Открытый урок по теме: "Архимедова сила".
план-конспект урока по физике (7 класс)

Хабарова Юлия Игоревна

Открытый урок по физике для 7 класса  на тему: "Архимедова сила" по учебнику А. В. Перышкина. Материал данного урока поможет учителю в проведении урока по теме: Архимедова сила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx153.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  №50                                                                Дата:   _________

        Тема урока

Архимедова сила.

Учитель

Хабарова Юлия Игоревна

Образовательное учреждение

МБОУ Лицей №1, Оренбургская область, г.Бугуруслан

Предмет

Физика

Класс

7

Автор УМК

А. В, Перышкин. Физика. 7 класс: учебник. Дрофа, 2017

Цели:

Обеспечить усвоение знаний об архимедовой силе; формировать умение рассчитывать архимедову силу; организовать работу с задания ВПР;

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность своих действий, высказывать свое предположение, вносить необходимы коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в новой системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Тип урока

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Уметь осуществлять  самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: уметь ориентироваться в новой системе знаний, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя: проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность своих действий, высказывать свое предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Научатся выводить формулу для определения выталкивающей силы; рассчитывать силу Архимеда; указывать причины от которых зависит сила Архимеда

Ресурсы

Информационный материал: учебник, дидактические материалы

Интерактивный материал: презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые УУД

Организационный момент

2 мин

Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

Проверка готовности к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания 

Личностные: самоорганизация; умение выделять нравственный аспект поведения

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Актуализация знаний

5 мин

  1. Физическая разминка (4 формулы: плотность, давление, которое оказывают твердые тела, вес тела и сила тяжести, давление внутри жидкости и на дно сосуда)
  2. Карточки для 4 учащихся с последующей самопроверкой
  1. На тело, находящееся в газе, действует…

А) только сила тяжести.
Б) сила тяжести и сила, выталкивающая это тело из газа.
В) только сила, выталкивающая это тело из газа.

  1. На весах уравновешены два шарика 1 и 2.Нарушится ли равновесие весов, ели убрать сосуд с жидкостью?

А) шарик 2 перевесит 1.
Б) шарик 1 перевесит 2.
В) равновесие не нарушится.

3. На тело, находящееся в жидкости действует…

А) только сила тяжести.
Б) сила тяжести и сила, выталкивающая это тело из жидкости.
В) только сила, выталкивающая это тело из жидкости.

4. На тело, погружённое целиком в жидкость, действует выталкивающая сила, равная…

А) весу тела.
Б) массе тела.
В) весу жидкости в объёме тела.
Г) массе жидкости в объёме тела.

5. Три одинаковых по размеру шарика 1, 2, 3 погружены в жидкость. На какой из шариков действует наибольшая выталкивающая сила?

А) 1
Б) 2
В) 3
Г) на все шары действует одинаковая выталкивающая сила.

Ответы: 1-б, 2-а, 3-в, 4-в, 5-г

Выполняют задания устного счета. Могут обосновать  свое решение.

Личностные:

осознание своих возможностей.

Регулятивные:

умение  регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

Познавательные:

Умение анализировать, выделять и формулировать  задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.

Подготовка к усвоению нового материала.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

5 мин

Лото. Собрав правильно лото и перевернув карточки обратной стороной,  вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока

Сформулируйте тему урока.

Ребята, назовите цель нашего урока? (получить знания об Архимедовой силе, учиться её находить при решении задач)

 Запишите число, классная работа, тема урока.

Выполняют задания с опорой на имеющиеся знания и опыт, осознают их неполноту или недостоверность, формулируют проблему в виде вопроса.

Формулируют решение проблемы / учебной задачи

Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение рационально использовать технологическую информацию; оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение подбирать инструмент и оборудование

Изучение нового материала

5 мин

Внимание на демонстрационный стол.

Учитель. (Демонстрация. Погружает мяч в воду и быстро убирает руку. Мяч «выпрыгивает» из воды)

- Почему мяч всплыл?

На мяч подействовала сила со стороны воды, направленная вверх.

 Как называется эта сила? (выталкивающая или её еще называют Архимедовой силой.  Запишите в тетрадь Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости 

А вот почему её так назвали послушаем легенду об Архимеде)

Чему же  равна архимедова сила? Я предлагаю вам эксперимент. Проводится эксперимент

Оборудование: ведерко Архимеда, цилиндр, динамометр, нить, стакан для отлива воды.

Эксперимент: Нальем в ведерко Архимеда воды до краника. Опустим цилиндр на динамометре в воду. Что произойдет с водой? Как изменились показания динамометра? (Часть воды выльется.Показания динамометра уменьшились, так как вес тела стал меньше.)

Чему равен объем вытесненной воды? (Объем вытесненной воды равен объему тела, опущенного в воду.)

Рассчитаем Архимедову силу, действующую на тело:
F
a = P1 – P2 = 4Н – 2Н = 2Н.

А теперь определим вес вытесненной воды:
P
вытесненной жидкости = mg = http://festival.1september.ru/articles/622855/img2.gifVg = 2Н.

Объем вытесненной жидкости определим при помощи измерительного цилиндра.

Сравните архимедову силу и вес вытесненной жидкости. Запишите формулу расчета архимедовой силы:
F
a = ghttp://festival.1september.ru/articles/622855/img2.gifжVтела, Fa = Pвытесненнойжидкости

Ребята делают записи в тетради

Учитель. От чего зависит сила Архимеда? А сейчас вы выясняете, от чего зависит архимедова сила. У каждой группы своя задача. Представитель  из группы показывает опыт фронтально и посовещавшись представитель из данной группы делает вывод.

Задание 1группе

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и стальной бруски на нити одинакового объема.

1.Определите Архимедову силу, действующую на первое тело

Р в возд = Р в воде=Fа 1 =

2.Определите Архимедову силу, действующую на второе тело

Р в возд =     Р в воде =  Fа 2 =

3.Сравните плотность тел и Архимедовы силы, действующие на тела.

алюм = 2700кг/м3      стал =7800кг/м3

Fа 1 = Fа2 =

4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от плотности тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.

Задание2 группе.

Оборудование: сосуд с водой, динамометр, металлическое тело на нити.

1.Определите Архимедову силу, действующую на 1/2 объема тела, погруженного в воду.

Р в возд =     Р в воде =      Fа1 =

2.Определить Архимедову силу, действующую на целиком погруженное тело в жидкость.

Р в возд =     Р в воде =     Fа 2 =

3.Сравните эти силы.

Fа 1 =     Fа2 =

4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от объема погруженной части тела.

Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.

Задание 3 группе

Оборудование: динамометр, сосуды с чистой и соленой водой, стальной брусок на нити.

1.Определите Архимедовы силы, действующие на тело в чистой воде

Р в возд =     Р в воде =      Fа1 =

2.Определите Архимедовы силы, действующие на тело в соленой воде

Р в возд =     Р в воде =     Fа 2 =

3.Сравните плотности этих жидкостей.

чист воды =1000кг/м3      сол. воды =1030кг/м3

4.Сравните Архимедовы силы, действующие на тело в различных жидкостях.

Fа 1=     Fа2 =

5.Установите зависимость Архимедовой силы от плотности жидкости.

Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.

Задание 4 группе

Оборудование: тела из пластилина одинакового объема, но разной формы, сосуд с водой, динамометр.

1.Определите Архимедову силу, действующую на тело шарообразной формы

Р в возд =    Р в воде =      Fа1 =

2.Определите Архимедову силу, действующую на тело прямоугольной формы

Р в возд =     Р в воде =      Fа 2 =

3.Сравните эти силы

Fа 1 =     Fа2 =

4.Сделайте вывод о зависимости (независимости) Архимедовой силы от формы тела.

Вывод: Архимедова сила не зависит от формы тела, погруженного в жидкость или газ.

После получения результатов каждая группа отчитывается о проделанной работе и сообщает свои выводы. Выводы фиксируются в виде структурно логической схемы.

Архимедова сила

Не зависит от

                  Зависит от

1.Формы тела.

2.Плотности тела.

1.Объема тела V.

2.Плотности жидкости .

Знакомятся с содержанием текстов — культурных аналогов (читают или слушают, сопоставляют с собственными выводами групп, в случае необходимости корректируют их).

Формулируют окончательные выводы и фиксируют их в заданной форме в блокнот

Познавательные УУД: иметь представление о прогрессии  как последовательности чисел, получаемых по некоторому правилу.

Формировать умения анализа объектов.

Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь.

Личностные УУД: уметь представлять математическую науку как сферу человеческой деятельности, её значимость для развития индивидуальности.

Физминутка

3 минуты

Просмотр электронной физминутки

Гимнастика для глаз. 

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхам,
Сном волшебным засыпаем.

Быстро, быстро поморгали.

Посмотрели, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз. Глазки закрыли, отдохнули.

Открываем глазки

Выполняют задания учителя

Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной рефлексия способов и условий действия; анализ и синтез объектов

Регулятивные УУД: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Коммуникативные УУД: Умение слушать

Личностные УУД: профессиональное самоопределение, смыслообразование

Первичное усвоение новых знаний.

Закрепление учебного материала

7 мин

Предлагает вопросы и задания для закрепления знаний, формирования первичных умений по их применению.

Определите выталкивающую силу, действующую на камень  объёмом 1, 6 м3 в морской воде

Проверьте решение в учебнике на с. 150

Следующая задача упр26(4)

На доске

 Ребята! Посмотрите на парты, у вас лежат листочки с самостоятельной работой.

 На выполнение работы отводится 3 минут.

1 уровень

Три одинаковых по размеру шарика 1, 2, 3 погружены в жидкость. На какой из шариков действует наибольшая выталкивающая сила?

А) 1
Б) 2
В) 3
Г) на все шары действует одинаковая выталкивающая сила.

2 уровень

Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 2000 см3 в воде?

3 уровень

Какую силу нужно приложить, чтобы удержать в воде бетонную приту объёмом 1 м3?

А теперь каждый оцените себя. Критерии оценивания на экране.

Критерии оценивания:

3уровень-  «5»

 2уровень– «4»

 1уровень– «3»

Ответы:

1 уровень

г

2 уровень

3 уровень

13000Н

-Поднимите руки. Кто оценил себя на «5», на «4»?  Хорошо, я ставлю вам эти оценки в журнал.

Организует беседу по уточнению и конкретизации знаний.

Подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения, заполнив пустые графы.

Архимедова сила- это_________

Архимедова сила не зависит от ________________

Архимедова сила зависит от______________________

Архимедова сила равна__________________________

Отвечают на вопросы учителя, выполняют теоретические и практические задания. Объясняют свой выбор.

Выполняют задания учебника, в случае необходимости обращаются за помощью к учителю, результаты фиксируют в листе достижений

Осуществляют  проверку в парах.

Личностные: умение овладеть нормами и правилами научной организации труда;

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей  и коллективной деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план и последовательность действий,   осуществлять контроль по результату.

Познавательные: умение выделять необходимую  инфор-мацию; умение ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов; умение планировать свою трудовую деятельность; умение обосновывать показатели качества промежуточных

Закрепление.

10 мин

Организует самостоятельную работу

Спортсмены, которые занимаются дайвингом, могут погружаться в воду на глубину более 100 метров. Определите, во сколько раз отличается давление на этой глубине от давления на поверхности воды, если давление, создаваемое десятью метрами водяного столба эквивалентно атмосферному давлению.

Нормальное атмосферное давление

P1 = 105 Па

Давление на глубине 100 м

P2 — ?

Каждые 10 м — добавляют еще 105 Па

Получаем

10 м = 105 Па + 105 Па = 2  105 Па
20 м = 2
 105 Па + 105 Па = 3  105 Па
30 м = 3
 105 Па + 105 Па = 4  105 Па
40 м = 4
 105 Па + 105 Па = 5  105 Па
50 м = 5
 105 Па + 105 Па = 6  105 Па
60 м = 6
 105 Па + 105 Па = 7  105 Па
70 м = 7
 105 Па + 105 Па = 8  105 Па
80 м = 8
 105 Па + 105 Па = 9  105 Па
90 м = 9
 105 Па + 105 Па = 10  105 Па
100 м = 10
 105 Па + 105 Па = 11  105 Па

P2 = 11  105 Па

P2/P1 = 11  105 Па/105 Па = 11

Ответ:
в 11 раз

Выполняют  самостоятельную работу (в виде тестирования на ПК), с целью определения уровня первичного усвоения материала.

 Рефлексия

1 мин

Организует процедуру само- и взаимооценки результатов учебной деятельности на уроке.

А теперь  предлагаю  вам себя оценить. Рассмотрите свой лист самоконтроля и сделай те анализ своей работы на протяжении всего урока. У кого все плюсы это отметка «5»,  1 минус отметка «4», 2 минуса отметка «3»  и в соответствии с этим запишите Д/З

 Большое спасибо, ребята, за совместную работу.

Осуществляют процедуры само- и взаимооценки собственной учебной деятельности, своих товарищей в паре, группе, класса в целом.

Личностные: умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль).

Регулятивные: построение логической цепочки рассуждений и доказательство.

Познавательные: умениесформулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать показатели качества конечных результатов

Задание на дом

2 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Формулирует и комментирует домашнее задание.

«3»– § 51;ответить на вопросы.

«4»–упр 26(3) на стр.150

«5» -упр 26(5) на стр.150

Осуществляют выбор домашнего задания, записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно - обобщающий урок по теме: "Архимедова сила. Плавание. Воздухоплавание.

Сценарий повторительно - обобшающего урокапо физике  в 7 классе с презентацией и приложением. Приложение содержит тестовый материал для повторения темы....

Урок по теме"Архимедова сила", 7 класс.

Презентация по теме "Архимедова сила", задания для творческих групп для исследования зависимости силы Архимеда от различных величин. Перышкин А.В....

Урок по теме "Архимедова сила"

Урок с использованием элементов исследовательской деятельности....

Урок по теме "Архимедова сила. Плавание тел"

Урок по теме  « Архимедова сила. Плавание тел »( решение задач )7 КЛАСС...

Урок по теме: "Архимедова сила"

Данный урок позволяет выяснить от чего зависит архимедова сила...

Открытый урок по теме: "Архимедова сила"

разработка урока в 7 классе...

Открытый урок по теме "Архимедова сила"

Интернет технологии совместно с ЦОРами позволяют провести урок – дискуссию эмоционально, помогают сделать урок живым, увлекательным, интерактивным. В процессе такого урока учащиеся самостоятельн...