Интегрированный урок математика и физика
план-конспект урока по физике (5 класс) по теме

Бикмурзина Индира Рясимовна

"Чудеса в решете"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chudesa_v_reshete_integr_urok_mat_i_fiz.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Чудеса в решете».

Тип урока: интегрированный урок математика и физика.

Цель урока: показать тесную связь между математикой и физикой.

Задачи урока:

- образовательная: обобщить и систематизировать знания;

- развивающая: формировать умение добывать знания; для развития мышления учащихся продолжить отработку умственных операций анализа и сравнения; научить применять полученные знания в нестандартных ситуациях для решения аналитических задач; продолжить формирование умения решать задачи;

- воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса учащихся; продолжить формирование стремления к глубокому усвоения теоретических знаний через решение задач.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, тарелка, монета, яйцо, соль, иголка, стакан.

План урока:

  1. Организационный момент. Сценка «Два брата».
  2. Актуализация знаний.
  1. «Чудо решение».
  2. «2*2=5» софизм.
  3. Лист Мебиуса.
  4. Опыт №1 «Сухим из воды».
  5. Опыт №2 «Яйцо нейтральной плавучести».
  6. Опыт №3 «Плавающая иголка».
  1. Рефлексия.
  2. Подведение итогов.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сценка «Два брата».

Ведущая. Жили - были два брата:

                  Треугольник с квадратом.

                  Старший – квадратный,

                  Добродушный, приятный.

                  Младший – треугольный,

                  Вечно недовольный.

                  Стал расспрашивать Квадрат:

Квадрат. Почему ты злишься, брат?

Ведущая. Тот кричит ему:

Треугольник. Смотри, ты полней меня и шире.

                        У меня углов лишь 3, у тебя же их 4.

Квадрат. Брат, я же старший, я квадрат.

Ведущая. И сказал еще нежней:

Квадрат. Неизвестно, кто нужней!

Ведущая. Но настала ночь, и к брату,

                       Натыкаясь на столы,

                       Младший лезет воровато,

                 Срезать старшему углы.      (Срезает.)

Уходя сказал:

Треугольник. Приятных я тебе желаю снов.

                        Ложился спать ты квадратом,

                        А проснешься без углов.

Ведущая. Но на утро младший брат

                  Страшной мести был не рад.

                  Поглядел он – нет квадрата,

                  Онемел, стоял без слов.

                   Вот так месть: теперь у Квадрата

                   Сколько новеньких углов?                 (Восемь.)

          Учитель математики: вот с такой веселой сценки мы решили начать наш необычный урок под названием «Чудеса в решете».

Урок, который даст вам возможность получить новую и интересную информацию, развить           познавательный интерес, воображение, внимание, память. Итак, начинаем.

  1. Актуализация знаний.

Задание 1 «Чудо решение».

На доске написаны три примера с решениями. Ваша задача, внимательно посмотреть и сказать, все ли выполнено, верно. (Работа по рядам).

2x+x*8=72              8y+y-7=20                         (63-42)*25=(18-8)*25=10*25=250

Вывод: нарушен порядок действий, ошибка при приведении подобных слагаемых, ошибка при возведении в степень.

Задание 2 «Задача - Софизм».

«Софизм» - от греч.слова «хитрая выдумка, уловка, ложное высказывание, которое при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Задачи – софизмы основаны на нарушении правил логики. Математические софизмы были придуманы еще в 5 в. до н. э. Сейчас я покажу вам, что 5=22.

5x-25+20=4x  Найдите ошибку. ( Делить на 0 нельзя, при x=5)

5x-25=4x-20

5(x-5)=4(x-5)

5=22

Вы считает, что я вас обманываю?

Задание 3. В математике есть задания, не требующие решения, но где нужна логика и смекалка.

Лист бумаги квадратной формы сложить пополам, потом еще пополам, потом еще пополам. В углу, где сгибы проделать дырочку и ответьте на вопрос: Сколько будет дырочек, если развернем лист бумаги? (2)

Учитель физики: «Лист Мебиуса» (презентация).

Итак, ребята, продолжим свершать чудеса. Перед вами имеется полоска бумаги. Она непростая. Считается, что любая поверхность имеет две стороны, но немецкий ученый, геометр Август Фердинанд Мёбиус в 1858 г. сделал поразительное открытие – получил поверхность, которая имеет лишь одну сторону. Говорят, что придумал свою ленту Август Фердинанд Мёбиус, когда наблюдал за горничной, которая надевала на шею шарф. Лента была названа в честь ее открывателя – лента Мёбиуса.

Но лента Мёбиуса не только упражнение для разума, она и вполне практически применяется. В виде ленты Мёбиуса делают полосу ленточного конвейера, что позволяет ему работать дольше, потому что вся поверхность ленты равномерно изнашивается. Еще применяются ленты Мёбиуса в системах записи на непрерывную плёнку (чтобы удвоить время записи), в матричных принтерах красящая лента также имела вид листа Мёбиуса для увеличения срока годности.

(Задание по презентации.)

Какие же чудеса без опытов?!

Задание 4. Опыт №1 «Сухим из воды»
Положите монету на большую плоскую тарелку. Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету. А теперь предложите гостям или зрителям достать монетку, не намочив при этом пальцев.

Объяснение: нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

 Задание 5. Опыт №2 «Яйцо нейтральной плавучести»

Наливаем воду в стакан, лучше теплую, чтобы соль быстрее растворялась. Яйцо тяжелее воды, поэтому тонет. Добавляем еще соли. Вода становится плотнее. Яйцо всплывает на уровень, где его плотность равна плотности воды. В подобном состоянии находится подводная лодка. Она может держаться ниже уровня воды, не падая на дно, только тогда, когда весит ровно столько, сколько вытесняет воды. Сделав воду еще плотнее, яйцо всплывает к поверхности.

Задание 6. Опыт №3 «Свеча и воронка».

Возьмите воронку концом трубки в рот и потуши через воронку свечу. Скорее всего - не потушится. Даже если направлять раструб воронки прямо на пламя свечи и дуть во всю мочь, а пламя не только не задувается, наоборот, будто втягивается в воронку. Объяснение: оказывается, струи воздуха выходя из твоего рта, текут по раструбу воронки и растекаются в стороны к краям воронки. Чтобы потушить свечу, достаточно слегка наклонить воронку так, чтобы пламя свечи находилось напротив ободка.

Задание *. Опыт №4 «Плавающая иголка».  (Дополнительно.)
Смазываем иголку подсолнечным маслом. Подвешиваем ее на нитках и аккуратно опускаем на воду. Иголка плавает.

Объяснение: Покрытая жиром иголка не смачивается и остается на плаву благодаря поверхностному натяжению воды.

  1. Рефлексия.

Что Вам понравилось на уроке?

Что не понравилось?

Хотели бы Вы, чтобы такие уроки проводились чаще?

  1. Подведение итогов.

Учитель математики: Сегодня, мы с Индирой Рясимовной лишь слегка приоткрыли дверцу, за которой находится эта бесконечная и удивительная страна - СТРАНА ЗНАНИЙ, поэтому, учитесь, интересуйтесь и познавайте различные науки.

Учитель физики: Кто в школе смог стать капитаном,

                                Тому открыты все пути:

                                Владеть он будет океаном,

                                Воздушным, водным и земным!

Успехов ВАМ и новых побед.

МОУ «Николаевская средняя общеобразовательная школа»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

МАТЕМАТИКА И ФИЗИКА

(5 КЛАСС)

«ЧУДЕСА В РЕШЕТЕ»

Выполнили:

Учитель математики: Мещерякова Н.В.

Учитель физики: Бикмурзина И.Р.

г. Саранск 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и физики "Движение по параболе" 10-11 класс

Материал содержит конспект урока,презентацию и видеофрагменты к уроку.Может использоваться на уроках физики и математики с 9 по 11 класс в рамках прохождения данной темы.Урок подготовлен совместно с у...

Интегрированный урок - математика в физике. «Приложения определенного интеграла в задачах физики».

Интегрированный урок - математика в физике содержит исторические сведения о происхождении терминов и понятий, об ученых, знакомит с историей развития интегрального исчисления, физические задачи, приво...

Презентации к интегрированному уроку математика в физике

Презентации к уроку математика в физике. Применение определенного интеграла к решению задач по физике...

Интегрированный урок математики и физики "Гармонические колебания"

Освоение учащимися знаний о гармонических колебаний на основе межпредметных связей естественно-научного и математического циклов предметов.Задачи урока:Формирование исследовательского умения через изв...

интегрированный урок математика и физика "Замечательные точки треугольника или что такое центр тяжести"

презентация к уроку ""Замечательные точки треугольника или что такое центр тяжести", геометрия 7 класс...

интегрированный урок математики и физики

интегрированный урок: конспект и презентация...