Открытый урок по теме: "Архимедова сила"
методическая разработка по физике на тему
разработка урока в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril2.ppt | 160 КБ |
issledovanie_arhimedovoy_sily.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: мы хотим выяснить от каких физических величин зависит выталкивающая сила.
Наша гипотеза Выталкивающая сила зависит ● от рода жидкости ● от объёма тела
• Два одинаковых тела уравновесили на рычажных весах. • Значит, выталкивающая сила зависит от рода жидкости. • Равновесие весов нарушилось. ЭКСПЕРИМЕНТ №1 • Опустили тела в разные жидкости (растительное масло и воду).
эксперимент №2 • Уравновесили на весах два тела одинаковой массы, но разного объема. • Значит выталкивающая сила зависит от объема тела. • Равновесие весов нарушилось. • Опустили эти тела в стаканы с одинаковой жидкостью.
Архимедова сила зависит от ● От рода жидкости ● От объема тела
Формула для расчёта архимедовой силы
Использованная литература ● Перышкин А.В. Физика-7.Учебник-М.:Просвещение,2002 ● http://omsk.edu.ru/schools/sch099/s99/rnn/sam_rab.doc Архимедова сила ● http://www.fio.by/vypusk/Potok_50/group_1/user_1/problem.htm Проблемное обучение.
Предварительный просмотр:
Эпиграф:
“Без сомнения, все наше знание начинается с опыта”.
Кант Иммануил (немецкий философ, 1724–1804 гг.)
Цель урока: исследование зависимости архимедовой силы от различных физических величин.
Задачи:
Образовательные:
- Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости.
- Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величин.
Развивающие:
- Развивать навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Развивать мышление, умения анализировать, делать выводы.
- Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группах.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету.
- Воспитывать внимательность, аккуратность.
Оборудование (у каждого ученика) на начало урока: сосуд с водой, динамометр, небольшое тело.
Ход урока
Вступительное слово учителя: “Уважаемые коллеги!
Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи действия жидкости на погруженное в нее тело. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс работы над исследовательским проектом состоит из следующих этапов. (Написано на доске):
Исходные факты – Гипотеза – Эксперимент – Выводы
Сегодня на уроке мы вместе в таком проекте поучаствуем.
Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению, а исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед, живший в 287 г. До нашей эры. Нам предстоит сегодня “переоткрыть его закон. Итак, в путь! “Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью”, – советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету”
1-й этап. Опыт по обнаружению выталкивающей силы.
Учитель: “Ребята, используя выданное оборудование предлагаю провести опыт по плану записанному на доске”.
Каждый ученик приступает к выполнению эксперимента (на доске записан план).
- Определите вес данного вам тела в воздухе: Р1.
- Определите вес этого же тела в воде: Р2.
- Сравните результаты измерений и сделайте вывод. (Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе Р1 > Р2).
Учитель: “Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?”
Учащиеся: “Существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх”.
Учитель: “Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.”
Учитель: “А как можно найти величину выталкивающей силы?”.
Учащиеся: “Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде”.
Учитель: “Давайте запишем формулу. FА = Р1 – Р2, и произведем вычисления”.
Учащиеся: выполняют задание.
2-й этап. Учитель: “От чего зависит сила Архимеда?”
Учащиеся выдвигают гипотезы, учитель записывает на доске:
- от плотности жидкости;
- от объема погруженного в жидкость тела;
- от плотности тела;
- от глубины погружения в жидкость;
- от формы тела
3. Этап. Учитель: “Чтобы проверить все гипотезы перейдем к эксперименту.”
Учащиеся делятся на группы по 3–4 человека
Группы получают задание. (Приложение1)
Задание первой группе.
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры из набора тел для калориметра, нить.
- Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
- Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Задание второй группе.
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
- Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
- Сравните эти силы.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Задание третьей группе
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой и маслом, алюминиевый цилиндр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело в простой воде и в соленой воде.
- Чем отличаются эти жидкости?
- Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
- Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание четвертой группе.
Оборудование: Мензурка с водой, алюминиевый цилиндр, нить, динамометр.
- Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1.
- Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Задание пятой группе.
Оборудование: кусочек пластилина, сосуд с водой, нить, динамометр.
- Кусочку пластилина придайте форму шара, куба, цилиндра.
- Поочередно опуская каждую фигурку с воду, с помощью динамометра определите. архимедову силу, действующую на нее.
- Сравните эти силы и сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Задание шестой группе. (Выдается более сильным учащимся и предлагается им самим подобрать оборудование для проведения эксперимента.)
Жидкости на тело давят
Вверх его все поднимают,
При этом силу создают,
Что Архимедовой зовут!
Ее считать умеем мы:
Надо знать лишь вес воды,
Той, что тело вытесняет –
Все закон нам объясняет.
Открыл его великий грек,
Ему имя – Архимед!
4-й этап. После получения результатов каждая группа устно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Выводы записываются учащимися в тетрадях, а учителем на доске в виде таблицы:
Архимедова сила | |
Не зависит от:
| Зависит от:
|
Таким образом, достигнута цель урока, мы провели исследование и выяснили, от каких физических величин зависит архимедова сила.
5-й этап. Закрепление.
Просмотр презентации, подготовленной учителем. (Приложение2)
6. Рефлексия.
Учитель: “Поднимите руку тот, кто остался доволен своей работой на уроке? Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? Какое задание вызвало у вас затруднение?”
Домашнее задание: § 48, 49,ответить на вопросы: упр. 24 (1, 2)
Приложение1
Задание группе № 1
Цель: исследовать зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с простой водой и соленой водой, металлический цилиндр.
ХОД РАБОТЫ
- Подвесьте цилиндр к крючку динамометра. Определите вес цилиндра в воздухе Р 1 (результат занесите в таблицу).
- Медленно опустите цилиндр в стакан с водой, определите вес цилиндра в жидкости при полном погружении Р 2 (результат занесите в таблицу).
3. Вычислите архимедову силу, действующую на цилиндр при полном погружении в воду (результат занесите в таблицу).
- Повторите измерения (1-3) с солёной водой.
- Определите архимедову силы, действующую на тело в соленой воде. Снова результаты занесите в таблицу.
Р1 – вес тела в воздухе
Р2 – вес тела в жидкости
Таблица измерений
Жидкость | Р1, Н | Р2, Н | FА= Р1 - Р2 |
Вода | |||
Раствор соли |
5. Сформулируйте и запишите выводы.
-Чем отличаются эти жидкости?
-Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
-Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Задание группе № 2
Цель: исследовать зависимость архимедовой силы от плотности тела.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, алюминиевый и стальной цилиндры.
ХОД РАБОТЫ
- Подвесьте цилиндр к крючку динамометра. Определите вес алюминиевого цилиндра в воздухе Р 1 (результат занесите в таблицу).
- Медленно опустите цилиндр в стакан с водой, определите вес цилиндра в жидкости при полном погружении Р 2 (результат занесите в таблицу).
- Вычислите архимедову силу, действующую на цилиндр при полном погружении в воду (результат занесите в таблицу).
- Повторите измерения (1,2) со стальным цилиндром.
- Определите архимедову силу, действующую на стальной цилиндр. Снова результаты занесите в таблицу.
Р1 – вес тела в воздухе
Р2 – вес тела в жидкости
Таблица измерений
Цилиндр | Р1, Н | Р2, Н | FА= Р1 - Р2 |
Алюминиевый | |||
Стальной |
- Сформулируйте и запишите выводы.
-Чем отличаются эти цилиндры, и в чём у них сходство?
-Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тела равного объёма, имеющих разные плотности ?
-Установите, зависит ли архимедова сила от плотности вещества, из которого сделано тело?
Задание группе № 3
Цель: исследовать зависимость архимедовой силы от объёма погружённой части тела (объёма тела).
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой и металлический цилиндр.
ХОД РАБОТЫ
- Подвесьте цилиндр к крючку динамометра. Определите вес цилиндра в воздухе Р 1 (для всех опытов эта величина будет одинакова). Результат занесите в таблицу.
- Подвесьте опять к крючку динамометра цилиндр и опускайте его в воду постепенно: сначала1/4 объема (объем пропорционален высоте цилиндра), затем 1/2 , затем медленно опустите цилиндр в стакан с водой полностью, определите вес цилиндра в жидкости при каждом погружении Р 2 (результаты заносите по мере опускания в таблицу).
- Вычислите архимедову силу, действующую на цилиндр при каждом погружении в воду (результаты занесите в таблицу).
Р1 – вес тела в воздухе
Р2 – вес тела в жидкости
Таблица измерений
Часть объема тела, погруженная в жидкость | Р1, Н | Р2, Н | FА= Р1 - Р2 |
¼ от Vт , м3 | |||
½ от Vт , м3 | |||
Полностью Vт , м3 |
- Сформулируйте и запишите выводы.
– сравните архимедовы силы, полученные в каждом опыте;
- сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объёма тела, погружённого в жидкость.
Задание группе № 4
Цель: исследовать зависимость архимедовой силы от глубины погружения тела в жидкость.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, металлический цилиндр.
ХОД РАБОТЫ
- Подвесьте цилиндр к крючку динамометра. Определите вес цилиндра в воздухе Р 1 (результат занесите в таблицу для всех опытов он будет одинаковым).
- Медленно опускайте цилиндр в стакан с водой, определите вес цилиндра в жидкости Р 2 при полном погружении, на глубине h1 и на глубине h2, большей, чем h1.
- Определите архимедовы силы, на каждой глубине (результаты занесите в таблицу).
Р1 – вес тела в воздухе
Р2 – вес тела в жидкости
Таблица измерений
Глубина погружения тела в жидкость | Р1, Н | Р2, Н | FА= Р1 - Р2 |
h1 | |||
h2 |
4. Сформулируйте и запишите выводы
– сравните архимедовы силы, полученные в каждом опыте;
- сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от глубины погружения тела.
Задание группе № 5
Цель: исследовать зависимость архимедовой силы от формы тела.
Оборудование: динамометр, нить, сосуд с водой, кусок пластилина.
ХОД РАБОТЫ
- Подвесьте пластилин к крючку динамометра. Определите его вес в воздухе Р 1 (результат занесите в таблицу).
- Кусочку пластилина придайте сначала форму шара, затем куба, затем цилиндра.
- Поочередно опуская каждую фигурку в воду, с помощью динамометра определите вес тела в жидкости Р2 в каждом случае (результаты заносите в таблицу).
- Вычислите архимедову силу, действующую на тела разной формы.
Таблица измерений
Форма тела. | Р1, Н | Р2, Н | FА= Р1 - Р2 |
Шар | |||
Куб | |||
Цилиндр |
5. Сформулируйте и запишите выводы
– сравните архимедовы силы, полученные в каждом опыте;
- сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от формы тела.
Задание группе № 6
- Прочитайте внимательно стихотворение.
Жидкости на тело давят
Вверх его все поднимают,
При этом силу создают,
Что Архимедовой зовут!
Ее считать умеем мы:
Надо знать лишь вес воды,
Той, что тело вытесняет-
Все закон нам объясняет.
Открыл его великий грек,
Ему имя – Архимед!
- Найдите в тексте суть закона Архимеда, сформулируйте закон.
- Используя данные приборы и материалы ( сосуд с водой, тело, отливной стакан и динамометр) докажите экспериментально закон Архимеда.
Выведите формулу для вычисления архимедовой силы
Приложение 2
презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно - обобщающий урок по теме: "Архимедова сила. Плавание. Воздухоплавание.
Сценарий повторительно - обобшающего урокапо физике в 7 классе с презентацией и приложением. Приложение содержит тестовый материал для повторения темы....
Урок по теме"Архимедова сила", 7 класс.
Презентация по теме "Архимедова сила", задания для творческих групп для исследования зависимости силы Архимеда от различных величин. Перышкин А.В....
Урок по теме "Архимедова сила"
Урок с использованием элементов исследовательской деятельности....
Урок по теме "Архимедова сила. Плавание тел"
Урок по теме « Архимедова сила. Плавание тел »( решение задач )7 КЛАСС...
Урок по теме: "Архимедова сила"
Данный урок позволяет выяснить от чего зависит архимедова сила...
Открытый урок по теме "Архимедова сила"
Интернет технологии совместно с ЦОРами позволяют провести урок – дискуссию эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным. В процессе такого урока учащиеся самостоятельн...
Открытый урок по теме: "Архимедова сила".
Открытый урок по физике для 7 класса на тему: "Архимедова сила" по учебнику А. В. Перышкина. Материал данного урока поможет учителю в проведении урока по теме: Архимедова сила"...