Главные вкладки

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС.8 класс. МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"
    календарно-тематическое планирование по физике (8 класс) по теме

    Цырендоржиева Виктория Николаевна

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС.8 класс. МБОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1.1. Нормативные документы:

         Рабочая программа по физике для 8 класса  МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» разработана в соответствии:

    • c Федеральным законом  № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»: статья 2 (п. 9, п. 10),  статья 47 (п. 3 пп.5, ст. 48 п. 1 пп. 1), статья 28;
    • с типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждений (в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.09.96 №1058, от 20.07.2007 «459, от 18.08.2008 №617)
    • с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего   образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год);
    • с авторской программой  (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин  Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.);
    • с примерными программами по учебным предметам. Физика. 7-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. -48 с. – (Стандарты второго поколения);
    • с учебным планом МБОУ «В(С)ОШ» МО «Еравнинский район» на 2013-2014 учебный год;
    • с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

    1.2. Сведения о программе.

           Рабочая программа составлена на основе авторской программы:  Е.М. Гутник, А.В. Перышкин.  Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2010. – 334с.), в соответствие с которой написан учебник. А.В.Перышкин.  Физика 8 класс. «Дрофа» 2009-2013г.

           Программа адресована для   учащихся 8 класса МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» МО «Еравнинский район».

    1.3. Обоснование выбора программы.

         Для реализации программы используется учебник «Физика. 8 класс»,  автор А.В.Перышкин. «Дрофа» 2009-2013г. (Федеральный перечень учебников раздел «Рекомендовано» позиция перечня № 1247).

    В учебно-методический комплекс входят также программа курса, методическое пособие для учителя, сборник вопросов и задач по физике для основной школы авторы В.И.Лукашик., Е.В.Иванова. Изложение учебного материала в учебнике соответствует авторской программе курса физики в основной школе.

    Особенностью данного учебника являются:

    • последовательное и логическое изложение учебного материала;
    • изучаемый материал соответствует возрасту обучающихся;
    • использование двух самостоятельных, взаимодействующих информационных рядов – вербального и визуального;

    1.4. Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

    Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

    • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

    • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

    • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

         Эти цели достигаются благодаря решению следующих задач:

    •        знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования физических явлений;

    •        овладение учащимися общенаучными понятиями: явление природы, эмпирически установленный факт, гипотеза, теоретический вывод, экспериментальная проверка следствий из гипотезы;

    •        формирование у учащихся умений наблюдать физические явления, выполнять физические опыты, лабораторные работы и осуществлять простейшие экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, оценивать погрешность проводимых измерений;

    •        приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных явлениях, о физических величинах, характеризующих эти явления.

    •        понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации;

    •        овладение учащимися умениями использовать дополнительные источники информации, в частности, всемирной сети Интернет.

    НРК. Обновление содержания образования и воспитания предполагает учет национальных, региональных и местных социокультурных особенностей. Восстановление многовековой народной мудрости направлено на развитие духовной и нравственно-эстетической культуры человека. Становятся приоритетными этнопедагогические концепции, проекты, программы. Принцип региональности, заключающийся в опоре на культурные достижения, национальные традиции, нравственно-ценностные взгляды родного народа является одним из важных принципов в образовании.

           Национально-региональный компонент физического образования рассматривается как система знаний и умений, которая позволяет включить в процессе изучения отдельных разделов и тем курса физики в определенной логике необходимый объем содержания по классам, разделам, темам. К региональному компоненту содержания физики относится учебный материал, раскрывающий особенности природы, хозяйства, культуры, социальной среды с учетом специфики региона.

          Цель введения национально-регионального компонента: повышение результативности обучения и физической компетентности учащихся через овладение объемом знаний и умений как базового, так и регионального уровней физического образования.

    Задача введения национально-регионального компонента: отражение специфики и особенностей Республики Бурятия и Сибирского региона.

    Требования к уровню подготовки:

    • понимать сущность метода научного познания;
    • владеть основными понятиями национально-регионального компонента;
    •  приводить примеры применения законов, понятий физики национально-регионального содержания образования; объяснять результаты наблюдений и экспериментов;
    • проводить наблюдения за погодой и представлять результаты в виде моделей и отчетов;  приводить примеры экологических проблем Республики Бурятия.

    1.5. Общая характеристика учебного предмета.

          Поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии, школьный курс физики является системообразующим для всех естественнонаучных предметов.

          Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

          Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

          Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

    1.6. Место учебного предмета в учебном плане.

    Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.

        Рабочая программа по физике составлена на основе учебного плана МБОУ «В(С)ОШ» МО «Еравнинский район» на 2013-2014 учебный год. По данному учебному плану на изучения предмета «Физика»  в 8 классе отводится 0,15 часов в неделю, что составляет за 1 год обучения – 6 часов. В том числе количество контрольных работ – 1, количество лабораторных работ - 1, количество зачетов -1.

    1.7. Формы организации образовательного процесса и технологии обучения.

         Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта учащихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности учащихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной.

        Учитывая значительную дисперсию в уровнях развития и сформированности универсальных учебных действий, а также типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного материала современными школьниками, на уроках физики предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом, фронтальный и демонстрационный натурный и  виртуальный эксперименты, групповые и другие активные формы организации учебной деятельности.

    1.8. Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

     В задачи обучения физике входит формирование следующих метапредметных компетенций:

    Познавательная деятельность:

    • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
    • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
    • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
    • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

    Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

    Рефлексивная деятельность:

    • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
    • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

    1.9.  Виды и формы контроля.

    Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

    Рабочая программа предусматривает следующие  виды и формы контроля учащихся:

    1. Промежуточная (формирующая) аттестация:
    • лабораторно-практические работы (от 20 до 40 минут);
    • диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 10-15 минут.
    1. Итоговая (констатирующая) аттестация:
    • контрольные работы (45 минут);
    • устные и комбинированные зачеты (до 45 минут).

    Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:

    • КИМ составляются на основе кодификатора;
    • КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
    • количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ГИА;
    • тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
    • структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ГИА.

    1.10. Требования к результатам обучения и освоению содержания курса.

    Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

    •        сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

    •        убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

    •        самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

    •        готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

    •        мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

    •        формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

    Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

    •        овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

    •        понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

    •        формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

    •        приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

    •        развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

    •        освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

    •        формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

    Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

    •        знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

    •        умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

    •        умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

    •        умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

    •        формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

    •        развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

    •        коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

    Частными предметными результатами обучения физике в  8 классе основной школы, на которых основываются общие результаты, являются:

    •        процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света;

    •        температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;

    •        силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;

    •        закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца;

    •        понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

    •        овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

    •        умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

    •        овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;

    •        умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

    2.                   Содержание учебного предмета

    № п/п

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    Виды и формы контроля

    Оснащение

    Примечания

    (демонстрации)

    Глава I. Тепловые явления (1 час)

    1

    Внутренняя энергия. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. НРК (Вредные последствия работы ТЭЦ-1 и 2, Гусино - Озерской ГРЭС. Огонь, очаг - священен в доме бурят

    1

    Проблемные расчетные и качественные задачи

    Презентация; виртуальный стенд

    Принцип действия термометра. Теплопроводность различных материалов. Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения. Явление испарения жидкости Постоянство температуры кипения жидкости. Наблюдение конденсации водяного пара на стакане со льдом.

    Глава II. Изменение агрегатных состояний вещества (3 часа)

    2

    Плавление и отвердевание. Парообразование и конденсация

    1

    Проблемные расчетные и качественные задачи

    Презентация; виртуальный стенд

    Постоянство температуры кипения жидкости. Наблюдение конденсации водяного пара на стакане со льдом.


    3

    Лабораторная работа №1: «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

    1

    Проверка л/р. Таблица

    Учебник

    Лабораторное оборудования

    4

    Контрольная работа №1: «Расчет количества теплоты»

    1

    Контрольная работа на базовом уровне (I и II варианты)

    Индивидуальные карточки

    Глава III.  Электрические явления (1)

    5

    Электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление Напряжение. Закон Ома для участка цепи.

    1

    Проблемные расчетные и качественные задачи

    Презентация; виртуальный стенд

    Электризация тел.  Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа.

    Проводники и изоляторы. Электростатическая индукция. Источники постоянного тока. Измерение силы тока амперметром. Измерение напряжения вольтметром. Реостат и магазин сопротивлений.

                                                                                                            Повторение (1 час)

    6

    Зачет по курсу 8 класса

    1

    Проблемные задания, физический диктант

    Карточки (I и II варианты)

    3.          Контрольно-измерительные материалы

    КИМы (диагностическое тестирование, контрольные работы) находятся в логической связи с содержанием учебного материала и соответствуют требованиям к уровню освоения учебного предмета. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика. 7 класс: учебное-методическое пособие. М.: Дрофа, 2009.-125с.

    4. Оснащение учебного процесса

    4.1.  Основная учебная литература для учителя:

    1. А.В.Перышкин.  Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.  М.: «Дрофа», 2009-2013г.
    2. В.И.Лукашик, Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2009-2013г.

    4.2.  Основная учебная литература для учащихся:

    1. А.В.Перышкин.  Физика 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений.  М.: «Дрофа», 2009-2013г.
    2. В.И.Лукашик, Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2009-2013г.

    4.3. Дополнительная литература для учителя:

    1. А.Е.Марон, Е.А.Марон. Физика. 8 класс: учебное-методическое пособие. М.: Дрофа, 2009.-123с.
    2. Куперштейн Ю.С. Физика. Дифференцированные контрольные работы. 7-11 класс. СПб. : Изд. дом «Сентябрь», 2009. 64с.
    3. 1.  Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебным комплектам А.В. Перышкина и С.В. Громова. 8 класс. – М.: ВАКО, 2009-2013.

    4.4. Дополнительная литература для учащихся:

    1. Перельман Я.И. Занимательная физика. Кн. 1,2- М.: Наука, 1986
    2. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику.- М.: Наука, 1986
    3. Дик Ю. И. и др. Физика. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009.

    4.5. Интернет-ресурсы

    Название сайта или статьи

    Содержание

    Адрес

    Каталог ссылок на ресурсы о физике

    Энциклопедии, библиотеки, СМИ, вузы, научные организации, конференции и др.

    http:www.ivanovo.ac.ru/phys

    Бесплатные обучающие программы по физике

    15 обучающих программ по различным разделам физики

    http:www.history.ru/freeph.htm

    Лабораторные работы по физике

    Виртуальные лабораторные работы. Виртуальные демонстрации экспериментов.

    http:phdep.ifmo.ru

    Анимация физических процессов

    Трехмерные анимации и визуализация по физике, сопровождаются теоретическими объяснениями.

    http:physics.nad.ru

    Физическая энциклопедия

    Справочное издание, содержащее сведения по всем областям современной физики.

    http://www.elmagn.chalmers.se/%7eigor

    4.6. Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мобильный класс (ноутбуки)

    4.7. Виртуальная лаборатория -2, виртуальные стенды, портреты ученых, плакаты


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 9 класс. "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 9 класс. "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"...

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 10 класс. "Вечерняя (сменна) общеобразовательная школа"

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 10 класс. "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"...

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 11 класс. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 11 класс. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"...

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 12 класс. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"

    Рабочая программа в соответствии с ФГОС. 12 класс. Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"...

    рабочая программа в соответствии с ФГОС 6 класс по учебнику Н.Я.Виленкин

    Рабочая программа учебного курса математики для 6 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике в соответствии с федеральным государственным образовательны...

    рабочая программа в соответствии с ФГОС 5 класс по учебнику Н.Я.Виленкин и др.

    Рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе примерной программы по математике основного  общего образования.В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нр...

    рабочая программа в соответствии с ФГОС 6 класс, русский язык

    Рабочая программа по русскому языку для 6 класса с ФГОС...