Итоговое практическое занятие по молекулярной физике
учебно-методический материал по физике по теме

Криулькина Ольга Николаевна

План-конспект итогового практического занятия по молекулярной фозике, фронтальный опрос, алгоритмы решения типовчх задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл titul_mkt.docx11.55 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx13.5 КБ
Файл plan-konspekt.docx17.9 КБ
Файл idealnye_gazyzadachi.pptx295.48 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ № 2»

«Итоговое практическое занятие по молекулярной физике»

План-конспект практического занятия

Учебная дисциплина:  Физика                

Курс: первый (на базе 9 классов)

для специальности  060501

«СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»

квалификация «Медицинская сестра/медицинский брат»

Преподаватель Криулькина О.Н.

Санкт -  Петербург.

2013



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  •  «Молекулярная физика» изучает явления с точки зрения их внутреннего строения. Представление о строении веществ является одним из величайших достижений современной науки. Свойства вещества с движением и взаимодействием молекул связывает молекулярно-кинетическая теория (МКТ), задача которой состоит в том, чтобы объяснить связь между макроскопическими параметрами вещества на основании их микроскопического строения. Наиболее доступным для этого веществом является газообразное состояние.
  • Данное практическое занятие является заключительным при изучении молекулярной физики и проводится с половиной группы, при этом каждый работает за отдельным столом. При выборе формы проведения занятия учитывалась необходимость обобщения теоретических знаний студентов и умения применить эти знания на практике при решении типовых задач по теме. Исходя из вышеуказанных целей, занятие по методике проведения разделено на две части.
  • В первой части для контроля усвоения основных положений (контроля теоретических знаний) проводится письменный фронтальный опрос, предполагающий участие в работе всех студентов группы. Вопросы для самоподготовки предложены студентам ранее (выложены на странице преподавателя на сайте техникума). При проведении опроса вопросы задаются  при помощи слайдов подготовленной презентации, нумерация вопросов изменяется преподавателем произвольным образом перед занятием. Замена слайда означает окончание работы над ответом, позволяет контролировать время выполнения задания.
  • Вторая часть отведена отработке умения решать типовые задачи по МКТ идеального газа. Студентам предоставляются образцы решения, что позволяет каждому, разобрав алгоритм, самостоятельно решать типовые задачи, развивает внимание и логику при определении типа задачи и законов, применяемых при ее решении. Пакет, получаемый каждым студентом, состоит из карточки-образца, справочного материала (таблица Менделеева). Преподаватель объясняет ход решения, используя подготовленную презентацию.
  • Для контроля выработанного умения по окончании работы с образцом каждый студент решает задачи разобранных типов самостоятельно, получив задания для самостоятельного решения. По окончании времени, отведенного на решение, преподаватель дает правильные ответы.
  • Сочетание двух методик представляется наиболее эффективным для осуществления целей итоговых занятий по разделам физики, входящим в программу изучения предмета в средних специальных образовательных медицинских учреждениях.    


Предварительный просмотр:

План-конспект практического занятия по физике для студентов 1 курса (на базе 9 классов)

Преподаватель

Криулькина Ольга Николаевна

Тема занятия

Итоговое практическое занятие по молекулярной физике

Цель занятия

Повторение и углубление сведений по молекулярной физике; закрепление в сознании учащихся  основных законов МКТ идеальных газов, их характеристики; отработка навыков и умений решения задач и построения графиков.

Задачи

Обучающие:

  • Повторить основные положения МКТ, физические величины, изучаемые в данном разделе
  • По параметрам состояния идеального газа определять применяемый закон, изображать его графически.

Развивающие:

  • Понимать природу строения веществ.
  • Различать области применения газовых законов.
  • Развивать аккуратность и внимание при решении задач
  • Развитие учебно-познавательной компетенции – самоконтроля и самооценки.

Воспитывающие:

  • Воспитание культуры учебной деятельности.

Оборудование урока

Мультимедийный проектор

Инструментальные средства

Презентация  Power Point, индивидуальные  карточки-образцы.

Этапы занятия

Содержание

Примечания время

1 этап

Организационный

Организационный момент ( приветствие, регистрация, проверка готовности к занятию).

2мин.

2 этап

Объявление темы занятия,  его сценария

Занятие по заданной теме является заключительным при изучении раздела «Молекулярная физика» и состоит из двух частей.

В первой части для контроля усвоения основных положений МКТ(контроля теоретических знаний) проводится фронтальный опрос. Ответы записываются на индивидуальном листе. Вопросы для самоподготовки предложены ранее. Вторая часть – решение задач по образцу. Образец записывается в рабочую тетрадь, самостоятельно решенные задачи– на контрольном листе.

3мин.

3 этап

Теоретический опрос

Задания для активизации имеющихся знаний студентов:

  1. Сформулируйте основные положения молекулярно-кинетической теории.
  2. Каковы особенности строения газов.
  3. Что такое относительная молекулярная масса вещества?
  4. Что такое один моль вещества?
  5. Сколько молекул (атомов) содержится в одном моле вещества?
  6. Что такое молярная масса вещества?
  7. Как определить молярную массу вещества по таблице Менделеева?
  8. Чем определяется давление газа в сосуде?
  9. Какие допущения приняты в модели идеального газа?
  10. Запишите формулу основного уравнения МКТ идеального газа. Какие физические величины обозначены буквами этого уравнения, какова их размерность в системе СИ?
  11. Какая шкала температур используется при расчетах в молекулярной физике?
  12.  Что принято за О0 в абсолютной шкале температур?
  13.  Может ли температура быть равной 00 по этой шкале и почему?
  14. Какие параметры связывает между собой уравнение состояния идеального газа, их размерность и обозначение.
  15. Изотермический процесс, формулировка.
  16. Изотермический процесс,  графическое представление.
  17. Изобарный процесс, формулировка.
  18.  Изобарный процесс, графическое представление.
  19. Изохорный процесс, формулировка
  20. Изохорный процесс,  графическое представление.

85мин.

Слайды презентации

(студентам)

4 этап

Решение задач по образцу

Фронтальная работа.

  • Предложено 6 вариантов задач.  Каждая задача имеет «имя». Разобранные решения студенты записывают в рабочие тетради.
  • Этапы решения комментирует преподаватель.
  •  Решение задач для самостоятельного решения записывают в контрольный лист. Обязательным является указание «имени» задачи.

85мин.

Индивидуальные карточки.

Слайды презентации

(для преподавателя)

5 этап

Заключительный

Подведение итогов:

  • Преподаватель дает правильные ответы на задачи для самостоятельного решения.
  • Студенты оценивают свои работы и сдают их на проверку.

Домашнее задание: подготовить «задачу для соседа», задание по типу разобранных на занятии, но с другими начальными условиями.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Молекулярная физика

Слайд 2

Вопрос № 1 Сформулируйте основные положения молекулярно-кинетической теории.

Слайд 3

Вопрос № 2 Каковы особенности строения, газов.

Слайд 4

Вопрос № 3 Что такое относительная молекулярная масса вещества?

Слайд 5

Вопрос № 4 Что такое один моль вещества?

Слайд 6

Вопрос № 5 Сколько молекул (атомов) содержится в одном моле вещества?

Слайд 7

Вопрос № 6 Что такое молярная масса вещества?

Слайд 8

Вопрос № 7 Как определить молярную массу вещества по таблице Менделеева?

Слайд 9

Вопрос № 8 Чем определяется давление газа в сосуде?

Слайд 10

Вопрос № 9 Какие допущения приняты в модели идеального газа?

Слайд 11

Вопрос № 10 Запишите формулу основного уравнения МКТ идеального газа. Какие физические величины обозначены буквами этого уравнения, какова их размерность в системе СИ?

Слайд 12

Вопрос № 11 Какая шкала температур используется при расчетах в молекулярной физике?

Слайд 13

Вопрос № 12 Что принято за О 0 в абсолютной шкале температур?

Слайд 14

Вопрос № 13 Может ли температура быть равной 0 0 по этой шкале и почему?

Слайд 15

Вопрос № 14 Какие параметры связывает между собой уравнение состояния идеального

Слайд 16

Вопрос № 15 Изотермический процесс, формулировка.

Слайд 17

Вопрос № 16 Изотермический процесс, графическое представление.

Слайд 18

Вопрос № 17 Изобарный процесс, формулировка.

Слайд 19

Вопрос № 18 Изобарный процесс, графическое представление.

Слайд 20

Вопрос № 19 Изохорный процесс, формулировка

Слайд 21

Вопрос № 20 Изохорный процесс, графическое представление.

Слайд 22

Решение задач

Слайд 23

Изотермический процесс

Слайд 24

Изохорный процесс

Слайд 25

Уравнение состояния

Слайд 26

Изобарный процесс

Слайд 27

Изопроцессы . Графики.

Слайд 28

Графическое представление изопроцессов

Слайд 29

ОТВЕТЫ

Слайд 33

Задачи для самостоятельного решения Температуру газа при постоянном объеме изменили от 127 0 С до 47 0 С. Начальное давление газа составляло 1,3МПа. Найдите, каким стало давление газа . Давление газа при постоянной температуре изменили от 8МПа до 5МПа. Начальный объем, занимаемый газом, составлял 15л. Найдите, на сколько изменился объем газа . Объем газа при постоянном давлении изменили от 12л до 8л. Начальная температура газа была минус 33 0 С. Найдите, на сколько градусов она изменилась при таком сжатии газа. Азот ( N 2 ) находится в сосуде объемом 50л под давлением 3,6МПа. Масса азота 2,1кг. Найдите температуру газа. На рисунке приведена изобара (1) для 1моль газа V при давлении 5 МПа. Постройте на этом же чертеже изобары (2) для 1 моль газа при 7 МПа, (3) для 2моль газа при 5 МПа . 1 P На рисунке в координатах P ( V ) приведен процесс 2 над идеальным газом. Изобразите чертежи этого P 3 процесса в координатах V ( T ) и P ( T ). V


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молекулярная физика. Основы молекулярно-кинетической теории.

Интегрированный урок по физике и химии по теме "Молекулярная физика, Основы молекулярно-кинетической теории". Рассмотрен исторический аспект развития МКТ. Закон Авогадро и следствия из него. Количеств...

Урок – игра по физике в 10 классе на тему «Молекулярная физика».

Цель урока: Обобщить, систематизировать знания по разделу  «Молекулярная физика», расширить кругозор учащихся. Игра включает 4 тура, каждый из которых начинается с отбора шести участнико...

Сборник задач по физике, раздел "Молекулярная физика"

Сборник задач по физике по разделу "Молекулярная физика" для профессии "Мастер жилищно-коммунального хозяйства" с профессиональной направленностью....

Итоговое практическое занятие Создание презентаций в PowerPoint

Методическая разработка урока по ИнформатикеГриневич А.А, учитель информатики, ГБОУ НКККАннотация: урок-практикум по теме «Разработка презентации».Разработка рассчитана на учащихся 7 классов. Урок-пра...

Использование наглядных пособий по теме «Молекулярная физика» для формирования устойчивых знаний в рамках обозначенной темы у студентов первого курса Медицинского колледжа по специальности «Сестринское дело» на занятиях по дисциплине "Физика"

В данной статье рассказывается об эффективном использовании  наглядных пособий  в рамках курса физики для студентов  первого курса  Медицинского колледжа по специальности «Се...

Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Физика»

Методические указания для выполнения практических лабораторных работ являются частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ " Сахалинский  политехнический центр №2&qu...

Подготовка к ЕГЭ по физике. Формулы и основные понятия по физике раздела "Молекулярная физика. Термодинамика"

В данном материале собраны основные понятия и формулы, которые необходимо знать обучающимя по молекулярной физике и термодинамике. Перед распечатыванием увеличить изображения картинок!...