Конспекты уроков по теме "Световые явления. 8 класс"
план-конспект урока (физика, 8 класс) по теме

Солдатова Елена Васильевна

Конспекты уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок. Восприятие света живыми организмами.

Задача урока.

Образовательные: познакомить учащихся с некоторыми особенностями зрения животных,  со значением зрения в жизни животных.

Оборудование для демонстрации: коллекции «Представители  отрядов насекомых».

Содержание

Методы

Приемы

1. Значение света в жизни ночных и дневных животных.

словесный

беседа

2. Особенности зрения живых организмов, в зависимости от среды обитания и строения глаза

словесный

практический

наглядный

рассказ

работа с книгой

работа у доски

Учитель. Животные, как и человек, способны реагировать на свет. Свет для них является одним из важнейших условий жизни, помогает найти пищу, убежище, ориентироваться в окружающей среде.

Животные в зависимости от их образа жизни, отношения к свету делятся на дневных и ночных.

Для ночных животных в темное время суток создаются благоприятные условия жизни. Бабочка бражника ночью разыскивает цветки душистого табака, нектаром которого, она питается. Активны ночью бурые лягушки, которые питаются насекомыми. По той же причине бодрствуют в вечерние время летучие мыши,  а днём они прячутся в темных местах ( под крышами сараев, чердаков). С наступлением ночи, когда затихают голоса дневных птиц, вылетают на охоту ночные хищные птицы – совы, филины, сычи. Мелкие совы часто питаются мышевидными грызунами или крупными насекомыми. Огромные глаза, с широко  раскрывающимися зрачками, способны видеть мелкие предметы при самом слабом ночном освещение; чуткий слух улавливает незначительные шорохи.

 К группе дневных животных относится большинство насекомых , птиц, зверей. Если отправиться весенним или летним днем в лес, на луг сколько бабочек можно увидеть (крапивница, павлиний глаз, голубянка). В лесу слышен хор дневных певцов.

Солнечный свет служит ориентиром для перелетных птиц, помогает выбирать правильное направление полета. Свет имеет и другое значение : длинный день для большинства насекомых способствует их размножению. Короткий день служит сигналом скорого наступления осени, переходу в состояние спячки. Размножение большинства птиц происходит весной или летом, когда продолжительность дня наибольшая.

Чувствительность животных к свету зависит от сложности их организации. У большинства одноклеточных животных имеются особо чувствительные участки тела, которые воспринимают световое раздражение, так например зелёная эвглена. Она чувствительна к свету красный глазок, с помощью которого она реагирует на свет. (Смотри рисунок в пособии стр. 43) Это наблюдение следует из опыта: если пробирку с эвгленами осветить с одной стороны, то через короткое время можно наблюдать, что они собираются на стороне, обращенной к источнику света.

У дождевого червя вся поверхность тела чувствительна к свету, поэтому дождевой червь способен отличать свет от темноты. (Смотри рис. В пособии стр. 43)

У более сложно организованных животных (насекомых, позвоночных) имеются специальные органы зрения – глаза. Видят животные не одинаково, их зрение зависит от особенности среды обитания, образа жизни.

Большинство насекомых, ракообразных имеют сложные глаза. У рака глаза выпуклые, они видят на подвижных стебельках. Это дает раку возможность смотреть во все стороны. ( Смотри рис. В пособии стр.43) Сложные глаза рака состоят из объединенных вместе отдельных глазков (их называют фасетками). Каждый глазок воспринимает только набольшую часть окружающего рака пространство, а вместе воспринимают целое изображение. Такое зрение называют мозаичным.

По другому устроен орган зрения рабочей пчелы. Пчела имеет большую, покрытую волосками голову, по бокам которой находятся два сложных  глаза, а между ними – три простых глазка. Зрение необходимо при отыскивании пчелами цветков. Пчелы различают желтый и синий цвета и даже невидимое для человека ультрафиолетовое излучение, но красный цвет они не воспринимают.

Важную роль для ориентации в окружающей среде играют глаз у рыб. Под водой фокус лучей получается в глазу далеко позади сетчатой оболочки, следовательно на самой сетчатке изображение должно вырисовываться смутно, различать что-либо можно лишь с трудом. Только очень близорукий глаз видит под водой более или менее нормально. Поэтому у рыб в результате эволюционного отбора хрусталик имеет чрезвычайно выпуклую форму; он шарообразен. При аккомодации хрусталик не изменяет форму, а лишь чуть перемещается. Не будь этого, глаза были бы почти бесполезны рыбам. Рыбы видят только на близком расстоянии, но различают форму и цвет предметов.

Острое зрение, обычно, у птиц. При быстром движении в воздухе только при помощи глаз можно с далекого расстояния оценить обстановку. Чувствительность глаз очень большая. У некоторых птиц она в сто раз выше, чем у человека. Так орлы, ястребы могут заметить небольшую птички примерно за 1 км. Птицы могут хорошо видеть предметы, находящиеся вдали, и различать детали, находящиеся всего в нескольких сантиметрах от глаза.

Птицы обладают цветным зрением, развитым лучше, чем у других животных. Они различают не только основные цвета, но и их оттенки, сочетания.

Для млекопитающих зрение имеет меньшее значение, чем для птиц. Степень развития не одинакова и зависит от образа жизни и среды обитания. Так, у крота, живущего в полной темноте, недоразвиты глаза. Среди хищных зверей лучшее зрение имеют гепард и пустынная кошка. Далеко не все звери различают цвета. /Смотри оформление доски таб.1./Ту же гамму цветов, что и человек, видят только обезьяны.

Домашнее задание. Ответить на вопросы.

  1. Какие животные называются ночными? Приведите примеры.
  2. Какие животные активны днем? С чем это связано?
  3. Подготовьте сообщение о зрении ночных и дневных животных/птицах, насекомых/

а/ особенности жизни и среды обитания.

б/ приспособление к этим условиям жизни

Вывод по уроку. При объяснении темы «Восприятие света живыми организмами» знакомят учащихся с некоторыми особенностями зрения животных, ролью света в их жизни. Объяснение идет на примере живых организмов, обитающих в разных условиях. На примере глаза рыб объясняется как живые организмы приспосабливаются к жизни в своей среде обитания. В данном случае рассматривается приспособление органа зрения – глаза. Объясняются особенности восприятия света другими живыми организмами /дождевой червь, эвглена зеленая/. Изложение материала идет на примерах живой природы. Наглядность при объяснении способствует лучшему запоминанию материала. Разбирается не только приспособление животных к видению под водой, в темноте, но и причины их жизнедеятельности в различное время суток / летучая мышь, сова /. Таким образом у учащихся формируется взгляд на окружающий мир как единое целое, где есть место и зеленой эвглене и дождевому червю, и маленькой бабочке и человеку. Разбирая таблицу «Цветное видение человека и различных животных», школьники убеждаются, что не только человек видит мир в красках, но и маленькая пчелка различает в нем цвета.


Оформление доски.



Предварительный просмотр:

Урок. Урок – соревнование по изучению световых явлений.

Задачи урока:

Образовательные: повторить и закрепить учебный материал / прямолинейное распространение, отражение, преломление, разложение света /; обсудить вопросы, связанные с применением этих явлений в технике, быту; повторить особенности преломления света в линзах, особенности зрения живых организмов, восприятие ими цветовой гаммы.

Воспитательные: развивать у учащихся умения индивидуальной работы и работы в коллективе, способность отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои решения.

Содержание

Методы

Приемы

1. Разминка

Практический

Фронтальный опрос

2. Проверка домашнего задания

словесный

Рассказ учащихся

3. Рекламный конкурс

Словесный

Рассказ

4. Конкурс изобретателей

Практический

Решение экспериментальной задачи

5. Конкурс капитанов «ромашка»

Практический

Письменный опрос

6. Загадки

Словесный

Ответ на вопрос

Необходимое оборудование:

Для жюри: листы бумаги, карандаши.

Для команд: листы бумаги, карандаши.

Для проведения конкурсов: очки двух видов / для близоруких и дальнозорких/, фотоаппарат, лупа, источник света / осветитель / ,непрозрачное тело / картонный круг / , штатив, экран, две свечи, прозрачное стекло, спички, «ромашка» с вопросами / 2 штуки /.

Оформление кабинета: таблицы солнечного затмения, восприятие света живыми организмами, фотоаппарат. Плакаты с высказываниями ученых о роли света в жизни нашей планеты, о разнообразии световой гаммы.

За неделю до проведения урока класс разбивается на две команды. Каждая выбирает капитана, придумывает себе название и эмблему.

На дом дается задание.

I      Повторить вопросы по теме:

  1. Какие источники света вам известны? Приведите примеры.
  2. Объясните причину солнечных затмений.
  3. Почему окружающие нас тела?
  4. Какие вам известны явления, связанные с преломлением света?
  5. Почему мы видим снег белым, маки – красными, сажу – черной?
  6. Чем определяется цвет белого / матового / , желтого и красного стекла?
  7. Объясните причину образования радуги.
  8. Назовите основные части преломляющейся системы глаза. Какое изображение предмета получается на сетчатке глаза?
  9. Что такое близорукость и дальнозоркость? Как предупредить развитие близорукости у школьников?
  10. Какие гигиенические правила следует соблюдать для сохранения нормального зрения?
  11. Каково значение зрения в жизни животных?
  12. Какова роль покровительственной и предостерегающей окраски в жизни животных?

II    Подготовить сообщение на тему:

а. Использование фотографии в науке и культуре;

б. Заболевания органов зрения и их профилактика.

в. Особенности зрения животных и их среда обитания / ночное, дневное зрение/;

III    Загадки, связанные со световыми явлениями / Солнце, радуга, Луна…/, по две-три загадки.

Урок начинается с приветственного слова учителя.

«Внимание! Внимание! Внимание! Команды явились на товарищескую встречу. Желаю всем успехов и побед. Чтобы восторжествовала справедливость, мы пригласили судить соревнование судейскую коллегию.»

Представители жюри / учитель, лаборант, старшеклассники./ При выставлении оценок учитывается качество ответов, активность всех членов команды в ходе обсуждения ответа, доброжелательность по отношению к участникам другой команды. Оценки выставляются по 5-и бальной шкале.

Представление команд.

  1. «Разминка».

Проверяется знание материала темы. Вопросы задаются всем командам сразу, право на ответ получает та, которая первая найдет решение. При неправильном ответе право отвечать переходит к другой команде.

        В разминку включают вопросы:

1.В каком случае мы видим окружающие нас тела?

2.Какие источники света вам известны?

3.В каком случае на Земле наблюдается солнечное затмение?

4.Угол между падающим и отражающим лучом 20 . Под каким углом к зеркалу падает свет?

5.Назовите цвета непрерывного спектра.

6.Какая линза может быть лупой?

        2. Проверка домашнего задания.

Прослушивание подготовленных сообщений. Выступают по три представителя /3-5 минут/ от каждой команды. При подготовке домашнего задания учащиеся сами /под руководством учителя/ выбирают самые интересные сообщения, которые собираются сделать их одноклассники.

        3. Рекламный конкурс.

Прорекламировать оптический прибор, показав его достоинства. Проверяется знание терминов, умение их правильно использовать и излагать мысль. Для рекламы предлагаются: очки для близорукого, дальнозоркого человека, фотоаппарат, лупа /по выбору/.

        4. Конкурс изобретателей.

Даются экспериментальные задачи, которые решают все члены команды совместно. Проверяется умение мыслить, коллективно обсуждать проблему.

1.С помощью осветителя, круглого картонного диска и экрана продемонстрировать возникновение тени. Основываясь на этом опыте предложить способ установки колонн по одной линии.

2.Даны две свечи /первая зажжена/, плоское стекло. Как сделать, чтобы над второй свечой «появилось» пламя?

        5. Конкурс капитанов и «ромашка».

Капитаны решают полученную задачу /определение очков для близоруких и дальнозорких людей/. Во время работы капитанов остальные члены команд выполняют индивидуальное задание. Их условия записаны на обратной стороне листков «ромашки». Для каждой команды своя «ромашка». Каждый участник отрывает понравившийся ему «лепесток», отвечает на вопрос.

Проверяется сообразительность капитанов, знание материала учащимися.

а/ капитаны:

1. Каждый получает очки и лист бумаги с текстом. Нужно определить: вид линз и то, какой дефект зрения / дальнозоркость, близорукость / исправляют они.

2. Ответить на вопросы: приведите примеры «близоруких» животных / рыбы, куры…/; приведите примеры «дальнозорких» животных /орел, ястреб, гепард…/

б/ «ромашка»

1.Объясните, почему для того, чтобы получить четкое изображение предмета, близорукий, обычно, щурит глаза.

5. Почему возникает радуга?

6. Приведите примеры явлений отражения и преломления света.

7. Чем объяснить осенние перелеты насекомоядных птиц?

8. Какое значение имеет линька для животных?

9. Можно ли увидеть радугу не только во время дождя, если можно, то где и почему?

10. Чем объясняется цвет прозрачного тела?

11. Назовите три основные / простые / цвета, которые нельзя получить смешением других цветов.

12. Чем определяется цвет прозрачного тела?

13. Назовите основные части преломляющей системы глаза человека.

14. Почему гроздья рябины, бузины мы видим красными? Как это способствует распространению плодов и семян?

15. Что служит экраном в глазу живых существ?

Ответы на листках сдаются жюри.

6. Загадки.

        Команды поочередно загадывают друг другу загадки, связанные со световыми явлениями / по 2-3 от каждой команды /.

Из окна в окно -                        Красное коромысло

Золотое веретено                        через реку повисло

/ луч Солнце /                        / радуга /

Не стукнет,                                Поутру –

не брякнет,                                в сажень,

а в окно войдет.                        В полдень –

/ свет /                                 с ладонь,

                                        а к вечеру-

Красная девица                        через поле хватает.

в зеркало глядится.                        / тень /

/ заря /

        На этом конкурсе соревнования учащихся заканчиваются. Жюри подводит итоговые оценки, объявляет победившую команду. Учащиеся получают оценки по степени их активности в работе команд, количеству правильных ответов.

Вывод по уроку.    Форма проведения урока – соревнования наиболее эффективна именно с подростками. Ученики легко включаются в игру. В результате за короткое время можно повторить очень большой объем материала. При проведении этого урока появляется возможность оценить самостоятельную работу учащихся по подбору интересующего их материала по заданной теме, умение его грамотно и интересно изложить; умение работать с дополнительной литературой. В конкурсах «Разминка» и «Капитанов» проверяется знание и понимание изученного материала, умение логически мыслить. Конкурс изобретателей дает возможность проверить умение мыслить, коллективно обсуждать проблему, работать с оборудованием, ставить опыты и делать из них вывод, применять на практике имеющиеся знания, Конкурс рекламы дает возможность развивать фантазию, воображения учащихся, чувство юмора, интеллектуальное  развитие. Этого добиваются знанием предмета, оригинальной формой изложения своих мыслей.

        Системой вопросов и заданий проверяют знание и понимание учащимся основных понятий, законов темы «Световые явления»,приложение теоретических положений к жизни. Использование различных методов и приемов проверки знаний позволяют сделать урок живым, интересным, а работу учащихся – творческой.

        Отвечая на вопросы, ребята еще раз уясняют для себя как многообразно проявление в жизни световых явлений, какова их роль в природе, использование в быту, технике, влияние на жизни живых организмов. Учащиеся воспринимают окружающую среду как единый и неделимый мир, полный  таких же живых организмов как они сами, полный разнообразных «загадок» и «чудес».



Предварительный просмотр:

Урок. Нормальное зрение. Близорукость. Дальнозоркость. Гигиена зрения.

Задачи урока

Образовательные: познакомить учащихся с дефектами зрения (близорукостью, дальнозоркостью), причинами их возникновения и  способами устранения; развивать умения самостоятельно подбирать необходимый и интересный материал по теме.  

Воспитательные:  сформировать понимание необходимости выполнения

                                 гигиенических требований и соблюдения правил

                                 техники безопасности необходимых для сохранения

                                 нормального зрения.    

                                 

Содержание

Методы

Приемы

1. Дефекты зрения (близорукость, дальнозоркость).

Словесный

Рассказ

2. Два способа их устранения.

Словесный

Наглядный

Объяснение

Работа    

У доски      

3. Гигиена зрения.

Словесный

Беседа

Учитель: Благодаря аккомодации изображение рассматриваемых предметов получается как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный (смотри оформление доски рис. 1а.).

Наиболее распространены два недостатка зрения: близорукость и дальнозоркость. Если предмет расположен на расстоянии 25 см., от близорукого глаза, то изображение предмета получится не на сетчатке, а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Чтобы изображение оказалось на сетчатке, нужно приблизить предмет к глазу.

Дальнозоркость обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику, по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получится за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку, отсюда и название этого недостатка – дальнозоркость.

Дальнозоркость и близорукость устраняются применением линз. Изобретение очков явилось великим благом для людей, имеющих эти недостатки зрения. Чтобы у близорукого глаза изображение передвинулось на сетчатку  глаза, применяют рассеивающую линзу. Чтобы изображение дальнозоркого глаза передвинулось  на сетчатку глаза,  используют собирающую линзу.  

Учитель:  о чем идет речь в загадке?

Сидит Пахом на коне верхом,

 Книги читает, а грамоты не знает.

Ответ: очки. 

В 1280 году итальянский физик  Сальвино Армати изготовил первые очки

-линзы, улучшающие зрение людей. До XVI века очками пользовались только дальнозоркие, а потом появились очки для близоруких людей. В XVIII веке Томас Юнг и Джон Гершель реализовали идею Леонардо да Винчи о контактных линзах. На глаз Гершеля был нанесён слой прозрачного геля, который позволил устранить дефект зрения. С течением времени изменилась форма очков и манера их носить.

Часто люди, имевшие в молодости нормальное зрение, в пожилом возрасте становятся дальнозоркими. Это объясняется тем, что мышцы, сжимающие хрусталик ослабевают, и становятся менее способными к аккомодации.

Для того чтобы сохранить хорошее зрение необходимо соблюдать гигиенические требования.

Нельзя рассматривать предметы или текст на близком расстоянии. В таких случаях хрусталик долго находится в положении увеличенной выпуклости, это приводит к развитию близорукости. Важно следить за освещением. Свет должен падать с лева и не должен быть очень ярким. Слишком яркое освещение чрезмерно раздражает рецепторы глаза и вредит зрению. В быту источники света прикрывают абажуром или плафоном из матового стекла. Сталевары и электросварщики защищают глаза от ослепительного блеска брызг раскаленного металла специальными очками.

Учитель: Почему не рекомендуется читать в транспорте?

Ученик А: из-за недостаточной освещенности

Ученик В: из-за «тряски», расстояние от книги или журнала до глаз сильно меняется. Мышцы, поддерживающие хрусталик устают (так как постоянно пытаются приспособиться) и глаза быстро утомляются.

Учитель Расстройства зрения могут возникать из-за недостатка в организме витамина А, особенно часто это наблюдается в период весеннего авитаминоза. Необходимо использовать в пищу рыбу, масло, молоко, овощи. Особенно много витамина А содержится в овощах: моркови, тыкве, капусте, перце. Правильно сбалансированное питание благотворно влияет не только на зрение, но и на весь организм в целом.

При не соблюдении правил личной гигиены (грязные руки, использование не чистого платка или полотенца больного человека) в глаз могут быть занесены болезнетворные микробы.

Инфекционные заболевания глаз часто приводят к ухудшению зрения, а иногда и к слепоте. Вот почему нужно беречь глаза от пыли, не тереть их руками, вытирать только совершенно чистым платком или полотенцем.

 Небрежность и неумение пользоваться приборами домашнего обихода (скороварка, сифон для газированной воды, не осторожное забивание гвоздей, резание проволоки, колка дров) могут привести к тяжелым бытовым травмам глаз.

Домашнее задание. Ответьте на вопросы:

1. Чем объясняется близорукость глаза?

2. Чем объясняется дальнозоркость глаза? Подготовить небольшое сообщение:

а) заболевание органа зрения (конъюнктивит...)

1) Причины, вызывающие заболевание.

2) Признаки.

3) Меры предотвращения заболевания.

б) Оказание первой помощи при повреждении глаза.

1) Попадание соринки, ушиб.

2) Попадание в глаз химических веществ.

в) Предложите несколько упражнений для тренировки глаз, для отдыха.

Вывод по уроку: При изучении нормального зрения, близорукости и дальнозоркости объясняются причины эти дефектов. Рассматривается ход лучей при близорукости и дальнозоркости. Схематичное изображение этих отклонений делает наглядным и ощутимым словесное объяснение учителя. Благодаря такому разностороннему подходу к рассмотрению глаза (с одной стороны – оптическая система, с другой – биологический объект) учащиеся лучше понимают механизм зрения и его важность. На этой основе разговор о соблюдении правил гигиены, будет предметным, носит научный характер. Этому же способствует выполнение пункта 2 домашнего задания.


Оформление доски.

Число. Тема. Нормальное зрение. Близорукость. Дальнозоркость. Гигиена зрения.

Рис.1.а

Рис.1.б



Предварительный просмотр:

Урок. Строение глаза. Зрение.

Задачи урока.

Образовательные: познакомить учащихся со строением глаза человека, назначением его             составных частей; особенностями зрения человека; получить изображение с помощью оптической системы глаза.

Оборудование для демонстрации: разборная модель глаза человека.

                                                               Таблица « Глаз. Зрение».

         Содержание

           Методы

               Приёмы

1. строение органов зрения человека.

Словесный

Наглядный

Рассказ

Демонстрация

2. особенности зрения человека (аккомодация, адаптация.)

Словесный

Рассказ

Учитель. Орган зрения – глаз можно рассматривать как прибор, в котором имеются линзы.

Глаз – это сложная оптическая система. Он отвечает на ничтожно малые дозы световой энергии, такие, что потребовался бы десяток лет, чтобы ими можно было нагреть на 1˚С 1г воды.

Глаз человека (и многих животных) имеет почти шарообразную форму. Он защищен плотной оболочкой – склерой. Оптическую систему глаза образует выпуклая роговая оболочка, служащая внешним слоем, зрачок, играющий роль диафрагмы, хрусталик и прозрачное стекловидное тело, заполняющее глазную камеру. За роговой оболочкой расположена радужная оболочка, которая у разных людей может иметь разный цвет. Свет, падающий в глаз, преломляется на передней поверхности глаза, в роговице, хрусталике и стекловидном теле, благодаря чему на сетчатке глаза образуется действительное уменьшенное перевернутое изображение предметов. Ведь предмет всегда находится значительно дальше от хрусталика, чем сетчатка. Сетчатка глаза состоит из нескольких слоёв нервных клеток разного типа и разного назначения и играет роль приёмника света. Свет, падая на окончание зрительного нерва, из которых состоит из которых состоит сетчатка, раздражает эти окончания. Раздражение по нервным волокнам передаются в мозг, и человек получает зрительное впечатление, видит предметы. Процесс зрения корректируется мозгом, поэтому изображение предметов мы воспринимаем прямым. Хрусталик ни что иное, как линза и преломление света в нём происходит по закону преломления. Он собирает лучи как двояковыпуклая линза. Глаз – самонастраивающийся прибор. Он позволяет видеть близкие и удалённые предметы. Хрусталик то сжимается в шарик, то растягивается в чечевицу, тем самым меняется кривизна хрусталика. В сетчатке глаза находятся светочувствительные элементы – палочки и колбочки. Исследования показывают, что палочки гораздо больше чувствительны к свету и в темноте зрительное ощущение получается именно за счёт палочек, при этом способность цветоразличения теряется. Колбочки обладают способностью к цветному зрению, то есть способностью различать цвета.

Важной особенностью глаза его способность «работать» в широком диапазоне освещённости. Вам известно по собственному опыту, что происходит при быстром переходе из светлого помещения в тёмное и наоборот. В первом случае глаз ничего не различает, «пока не привыкнет к темноте», при выходе из тёмного помещения на свет, освещение в первый момент, пока глаз «не привыкнет к свету», кажется слепящим. Эти явления называются адаптацией, то есть привыканием глаза. В состоянии полной адаптации глаз представляет собой крайне чувствительный инструмент , способный реагировать на очень малые потоки энергии и без вреда переносить большие яркости. При очень больших яркостях источника необходимо защищать глаз искусственно. Так наблюдение солнечного затмения можно вести толь через дымчатые (закопченные) стёкла. При пребывании на ледниках, ярком солнце, необходимо применение дымчатых или цветных очков. Сильное изменение яркости, происходящее так быстро, что защитный аппарат глаза не успевает подействовать, что может привести к тяжёлым расстройствам зрения и даже к полной его потере.

Глаз приспосабливается видеть не только в темноте и на свету, он приспосабливается к видению на близком и далёком расстоянии. Это свойство глаза называется аккомодацией глаза( от латинского accomodativ – приспособление). Предел аккомодации наступает, когда предмет находится на расстоянии 12 см от глаза. Расстояние наилучшего видения, при котором детали предмета можно рассматривать без напряжения для нормального глаза равно 25 см. это необходимо учитывать при письме или чтении.

Домашнее задание. Ответить на вопросы.

1. Основные части оптической системы глаза и их назначение.

2.Благодаря чему мы различаем цветные предметы.

3.Какие особенности зрения вы знаете и, какую роль они играют в жизни человека?

Вывод по уроку. Изучение материала «Строения глаза. Зрение.» идёт после изучения линз фотоаппарата как оптической системы. Учащиеся уже знакомы с явлением прямолинейного распространения света, преломлением света в линзах, с получением изображения в линзах, как пример этого рассматривается фотоаппарат, а затем глаз. Рассматриваются его основные части, их роль. Глаз разбирается как оптический прибор / его оптическая система, получение изображения / и как орган зрения живых организмов. От общих вопросов переходим к конкретным, касающихся повседневной жизни. Изучение строения глаза, функций его составных частей позволит изучить возможные недостатки и способы их устранения, даёт возможность объяснить необходимость соблюдения правил гигиены зрения на основе имеющихся знаний. Такое расположение материала даёт возможность связать в единое целое научные утверждения с жизненными ситуациями, общие факты с конкретными условиями их применений.


Оформление доски.



Предварительный просмотр:

Урок. Цвета тел.

Задачи урока.

Образовательные: познакомить с причиной красочности окружающего мира, с цветом прозрачных и не прозрачных тел, с цветным зрением; развить умения при помощи цветов, световых эффектов воздействовать на окружающих, на условия жизни человека.

Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, гармонии с окружающим миром красок, цветовой гаммы.

Оборудование для демонстрации: набор различных светофильтров, тел разной окраски.

Демонстрация: различных светофильтров.

Содержание

Методы

Приемы

1. Причина красочности окружающего мира. Простые и сложенные цвета.

Словесный

наглядный

Объяснение

Работа у доски

2. Цвет непрозрачных тел.

Словесный

наглядный

Объяснение

Работа у доски

3. Цвет прозрачных тел.

Словесный

наглядный

Объяснение

Демонстрация светофильтров

4. Влияние различных цветов на организм человека.

словесный

Рассказ

5. Покровительственная и предостерегающая окраска живых организмов.

словесный

рассказ

Учитель. Мы видим мир не только в белом свете, мир вокруг нас красочен. Природу этого явления люди искали с давних времен. Почти в неприкосновенном виде дошла до эпохи Ньютона теория Аристотеля о цветности световых лучей. Полагали, что цвета возникают от смешения света с темнотой в разных пропорциях. Согласно теории: белое – то, что испускает обильный свет во все стороны, черное – то, что в ничтожной мере отдает свет; красное – то, что излучает сгущенный свет; голубой – то, что испускает разреженный свет.

Ньютон впервые объяснил красочность мира, чем сложностью солнечного света. «Световые лучи различаются в их способности показать ту или иную окраску. Цвета не являются видоизменениями света. Поэтому мы должны различать два рода цветов: одни первоначальные и простые, другие же сложенные из них».

Особое значение для цветового зрения имеет сложение трех цветов: красного, зеленого и синего. (Смотри оформление доски таблица 1.) Эти цвета называют основными. Их нельзя получить комбинацией других цветов. Точно такие же по виду цвета, как основные, могут быть получены смешением: смесь красного и зеленого – желтый, красного с желтым – оранжевый. На сложение трех основных цветов основаны кино, цветная фотография, цветное телевидение. Наше зрение тоже трехцветно.

Трехцветную теорию светового зрения впервые высказал 1756 году М.В. Ломоносов (1711-1756), когда писал «о трех материях дна ока», ее развил немецкий ученый Герман Гельмгольц (1821-1834). В сетчатке глаза есть три разных элемента, чувствительных к каждому из трех основных цветов. Равномерное раздражение всех элементов вызывает ощущение белого цвета. Если в сетчатке глаза ослаблено или выпадает восприятие одного из трех основных цветов, то человек не воспринимает какой-то цвет. Такой недостаток зрения назван дальтонизмом, по имени английского ученого Джона Дальтона (1766-1844). Он очень удивил своих студентов, явившись на лекцию в ярко красном камзоле, вместо зеленого. Профессор страдал расстройством цветного зрения и впервые описал его. Дальтонизм не излечим. Он передается по наследству или возникает после некоторых глазных и нервных болезней. Люди, страдающие дальтонизмом, обычно, не способны отличать красный цвет от зеленого, эти цвета они воспринимают как серые. Дальтоников не допускают к вождению транспорта. Очень важно хорошее светоощущение для моряков, летчиков, химиков, художников.

Цвет непрозрачного тела, освещаемого белым светом, зависит от того, свет какого цвета это тело отражает. Так желтый одуванчик – отражает красный и зеленый, дающие ощущение желтого, а листья зеленые, так как отражают голубой и желтый цвета. (Смотри оформление доски таблица 2.) Поверхность тела представляется белой, если тело отражает все составные части белого света. Так в картине Сурикова «Боярыня Морозова» снег переливается зелеными, розовыми, сине-голубыми оттенками, отраженными от множества цветных одежд, неба, а в целом создается впечатление белого снега.

Тело кажется черным, если оно поглощает все цвета.

Различные прозрачные тела неодинаково пропускают свет через себя. Желтое стеклышко пропускает красные и зеленые цвета, совместное действие которых на глаз обуславливает желтый цвет. Такие прозрачные тела называют светофильтрами.

Демонстрация различных светофильтров.

Многообразие цвета давало возможность выразить свое восприятие мира. Так зародилась живопись. Прошло много веков, прежде чем художники научились передавать это многообразие в своих картинах. Художники работают цветом, но используют его по-разному. Одни из них изображают предмет однородным цветом, допуская только небольшие затемнения и высветления этого цвета. У других художников цвет предмета сложный, имеющий множество оттенков. Предмет изображается художником сложной системой световых пятен. Материал предметов, их пространственное расположение зрительно воспринимаются благодаря тональному отношению между предметами, поэтому необходимо сохранить на рисунке правильные тональные различия, которые наблюдаются между светотенью на каждой объемной форме.

 Самые белые белила на холсте или белая бумага в рисунке не могут отразить больше света, чем на них падает из окна. Художник не в состоянии передать огромные колебания светлоты и темноты, которые наблюдаются в природе. Однако художник создает картины, Правдиво изображающие и солнечные дни, и лунные ночи. Это возможно из-за того, что восприятие светлоты и цвета предметов остается в известной степени неизменным,  или равномерным для всех предметов: белые предметы остаются белыми, серые – серыми. В живописи можно передать впечатление любой освещенности , если краски будут сохранять пропорциональные отношение яркостей. Этому способствует то, что чувствительность нашего глаза при усилении и ослаблении освещения может возрастать или уменьшаться. При рассмотрении картины, где краски несколько темнее, глаз приобретает несколько большую чувствительность по сравнению с той, которая должна была бы соответствовать данному освещению в натуре, и таким образом мы перестаем замечать, что краски картины темнее действительных. Цвет мы воспринимаем по-разному, в зависимости от фона, окружающего рассматриваемую поверхность. Желтый лимон на синем фоне выглядит ярче и желтее, чем на желтом или красном, зеленый лист на красном фоне выглядит и зеленее, чем на желтом или синем. Чтобы красный предмет казался еще краснее, необходимо рядом с ней поместить зелено-голубой, так как дополнительные цвета взаимно усиливают яркость / на светлом фоне цвет предмета кажется более темным, на темном – более светлым/.

Мы живем в мире красок, и цвета далеко не безразличны для человека. Мы с радостью встречаем восход Солнца, если небо чистое и день обещает быть прекрасным, и нас огорчает мрачное серое  небо с низко нависшими тучами. Гете писал о способности света создавать настроение: желтый – веселит и бодрит, зеленый – умиротворяет, синий – вызывает грусть. Цвет делает вещи «тяжелыми», «легкими», «холодными», «горячими». Он имеет огромную силу воздействия на человека, на работу его органов. Оказывается, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывает желтый и зеленый цвет. Они обостряют зрение, ускорение зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух. Красный цвет действует противоположно. Длительное действие красного цвета создает световую усталость. Однако желтое окружение не всегда полезно. Английские психологи заметили, что желтая кабина самолета вызывает приступ морской болезни даже у самых опытных летчиков.

Зеленый цвет помогает быстро снять напряженное ощущение. Важно правильно сочетать свет и освещенность в обстановке трудовой деятельности человека. Много времени теряет рабочий из-за мрачной окраски пола, стен, машин в цехе. Темные краски поглощают 98% света. Наоборот, светлые / бежевые, салатные / тона повышают освещенность, благоприятно влияют на работоспособность.

Разнообразие цветов играют огромную роль в жизни животных. То, что военные называют «защитным цветом», зоологи со времен Дарвина называют охранительной или покровительственной окраской. Животные, обитающие в пустыне, имеют большей частью характерный желтоватый «цвет пустыни»: этот цвет у льва, и у ящерицы, у паука и у червя, и у птицы. Напротив, животные, населяющие снежные равнины Севера, - будь то полярный медведь или гагара – наделены от природы белой окраской, делающей их незаметными на фоне снега. Бабочки и гусеницы, живущие на коре деревьев, имеют соответствующую окраску, с поразительной точностью воспроизводящую цвет древесной коры. Зеленого кузнечика вы не различите в траве. Серебристый цвет рыбьей чешуи – тоже защитный. Он оберегает рыб от хищных птиц и от хищников водной стихии. Медузы, ракообразные, моллюски избрали своим защитным цветом полную бесцветность, прозрачность, делающих их невидимыми в окружающей среде.

Многие животные обладают способностью изменять оттенок своего «защитного» цвета сообразно переменами окружающей обстановки. Серебристо-белый горностай, незаметный на фоне снега, утратил бы свои преимущества защитной окраски, если бы с таянием снега не изменял свой цвет шкурки: и вот каждую весну белый зверек получает новую шубку рыжего цвета, сливающегося с окраской обнаженной от снега почвы.

Некоторые животные способны изменять цвет в соответствии с условиями в природной среде. Например, ящерица, мадагаскарский дневной геккон из светло-оливкого при повышении температуры превращается в зеленого.

Домашнее задание. Ответить на вопросы.

  1. Назовите простые цвета?
  2. Сложением, каких цветов получаются: голубой, желтый,  пурпурный.
  3. Чем определяется цвет непрозрачного тела?
  4. Чем определяется цвет прозрачного тела?

Приведите примеры покровительственной и предостерегающей окраски у животных / сделать сообщение о среде обитания, повадках; представить иллюстрации этих животных/

Выводы по уроку. При изучении цветов тел рассматривается причина красочности окружающего мира, цвет прозрачных и непрозрачных предметов. Так как учащиеся изучили особенности зрения им легко понять теорию трехцветного зрения. При объяснении этой теории рассматривается заболевание – дальтонизм. Объяснение подкрепляется фактами, известными из жизни учащихся. Объяснение причины красочности окружающего мира дает возможность обратить внимание на такую область культуры как живопись, дизайн, привести примеры лучшего использования цветовой гаммы, влияние ее на настроение людей. Изучение этой темы дает возможность обратиться к такому замечательному художнику как природа. Рассказ о покровительственно окраске животных не оставит ребят равнодушными слушателями, они сами приведут массу примеров. Привлечение ребят к активной беседе, активизирует их умственные способности, воображение, память.


Оформление доски.

        

        

        Покровительственная окраска

        Предостерегающая окраска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

План - конспект урока физики "Электрические явления" в 8 классе

Разработка урока - игры по  физике в 8 классе по теме "Электрические явления".. Урок позволит повторить изученный  материал в форме "Своей игры". ...

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц"

Урок изучения нового материала по биологии  в 7 классе по теме "Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц" по учебнику В.М.Константинов...

Конспект урока по физике 8 класса на тему: "Закрепление знаний по теме "Тепловые явления"

Тема: “Җылылык күренешләре” темасын кабатлау.         Максат: “Җылылык күренешләре” бүлегендә алган белемнәрне...

Конспект урока физики в 8 классе "Электрические явления"

Урок "Электрические явления"  начинается с обзора изученного материала и заполнения таблицы. Исходное понятие - тело - вещество - молекула - движение. Это исходный материал для изучения тепловых ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Вещества и явления в окружающем мире». Введение в биологию. 5 класс УМК Сонин Н.И.

План-конспект урока по теме «Вещества и явления в окружающем мире» Урок № 1 "Тело и вещество"....

Конспект урока по теме «Явление электромагнитной индукции», 9 класс

Конспект открытого урока по теме "Явление электромагнитной индукции", 9 класс....