Урок по теме: "Архимедова сила"
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Данный урок позволяет выяснить от чего зависит архимедова сила

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

                      Открытый урок в 7-м классе по теме "Архимедова сила"

На доске эпиграф:

                                            “Физика – это наука понимать природу”.

                                                                           Э. Роджерс

Тип урока: урок изучения нового материала, первичное закрепление новых знаний.

Планируемый результат: выяснить от чего зависит архимедова сила; вывести формулу расчета архимедовой силы; научить учащихся применять формулу для вычисления архимедовой силы.

Цель урока: Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов зависит и от каких – не зависит выталкивающая сила; изучить содержание закона Архимеда.
Задачи урока:

образовательная – Сформировать понятие силы, выталкивающей тело из жидкости, ее направление. Установить качественную зависимость выталкивающей силы от плотности жидкости и от объема тела.

развивающая – формировать умения анализировать, сравнивать, находить примеры возникновения выталкивающей силы в быту, технике, природе, показать роль физического эксперимента в физике

воспитательная –  формирование познавательного интереса к предмету   воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета, умения слушать и быть услышанным. Способствовать формированию чувства коллективизма, умения работать в команде.

Оборудование : сосуд с водой, растительным маслом, динамометр, набор грузов, пластилин. компьютер, мультимедиа-проектор, динамометры, наборы оборудования для групп, карточки с заданиями, компьютерная презентация Power Point, таблица плотностей у каждого на парте .

Методы: 1. Словесный(рассказ, сообщение);

                2. Наглядный;                                                                                                                            

                3. Практический;

                4. Частично поисковый;

                5. Проблемный.

Формы: фронтально-индивидуальная, работа в парах.

                                                Ход урока:

Организационный момент

Здравствуйте!  На прошлом уроке рассматривали действие выталкивающей силы, ставили опыты, определяли значение силы. Сегодня на уроке продолжим изучение действия со стороны жидкости на погруженное в нее тело.

Есть сила одна,- вот вам ответ,-

Эту силу обнаружил Архимед.

Когда он опустился в воду,

То «Эврика!» - воскликнул он народу.

От чего зависит сила эта?

Нельзя оставить без ответа:

Если тело в воду бросить

Или просто опустить,

Будет сила Архимеда

Снизу на него давить.

Если вес воды в объеме

Погруженной части знать,

Можно силу Архимеда

Очень просто рассчитать.

            Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению, а исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший в 287 – 212 годах до нашей эры. Нам предстоит «переоткрыть» его закон.

- Как же был открыт этот закон?

Легенда

Согласно легенде, Герон, тиран Сиракуз, поручил Архимеду выяснить, сделана ли его корона целиком из золота или же в нее подмешано серебро. Эта задача занимала Архимеда довольно долго, пока не помог случай. Однажды, принимая ванну, Архимед заметил, что чем больше он погружается в воду, тем больше воды выливается из ванны. Он понял, что явление даст ему ключ к разгадке задачи, в восторге выскочил он из ванны, восклицая: «Эврика!»  Чтобы раскрыть мошенничество с короной, Архимед применил следующий метод: он опустил в сосуд, наполненный водой, золотой слиток того же веса, что и корона, а потом собрал и взвесил вылившуюся воду. Затем Архимед повторил такой же опыт со слитком серебра того же веса и нашел, что воды вылилось больше (потому что при одинаковом весе объем серебра превышает объем золота). Повторив опыт с короной вместе слитков, Архимед получил результат, лежавший где-то посередине между результатами двух опытов, откуда и заключил, что корона сделана не из чистого золота.

- К какому же выводу пришел Архимед?

Изучение нового материала

Внимание на экран. Видеоролик сила Архимеда( № 133875)
Почему показание динамометра уменьшается?

Скажите, почему так происходит?

Верно. Эта сила называется, выталкивающей или  архимедовой.(так как именно Архимед первым  рассчитал её Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради.)

                         Исследовательская работа.

Задание первой группе

Выяснить,как зависит или независит архимедов сила от плотности тела.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.

Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.

Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.

№ опыта

Цилиндр




1

алюминий

 

 

 

2

латунь

 

 

 


Вывод:


Задание второй группе

Выяснить,как зависит или независит архимедов сила от объёма тела.

 

 Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.

Сравните эти силы.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.


№ опыта





1

V

 

 

 

2

V/2

 

 

 

Вывод:

Задание третьей группе

 Выяснить,как зависит или независит архимедова сила от глубины погружения.

Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, динамометр, нить.

Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.

Сравните эти силы.

Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.

№ опыта

Высота




1

H1

 

 

 

2

H2

 

 

 

Вывод:


Работа с классом:

Опыт1: Опыт с пластилином (разной формы в чистую воду)

Опыт2:Выяснить,как зависит или независит архимедова сила от плотности жидкости.


Опыт1. Почему одно тонет, а другое всплывает?

Опыт2. Опыт с мячом?

Опыт3. Опыт с пластелином (разной формы в чистую воду)

Заполнение таблицы: От чего зависит и не зависит архимедова сила?

Зависит                                                     Независит

1)от  плотности жидкости                     1) от глубины погружения

2) от объёма тела                                     2) от формы тела

                                                                   3) от плотности тела                        


Вывод формулы Сила Архимеда
 Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.  F=рж gVт 

Попробуйте привести примеры проявления выталкивающей силы в быту, в технике, в природе.

закрепление

Задача из сборника №632(стекло)

Ответить на вопросы:

1.В воздухе тело весит 35 Н, а в керосине— 30 Н. Чему равна архимедова сила, действующая на это тело в керосине?

2..Два одинаковых тела плавают в разных жидкостях так, как показано на рисунке. Плотность, какой жидкости больше?


3.Изменится ли равновесие весов в опыте, если тела опустить в воду? В какую сторону, почему?

Итак, архимедову силу можно вычислить по формулам: Fa=Pж; Fa=ρжgV; Fa=Ро-Р

итог

Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку Решали   самостоятельно  поставленные  перед  вами  проблемы.  Делали  правильные  выводы.

 Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Я надеюсь,  что  полученные  вами  знания  об архимедовой силе вы  будете  использовать  не  только  на  уроках  по  различным  предметам,  но  и  будете  применять  их  в  повседневной  жизни . Всем спасибо за работу.
Дом.задание. п 48,49. Упр.24 (3).

рефлексия

 Чем вы удовлетворены на уроке, почему? Что вам понравилось? Чем вы неудовлетворенны, почему?

А  теперь  давайте  подведём  итоги.  Выставим  оценки. Нарисуй настроение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок по теме: "Архимедова сила. Плавание. Воздухоплавание.

Сценарий повторительно - обобшающего урокапо физике  в 7 классе с презентацией и приложением. Приложение содержит тестовый материал для повторения темы....

Урок по теме"Архимедова сила", 7 класс.

Презентация по теме "Архимедова сила", задания для творческих групп для исследования зависимости силы Архимеда от различных величин. Перышкин А.В....

Урок по теме "Архимедова сила"

Урок с использованием элементов исследовательской деятельности....

Урок по теме "Архимедова сила. Плавание тел"

Урок по теме  « Архимедова сила. Плавание тел »( решение задач )7 КЛАСС...

Открытый урок по теме: "Архимедова сила"

разработка урока в 7 классе...

Урок по теме "Архимедова сила"

урок изучения нового материала...

Конспект к уроку по теме "Архимедова сила"

Конспект открытого урока по физике в 7 -ом классе на  тему "Архимедова сила". Автор  - учитель физики Новикова Наталья Александровна....