Повторительно - обобщающий урок по теме: "Архимедова сила. Плавание. Воздухоплавание.
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Сценарий повторительно - обобшающего урокапо физике  в 7 классе с презентацией и приложением. Приложение содержит тестовый материал для повторения темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _arhimedova_sila.rar1.42 МБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Задания для письменного выполнения.

Вариант 1(Облегчённый вариант)

1.Укажите стрелками соответствие между физической величиной, её обозначением и единицей измерения:

Физическая величина

Обозначение

Наименование

Плотность

V

Па

Сила

р

М3

Объём

m

Кг/м3

Масса

F

кг

Давление

ρ

Н

2. По данным таблицы найдите  архимедову силу и впишите в соответствующую ячейку.

Вес тела в воздухе

Вес тела в воде

Архимедова сила

3 Н

2,5 Н

?

3. Заполните пустую клетку таблицы, вписав туда то, что на ваш взгляд происходит с телом.

Действующие силы

Как ведёт себя тело(Всплывает? Тонет? Плавает внутри жидкости?)

FA    FT

FA  =  FT

FA    FT

4.  Задача. Определите выталкивающую силу, действующую на камень объёмом 0,5 м3, находящийся в воде.

 1)Впишите в таблицу данные задачи.

Объём тела

Vт ,м3

Плотность жидкости

Ρж, кг/м3

g, Н/м3

2)Запишите формулу архимедовой силы:

3) Подставьте в формулу данные, решите задачу:

4) Запишите ответ:

5. Каждому понятию из левой части таблицы с помощью стрелки укажите соответствующее определение в правой её части

1. Ватерлиния.

1. Глубина, на которую судно погружается в воду

2. Осадка судна.

2. Вес груза, перевозимого судном.

3. Грузоподъёмность

3. Отмеченная на судне красной линией наибольшая допустимая  осадка

Задания для письменного выполнения

Вариант 2

1.Укажите стрелками соответствие между физической величиной, её обозначением и единицей измерения:

Физическая величина

Обозначение

Наименование

Плотность

V

Па

Сила

р

М3

Объём

m

Кг/м3

Масса

F

кг

Давление

ρ

Н

2. По данным таблицы найдите  архимедову силу и впишите в соответствующую ячейку.

Вес тела в воздухе

Вес тела в воде

Архимедова сила

3,2 Н

2,8 Н

?

3. Заполните пустую клетку таблицы, вписав туда то, что на ваш взгляд происходит с телом.

Действующие силы

Как ведёт себя тело(Всплывает? Тонет? Плавает внутри жидкости?)

FA    FT

FA  =  FT

FA    FT

4. Каждому понятию из левой части таблицы найдите соответствующее определение в правой её части.

1.Водоизмещение судна.

1.Отмеченная на судне красной линией наибольшая допустимая  осадка

2.Осадка судна.

2.Вес воды, вытесняемый судном при погружении до ватерлинии.

3.Грузоподъёмность

3.Глубина, на которую судно погружается в воду

4.Ватерлиния.

4.Вес груза, перевозимого судном.

5.  Задача. С какой силой выталкивается кусок соснового дерева массой 800г при его полном погружении в воду?

Задания для письменного выполнения

Вариант 3

1.Укажите стрелками соответствие между физической величиной, её обозначением и единицей измерения:

Физическая величина

Обозначение

Наименование

Плотность

V

Па

Сила

р

М3

Объём

m

Кг/м3

Масса

F

кг

Давление

ρ

Н

2. По данным таблицы найдите  архимедову силу и впишите в соответствующую ячейку.

Вес тела в воздухе

Вес тела в воде

Архимедова сила

4,3 Н

3,7 Н

?

3. Заполните пустую клетку таблицы, вписав туда то, что на ваш взгляд происходит с телом.

Действующие силы

Как ведёт себя тело(Всплывает? Тонет? Плавает внутри жидкости?)

FA    FT

FA  =  FT

FA    FT

4. Каждому понятию из левой части таблицы найдите соответствующее определение в правой её части.

1.Водоизмещение судна.

1.Отмеченная на судне красной линией наибольшая допустимая  осадка

2.Осадка судна.

2.Вес воды, вытесняемый судном при погружении до ватерлинии.

3.Грузоподъёмность

3.Глубина, на которую судно погружается в воду

4.Ватерлиния.

4.Вес груза, перевозимого судном.

5.  Задача. Определите архимедову силу, действующую на гранитную плиту размерами 4*2*0,5м, наполовину погруженную в воду.

Задания для письменного выполнения

Вариант 4 (Повышенный уровень)

1.Укажите стрелками соответствие между физической величиной, её обозначением и единицей измерения:

Физическая величина

Обозначение

Наименование

Плотность

V

Па

Сила

р

М3

Объём

m

Кг/м3

Масса

F

кг

Давление

ρ

Н

2. Заполните пустую клетку таблицы, вписав туда то, что на ваш взгляд происходит с телом.

Действующие силы

Как ведёт себя тело(Всплывает? Тонет? Плавает внутри жидкости?)

FA <   FT

FA  =  FT

FA   > FT

3. Каждому понятию из левой части таблицы найдите соответствующее определение в правой её части.

1.Водоизмещение судна.

1.Отмеченная на судне красной линией наибольшая допустимая  осадка

2.Осадка судна.

2.Вес воды, вытесняемый судном при погружении до ватерлинии.

3.Грузоподъёмность

3.Глубина, на которую судно погружается в воду

4.Ватерлиния.

4.Вес груза, перевозимого судном.

4.  (ЕГЭ 2006 )    Два одинаковых бруска толщиной h  каждый, связанные друг с другом, плавают на воде так, что уровень воды приходится на  границу между ними (см. рис.). если убрать один брусок, то глубина погружения…
а) уменьшится на h                              б) уменьшится на 0,5 h
с) уменьшится на 0,25 h                       д) увеличится на 0,5 h

5.  Задача. Какой силой можно удержать в воде стальной рельс объёмом 0,7 м3?

Приложение 2.

 

Использование новых педагогических технологий.

В своё  время К.Д. Ушинский предупреждал, что учение, взятое принуждением,  едва ли будет способствовать  созданию развитых умов. Для  развития  творческих способностей учащихся на уроках физики я стараюсь учебный труд сделать интересным и разнообразным, т.к. однообразие всегда вызывает скуку. Поэтому я использую инновационные методики.

При проведении повторительно-обобщающего  урока по теме: «Архимедова сила. Плавание тел. Воздухоплавание» мною использованы новые педагогические технологии:

  1. личностно-ориентированная педагогическая технология;
  2. информационно-коммуникативная технология;
  3. здоровьесберегающая технология.

Использован технологический арсенал личностно-ориентированной  технологии:

  1. диалогичность;
  2. направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
  3. использование  различных формы рефлексии с последующей коррекцией, обязательно личностно-ориентированной;
  4. использование межпредметных связей;
  5. деятельностно-творческий характер;
  6. предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества.

При проведении письменной работы использованы приёмы и технологии:

  1. Технология уровневой дифференциации;
  2. Задания на соответствие;
  3. Задание с выбором ответа;
  4. Использование алгоритма – «подсказки» для слабоуспевающих учащихся.

Применение индивидуально – личностного подхода в обучении предусматривает в учебном процессе игровую или сенсорную деятельность. Например:

  1. Дидактическая игра. ( 2 – 3 мин) На гранях кубика, ребро которого 10 – 15 см, записаны вопросы. Желающие бросают кубик и отвечают на выпавшие вопросы. Количество желающих зависит от запаса времени.

Вопрос: Почему железный гвоздь тонет, а огромный корабль плавает?

Ответ: Выталкивающая сила зависит от объёма тела, но не зависит от массы. Корабль имеет большой объём, поэтому и выталкивающая сила – большая.

Вопрос: Плотность бревна 0,5 г/см3. Определите, какая часть бревна будет находиться в воде?

Ответ: Так как плотность бревна вдвое меньше плотности жидкости, значит, в ней будет находиться ½ объёма тела.

Вопрос. Как меняется осадка корабля при переходе из реки в море?

Ответ: Уменьшается, так как плотность солёной воды больше плотности пресной, а значит, и архимедова сила больше

Вопрос. Какими газами наполняют воздушные шары?

Ответ: Газами, чья плотность меньше плотности воздуха, например, гелием.

Вопрос : Почему водоросли не нуждаются в прочных стеблях? Что произойдёт с водорослями, если мы выпустим воду из водоёма?

Ответ: За счёт того, что на водоросли действует выталкивающая сила, результирующая сила, направленная вниз, меньше силы тяжести. Поэтому стебли менее прочные, чем у наземных растений. Но если выпустить воду, то  водоросли под действием силы тяжести упадут на землю.

Вопрос : Когда тело тонет?

Ответ: Когда сила тяжести превышает архимедову силу.

Новые педагогические технологии обеспечивают стабильный интерес к предмету, положительно влияют на результаты обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме"Архимедова сила", 7 класс.

Презентация по теме "Архимедова сила", задания для творческих групп для исследования зависимости силы Архимеда от различных величин. Перышкин А.В....

Урок по теме "Архимедова сила"

Урок с использованием элементов исследовательской деятельности....

Урок по теме "Архимедова сила. Плавание тел"

Урок по теме  « Архимедова сила. Плавание тел »( решение задач )7 КЛАСС...

Урок по теме: "Архимедова сила"

Данный урок позволяет выяснить от чего зависит архимедова сила...

Открытый урок по теме: "Архимедова сила"

разработка урока в 7 классе...

Урок по теме "Архимедова сила"

урок изучения нового материала...

Урок на тему: "Архимедова сила. Плавание тел. Проявление физических законов в природе". 7-й класс

Конспект урока физики  на тему: "Архимедова сила. Плавание тел. Проявление физических законов в природе". 7-й класс...