Программа предпрофильного элективного курса "Журналист" для учащихся 9 класса
элективный курс по литературе (9 класс) по теме

Подболотова Елена Валентиновна

Элективный курс “Журналист” направлен на формирование поисковой и исследовательской деятельности учащихся 9 классов. Содержание курса предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся. Программа обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности и активной жизненной позиции. Программа данного курса (в количестве 17 часов) ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы (курс ориентирован на гуманитарный или социально-гуманитарный профиль). Содержание курса, форма его организации должны помочь ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. В процессе изучения данного специального курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о профессии журналиста. Одним из важнейших инструментов курса являются современные информационные технологии: компьютерная обработка материала (набор текста, макетирование школьной газеты) работа с различными программами, которые помогут оформить газету. Курс направлен на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, осознание, рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnalist.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ                 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1118

119590, г. Москва, Ул. Довженко д.10, тел.(499)-147-65-24; тел/факс(499)-147-25-80;

e-mail: school1118@mail.ru; ИНН -7729403018; КПП-772901001

Рассмотрено на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла

Утверждено на педагогическом совете

Программа

элективного курса предпрофильной подготовки

"Журналист"

(для учащихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный профиль)

Составила Подболотова Елена Валентиновна

I. Пояснительная записка

Элективный курс “Журналист” направлен на формирование поисковой и исследовательской деятельности учащихся 9 классов. Содержание курса предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся. Программа обладает значительным потенциалом для социализации школьников, развития их самостоятельности и активной жизненной позиции. Программа данного курса (в количестве 17 часов) ориентирована на перспективу развития профильного обучения в старшем звене школы (курс ориентирован на гуманитарный или социально-гуманитарный профиль). Содержание курса, форма его организации должны помочь ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. В процессе изучения данного специального курса учащимся предоставляется возможность расширить представления о профессии журналиста. Одним из важнейших инструментов курса являются современные информационные технологии: компьютерная обработка материала (набор текста, макетирование школьной газеты) работа с различными программами, которые помогут оформить газету. Курс направлен на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных умений: обобщение, анализ, синтез, классификация, оценивание, абстрагирование, моделирование, выдвижение гипотез, выделение главного, формулирование проблем, осознание, рефлексия.

Цель курса: 

  1. оказание помощи в оценке своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы, в определении дальнейшего направления и пути получения образования.

Задачи курса: 

  1. способствовать профессиональному определению;
  2. оказать помощь в рациональной и эффективной организации самостоятельной деятельности учащихся;
  3. совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
  4. активизировать ценностно-смысловые аспекты личности учащихся, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и выработке личного отношения к ним, собственной внутренней позиции;
  5. выработать умения, необходимые в профессиональной деятельности журналиста: брать интервью, писать статьи, заметки, очерки, проводить опрос.

Формы организации учебных занятий:

Интерактивная лекция, проблемная дискуссия, работа в малых группах, микроисследование, обсуждение, работа с текстами газет и журналов, проектирование, лекция с элементами дискуссии, работа с документами, экскурсия, защита проекта.

Образовательные результаты изучения данного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля: 

  • текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, рецензирование сообщений учащихся и др.);
  • тематический контроль;
  • обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности – своего проекта (самостоятельно подготовленной газеты или нескольких статей).

Форма оценки результатов: зачет-незачет. Учащийся получает зачет при следующих условиях: 1) посещение всех занятий и активное участия в них, умение адекватно применить понятия (определения) в дискуссии; 2) участие в создании и презентации школьной газеты.

В качестве методического обеспечения предполагается использование пособия для учащихся – Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9 кл.)»: Пособие для учащихся/             Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; сост.              Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990.– 176 с.

Ожидаемые результаты и способы их оценки

Курс завершается подготовкой и выпуском школьной газеты, в которой должен быть отражен индивидуальный профессиональный путь учащегося как итог освоения учебного материала курса. В результате работы у школьников возрастает познавательная активность, вырабатывается интерес к литературно-публицистической деятельности, развивается речь, повышается информационная культура, тренируется способность к рефлексии и анализу.

II. Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Форма проведения

Виды деятельности учащихся

лек-ция

прак-тич. заня-тия

1.

Кто такой журналист? Журналистом рождаются или становятся? Кто важней для журналиста – он сам или читатель?

1

1

Интерактивная лекция, встреча с журналистом  районной газеты «Уездная жизнь» Археловой Светланой Анатольевной

Просмотр и анализ мультимедийной программы, диалог, проблемная дискуссия

2.

Как осуществляется подбор материала для газеты (или для журнала).

-

2

Работа в малых группах

Микроисследо-вание, обсуждение, работа с текстами газет и журналов

3.

Проект (тема – на выбор): «Отзыв», «Статья», «Рецензия», «Эссе», «Интервью».

-

2

Проектирование (проект в контексте будущей специальности)

Практическая работа по написанию статьи, комментирован-ное чтение

4.

Что такое «Школьная газета»?

1

1

Лекция с элементами дискуссии, работа в малых группах

Моделирова-ние школьной газеты

5.

Экскурсия в редакцию районной газеты.

-

2

Экскурсия

Ознакомление с работой журналиста, корректора, редактора

6.

Тематический контроль. Сбор материала для «нашей» газеты.

-

2

Тематический контроль, исследование, творческий поиск, работа в группах

Написание статей, создание рисунков, анализ художественных текстов, фильмов, работа в командах

7.

Компьютерная обработка материала. Набор и макетирование школьной газеты.

-

2

Практическая деятельность, консультации с преподавателем

Компьютерная вёрстка

8.

Первый номер нашей газеты.

-

3

Проектирование, защита проекта

Защита проекта, анкетирование

 

Итого

17 часов

III. Содержание программы

Тема 1. Кто такой журналист? Журналистом рождаются или становятся? Кто важней для журналиста – он сам или читатель?

(2 часа: лекция и практическое занятие)

Лекция: Знакомство с профессией журналист, где можно получить эту профессию. Профессиональный рост журналиста, саморазвитие. Развитие умения разговаривать с людьми и уважать собеседника, установление контакта, коммуникативность, эмпатия, правила общения. Дискуссия: Журналистом нужно родиться или можно выучиться? Кто важней для журналиста – он сам или читатель? Профессиональные качества журналиста, профессиональные умения, профессиональная этика.

Основные понятия: профессия, призвание, саморазвитие, профессиональное развитие, общение, профессионально важные качества, профессиональные умения, профессиональная этика.

Тема 2. Как осуществляется подбор материала для газеты (журнала).

(2часа: практическое занятие - работа в малых группах, микроисследование, обсуждение, работа с текстами газет и журналов, обсуждение)

Работа с газетами (журналами). Анализ подбора материала. Цели и функции газет и журналов: информационная, развлекательная, познавательная, методическая, поучительная и др. Связь названия газет и журналов с их содержанием.

Характеристика и оценка двух районных газет – «Уездная жизнь» и «Знамя» (оформление, качество статей, на какую аудиторию рассчитан материал, количество статей, размер статей, есть ли грамматические и логические ошибки, стиль написания статей и др.) Такая работа проводится в малых группах, где каждая группа получает следующее задание:

1) составить свой план анализа газеты (или журнала);

2) проанализировать газету (или журнал);

3) организовать выступление всех членов группы.

Дискуссия о полезной и ненужной информации газеты.

Основные понятия: подбор материала, функции газеты или журнала, аудитория печатного издания.

Тема 3. Проект (тема – на выбор): «Отзыв»,   «Статья»,  «Рецензия»,  «Эссе»,  «Интервью».

(2 часа: практическое занятие - проектирование)

Знакомство с различными жанрами публицистики: рецензия, отзыв, эссе, интервью (учащимся на карточках предлагаются определения каждого жанра, но можно организовать работу со словарем). Основные их сходства и различия. Как написать статью: с чего начать? Выбор интересующей темы. Цели, задачи. Название статьи. Структура статьи: введение, основная часть, заключение. Форма написания статьи: монолог, диалог с читателем, интервью и др. Итог занятия: проект статьи.

Основные понятия: рецензия, отзыв, эссе, интервью, тема, название статьи, структура и форма написания статьи.

Тема 4. Что такое «Школьная газета»?

(2 часа: лекция с элементами дискуссии, работа в малых группах)

Содержание и отбор материалов для школьной газеты. Конкурс на лучшее название школьной газеты. Подведение итогов конкурса на лучшее название школьной газеты. Рубрики газеты. Определение содержания школьной газеты. Наглядность, оформление. Итог занятия: модель школьной газеты.

Основные понятия: рубрика, содержание, название.

Тема 5. Экскурсия в редакцию районной газеты.

(2 часа: экскурсия)

Ознакомление с работой журналиста, редактора и корректора. Наблюдение, сбор материала об одной из профессий.

Основные понятия: журналист, редактор, корректор.

Тема 6. Тематический контроль. Сбор материала для “нашей” газеты.

(2 часа: практическое занятие - исследование, творческий поиск, работа в группах, написание статей, создание рисунков, анализ художественных текстов, фильмов)

Тематический контроль: анализ усвоения основных понятий: профессия, призвание, журналист, редактор, корректор, наборщик, статья, эссе, отзыв, рецензия, тема, название статьи, структура и форма написания статьи, профессионально важные качества, профессиональные умения. Такой контроль может проходить в различных формах: задания по группам, устные или письменные индивидуальные ответы, работа в командах на баллы; условие – ограничение во времени – 5-10 минут.

Сбор материала. Наша газета – название и содержание. Количество рубрик и статей. Подбор понравившейся рубрики каждому учащемуся. Творческое задание: подобрать интересный материал о школьной жизни. Написание статей. Коррекция статей. Порядок размещения статей, рисунки, схемы, таблицы и т.д. Разбивка на отделы и должности (главный редактор, зав. отделом корреспонденции, корреспондент, журналист, и др.). Работа учащихся в группах (отделах). Завершение работы над газетой.

Каждый ученик или группа работают над проектом, учитывая следующие критерии:

1. Определить тему статьи, сформулировать предмет исследования или исходные тезисы.

2. Правильно подобрать и эффективно использовать необходимые источники, критически анализировать различные факты и оценивать их интерпретации. Высказывать собственные суждения и оценки, основанные на свидетельствах и тщательном изучении фактов.

3. Представить работу по исследуемой теме, которая:

  • хорошо спланирована и организована;
  • развивает тему, последовательно и связно изложена и аргументирована, документально точна;
  • демонстрирует понимание требований и объема вопроса (умение, держась в рамках вопроса, раскрыть его сущность); показывает навыки организации материала: умение построить план статьи, изложить факты в повествовательной форме, приводить связные и убедительные аргументы, анализировать, обобщать, обсуждать и объяснять, сравнивать и противопоставлять, критически оценивать различные факты и свидетельства.

Основные понятия: коррекция статей, распределение на должности.

Тема 7. Компьютерная обработка материала. Набор и макетирование школьной газеты.

(2часа: практическая деятельность)

Основные понятия: оформление газеты.

Тема 8. Первый номер нашей газеты.

(3 часа: практическое занятие - проектирование, защита проекта)

Подготовка презентации газеты. Защита проекта. Презентация газеты в школе. Распространение газеты. Рефлексия: каждый делает вывод – понравилось ли быть ему в той или иной должности, какие трудности он испытал в работе, было ли ему интересно, хотел бы он в дальнейшем реализовать себя в качестве журналиста. Подведение итогов работы. Сбор откликов. Подведение итогов преподавателем.

Основные понятия курса

Профессия, призвание, саморазвитие, профессиональное развитие, общение, профессионально важные качества, профессиональные умения, подбор материала, функции газеты или журнала, аудитория печатного издания, рецензия, отзыв, эссе, интервью, тема, название статьи, структура и форма написания статьи, рубрика, содержание, название, редактор, корректор, оформление газеты.

IV. Методические рекомендации

В процессе занятий предполагается использование методического обеспечения, учитывающего возрастные и психологические особенности учащихся, возможность работать в своем темпе, подбор индивидуальных заданий разного уровня сложности. Ученик может выбрать задание различной степени сложности в зависимости от его индивидуальных интересов и предпочтений, часть заданий имеет проблемный характер, часть заданий может быть предложена самими обучающимися. Ученик, приступающий к изучению курса, имеет представление о том, какой объем работы ему предстоит выполнить.

Организация обучения основывается на активных методах обучения: интерактивные лекции, групповая дискуссия, диалог, игры, работа в малых группах, мини-исследования, учебные исследования (опросы, тесты).

Ведущим методом (видом) деятельности является поисково-исследовательская. В данный курс занятий включен такой интересный вид деятельности, как проектирование. Проектирование – значимая, самостоятельная исследовательская практика, ориентированная на реальный результат деятельности. Подростки погружаются в процесс освоения, отработки социальных навыков, учатся самостоятельно планировать свою деятельность и отслеживать ее результаты. Анализ художественных текстов, фильмов и работа с документами позволяют не только обучать старшеклассников основам анализа, но и расширяют их представления о ресурсах, которые можно использовать для подкрепления своей жизненной позиции, для исследовательской и проектной деятельности.

Практически на всех занятиях учебная деятельность моделирует будущую профессиональную деятельность учащегося (или просто реальную жизненную ситуацию). Такой подход помогает достичь цели курса: оценить свой потенциал в данной профессиональной области.

V. Требования к уровню подготовки учеников

По окончании курса учащиеся должны знать:

  • специфику работы редактора, журналиста, корректора;
  • факторы успеха в ведении беседы, интервью;
  • структуру и форму написания статьи;
  • функционально-смысловые типы речи;
  • функции газет и журналов в современном мире;

Учащиеся должны уметь:

  • вступать в контакт, определять целевую установку общения;
  • отбирать языковые средства общения, варьировать их с учётом ситуации, целей общения;
  • ориентироваться в речевой ситуации, определять коммуникативную стратегию и тактику поведения;
  • определять особенности жанров речевого общения, создавать речевые произведения с учётом жанровой специфики (эссе, интервью, репортаж и т.д.);
  • соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения.

 VI. Список литературы

Литература для учителя

  1. Журнал “Лицейское и гимназическое образование” серия приложений “Педагогические советы” №2, №3, №7, 2002 г.
  2. Мучник Б.С. Основы стилистики и редактирования. Ростов-на-Дону, 1987.
  3. Львов М.Н. Основы теории речи. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., Академия, 2002.
  4. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практика по культуре речи. СПб., 1996.
  5. Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М.: Высшая школа, 1988. – 160с.
  6. Солганик Г. Я. Русский язык.10-11 кл. Стилистика. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев и гимназий. – М.: Дрофа, 1995.—272с.
  7. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 224с.
  8. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. (Под ред. Т.А.Ладыженской) – М.: Просвещение. 1991.

Литература для ученика

  1. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8 – 9 кл.)»: Пособие для учащихся/ Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; сост. Т.А. Ладыженская,         Т.С. Зепалова. –  4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990.– 176 с.
  2. Голуб И.Б., Розенталь Д. Занимательная стилистика. Книга для учащихся 10 класса средней школы. М., Просвещение, 1988.
  3. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – М.: Просвещение 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Программа предпрофильного курса для учащихся 8-9 классов «Энергосбережение, природа и мы».

Человечество продолжает использовать все сокращающиеся запасы ископаемого топлива. Все больше людей понимают, что будущее — за возобновляемыми, экологически чистыми видами получения энергии: сол...

Программа предпрофильного (элективного) курса “Macromedia Flash - Загадочный мир анимации”

Все более и более широкое распространение в сети Интернет получает технология создания флэш анимации. Большое количество баннеров, сайтов, игр, и других приложений делается с помощью программы Macrome...

Программа предпрофильного элективного курса «По следам цивилизации».

Программа предпрофильного элективного курса “По следам цивилизации” рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов и является предметноориентированной....

Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9 классов "Мой выбор"

Программа предпрофильной подготовки «Мой выбор» имеет психолого-педагогическую направленность. Идея создания программы заключается, прежде всего, в том, чтобы:1) помочь учащимся избежать ошибок в выбо...

Программа предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов "Твой компас на рынке труда"

Программа позволяет актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального тру...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка», 9 класс

         Рабочая программа элективного курса разработана на основе  Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы (автор-с...