Разработка урока по теме "Закон Кулона"
методическая разработка по физике (10 класс) по теме

Караваев Сергей Алексеевич

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Закон Кулона. Электрическое поле и его напряженность" с использованием ИКТ, элементов группового обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakon_kulona.rar162.68 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме «Закон Кулона. Электрическое поле и его напряженность".

Урок формирования умений и навыков.

Цели и задачи урока:

Познавательные: 

  1.  закрепить знания о законе Кулона, электрическом поле точечного заряда, напряженности электрического поля;
  2. продолжить формирование умений решать задачи на закон Кулона, напряженности электрического поля;
  3. продолжить формирование умений строить графики в таблице Excel на примере зависимости Е (r) для различных заряженных тел.

Развивающие: 

  1. продолжить работу по развитию умений анализировать ситуацию, сопоставлять факты;
  2. развивать навыки самостоятельной работы за компьютером.

Воспитательные: 

  1. формирование научного мировоззрения;
  2. воспитание культуры речи;
  3. формирование умений коллективной работы.

Оборудование: 

  1. бланки с вопросами по теории;
  2. карточки с разноуровневыми задачами;
  3. компьютер;
  4. электронная таблица Excel.

Межпредметные связи: информатика.

Структура урока:

  1. Организация учащихся – 1 мин.
  2. Актуализация знаний – 10 мин.
  3. Решение задач – 15 мин.
  4. Практическая работа за компьютером – 13 мин.
  5. Итоги урока – 3 мин.
  6. Домашнее задание - 2 мин.

Ход урока

I. Организация учащихся.

1. Приветствие учащихся.

2. Постановка целей и задач урока.

II. Актуализация знаний.

1. Устный опрос по теории.

Класс фронтально отвечает на вопросы учителя (вопросы на экране)

Вопросы. 

Класс делится на 3 группы по 4 человека, каждой группе по 5 вопросов, Внутри группы определяется кто на какие вопросы отвечает.

  1.  Какие два вида заряда существуют в природе.
  2. Как взаимодействуют заряды?
  3. Используя, какой закон можно вычислить силу взаимодействия зарядов?
  4. Какой заряд называется элементарным? Каково его значение?
  5. В чем состоит явление электризации? Объясните это явление.
  6. Сформулируйте закон сохранения электрического заряда?
  7. Что определяет и как записывается закон Кулона?
  8. Чему равен коэффициент пропорциональности в законе Кулона?
  9. Посредством чего происходит взаимодействие между зарядами?
  10. Назовите основные свойства электрического поля?
  11. Какое поле называется электростатическим?
  12. Какая физическая величина характеризует электрическое поле в данной точке?
  13. Чему равна напряженность электрического заряда?
  14. Какое направление имеет вектор напряженности электрического поля
  15. Какое электрическое поле называется однородным?
  16. Приведите примеры графического изображения электрических полей.

Опыт с шариками.

 III. Решение задач

  1. Устное решение задач

Каждой паре по задаче.

  1. Как изменится сила взаимодействия двух зарядов при увеличении расстояния между ними в 2, 3, 5 раз?
  2. Как изменится сила взаимодействия двух зарядов а) при увеличении величины обоих зарядов 4 раза   б) при уменьшении величины одного из зарядов в 3 раза.
  3. Как изменится сила взаимодействия между двумя зарядами при увеличении значения одного из зарядов в 2 раза, другого в 8 раз, если при этом расстояние между зарядами увеличили в 4 раза?
  4. Как изменяется напряженность электрического поля в данной точке, если значение заряда которым создается это поле  увеличить в 2, 4, 6 раз?
  5. Как изменится напряженность электрического поля, если расстояние до заряда а) уменьшить в 3 раза? б) увеличить в 5 раз?
  1. Письменное решение задач
  1. С какой силой взаимодействуют два заряда 20 нКл и 0,3 мкКл расположенные на расстоянии 6 мм.
  2. На каком расстоянии друг от друга заряды 10 мкКл и 1 нКл взаимодействуют с силой 9 мН?
  3. Какова величина двух одинаковых зарядов, если они взаимодействуют силой 1 мН на расстоянии 3 см
  4. Найти напряженность  поля заряда 6 нКл в точках, удаленных от заряда на 3 см.
  5. На каком расстоянии напряженность поля заряда 36 нКл равна 40кН/Кл?

IV. Практическая работа за компьютером.

 Постройте график зависимости напряженности Е точечного заряда q=10 мкКл от расстояния (расстояние R изменяется от 0,1 м до 1 м с шагом 0,01).

 2. Ознакомить учащихся с планом практической работы  

  1. решить задачу в общем виде и показать решение учителю;
  2. внести данные в таблицу Excel;
  3. произвести вычисления;
  4. проверка результатов учителем;
  5. оформить решение в тетради.

V. Итоги урока.

1. Фронтальная беседа по следующим вопросам:

Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Преобразование формул.

 

 2. Оценки за урок.

VI. Домашнее задание.

  1.  Решить 3 любые задачи по выбору из I или II уровня.
  2. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Закон Кулона. Напряженность электрического поля»

Приложение

Вопросы:

1 группа

  1. Какие два вида заряда существуют в природе.
  2. Как взаимодействуют заряды?
  3. Используя, какой закон можно вычислить силу взаимодействия зарядов?
  4. Какой заряд называется элементарным? Каково его значение?
  5. В чем состоит явление электризации? Объясните это явление.

2 группа

  1. Сформулируйте закон сохранения электрического заряда?
  2. Что определяет и как записывается закон Кулона?
  3. Чему равен коэффициент пропорциональности в законе Кулона?
  4. Посредством чего происходит взаимодействие между зарядами?
  5. Назовите основные свойства электрического поля?

3 группа

  1. Какое поле называется электростатическим?
  2. Какая физическая величина характеризует электрическое поле в данной точке?
  3. Чему равна напряженность электрического заряда?
  4. Какое направление имеет вектор напряженности электрического поля
  5. Какое электрическое поле называется однородным?

Общий вопрос:

  1. Приведите примеры графического изображения электрических полей.

Устное решение задач по парам:

1 парта

Как изменится сила взаимодействия двух зарядов при увеличении расстояния между ними в 2, 3, 5 раз?

2 парта

Как изменится сила взаимодействия двух зарядов а) при увеличении величины обоих зарядов 4 раза   б) при уменьшении величины одного из зарядов в 3 раза.

3 парта

Как изменится сила взаимодействия между двумя зарядами при увеличении значения одного из зарядов в 2 раза, другого в 8 раз, если при этом расстояние между зарядами увеличили в 4 раза?

4 парта

Как изменяется напряженность электрического поля в данной точке, если значение заряда которым создается это поле  увеличить в 2, 4, 6 раз?

5 парта

Как изменится напряженность электрического поля, если расстояние до заряда а) уменьшить в 3 раза? б) увеличить в 5 раз?

Письменное решение задач:

  1. С какой силой взаимодействуют два заряда 20 нКл и 0,3 мкКл расположенные на расстоянии 6 мм.
  2. На каком расстоянии друг от друга заряды 10 мкКл и 1 нКл взаимодействуют с силой 9 мН?
  3. Какова величина двух одинаковых зарядов, если они взаимодействуют силой 1 мН на расстоянии 3 см
  4. Найти напряженность  поля заряда 6 нКл в точках, удаленных от заряда на 3 см.
  5. На каком расстоянии напряженность поля заряда 36 нКл равна 40кН/Кл?

Практическая работа за компьютером:

Постройте график зависимости напряженности Е точечного заряда (q=10 мкКл) от расстояния (расстояние R изменяется от 0,1 м до 1 м с шагом 0,01).

  1. решить задачу в общем виде и показать решение учителю;
  2. внести данные в таблицу Excel;
  3. произвести вычисления;
  4. проверка результатов учителем;
  5. оформить решение в тетради.

Д/З. Решить 3 любые задачи по выбору из I или II уровня, подготовиться к самостоятельной работе по теме «Закон Кулона. Напряженность электрического поля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. 10 класс. Решение задач по теме "Закон Кулона"

Методическая разработка урока по теме "Решение задач по теме "Закон Кулона"...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

разработка урока "Ненецкий сувенир. Изготовление кулона"

разработка урока "Ненецкий сувенир. Изготовление кулона" и презентация....