Урок - обобщающее повторение темы: "Тепловые явления"
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Игольченко Светлана Николаевна

Данный урок является завершающим уроком при изучении раздела физики в 8 классе "Тепловые явления". Урок разработан с применением игровой технологии. Цели урока.

1.     Обучающая – повторить агрегатные состояния вещества (вода) с точки зрения МКТ, тепловые процессы: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание, парообразование и конденсация.

2.     Развивающая – применить знания тепловых явлений в природе; образование туманов, выпадение росы, снега, таяние льда; развитие многочисленных качеств учащихся: внимания, любознательности, сообразительности, развитие познавательных интересов.

3.     Воспитательная – развитие коммуникативных функций (сплочение коллектива учащихся), установление внутреннего контакта между учащимися, умение работать в группе сверстников, индивидуально; высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnaya_voda.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Информационно-методический центр»

Открытый урок

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ВОДА»

(обобщающий урок по теме:

«Тепловые явления»)

в 8 классе

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

Учитель: Игольченко Светлана Николаевна

Новомосковск 2010 г.

"Удивительная вода" - обобщающий урок по теме "Тепловые явления"

Цели урока.

  1. Обучающая – повторить агрегатные состояния вещества (вода) с точки зрения МКТ, тепловые процессы: нагревание и охлаждение, плавление и отвердевание, парообразование и конденсация.
  2. Развивающая – применить знания тепловых явлений в природе; образование туманов, выпадение росы, снега, таяние льда; развитие многочисленных качеств учащихся: внимания, любознательности, сообразительности, развитие познавательных интересов.
  3. Воспитательная – развитие коммуникативных функций (сплочение коллектива учащихся), установление внутреннего контакта между учащимися, умение работать в группе сверстников, индивидуально; высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Ход урока

Учитель. Ребята, наш сегодняшний урок - это итог изучения темы «Тепловые явления» и посвящен физическим свойствам воды. Для проведения урока вы разбились на три команды - «Дождь», «Снег», «Роса». 

Говорят,

Что на восемьдесят процентов

Из воды состоит человек.

Из воды - добавлю -

Дождей, что его напоили.

Из воды - добавлю -

Из древней воды родников,

Из которых его деды

И прадеды пили...

П. Дудник

Знаете ли вы, что ваше тело по меньшей мере на 65 % состоит из воды? Или что медуза на 95 % состоит из воды? Все живые существа содержат в себе много воды и, чтобы выжить, им необходима вода.

Урок будет проходить в игровой форме. Для этого я представляю вам ведущего игры, ученика 10 класса Денисова Александра и наше уважаемое жюри. Итак, начинаем игру…

1 конкурс «Разминка» (за каждый правильный ответ вы получаете 1 жетон)

  1. Что представляет собой внутренняя энергия?
  2. Одинакова ли внутренняя энергия одной и той же массы холодной и горячей воды. Почему?
  3. Как рассчитать количество теплоты при нагревании или охлаждении воды?
  4. Какие вы знаете агрегатные состояния?
  5. Что называется плавлением? Кристаллизацией?
  6. Что называется температурой плавления?
  7. Что называют парообразованием? Конденсацией?
  8. Какие вы знаете виды парообразования? В чем их сходство и различие?

2 конкурс. «Домашнее задание» (Максимальное число жетонов 3)

Сообщения по темам «Дождь», «Снег и град», «Туман и роса».

3 конкурс «Народные приметы – конкурс капитанов» (Максимальное число жетонов два)

1) Вода в реке делается теплее - быть дождю.

(Перед дождем влажность воздуха увеличивается, следовательно, испарение 

воды в реке замедляется, и часть быстрых молекул не покидает воду, а остается в ней. От этого температура воды повышается.)

2) Если утром по воде (в реке, озере) стелется туман, будет хорошая погода. Почему?

(Появление тумана означает, что идет активное испарение воды. А это происходит при теплой погоде и безоблачном небе.)

3) Выпадет снег — станет теплее. На чем основано это утверждение? (При кристаллизации влаги выделяется теплота.)

4 конкурс «Объясни опыт» (Максимальное число жетонов 4)

  • Опыт «Нетающий лёд»
  • Опыт «Несгораемый платок»
  • Опыт «Кипение воды без огня»

5 конкурс. «Задачи Шерлока Холмса» (Максимальное число жетонов 3)

Сценка

1) - Обратите внимание, Ватсон, ласточки летают над самой землей. К чему бы это? - хитро прищуриваясь, спросил Шерлок Холмс.

- Всем известно, погода изменится, будет дождь,- сказал, позевывая, доктор Ватсон.

- Объясните с точки зрения физики эту народную примету,- попросил Холмс. (Ответ. Ласточки летают там, где находятся насекомые, которыми они питаются. Перед дождем воздух насыщен влагой, которая, оседая на крылышках насекомых, утяжеляет их, поэтому насекомым трудно подняться вверх, и они летают над землей; там же в это время вынуждены летать и ласточки.)

 Доктор Ватсон: Ребята, я хочу вам рассказать истории, которые произошли с Холмсом и попрошу вас помочь мне из объяснить.

2) Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая»,- подумал он.

Почему он сделал этот вывод? (Ответ. Окна в квартире были замерзшими. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух. Соприкасаясь с холодным стеклом, содержащийся в воздухе водяной пар конденсировался в воду, а вода охладилась и замерзла на стекле. Отсюда следует: щели в рамах окон были плохо законопачены и заклеены. Видимо, хозяйка поленилась это сделать.)

3) А вот однажды, когда уборка кухни подходила к концу. Шерлок Холмс, желая быстрее высушить вымытый деревянный пол, велел открыть в помещении все окна и двери. На чем был основан его приказ? (Ответ. Скорость испарения зависит и от интенсивности потоков воздуха, соприкасающихся с поверхностью испаряющейся жидкости. Открытые окна и двери увеличивают эти потоки.) 

6 конкурс «Необитаемый остров» (Максимальное число жетонов 4)

Заселить пустующий остров тепловых явлений формулами, беря из океана нужные физические величины.

7 конкурс. «График»

На графике зависимости температуры 2 кг воды от времени найдите участок, соответствующий агрегатному состоянию воды в названии вашей команды, составить задачу и решить её.

Учитель Пока жюри подводит итоги нашей игры мне хочется вам напомнить, что постоянно, днем и ночью на земле совершается круговорот воды в природе. Все жители нашей планеты – его свидетели. Поэты, художники, писатели особенно наблюдательны. Поэтическое восприятие природы, любование её красотой выражают в своих произведениях в стихах. Стихотворение А. Бунина «Холодная весна» тому свидетель.() Читается стих

Подведение итогов конкурсов.

Заключительное слово учителя.

Ребята, наш урок, посвященный чуду природы, как назвал воду известный советский ученый-геолог А.П.Карпинский, подошел к концу.

Вода - самая удивительная жидкость на Земле, по своим свойствам превосходит всякую фантазию. В каждой капле воды множество жизней. «Вода!... Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь!...» - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Чтобы на Земле продолжалась жизнь, необходимо беречь природные водоемы, беречь жизнь рек и озер. Ведь это и наша жизнь, и жизнь тех, кто будет после нас.

Домашнее задание.

Составить кроссворд по теме «Тепловые явления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки: 8 кл урок-соревнование по теме "Тепловые явления"

НЕСТАНДАРТНЫЕ  УРОКИ  В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...

урок обобщения по теме"Тепловые явления" 8 класс

Данный урок позволяет повторить, закрепить и систематизировать, а также проверить знания учащихся по данной теме в игровой форме...

конспект урока - игры по теме "Тепловые явления"

Данный урок - повторение  по теме "Тепловые явления" можно проводить перед подготовкой к контрольной работе или после нее, а также в качестве внеклассного мераприятия. Основной задачей...

презентация к уроку-повторения темы "Тепловые явления"

Методическое пособие (презентация к  уроку) «Чай,чай -выручай» предназначено для обобщающего повторения учащихся 8 класса темы "Тепловые явления"Краткость и наглядность изложения позволяет быстро...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

Урок физики в 8 классе. Повторение темы "Тепловые явления"

Повторить основные понятия и формулы, изученные по теме «Тепловые явления» для успешного выполнения контрольной работы. ...

Урок физики в 8 классе. Повторение темы "Тепловые явления"

Повторить основные понятия и формулы, изученные по теме «Тепловые явления» для успешного выполнения контрольной работы. ...