Урок-презентация "Колебательные движения"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме

Константинова Ирина Викторовна

Опираясь на демонстрационный эксперимент ввести понятие механического колебания; обсудить свойства, которыми обладают колебательные системы. Продемонстрировать колебания нитяного и пружинного маятников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc50.5 КБ
Office presentation icon urok_kolebatelnye_dvizheniya.ppt2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Механические колебания.

Урок в 9 классе.

(слайд 1) Цель урока:

Образовательная: ознакомить учащихся с новыми понятиями; механические колебания, положения устойчивого равновесия, колебательная система, свободные колебания, выявить основные свойства колебаний и существенные признаки колебательной системы.

Развивающая: развивать умения учащихся анализировать, сопоставлять, проводить сравнения и аналогии, проводить классификацию, обобщение, познавательной, информационно-коммуникативной и рефлексивной деятельности.

Воспитательная: формировать увлеченность, активность смелости, воспитание культуры речи, познавательного интереса к учебному предмету и окружающему миру.

Задачи:

Вспомнить виды колебательных движений; понятие «свободные колебания», выяснить общие свойства колебательных систем.

Оборудование: плакаты; нитяной, пружинный маятники, весы, метроном; презентация.

Основное содержание. Опираясь на демонстрационный эксперимент ввести понятие механического колебания; обсудить свойства, которыми обладают колебательные системы. Продемонстрировать колебания нитяного и пружинного маятников.

План-конспект

Урок сопровождается показом компьютерной презентации.

I. Организационный момент

Тема урока, цель урока, готовность к уроку.

  • Мотивация (2 мин)
  • Изучение нового материала – лекция (30 мин)
  • Упражнения и вопросы для закрепления  (10 мин)
  • Итог урока, домашнее задание (3 мин)

II. Мотивация

В начале урока обучающимся выдаются бланки, в которых нужно дописать определения по ходу объяснения нового материала.

  • Колебательным движением называется …
  • Колебания бывают …
  • Периодом колебаний называют …
  • Амплитудой называют …
  • Свободными колебаниями называют …
  • Виды колебательных систем …
  • Общее у всех колебательных систем …

III. Изучение нового материала

 (слайд 2) Колебания - один из самых распространенных процессов в природе и технике.

Приведите примеры колебаний.

Колеблются высотные здания и высоковольтные провода под действием ветра, маятник заведенных часов и автомобиль на рессорах во время движения, уровень реки в течение года и температура человеческого тела при болезни.

Звук - это колебания плотности и давления воздуха, радиоволны - периодические изменения напряженностей электрического и магнитного полей, видимый свет - тоже электромагнитные колебания, только с несколько иными длиной волны и частотой. Землетрясения - колебания почвы, приливы и отливы - изменение уровня морей и океанов, вызываемое притяжением Луны и достигающее в некоторых местностях 18 метров, биение пульса - периодические сокращения сердечной мышцы человека и т.д.

Смена бодрствования и сна, труда и отдыха, зимы и лета...
Даже наше каждодневное хождение на работу и возвращение домой попадает под определение колебаний, которые трактуются как процессы, точно или приближенно повторяющиеся через равные промежутки времени (повторяющееся движение по одной и той же траектории).

Колебания играют огромную роль в жизни человека. Без знания законов колебаний нельзя было создать радио, телевидение, многие современные устройства и машины. Колебания многогранны. Иногда они выступают как друг и помощник, а иногда как коварный враг.

IV.Историческая справка (слайд 3)

Специальный раздел физики – теория колебаний – занимается изучением закономерностей этих явлений. Знать их необходимо судо- и самолетостроителям, специалистам промышленности и транспорта, создателям радиотехнической и акустической аппаратуры.

Первыми учеными, изучавшими колебания, были Галилео Галилей (1564-1642) и Христиан Гюйгенс (1629-1692). Полагают, что соотношение между длиной маятника и временем каждого качания открыл Галилей. Однажды в церкви он наблюдал, как качалась огромная люстра, и засекал время по своему пульсу. Позже он открыл, что время, за которое происходит один взмах, зависит от длины маятника. Время наполовину уменьшается, если укоротить маятник на три четверти.

Гюйгенс изобрел первые часы с маятником (1657) и во втором издании своей монографии «Маятниковые часы» (1673) исследовал ряд проблем, связанных с движением маятника, в частности нашел центр качания физического маятника.

 Большой вклад в изучение колебаний внесли многие ученые: английские – У. Томсон (лорд Кельвин) и Дж. Рэлей, русские – А.С. Попов и П.Н. Лебедев, советские – А.Н. Крылов, Л.И. Мандельштам, Н.Д. Папалекси, Н.Н. Боголюбов, А.А. Андронов и другие.

(слайд 4) Колебания бывают механические, электромагнитные, химические, термодинамические и различные другие. Несмотря на такое разнообразие, все они имеют между собой много общего.

(слайд 5)  На рисунке изображены тела, которые могут совершать колебательные движения, если вывести их из положения равновесия (т.е. отклонить или сместить от линии ОО/). В движении этих тел можно найти много различий. Например, шарик на нити (рис. а) движется криволинейно, а цилиндр  на резиновом шнуре (рис. б) – прямолинейно; верхний конец линейки (рис. в) колеблется с большим размахом, чем средняя точка струны (рис. г).  

(слайд 6) За одно и то же время одни тела могут совершать большее количество колебаний, чем другие. Но при  всем разнообразии этих движений у них есть важная общая черта: через определенный промежуток времени движение любого тела повторяется.

Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется, называют периодом колебаний. Поэтому говорят, что колебательное движение периодично.

Если тело, подвешенное на нити, отведем влево на некоторое расстояние и отпустим, тело будет двигаться с ускорением вправо – вниз, пройдет положение равновесие и вследствие инерции отклонится вправо – вверх и т.д.

Отклонение тела от положения равновесия называют смещением.

Наибольшее (по модулю) отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой.

Как и другие движения, колебательное движение характеризуется скоростью и ускорением. При колебательном движении обе эти величины изменяются от точки к точке, от одного момента времени к другому. В точках максимального отклонения от положения равновесия скорость равна нулю. В точке равновесия скорость максимальна. Ускорение – наоборот.

(слайд 7)  Группу тел, движение которых мы изучаем, называют системой тел.

Силы, действующие между телами системы, называют внутренними.

Силы, действующие на тела системы со стороны тел, не входящих в нее, называют внешними .

Самым простым видом колебаний являются свободные колебания.

(слайд 8) Свободными колебаниями называются колебания, происходящие благодаря начальному запасу энергии, приданному колеблющемуся телу.

Чтобы тело совершало свободные колебания, необходимо вывести его из состояния равновесия.

Свободно колеблющиеся тела всегда взаимодействуют с другими телами и вместе с ними образуют систему тел, которая получила название колебательной системы.

(слайд 9) Т.е. системы тел, которые способны совершать свободные колебания, называются колебательными системами.

(слайд 10) Рассмотрим колебательную систему, которую называют маятником. Существует несколько типов маятников: нитяные  и пружинные.

- Земля, штатив, пружина и груз образуют вертикальный пружинный маятник (Земля на рис. не показана).

- Земля, подставка и подвешенный на легкой и прочной нити к подставке шарик, причем размеры груза много меньше длины нити, а его масса много больше массы нити, образуют колебательную систему, называемую математическим маятником или, просто маятником.

- Два штатива, две пружины и тело массой m образуют колебательную систему, которую называют горизонтальным пружинным маятником.

(слайд 11) Всем колебательным системам присущ ряд общих свойств:

  • Наличие  положения устойчивого равновесия, при котором равнодействующая сила равна нулю.
  • Хотя бы одна сила должна зависеть от координаты.
  • Наличие в колеблющемся теле избыточной энергии.
  • Если вывести тело из положения равновесия, то равнодействующая уже не будет равна нулю.

Силы трения в системе достаточно малы.

  • Упражнения и вопросы для закрепления, работа с бланками:

(слайд 12)

- Какое движение называют колебательным?

- Что называют колебанием тела?

-Что называют амплитудой колебания? Периодом? Смещением?

-Что такое маятник? Какой маятник называют математическим?

- Какой маятник называют пружинным?

- Какие из перечисленных ниже движений являются механическими колебаниями:

а) движение качелей;

б) движение мяча, падающего на землю;  

в) движение звучащей струны гитары?

- Приведите другие примеры механических колебаний.

Домашнее задание: (слайд 13)

п.24-26  (Физика-9, А.В.Перышкин,Е.М.Гутник)

Прочитать, выучить определения и формулы

 Выполнить практическую работу (по выбору)

(слайд 14)

    Изготовьте математический маятник из подручных средств. Приведите его в движение, подсчитайте частоту колебаний. Измерьте длину маятника, так чтобы частота увеличилась вдвое. Проверьте правильность своего расчета на опыте. Сделайте вывод о том, как меняется частота математического маятника в зависимости от его длины.

Литература

1. Мякишев Г.Я. Физика. Колебания и волны : учеб. пособие / Г.Я. Мякишев, А.З. Синяков. - М.: Дрофа, 2001. – 288 с.

2. Боброва А.И. Колебания и маятники : учеб. пособие / А.И. Боброва, А.Н. Херувимов.- М.: Наука, 1981.- 177 с.

3. Шишкин Н.Н. Клуб юных физиков: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991. – 144.

4. Яндекс. Мультимедиа по физике. Демонстрационный эксперимент по физике. Платонова Т.И. Применение электронной презентации на школьном уроке // www.Mendeleev.upeg.net

  • Интернет-ресурсы:

Анимации по физике:

http://somit.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колебательное движение

Слайд 2

Цель урока: познакомиться с новыми понятиями; механические колебания, положения устойчивого равновесия, колебательная система свободные колебания, выявить основные свойства колебаний и существенные признаки колебательной системы.

Слайд 4

Открыл соотношение между длиной маятника и временем каждого качания. Изобрел первые часы с маятником и нашел центр качания физического маятника.

Слайд 5

Колебания бывают механические, электромагнитные, химические, термодинамические и различные другие. Несмотря на такое разнообразие, все они имеют между собой много общего.

Слайд 6

Виды колебательных движений

Слайд 7

Через определенный промежуток времени движение любого тела повторяется. Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется, называют периодом колебаний . Отклонение тела от положения равновесия называют смещением . Наибольшее (по модулю) отклонение тела от положения равновесия называют амплитудой.

Слайд 8

Силы, действующие между телами системы, называют внутренними Силы, действующие на тела системы со стороны тел, не входящих в нее, называют внешними

Слайд 9

Свободными колебаниями называют-ся колебания в системе под действием внутренних сил, после того как систе-ма выведена из положения равновесия. С течением времени сво-бодные колебания вслед-ствие трения затухают.

Слайд 10

Системы тел, которые способны совершать свободные колебания, называются колебательными системами.

Слайд 11

Земля, штатив, пружина и груз образуют вертикальный пружинный маятник Земля, подставка и подвешенный на легкой и прочной нити к подставке шарик, образуют математический маятник Колебательные системы Два штатива, две пружины и тело массой m образуют горизонтальный пружинный маятник

Слайд 12

Необходимые условия для возникновения свободных колебаний: Наличие положения устойчивого равновесия, при котором равнодействующая сила равна нулю. Хотя бы одна сила должна зависеть от координаты. Наличие в колеблющемся теле избыточной энергии. Если вывести тело из положения равновесия, то равнодействующая уже не будет равна нулю Силы трения в системе достаточно малы. В отсутствии этих условий колебания быстро затухают или не возникают вообще.

Слайд 13

Какое движение называют колебательным?

Слайд 14

Что называют колебанием тела?

Слайд 15

Что называют амплитудой колебания? Периодом? Смещением?

Слайд 16

Что такое маятник? Какой маятник называют математическим? - Какой маятник называют пружинным?

Слайд 17

Какие из перечисленных ниже движений являются механическими колебаниями: а) движение качелей; б)движение мяча, падающего на землю; в) движение звучащей струны гитары?

Слайд 18

Приведите другие примеры механических колебаний.

Слайд 19

Домашнее задание: §§ 24-26 (Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2012) Прочитать, выучить определения - Выполнить практическую работу Изготовьте математический маятник из подручных средств. Приведите его в движение, подсчитайте частоту колебаний. Измерьте длину маятника, так чтобы частота увеличилась вдвое. Проверьте правильность своего расчета на опыте. Сделайте вывод о том, как меняется частота математического маятника в зависимости от его длины.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по правилам дорожного движения в 5-м классе на тему "Движение пешеходов, их права и обязанности"

Цели:1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;2)повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный п...

Движение, как свойство живых организмов. Виды движений

Открытый урок Учителя биологии МБОУ СОШ пос.ЖилиноДля муниципального конкурса «Учитель года 2006»...

ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ "ДВИЖЕНИЕ НА ВЕЛОСИПЕДЕ" 6 КЛАСС

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПДД ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 6 КЛАССА...

Колебательное движение.Величины характеризующие колебательное движение.

Урок разработан с использованием ЭОР, даны ссылки видео и интерактивных моделей  ,...

Механическое движение в основе движения населения России

Интегрированый урок: география + физика, с использованием ИКТ. 9 класс....

ПРОГРАММА изучения правил дорожного движения «ДЕТИ - участники дорожного движения »

Программу «Дети-участники дорожного движения» создана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироват...