Программа предпрофильного элективного курса «По следам цивилизации».
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Бубенцова Татьяна Николаевна

Программа предпрофильного элективного курса “По следам цивилизации” рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов и является предметноориентированной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elek._kurs._po_sledam_tsivilizatsii.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Староюрьевская СОШ

Программа предпрофильного элективного курса

 «По следам цивилизации».

(17 часов)

Автор:

Бубенцова Татьяна Николаевна,

учитель биологии и экологии высшей категории

Пояснительная записка.

Программа предпрофильного элективного курса “Шаги цивилизации” рассчитана на 12 часов для учащихся 9-х классов и является предметноориентированной.

Данный курс содержит знания, вызывающие познавательный интерес школьников и представляет ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

В курсе биологии заложены основы знаний по экологии, однако, важная современная проблема роли цивилизации на природу не рассматривается. Программа разработанного элективного курса «Шаги цивилизации» позволяет учащимся увидеть результаты жизни человека на Земле и оценить роль природы для человечества. Данный курс раскрывает противоречия и взаимосвязь цивилизации с окружающей средой, показывает ведущую роль природы и ее значение для жизни на Земле, раскрывает экологические проблемы своего региона, местности.

Курс содержит большую практическую часть, которая представлена тремя практическими работами и тремя экскурсиями. Такая практическая направленность элективного курса позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в данном направлении.

Содержание знаний и умений учащихся структурировано по пяти разделам и взаимосвязано с базовыми знаниями учащихся. Последовательность тем предусматривает также усиление гуманистических и нравственных аспектов знаний взаимоотношений человека и природы.

Программа рассчитана на использование активных методов обучения и различных форм контроля знаний и умений по ведущим темам.

Данный прогностирующий курс повышает вероятность осознанного и успешного выбора профиля выпускником основной школы.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

- взаимосвязь природы и человека;

- принципы бережного, рационального природопользования;

- экологические проблемы Тамбовской области, села Староюрьево;

- правила поведения в природе и социальной среде;

- о деятельности человека на земле и цивилизации на планете.

Учащиеся должны уметь:

- объяснить характер возникновения экологических проблем, причины их обострения на современном этапе развития человечества;

- понимать и выявлять связи социальных, экологических и этических понятий;

- характеризовать взаимосвязь человека с окружающей средой;

- раскрывать сущность экологических проблем и характеризовать причины их породившие;

- прогнозировать возможные отрицательные последствия;

- анализировать разнообразные экологические ситуации, выбирать конструктивные решения;

- оценивать влияние природы на человечество в целом и на человека как личность.

         Природа была в этом                                              первой.

Чёрная бездна…Звёздная пыль…

Холодом дышит вечность,

Переплетая сказку и быль

Миг и бесконечность!

Кто-то, когда-то задал маршрут,

Не объяснив секрета,

И совершает неведомый путь

Маленькая планета.

        Кружится, вертится шар голубой,

                Нас на груди качая.

                Крутится, вертится не для того,

                Чтоб всё начинать сначала.

                В кружении стай вездесущих ракет

                Так нелегко вращаться.

                Всё-таки пять миллиардов лет

                Отдано цивилизации!

                Мелкой дрожью на полюсах

                                                                Даёт себя знать усталость.

                                                                И застывает вопрос на устах:

                                                               «А сколько ещё осталось ?!»

          И. Тальков.  

           Неужели цивилизация ведёт к неизбежным бесценным потерям? В конечном итоге, это может привести к гибели всего человечества и нашей такой беззащитной планеты.

         Растения и животные всегда были для людей щедрым источником пищи, медикаментов, строительных материалов и одежды. А человек в ответ на это расчищал леса ираспахивал поля, превращая естественную среду в лоскутное одеяло, хотя и делая при этом растительный мир богаче и разнообразнее.

         Однако за последние несколько сотен лет, которые не более чем миг в процессе эволюции, «взаимную терпимость» и «всеобщее благо» сменили наши ещё более разрушительные, чем когда-либо, попытки манипулировать окружающей средой. А ведь у нас, людей, ежедневное выживание зависит от сложнейшего хитросплетения жизни, которое являет собой мир природы,  мы, на собственную погибель, постоянно наносим ей ущерб.

         Стремясь облегчить себе жизнь, человек изобрёл ножницы, чтобы стричь, удочку, чтобы ловить рыбу, клещи, чтобы ухватывать, сито, чтобы процеживать, горшки, чтобы хранить продукты, шприцы, чтобы делать уколы, щипцы, чтобы колоть орехи. Но и в этом как и во многом другом, он лишь повторил решения найденные природой много веков назад. Природа была в этом первой.

         Ни в чём человек не проявляет столько изобретательности, как в разработке средств нападения и защиты. Но и животные создавали свой арсенал, далеко не ограниченный зубами и когтями. И природа была в этом первой.  

  1. Средства нападения и защиты.

         На протяжении всей истории человечество довольно редко прибегало к химическому оружию, зато животный мир тысячелетиями пользовался богатейшим арсеналом газов, ядов, жгучих веществ, отталкивающих запахов. Жук-бомбардир, если его потревожить, выбрасывает пятьдесят кипящих струй быстро испаряющегося раздражающнго вещества. Некоторые кузнечики в момент опасности выделяют фенол и хинон6ы, которые отпугивают других насекомых, а телифоны (родственные скорпионам паукообразные) выделяют вещество, напоминающее по действию слезоточивый газ. Гигантские многоножки через поры по бокам тела распыляют цианид.

         Многие змеи используют нервно-паралитическое вещество, которое вводят жертве в кровь.

       У жаб, например, из бородавок выделяется действующий мгновенно яд, вызывающий у любого нападающего сильную тошноту и рвоту. Лягушки-древолазы выделяют вещество, 28 граммов которого достаточно для уничтожения населения небольшого городка.  

         Воронковые пауки содержат яд – атраксотоксин, не причиняющий особого вреда большинству животных, но смертельный для обезьян и человека.

    Некоторые виды медуз имеют стрекательные клетки с ядом. Яд медузы морской осы мгновенно парализует сердечную мышцу. В прибрежных водах Австралии водятся мелкие осьминоги, укус которых останавливает дыхание.

        Удивительное животное скунс. Его оружие – желтая маслянистая жидкость, в состав которой входит этилмеркаптан (один из отвратительнейших запахов на свете).

         Растения тоже имеют средства защиты от поедания их животными. Например, пижма и молочай защищаются горьким вкусом. Ядовитая сердцевина молочая смертельна для многих насекомых.

         Бальзамическая пихта отваживает насекомых, вырабатывая гормон, мешающий взрослению личинок, а значит и дальнейшему размножению. Волоски крапивы действуют как подкожные инъекции – лёгкого прикосновения достаточно, чтобы проткнуть кожу и впрыснуть смесь гистаминов, вызывающих у людей аллергию.

 

Генераторы света.

Когда-то, до изобретения батареек, у человека не было мгновенно включающихся фонариков. Зато многие представители животного мира веками с успехом генерируют свет.

Природное электричество.

Огоньки эльфов- это особые органы на брюшке жуков, генерирующие вспышки света, - от одиночных огоньков до нескольких пар. Все светляки производят свет с помощью химического вещества люциферина, хранящегося у них под прозрачной кутикулой, где расположена плотная ткань, выполняющая, по-видимому, роль отражателя. Излучаемый свет холодный. Для сравнения, в электрических  лампочках энергия на 97% тепловая, у светляков же - на 90% световая. Насекомые, светясь в темноте, оповещают о своей готовности к спариванию.  

Многие ракообразные, кальмары, рыбы пользуются биолюминесценцией- живым светом, вспыхивающим при нападении или обороне. Свет им создаёт тот же люцеферин или светящиеся бактерии, симбиотически обитающие в многочисленных кармашках на их теле. Выключить свечение непросто: когда за рыбой кто-то гонится, она плывёт с включенными огнями по прямой, но потом, меняя направление движения, гасит их.

Строители и инженеры.

Задолго до того как были сформулированы законы гидравлики и осмыслены основные принципы строительства, растения, и животные уже справились со всеми этими проблемами. Некоторые их решения подсказали людям направления поисков.

Жители жарких стран давно оценили преимущества сферы. Ведь чем меньше отношение поверхности тела к его объёму, тем меньше испарение и поглощение тепла. Вот почему они строили купола. Многие виды  молочая, растущие в пустынях Южной Африки, имеют форму шара, поэтому одна его половина, как и у самой Земли, всегда в тени.

Армированный бетон изобрёл не архитектор и не инженер, а французский садовник Жозеф Монье, хорошо знавший строение растений. Многие высокие деревья, растущие на неглубоком слое почвы в лесах, могут послужить моделью для архитектора. В качестве дополнительной опоры и креплений  

Редкие, исчезающие, охраняемые растения Тамбовской области

Редкие растения (растения, находящиеся под угрозой исчезновения и встречающиеся в виде небольших групп).

Рогатик пестиковый, семейство Клавариевые.

Статус: редкий вид.

Экология и биология:

Обитает на почве, обычно среди зеленых мхов, в лиственных и смешанных лесах, в увлажненных местообитаниях.

Лимитирующие факторы:

Интенсивная эксплуатация лесов.

Меры охраны:

Необходимы сохранения естественных местообитаний в заповедниках, создание в районах обитания вида, «заповедных кварталов», не подлежащих лесоэксплуатационным работам, а также уточнение ареала, поскольку имеющиеся данные носят разрозненный характер.

Ежевик коралловидный, гериций коралловидный,

семейство Герициевые. Статус: редкий вид.

Экология и биология:

Растет на пнях и валежных стволах лиственных пород, преимущественно березы, реже бука, вяза, ольхи, дуба, липы, осины, в смешанных и лиственных, изредка хвойных лесах. Встречается не часто, но регулярно с конца июля до конца сентября.

Лимитирующие факторы:

Усиленная лесоэксплуатация и повышенное рекреационное воздействие.

Меры охраны:

Необходимо сохранение местообитаний вида на существующих охраняемых территориях и создание новых .

Экологический тренажёр

Вдоль дороги и во дворах растут совсем неприметные растения, на которые мы порой не обращаем внимания. Они прекрасно приспособились к своей среде обитания. Значение придорожных растений очень велико. Покрывая сплошным ковром обочины, они не дают подниматься дорожной пыли, семена их служат кормом для птиц, многие из этих трав используются в народной медицине.

Рассмотрите рисунок

 Используя слова для справок, надпишите названия придорожных растений. Раскрасьте, научитесь узнавать растения по внешнему виду.

 Придорожные растения.

Слова для справок: василёк, горец птичий, ромашка пахучая, подорожник, одуванчик, гусиные лапки, пастушья сумка, лютик.

Выявите черты приспособленности к среде обитания придорожных растений. Какие особенности строения позволяют    этим растениям    противостоять вытаптыванию? Каково значение растений. Заполните таблицу.

Придорожные растения

Название

Черты приспособленности

Значение

Горец птичий

Растение лекарственное. Семена ценый корм для птиц. Из его корней добывают синюю краску. В листьях есть

белки, сахар и витамин

1

Гусиные

лапки

Ночью, в плохую погоду цветки закрываются. Растение лекарственное. Молодые листья содержат витамин С.

Одуванчик

Лютик

Растение ядовито, особенно в период цветения. На коже, если приложить надолго свежий лист, образуются нарывы. Растение лекарственное.

Подорожник

Пастушья сумка

Свежие листья и стебли отгоняют неприятных насекомых. Лекарственное.

Василёк

Лекарственное.В цветке присутствует растворимый в воде цианин - краситель, который используют для окраски духов, шерсти.

Ромашка пахучая

Экологический тренажёр

 Пустыри и свалки населяют так называемые сорные растения. Эти растения очень жизнестойки и неприхотливы. Они не отличаются броской краской, и конечно, цветы крапивы не украсят букет, но зато щи из неё вкусны и полезны. Многие из этих растений обладают лекарственными и другими полезными для человека свойствами. Кроме того, пустыри выглядели бы без них много скучнее и безжизненней.

Рассмотрите рисунок.

 Раскрасьте и подпишите сорные растения. Научитесь узнавать растения по внешнему виду.

 Сорные растения

Слова для справок : пустырник, чертополох, дурман, крапива, кульбаба, марь белая, просвирник, лопух.

 Выявите черты приспособленности сорных растений к среде обитания. Каково значение этих растений в природе?

Меняющийся лик природы.

Кромсаем лед, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы еще придем просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого… пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

                                Р. Рождественский

Человек меняет окружающую среду и результат его деятельности налицо. Сейчас мы с вами поговорим о некоторых изменениях, а выводы сделаете сами.

Наука гарбология – наука о мусоре.

 

Армия самых страшных  врагов    собираются   в полной     тишине и никто          не следит    за       их   опасной     силой.

В пустынных   местах   собираются    захватчики, по сравнению    с которыми Чингисхан и Наполеон – беспомощные  дети. Эти места   называют    свалками, имя     этим  врагам - отходы!

Трудно  себе   представить, во что  превратились  бы наши     города, если бы    мусор     не вывозился  ежедневно. Ведь только   на каждого     жителя  Москвы  ежегодно  приходится до  400 кг мусора. Если мусор не уничтожать, то мусорная лавина может похоронить города под собой. Специалисты подсчитывали, что если мусор не уничтожить, то через 10-15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 м. В развитых странах на одного жителя в год приходится мусора в США – 721 кг, Австралии – 690 кг, Швейцарии – 441 кг, Германии – 360 кг.

Многие виды отходов устойчивы к разложению. Дольше всех сохраняется в почве стекло, резина и пластмасса. Для разложения стеклянной бутылки, например, требуется 2000 лет. Нет места лучше для разведения мух, крыс, мышей, тараканов, чем кучи бытовых отходов.

В Москве уже работают три завода по переработке мусора. До сих пор не разработан эффективный способ утилизации покрышек от автомобилей и отходов из пластмасс.

Природа приходит на помощь!

Нам не безразлична судьба людей, от которой зависит будущее нашей планеты. Так давайте же не будем безразличны к себе и своей планете.  Другого нам не дано. Земли с ее биосферой – величайшее чудо! И она у нас одна.

Альберт Швейцер писал: «Чем пристальнее мы всматриваемся в природу, тем больше осознаем, что мы связаны со всем живым в природе. Человек не  может жить только для себя – мы должны осознать, что любая жизнь – ценность, и мы с ней связаны».

Природа – мать, прощая наш эгоизм, наше потребительское отношение к ней, приходит на помощь к нам сама, возрождая наши загрубевшие души, наполняя наши сердца любовью.

Викторина!

  1. Какое исцеляющее воздействие оказывают на человека растения и животные?

  1. Какие «природные санитары» помогают бороться с нефтяными разливами в морях и океанах?

  1. Как животные помогают бороться с болезнями?

  1. Какие птицы являются показателями чистоты водоемов, т.е. следят за здоровьем рек?

  1. Чья «строительная» деятельность способствует преобразованию природы?

Ответы на вопросы.

1. Общение с домашними животными, птицами,            

аквариумными рыбками успокаивает, выравнивает давление, понижает влияние стресса. Ученые предполагают, что чувство привязанности к любви к своим питомцам стимулирует образование интерферона –вещества, активизирующего иммунную систему, а сильные положительные эмоции способствуют выработке эндорфинов – естественных обезболивающих веществ, так называемых «гормонов удовольствия».

Наблюдения показывают, что люди, перенесшие серьезные сердечно-сосудистые заболевания, выздоравливают быстрее и активнее, если у них есть домашние животные. Работа в саду и огороде также способствует поднятию жизненного тонуса, а прогулки по лесу, созерцание красивых растений выравнивают давление и обладают большой целебной мощью – это так называемые лечебные пейзажи. Замечено, что дикие животные, например дельфины, благотворно влияют на людей, страдающих аутизмом, тяжелыми депрессиями. Общение с этими животными терапевтически воздействует на разум и душевное состояние человека.

2. Бактерии, обитающие в морях и океанах. Этот способ называется биокоррекции. Бактерии смешивают с неорганическим веществом, глиной, и распыляют на загрязненную поверхность. Твердые комочки глины, разрывая нефтяную пленку, открывают доступ воздуха для бактерий. Так обеспечивается их контакт и с нефтью, и с питательными веществами. Бактерии разлагают нефть, превращая углеводороды, из которых она состоит, в углекислый газ, растворяющийся в морской воде.  

3. Например, гамбузии – маленькие, хищные, очень прожорливые рыбки. Их стали разводить в тех местах, где обитает много комаров. Пожирая личинки комаров, гамбузии снижают заболеваемость малярией и желтой лихорадкой, возбудителей, которых переносят эти комары.

4. Оляпка, которая питается личинками водных насекомых, рачками, улитками, очень чувствительна к загрязнению воды. Поэтому в нормальных условиях у этой птицы бывает в год по две кладки, а в случае загрязнения воды только одна.

5. Бобры строя плотины, способствуют превращению ручьев в пруды или озерца.

Для жилья животные устраивают норы или хатки. Норы роют при наличии крутых берегов Вход в нору всегда располагается под поверхностью воды. Хатки строят в местах, где рытье норы невозможно, — на низких заболоченных берегах или на отмелях (имеют вид большой кучи хвороста, скрепленного илом, высотой до 1–3 м и диаметром до 10 м). Внутри хатки устраивают обширную полость, выходы из которой ведут в воду. Зимой в хатках сохраняется положительная температура, вода не замерзает, и бобры имеют возможность выходить в подледную толщу водоема. В водоемах с непостоянным уровнем воды, что при спаде могло бы привести к осушению выходов из нор или хаток, бобры сооружают плотины ниже поселения из срезанных стволов деревьев, веток и хвороста, скрепляемых глиной, илом и другим материалом.

Все едино в Космосе, и непрерывен поток человеческого сознания. Он стекает на Землю и покидает ее более совершенным…

Человек! Возьми на себя личную ответственность за целостность этого потока! Как можешь ты разрушить его берега, сложенные бесчисленными, постепенно усложняющимися формами органической и неорганической жизни, на создание которых Природа потратила миллиарды лет?!

Разрушая тела растений и животных, ставя под угрозу свое собственное существование, ты разрываешь нить, последовательно идущую от формы к форме… Ты нарушаешь поток… И нет этому оправдания.

Останьтесь на земле осина, дуб и клен.

Я показать хочу живую землю сыну-

Высокий мощный дуб и тонкую осину

На полотне весны, где свет со всех сторон.

Останьтесь на земле орел, журавль и стриж,

Чтоб сын, встречая день восторженной улыбкой,

Увидел журавля, похожего на скрипку,

И взмах смычка – стрижа над тусклым блеском крыш.

Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень,

Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру.

Даю ему на память молот, плуг и лиру.

На незакатный час, на  безупречный день.

                                                                      А. Макаров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Программа предпрофильного (элективного) курса “Macromedia Flash - Загадочный мир анимации”

Все более и более широкое распространение в сети Интернет получает технология создания флэш анимации. Большое количество баннеров, сайтов, игр, и других приложений делается с помощью программы Macrome...

Программа краткосрочного элективного курса предпрофильной подготовки учащихся (9 класс) "Окислительно-восстановительные реакции"

Рабочая программа для занятий по химии на уроках предпрофильной подготовки в 9 классе....

Программа предпрофильного элективного курса "Журналист" для учащихся 9 класса

Элективный курс “Журналист” направлен на формирование поисковой и исследовательской деятельности учащихся 9 классов. Содержание курса предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся. Пр...

Программа элективного курса "Природа и цивилизация"

Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базо­вых программах. Изучение данного курса будет способствовать формированию научного мировоззрения учащихся.Целями изучения курса явля...

Программа элективного курса "По следам прошлого"

Программа элективного курса "По следам прошлого"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДПРОФИЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Орфографические и пунктуационные трудности русского языка», 9 класс

         Рабочая программа элективного курса разработана на основе  Программы для образовательных учреждений. 5-11 классы: Основной курс, элективные курсы (автор-с...