Физика и медицина (предпрофильный элективный курс)
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Сысоева Елена Анатольевна

 

Элективный курс предназначен для учащихся 9 клас­сов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_i_medicina.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Физика и медицина

(предпрофильный элективный курс)

Е.А.Сысоева, БОУООШ №7, Краснодарский край,

Динской район, ст. Пластуновская

Задача, поставленная перед образованием, заключается не только в том, чтобы давать человеку всесторонние знания, но и развивать в нем самостоятельность мышления, необходимую для развития творческого восприятия окружающего мира.

П.Л.Капица

Пояснительная записка

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ в качестве предпрофильной подготовки. Предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Основные цели курса:

знакомство с основными методами применения физических законов в медицине;

развитие познавательного интереса к современной медицинской технике и проблемам здравоохранения;

формирование умения выдвигать проблемы и гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться индукцией, дедукцией, методами аналогий.

Ожидаемыми результатами элективных занятий являются:

получение учащимися представлений о проявлении физических законов и теорий в медицине, методах научного познания природы;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности.

Содержание элективного курса базируется на материале курса физики,  изучаемом  в основной школе, в соответствии с программой общего образования по физике.

Задачи курса:

  1. Развивать познавательные, творческие способности учащихся, самостоятельность мышления;
  2. Расширить кругозор учащихся;
  3. Выработать умения выдвигать гипотезы, планировать и выполнять эксперименты;
  4. Сформировать навыки проведения исследований с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов;
  5. Познакомить с аспектами здорового образа жизни;

Учебно-тематическое планирование курса

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма занятия и вид деятельности учащихся

Невесомость и перегрузки. Центрифугирование

1

Лекция, конспектирование ее основного содержания

Вестибулярный аппарат

как инерциальная система

ориентации человека

1

Беседа, практическая работа, исследовательская работа

Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека

1

Беседа, практическая работа, исследовательская работа

Работа и мощность человека. Эргометрия

1

Беседа, работа с дополнительной литературой

Характеристики слухового ощущения. Звуковые измерения

1

Лекция, сообщения учащихся

Физические основы клинического метода

измерения давления крови. Физические свойства нагретых и холодных сред,

используемых для лечения.

Применение низких температур в медицине

2

Беседа, практическая работа

Физические основы электрокардиографии

1

Беседа, исследовательская работа

Оптическая  система  глаза и некоторые ее особенности

1

Сообщения учащихся, исследовательская работа

Использование рентгеновского излучения в медицине. Тепловое излучение тел

1

Беседа, практическая работа

Использование радиоактивных изотопов в медицине

2

Беседа, исследовательская работа

Время реакции человека и факторы, которые на него влияют

1

Беседа, практическая работа, исследовательская работа

Решение качественных задач по теме «Физика и медицина»

1

Решение задач

Экскурсия в кабинет ЭКГ поликлиники

2

Отзывы об экскурсии

Итоговое занятие

1

Викторина, соревнование, отчеты учащихся о проделанных практических работах

Содержание элективного курса

  1. Особенности поведения человеческого организма при невесомости, когда органы человека не оказывают давления друг на друга.
  2. Реакция вестибулярного аппарата на равнодействующую сил, действующих на человека.
  3. Удержание человеком равновесия с помощью совокупности рычагов, входящих в опорно-двигательную систему человека.
  4. Эргометры — приборы для измерения работы человека или отдельных его членов.
  5. Действие звука на человеческий организм в зависимости от уровня интенсивности звука. Звуковое давление.
  6. Физические основы измерения давления крови в плечевой артерии.
  7. Биоэлектрические потенциалы в клетках и тканях человека.
  8. Строение глаза человека. Аккомодация — приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов (наводка на резкость).
  9. Устройство рентгеновской трубки, принцип ее работы. Рентгенодиагностика — просвечивание внутренних органов человека с диагностической целью.
  10. Радиоактивность. Взаимодействие ионизирующего излучения с веществом. Методы, использующие изотопные индикаторы (меченые атомы) с диагностическими и исследовательскими целями.
  11. Примеры, показывающие важность быстроты реакции человека. Практическая работа «Время реакции человека и факторы, которые на него влияют»
  12. Решение качественных задач по теме «Физика и медицина»

Литература

  1. Блудов М. И. Беседы по физике: Книга для учащихся старших классов средней школы / Под ред. Л. В. Тарасова. М.: Просвещение, 1992.
  2. Богданов К. Ю. Физик в гостях у биолога. М.: Наука, 1986.
  3. Бялко А. В. Наша планета — Земля. М.: Наука, 1983.
  4. Грегори Р. Разумный глаз / Пер. с англ. М.: Мир, 1972.
  5. Зверева С. В. В мире солнечного света. Л.: Гидрометеоиздат, 1988.
  6. Маковецкий П. В. Смотри в корень! / Сборник любопытных задач и вопросов. М.: Наука, 1984.
  7. Полищук В. Р. Как исследуют вещества. М.: Наука, 1989.
  8. Ремизов А. Н. Курс физики, электроники и кибернетики для медицинских институтов: Учебник. М.: Высшая школа, 1982.
  9. Хилькевич С. С. Физика вокруг нас. М.: Наука, 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Предпрофильный элективный курс "Экономика и основы программирования"

Элективный курс, разработанный для учащихся 9 классов...

Предпрофильный элективный курс "Физика в сельском хозяйстве"

Государственные структуры декларируют образование (вообще) как основу для социального экономического развития нашего общества, экономики основанной на знаниях и инновациях.В развитии сельского хозяйст...

разработка занятия по теме "Физика слуха" по програме элективного курса "Физика и медицина"

В разработке представлена методика проведения занятия элективного курса по программе "Физика  и медицина",дается обоснование  и объяснение влияния звука на здоровье человека.Историчечкие фак...

Программа предпрофильного (элективного) курса “Macromedia Flash - Загадочный мир анимации”

Все более и более широкое распространение в сети Интернет получает технология создания флэш анимации. Большое количество баннеров, сайтов, игр, и других приложений делается с помощью программы Macrome...

Программа предпрофильного элективного курса «По следам цивилизации».

Программа предпрофильного элективного курса “По следам цивилизации” рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов и является предметноориентированной....

Программа предпрофильного элективного курса "Журналист" для учащихся 9 класса

Элективный курс “Журналист” направлен на формирование поисковой и исследовательской деятельности учащихся 9 классов. Содержание курса предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся. Пр...