когда открыто

Диапазон длин волн

Диапазон частот

Источники

Свойства

Применение

Радиоволны

Инфракрасное

Видимое

Ультрафиоле товое

Рентгеновское

Гамма-излучение



        Виды электромагнит ных излучений

Кем и когда открыто

Диапазон длин волн

Диапазон частот

Источники

Свойства

Применение

Радиоволны

Инфракрасное

Видимое

Ультрафиоле товое

Рентгеновское

Гамма-излучение

Виды электромагнит

ных излучений

Кем и когда открыто

Диапазон длин волн

Диапазон частот

Источники

Свойства

Применение

Радиоволны

Инфракрасное

Видимое

Ультрафио летовое

Рентгеновское

Гамма-излучение

Виды электромагнит

ных излучений

Кем и когда открыто

Диапазон длин волн

Диапазон частот

Источники

Свойства

Применение

Радиоволны

Инфракрасное

Видимое

Ультрафио летовое

Рентгеновское

Гамма-излучение



Предварительный просмотр:

Приложение №3

Тест «ЭМВ»

1. В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?

  1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.
  2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.
  3. Электрон движется равномерно по окружности.
    Ответы:
    А. 2 и 3.      Б. Только 2.         В. Только 3.         Г. Только  1.        Д. 1,2,3.

2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении протонов?   Ответы: А. Да.  Б. Нет.

3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия?   Ответы:
А. Все перечисленные ниже излучения.
Б. Радиоволны.
В. Видимое излучение (свет).
Г. Рентгеновское излучение.

4.Что такое электромагнитная волна?

А. Распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле.

Б. Распространяющееся в пространстве переменное электрическое поле.

В. Распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле.

Г. Распространяющееся в пространстве магнитное поле.

5. Укажите выражение длины волны.

А. λν;         Б. 1/ν;        В. υ/ν;         Г. 1/Т.

6. Укажите неправильный ответ. Длина волны – это расстояние, …

А. Которое проходит колеблющаяся точка за период;

Б. На которое распространяются колебания за один период;

В. Между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах.

7. Электромагнитная волна является …

А. продольной;                 Б. поперечной;

В. в воздухе продольной, а в твердых телах поперечной;

Г. в воздухе поперечной, а в твердых телах продольной.

8. При каких условиях движущийся электрический заряд не излучает электромагнитные волны?

А. Такого движения нет;

Б. При равномерном прямолинейном движении;

В. При равномерном движении по окружности;

Г. При любом движении с небольшой скоростью.

9. Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения длины волны.

1. Видимый свет.                 2. Ультрафиолетовое излучение.

3. Инфракрасное излучение.         4. Радиоволны.

А. 1, 2, 3, 4;          Б. 2, 1, 3, 4;                 В. 2, 3, 4, 1;                 Г. 4, 3, 2, 1.

10.Радиопередатчик, установленный на корабле-спутнике «Восток», работал на частоте

20 МГц. На какой длине волны он работал?

А. 60 м;                Б. 120 м;        В. 15 м;        Г. 1,5 м.

Ответ:

вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

А

А

А

В

В

Б

Б

Б

Б

В

        

Тест «ЭМВ»


 1. В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?

  1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.
  2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.
  3. Электрон движется равномерно по окружности.
    Ответы:
    А. 2 и 3.      Б. Только 2.         В. Только 3.         Г. Только  1.        Д. 1,2,3.

2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении протонов?   Ответы: А. Да.  Б. Нет.

3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия?   Ответы:
А. Все перечисленные ниже излучения.  Б. Радиоволны.  В. Видимое излучение (свет).
Г. Рентгеновское излучение.

4.Что такое электромагнитная волна?

А. Распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле.

Б. Распространяющееся в пространстве переменное электрическое поле.

В. Распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле.

Г. Распространяющееся в пространстве магнитное поле.

5. Укажите выражение длины волны.

А. λν;         Б. 1/ν;        В. υ/ν;         Г. 1/Т.

6. Укажите неправильный ответ. Длина волны – это расстояние, …

А. Которое проходит колеблющаяся точка за период;

Б. На которое распространяются колебания за один период;

В. Между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах;

7. Электромагнитная волна является …

А. продольной;                 Б. поперечной;

В. в воздухе продольной, а в твердых телах поперечной;

Г. в воздухе поперечной, а в твердых телах продольной.

8. При каких условиях движущийся электрический заряд не излучает электромагнитные волны?

А. Такого движения нет;

Б. При равномерном прямолинейном движении;

В. При равномерном движении по окружности;

Г. При любом движении с небольшой скоростью.

9. Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения длины волны.

1. Видимый свет.                 2. Ультрафиолетовое излучение.

3. Инфракрасное излучение.         4. Радиоволны.

А. 1, 2, 3, 4;          Б. 2, 1, 3, 4;                 В. 2, 3, 4, 1;                 Г. 4, 3, 2, 1.

10.Радиопередатчик, установленный на корабле-спутнике «Восток», работал на частоте

20 МГц. На какой длине волны он работал?

А. 60 м;                Б. 120 м;        В. 15 м;        Г. 1,5 м.

Тест «ЭМВ»


 1. В каких случаях происходит излучение электромагнитных волн?

  1. Электрон движется равномерно и прямолинейно.
  2. Электрон движется равноускоренно и прямолинейно.
  3. Электрон движется равномерно по окружности.
    Ответы:
    А. 2 и 3.      Б. Только 2.         В. Только 3.         Г. Только  1.        Д. 1,2,3.

2. Возникает ли электромагнитное излучение при торможении протонов?   Ответы: А. Да.  Б. Нет.

3. Какие из перечисленных ниже излучений обладают способностью к дифракции на краю препятствия?   Ответы:
А. Все перечисленные ниже излучения.  Б. Радиоволны.  В. Видимое излучение (свет).
Г. Рентгеновское излучение.

4.Что такое электромагнитная волна?

А. Распространяющееся в пространстве переменное магнитное поле.

Б. Распространяющееся в пространстве переменное электрическое поле.

В. Распространяющееся в пространстве переменное электромагнитное поле.

Г. Распространяющееся в пространстве магнитное поле.

5. Укажите выражение длины волны.

А. λν;         Б. 1/ν;        В. υ/ν;         Г. 1/Т.

6. Укажите неправильный ответ. Длина волны – это расстояние, …

А. Которое проходит колеблющаяся точка за период;

Б. На которое распространяются колебания за один период;

В. Между ближайшими точками, колеблющимися в одинаковых фазах;

7. Электромагнитная волна является …

А. продольной;                 Б. поперечной;

В. в воздухе продольной, а в твердых телах поперечной;

Г. в воздухе поперечной, а в твердых телах продольной.

8. При каких условиях движущийся электрический заряд не излучает электромагнитные волны?

А. Такого движения нет;

Б. При равномерном прямолинейном движении;

В. При равномерном движении по окружности;

Г. При любом движении с небольшой скоростью.

9. Расположите перечисленные ниже виды электромагнитных излучений в порядке увеличения длины волны.

1. Видимый свет.                 2. Ультрафиолетовое излучение.

3. Инфракрасное излучение.         4. Радиоволны.

А. 1, 2, 3, 4;          Б. 2, 1, 3, 4;                 В. 2, 3, 4, 1;                 Г. 4, 3, 2, 1.

10.Радиопередатчик, установленный на корабле-спутнике «Восток», работал на частоте

20 МГц. На какой длине волны он работал?

А. 60 м;                Б. 120 м;        В. 15 м;        Г. 1,5 м.



Предварительный просмотр:

Приложение №4

Что узнал(а) на уроке?



Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале

Оцени работу на уроке своего напарника (по 5 б.шкале)


Оцени урок в целом

(можешь написать своё мнение)

Что узнал(а) на уроке?



Оцени свою деятельность на уроке по 5-ти балльной шкале

Оцени работу на уроке своего напарника (по 5 б.шкале)


Оцени урок в целом

(можешь написать своё мнение)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по физике к уроку-игре "По большой дороге физики"

Данная презентация является приложением к уроку-игре "По большой дороге физики"...

Физика 11 класс. Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла"

Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла" проводится через исследовательскую работу. Класс делится на четыре группы и проводит исследование различными способа...

Занятие спецкурса по физике в 8 классе. Урок-лаборатория "Бионика и электрические явления в живой природе"

Занятие спецкурса о физике в 8 классе "Бионика и электрические явления в живой природе"...

"Что такое физика" -первый урок в 7 классе

Ученики 7 класса приходят на первый урок физики. Они пока не знают что будут изучать на этих уроках. Перед учителем стоит задача - увлечь учеников своим предметом. Эта презентация поможет вам в этом....

Техкарта урока физики «Итоговый урок за курс 7го класса»

Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, комбинированный урок.Цели урока: повторение основных понятий, изученных в курсе физики 7 класса и связанных с жизнедеятельностью человека....