тематическое планирование 7 класс
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме

Бубенина Наталия Александровна

Пояснительная записка, темы уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_7_klass.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели и задачи изучения физики

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениямипроводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  •  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний иуменийдля решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Образовательные технологии:компьютерные, здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода в обучении, личностно-ориентированного подхода.

Программное и учебно-методическое оснащение

класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа

УМК обучающегося

УМК учителя

Федеральный

компонент

Региональный компонент

Школьныйкомпонент

      2

       -

     -

Авторская программа под редакцией Гутник Е. М., Перышкина А. В.,федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004

Учебник: Перышкин А. В. «Физика 7», изд. Дрофа, 2009

Задачник:

Кирик Л. А.                       «Самостоятельные и контрольные работы 7 кл», изд. Илекса, 2010

ГутникЕ. М. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина»; Кирик Л. А. «Методические материалы»

      2

       -

     -

      2

       -

     -

Основные умения и навыки учащихся

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин:скорость,  масса, сила, работа, механическая энергия;
  • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения;
  • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел:движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
  • отличатьгипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оцениватьинформацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 Календарно-тематическое планирование

   № урока

      Дата проведения

                      Содержание (тема) урока

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69-70

 Введение (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдения, гипотеза, физические явления, физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов.

Физические величины. Измерение физических величин. Физические законы. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Лабораторная работа № 1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности».

Физика и техника. Роль физики в формировании научной картины мира.

   Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)

Строение вещества. Молекулы.

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение.

Взаимное притяжение и отталкивание частиц вещества.

Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов и их объяснение на основе МК представлений.

Взаимодействие тел. (23 ч)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости.

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении».

Явление инерции. Решение задач.

Взаимодействие тел.

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

Лабораторная работа № 4 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Лабораторная работа № 5 «Измерение объема тела».

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности.

Лабораторная работа № 6 «Определение плотности вещества твердого тела».

Расчет массы и объема тела по его плотности. Решение задач.

Решение задач по теме «Механическое движение. Масса. Плотность». Подготовка к контрольной работе.

 Контрольная работа № 1 «Механическое движение. Масса. Плотность».

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Центр тяжести тела. Вес тела.

Сила упругости. Упругая деформация. Закон Гука.

Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины».

Связь между силой тяжести и массой тела. Единицы силы. Динамометр. Графическое изображение силы.

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.

Трение в природе и технике.  Подшипники.

Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

Лабораторная работа №9 «Определение силы тяжести плоской пластины».

Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел».

Давление твердых тел, жидкостей и газов. (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Единицы давления.

Способы уменьшения и увеличения давления. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору».

Давление газа. Объяснение давления газа на основе МК представлений.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Давление в жидкости и газе.Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Решение задач по теме «Давление».

Контрольная работа №3 «Давление».

Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

Манометры.Насос. Поршневой жидкостный насос.

Гидравлический пресс.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Архимедова сила. Закон Архимеда.

Лабораторная работа № 11. «Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».

Плавание тел. Условия плавания тел.

Водный транспорт. Плавание судов.

Воздухоплавание.

Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Контрольная работа №4 «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Работа и мощность. Энергия. (16 ч.)

Механическая работа. Единицы работы. Работа силы, действующей по направлению движения тела.

Мощность. Единицы мощности.

Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия  рычага.

Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия.

Рычаги в природе, быту и технике.  Решение задач «Работа. Мощность».

Лабораторная работа №13 «Выяснение условия равновесия рычага».

Применение  закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Коэффициент полезного действия механизмов.

Лабораторная работа №14 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

Энергия. Потенциальная энергия поднятого тела. Потенциальная энергия сжатой пружины.

Кинетическая энергия движущегося тела.

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

Энергия рек и ветра. Решение задач по теме «Энергия».

Решение задач по теме «Работа. Мощность. Энергия».

Контрольная работа №5 «Работа. Мощность. Энергия».

Терминологическая контрольная работа за курс 7 класса.

Резервное время – 2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.

Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...