Рабочая программа по предмету "Физика.Химия" 5 класс. Авторы А.Е. Гуревич, Д. А. Исаев, Л.С. Понтак.
рабочая программа по физике (5 класс) на тему

Ченцова Галина Николаевна

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_5_fizika._khimiya.doc302 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» города Бийска

Рассмотрено ШМО:                    Согласовано:                                  Утверждено:

Руководитель:                             Зам. директора по УВР                 Директор СОШ №12

                                                     Лапина Е.В.                                     Изаак Я.Ф

« __»  ______  2013 г.                    « __»  ______  2013 г.                     « __»  ______  2013 г.

                                                                                                            Приказ № _____ от

                                                                                                             «___»  ________ 20 ___ г.

Рабочая программа

по предмету «Физика. Химия»

5 класс

на 2013-2014 учебный год

Разработчик:

Ченцова Г.Н.,

                                                            учитель  физики

                                                              высшей квалификационной категории;

Вязигина Г.И.

учитель биологии и химии

первой квалификационной категории

                                                   

Принята на Педагогическом  совете

Протокол № _______

от «___» «______» 20__г.                          

2013-2014 учебный год

г. Бийск

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету "Физика. Химия" составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Учебного плана МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2013 - 2014 учебный год.

 2. Авторской программы основного общего образования по предмету «Физика. Химия», авторы А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010)

Рабочая программа адресована для работы в 5-х  классах МБОУ «СОШ №12 с углублённым изучением отдельных предметов».

Курс «Физика. Химия» – интегрированный курс для младших подростков. Принцип преемственности в современной школе предусматривает непрерывность естественно - научного образования на всех ступенях обучения.

На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты.

С учетом психологических особенностей детей данного возраста предусматривается развитие внимания, наблюдательности, логического и критического мышления, умения грамотно выражать свои мысли, описывать явления, что позволит при изучении основного курса физики, химии выдвигать гипотезы, предлагать физические модели и с их помощью объяснять явления окружающего мира. Для формирования интереса учащихся к изучению предмета и стремления к его пониманию предполагается использование рисунков различных явлений, опытов и измерительных приборов, качественное мультимедийное сопровождение уроков и лабораторных работ,   использование игровых ситуаций, а также  большое количество качественных вопросов, экспериментальных заданий и лабораторных работ. Данный учебный курс входит в образовательную область «Естествознание».

      Цели и задачи курса:

  • овладение конкретными физическими понятиями, необходимыми для изучения курса физики, химии;
  • создание условий для развития устойчивого интереса к физике, хими к решению задач
  • формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях
  • развитие обще-учебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач
  • развитие творческих способностей учащихся
  • развитие коммуникативных умений работать в парах и группе
  • показать практическое применение законов физики через решение экспериментальных задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 ч.

Форма обучения: очная.

 Режим занятий: 2 часа в неделю

         Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы. Структурно программа состоит из четырех разделов: «Введение», «Тела и вещества», «Взаимодействие тел» и «Механические и тепловые явления». С целью формирования экспериментальных умений в программе предусмотрены 15 фронтальных лабораторных работ, простые опыты и изготовление ряда самодельных приборов.

В  результате изучения курса физики, химии 5 класса на пред профильном уровне ученик должен:

           

       ученик должен знать (понимать):

  • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, гипотеза, теория, пространство, время, физическое тело,  вещество и  состояние вещества,  молекулы, ионы, атом, диффузия,  деформация, взаимодействие, плавление, испарение,  
  • смысл физических величин: длина, объём, площадь, путь, скорость, время, масса, плотность, сила, давление, работа, механическая энергия,
  • смысл физических законов: закон всемирного тяготения, принцип  относительности механического движения, условие равновесия тел; закон Паскаля, условие плавания тел, закон сохранения массы, закон сохранения энергии,
  • вклад российских  и зарубежных ученых в развитие физики и техники; 

         уметь:

  • описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: определение размеров физического тела, измерение объёма жидкости,  зависимость давления твердого тела от площади опоры и массы;  зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объёма тела;
  • приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдение и опыт – основа построения научных теорий;  физическая теория дает возможность объяснять явления природы, предсказывать неизвестные явления; объяснение природных явления;
  • применять полученные знания для решения физических задач: расчет плотности; расчет давления твердого тела;
  • определять: характер физического процесса по графикам, таблице, формуле;
  • измерять: скорость, время, объём, массу тела; силу тяжести, упругости, трения, силу Архимеда; работу, давление;
  • работать с мензуркой, термометром, динамометром, рычажными весами,
  • приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики;
  • на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ и научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки информации по физике;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств;

         Данная программа предполагает такое развитие школьников, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.  Не предполагается заучивание материала в форме логически строгих определений, пересказ учебника. Учебник «Физика, химия» 5-6 классы рассматривается как последовательность экспериментальных, практических, теоретических, закрепляющих заданий. Учащиеся не только приобретают  знания по физике, химии ,а также развивают способности самостоятельного приобретения знаний, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения, выслушивать другие мнения и конструктивно их обсуждать. Поэтому формами проведения занятий  могут являться дискуссии, защита изобретения или проекта, рассказ об интересном наблюдении. Опыты, демонстрации, наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использовании типового оборудования кабинета физики, химии.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Критерии оценивания устного ответа

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на самостоятельность ответа; на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала.

Отметка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;

Умеет выделять главные положения, подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;

 Излагает материал литературным языком;

Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, имеет необходимые навыки работы с приборами, схемами и таблицами, сопутствующими ответу;

Допускается не более одного недочёта, который легко исправляется по требованию учителя.

Отметка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала;

Даёт полный и правильный ответ, материал излагает в определенной логической последовательности, подтверждает ответ конкретными примерами; правильно использует научные термины и дает определения понятиям;

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров делать обобщения, выводы; устанавливать внутрипредметные связи;

Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

Применяет полученные знания на практике в видоизменённой ситуации;

Соблюдает основные правила культуры устной речи;

Допускает незначительные нарушения в последовательности изложения изученного материала;

Допускает незначительные ошибки и неточности при воспроизведении изученного материала, определении понятий, при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов и может их исправить самостоятельно или при помощи преподавателя.

Отметка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, но имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему изучению программного материала;

Материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии; даёт недостаточно четкие определения понятий;

Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает его отдельные положения;

Допускает одну-две грубые ошибки.

Отметка “2” ставится, если ученик:

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов, не делает выводов и обобщений;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа ученика педагог даёт его краткий анализ и объявляет отметку. Возможен самоанализ ответа или анализ ответа другими учащимися.

Критерии оценивания лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, наблюдения проводились неправильно.

Оценка качества выполнения тестовых работ. Рекомендуемые нормы отметки (работы оцениваются  по количеству правильных ответов)

Количество элементов эталонного ответа

Число правильно  отмеченных элементов в ответе

Отметка

1

1

0

5

2

2

2

1

0

5

4

2

3

3

2

1

0

5

4

3

2

4

4

3

2

1-0

5

4

3

2

5

5

4

3

2-1

5

4

3

2

10

10-9

8-7

6-4

3-0

5

4

3

2

11

10-11

8-9

5-7

4-0

5

4

3

2

15

15-14

13-11

10-7

6-0

5

4

3

2

Формы и методы обучения:

Введение физики и химии на ранней стадии  обучения в 5 классt требует изменения как формы изложения учебного материала в пособии, так и методике его преподавания. Поэтому особое внимание в программе уделено фронтальным экспериментальным заданиям.  Предполагается, что важное место в процессе работы над курсом займут рисунки различных явлений , опытов   и измерительных приборов. Большое количество качественных вопрос, использование игровых ситуаций в преподавании должно способствовать созданию интереса   учащихся к предмету и стремлению к его пониманию. Формами проведения занятий  могут являться дискуссии, защита изобретения или проекта, рассказ об интересном наблюдении. Опыты, демонстрации, наблюдения и самостоятельные исследования рассчитаны на использовании типового оборудования кабинета физики.

В спецкурсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы: консультация с учителем; работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий; подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

 

Место предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-х классов основной школы предусматривает обучение физики, химии в объёме 2 часа в неделю (70 часов в год).


Содержание тем учебного курса

Раздел

учебного курса,

кол-во часов

Элементы содержания

Формы контроля

5   класс (70 часов)

 I.Тема:

«Введение» (6ч)

Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества. Что изучает химия. Научные, методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория.

Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел Измерений, правила пользования).

Лабораторные работы:

Знакомство с лабораторным оборудованием.

Знакомство с измерительными приборами.

Определение размеров физического тела.

Измерения объема жидкости и емкости сосуда с помощью мензурки. Измерение объема твердого тела.

         Демонстрации:

Тела и вещества.

Лабораторное оборудование.

Измерительные приборы.

-текущий

-лабораторные работы

II. Тема: "Тело и вещество" ( 22 ч)

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах). Органические и неорганические вещества.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Температура. Термометры.

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Диффузия в твердых телах и жидкостях и газах. Взаимодействие частиц вещества и атомов. Пояснение строения и свойств твердых тел,  жидкостей и газов с молекулярной точки зрения. Строение атома и иона.

Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов. Периодическая система Д.. И. Менделеева.

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

Кислород. Горение в кислороде..

Фотосинтез.

Водород. Воздух — смесь газов.

Растворы и взвеси.

Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

Плотность вещества.

Лабораторные работы:

Наблюдения тел и веществ.

Сравнение характеристик физических тел.

Наблюдение различных состоянии веществ

Измерение массы тела на рычажных весах

Измерение температуры воды и воздуха,

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение явления диффузии.

Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ.

Знакомство с химическими элементами при помощи таблицы Менделеева.

Наблюдение горения в кислороде.

Приготовление раствора с определенной массовой долей поваренной соли.

Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.

Обнаружение кислорода в составе воздуха.

Измерение плотности вещества.

    Демонстрации:

Наблюдение делимости вещества.

Наблюдение диффузии.

Наблюдение взаимодействия частиц.

-текущий

-лабораторные работы

III.  Тема : "Взаимодействие тел" (26 ч)

     Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие. Сила как характеристика взаимодействия. Динамометр. Ньютон — единица измерения силы.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения. Масса как мера инертности,

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная. Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Деформация. Различные виды деформации. Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории. Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки. Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.

Давление тела на опору. Зависимость давления от площади опоры. Паскаль — единица измерения давления.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление на глубине жидкости. Сообщающиеся сосуды, их применение. Артериальное давление.

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила. Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Условия плавания тел.

Лабораторные работы:

Наблюдение возникновения силы упругости при деформации.

Наблюдение различных видов деформации.

Исследование зависимости силы упругости от деформации.

Измерение силы.

Наблюдение зависимости инертности от массы тела.

Изучение трения.

Наблюдение электризации различных тел и их взаимодействия.

Изучение свойств магнита.

Изучение зависимости давления от площади опоры.

Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения.

Исследование действия жидкости на погруженное в нее тело.

Выяснение условия плавания тел.

    Демонстрации:

Виды сил.

Виды деформаций.

Сила упругости и виды сил трения.

Статика. Устойчивое и неустойчивое равновесие.

Динамометр.

Электрометр. Наблюдение электризации.

Давление на глубине.

Сообщающиеся сосуды.

Шар Паскаля.

Плавание тел.

Магнитное поле тока и постоянного магнита.

Замкнутый контур в магнитном поле.

Устройство электроизмерительных приборов.

-текущий

-лабораторные работы

IV. Тема: " Физические и химические явления" (14 ч)

1.Раздел: "Механические и тепловые явления" (7 ч)

  Понятие об относительности механического движения. Разнообразные виды механического движения (прямолинейнее, криволинейное, движение по окружности, колебательное). Механическое движение в природе и технике.

Путь и время движения. Скорость движения. Равномерное, ускоренное и замедленное движения.

Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Колебание — необходимое условие возникновения звука. Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Лабораторные работы:

Наблюдение относительности механического движения.

Измерение пути и времени движения/

Измерение скорости движения.

Наблюдение источников звука. 

  Демонстрации:

Виды движения.

Относительность движения.

Свободное падение.

Движение по окружности.

Источники звуков.

Фонограмма голосов в животном мире.

Плакат строение уха человека.

Фонограмма музыкальных произведений.

-текущий

-лабораторные работы

2.  Раздел : " Тепловые явления" (7 ч)

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Учет теплового расширения и использование его в технике.

Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.

Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.) Конденсация.

Теплопередача.

Лабораторные работы:

Наблюдение изменения длины тела при нагревании и охлаждении.

Наблюдение изменения объема тела при нагревании и охлаждении.

Нагревание стеклянной трубки.

Отливка игрушечного солдатика.

Наблюдение за плавлением снега.

Наблюдение испарения и конденсации воды.

Растворение соли и выпаривание ее из раствора.

Изучение испарения жидкостей.

Наблюдение охлаждения жидкости при испарении.

Наблюдение кипения воды.

Разметка шкалы термометра.

Наблюдение теплопроводности различных веществ.

  Демонстрации:

Изменение длины и объёма тела при нагревании.

Коллекция минералов.

Измерение температуры и давления.

Скорость испарения.

Наблюдение теплопроводности воды и воздуха.

Установление теплового равновесия.

-текущий

-лабораторные работы

V. Резервное время (2 ч)

Взаимодействие тел. Физические и химические явления


Календарно – тематическое планирование по физике, химии 5 класс

№ п/п

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Текущий и промежуточный контроль

Материалы к уроку

 1. Введение (6 ч)

1.1

05.09

05.09

05.09

Вводный инструктаж по ТБ. Природа живая и неживая. Явления природы. Человек — часть природы.

Природа живая и неживая. Явлениях природы. Человек – часть природы. Влияние человека на природу. Необходимость изучения природы и бережного отношения к ней. Охрана природы.

Текущий

1.2

07.09

07.09

07.09

Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика. Тела и вещества.

Физика и химия — науки о природе. Что изучает физика. Физика – наука о природе. Тела и вещества. Многообразие явлений природы. Физические явления: механические, тепловые, электромагнитные, световые, атомные

Текущий

Урок физики№1, Кирилл и Мефодий 7класс

презентация

1.3

12.09

12.09

12.09

Что изучает химия. Научные, методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория». Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа

"Знакомство с лабораторным оборудованием".

Что изучает химия. Научные, методы изучения природы: наблюдение, опыт, теория». Знакомство с простейшим физическим и химическим оборудованием: пробирка, колба, лабораторный стакан, воронка, пипетка, шпатель, пластмассовый и металлический штативы, держатель для пробирок. Нагревательный прибор, особенности пламени. Правила нагревания вещества.

Текущий

Лабораторная работа

1.4

14.09

14.09

14.09

Измерительные приборы. Инструктаж по ТБ.       Лабораторная работа

"Знакомство с измерительными приборами".

Измерительные приборы: линейка, измерительная лента, весы, термометр, мензурка (единицы измерений, шкала прибора, цена деления, предел измерений, правила пользования).

Текущий

Лабораторная работа

1.5

19.09

19.09

19.09

Лабораторная работа "Определение размеров физического тела". Инструктаж по ТБ.

 Лабораторная работа

"Измерения объема жидкости и емкости сосуда с помощью мензурки".

Лабораторная работа

1.6

21.09

21.09

21.09

Инструктаж по ТБ.       Лабораторная работа

"Измерение объема твердого тела".

Лабораторная работа

2. Тело и вещество (22 ч)

2.1

26.09

26.09

26.09

Характеристики тел и веществ (форма, объем, цвет, запах).

Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.

Текущий

Урок физики№2 Кирилл и Мефодий 7класс презентация

2.2

28.09

28.09

28.09

Органические и неорганические вещества. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа

"Наблюдения тел и веществ".

Органические и неорганические вещества.

Текущий

Лабораторная работа

Урок физики№2 Кирилл и Мефодий 7класс презентация

2.3

03.10

03.10

03.10

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа

"Наблюдение различных состоянии веществ".

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

2.4

05.10

05.10

05.10

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа

"Измерение массы тела на рычажных весах".

Масса тела. Массы различных тел в природе. Эталон массы. Весы.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

2.5

10.10

10.10

10.10

Температура. Термометры. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа

"Измерение температуры воды и воздуха".

Температура. Термометры.

 

Текущий

Лабораторная работа

презентация

2.6

12.10

12.10

12.10

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Наблюдение делимости вещества".

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

2.7

17.10

17.10

17.10

Делимость вещества. Молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах частиц вещества. Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой.

Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения. Доказательства существования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка.

Текущий

презентация

2.8

19.10

19.10

19.10

Диффузия в твердых телах и жидкостях и газах. Инструктаж по ТБ.  Лабораторная работа

"Наблюдение явления диффузии".

Диффузия в твердых телах и жидкостях и газах.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

2.9

24.10

24.10

24.10

Взаимодействие частиц вещества и атомов.

Плотность и объем как характеристики вещества

Текущий

презентация

2.10

26.10

26.10

26.10

Пояснение строения и свойств твердых тел,  жидкостей и газов с молекулярной точки зрения.

Простые и сложные. Кислород, водород, вода, раствор и взвесь.

презентация

2.11

31.10

31.10

31.10

Строение атома и иона.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа

"Наблюдение взаимодействия молекул разных веществ".

Строение атома и иона.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

2.12

14.11

14.11

14.11

Строение атома и иона.

Характеристики тел и веществ: форма, объем, цвет, запах.

Текущий

Урок физики№2 Кирилл и Мефодий 7класс презентация

2.13

16.11

16.11

16.11

Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов.

Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества и их характеристики..

Текущий

Урок физики№2 Кирилл и Мефодий 7класс презентация

2.14

21.11

21.11

21.11

Химические элементы (кислород, азот, водород, железо, алюминий, медь, фосфор, сера). Знаки химических элементов.

Масса. Первые представления о массе как о количестве вещества. Необходимость измерения массы. Из истории измерения массы. Меры и эталон массы. Виды весов. Правила работы с лабораторными весами.

Текущий

презентация

2.15

23.11

23.11

23.11

Периодическая система Д.. И. Менделеева. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа

"Знакомство с химическими элементами при помощи таблицы Менделеева".

Периодическая система Д.. И. Менделеева.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

2.16

28.11

28.11

28.11

Простые и сложные вещества (кислород, азот, вода, углекислый газ, поваренная соль).

Значение знаний о строении вещества. Делимость вещества. Строение вещества: молекулы, атомы, ионы. Представление о размерах этих частиц

Текущий

презентация

2.17

30.11

30.11

30.11

Кислород. Горение в кислороде.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа

"Обнаружение кислорода в составе воздуха. Наблюдение горения в кислороде".

Кислород. Горение в кислороде.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

2.18

05.12

05.12

05.12

Фотосинтез.

Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения. Доказательства существования притяжения между частицами вещества. Склеивание и сварка.

Текущий

презентация

2.19

07.12

07.12

07.12

Водород. Воздух — смесь газов.

Водород. Воздух — смесь газов.

Текущий

презентация

2.20

12.12

12.12

12.12

Растворы и взвеси.

Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.

Текущий

презентация

2.21

14.12

14.12

14.12

Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа

"Приготовление раствора с определенной массовой долей поваренной соли".

Вода. Вода как растворитель. Очистка природной воды.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

2.22

19.12

19.12

19.12

Плотность вещества.  Инструктаж по ТБ.  Лабораторная работа

"Измерение плотности вещества".

Плотность вещества

Текущий

Лабораторная работа

презентация

3. Взаимодействие тел (26 ч)

3.1

21.12

21.12

21.12

Изменение скорости и формы тел при их взаимодействии. Действие и противодействие.

Измерение скорости и формы тела при действии на него других тел. Сила как характеристика взаимодействия. Силы различной природы: сила тяжести, сила упругости, электрическая и магнитная силы, сила трения, сила давления. Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения

Текущий

презентация

3.2

26.12

26.12

26.12

Сила как характеристика взаимодействия. Ньютон — единица измерения силы.

Сила как характеристика взаимодействия. Ньютон — единица измерения силы.

Текущий

презентация

3.3

11.01

11.01

11.01

Вводный инструктаж по ТБ.     Динамометр. Лабораторная работа "Измерение силы".

Динамометр. Измерение силы.

Лабораторная работа

3.4

16.01

16.01

16.01

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения.

Инерция. Проявление инерции, примеры ее учета и применения.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

3.5

18.01

18.01

18.01

Масса как мера инертности. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа"Наблюдение зависимости инертности от массы тела".

Масса как мера инертности. Наблюдение зависимости инертности от массы тела.

3.6

23.01

23.01

23.01

Гравитационное взаимодействие. Гравитационное взаимодействие и Вселенная.

Текущий

3.7

25.01

25.01

25.01

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Текущий

3.8

30.01

30.01

30.01

Сила тяжести. Зависимость силы тяжести от массы.

Решение задач на расчет силы тяжести.

Текущий

3.9

01.02

01.02

01.02

Деформация. Различные виды деформации. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа"Наблюдение возникновения силы упругости при деформации. Наблюдение различных видов деформации".

Деформация. Различные виды деформации.

Текущий

Лабораторная работа

3.10

06.02

06.02

06.02

Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Исследование зависимости силы упругости от деформации".

Сила упругости, ее направление. Зависимость силы упругости от деформации.

Текущий

Лабораторная работа

3.11

08.02

08.02

08.02

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Изучение трения".

Сила трения. Зависимость силы трения от силы тяжести и качества обработки поверхностей.

Текущий

Лабораторная работа

3.12

13.02

13.02

13.02

Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

Роль трения в природе и технике. Способы усиления и ослабления трения.

презентация

3.13

15.02

15.02

15.02

Электрическое взаимодействие. Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории.

Объяснение электрического взаимодействия на основе электронной теории.

Текущий

Телевизор, DVD – проигрыватель, компакт – диск «Электростатика»

3.14

20.02

20.02

20.02

Электризация тел трением.  Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Наблюдение электризации различных тел их взаимодействия".

Электризация тел трением. Передача электрического заряда при соприкосновении. Взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

Текущий

Лабораторная работа

Принцип действия электроскопа

3.15

22.02

22.02

22.02

Магнитное взаимодействие. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Изучение свойств магнита".

Магнитное взаимодействие. Постоянные магниты, их действие на железные тела. Полюса магнитов. Магнитные стрелки.

Текущий

Лабораторная работа

Телевизор, DVD – проигрыватель, компакт – диск «Магнитное поле».

3.16

27.02

27.02

27.02

Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.

Земля как магнит. Ориентирование по компасу. Применение постоянных магнитов.

Текущий

Телевизор, DVD – проигрыватель, компакт – диск «Магнитное поле».

3.17

01.03

01.03

01.03

Давление тела на опору. Паскаль — единица измерения давления.

Давление тела на опору. Паскаль — единица измерения давления.

Текущий

презентация

3.18

06.03

06.03

06.03

Давление тела на опору.

Расчет давления на опору. Решение задач.

Текущий

3.19

13.03

13.03

13.03

Зависимость давления от площади опоры. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа"Изучение зависимости давления от площади опоры".

Изучение зависимости давления от площади опоры. Определение давления тела на опору.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

3.20

15.03

15.03

15.03

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля..

презентация

3.21

20.03

20.03

20.03

Давление на глубине жидкости. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа"Наблюдение зависимости давления жидкости от глубины погружения".

Наличие давления внутри жидкости, его возрастание с глубиной.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

3.22

22.03

22.03

22.03

Сообщающиеся сосуды, их применение. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа"Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах".

Закон сообщающихся сосудов, его объяснение. Сообщающиеся сосуды, их применение.                                   Наблюдение уровня жидкости в сообщающихся сосудах.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

3.23

03.04

03.04

03.04

Артериальное давление.

Артериальное давление.

3.24

05.04

05.04

05.04

Действие жидкостей на погруженное в них тело. Архимедова сила.

Выталкивающая сила, объяснение причин возникновения выталкивающей силы. Действие выталкивающей силы на различные тела. Лабораторная работа

Измерение выталкивающей силы

Текущий

презентация

3.25

10.04

10.04

10.04

Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Исследование действия жидкости на погруженное в нее тело".

Зависимость архимедовой силы от рода жидкости и от объема погруженной части тела.

Лабораторная работа

3.26

12.04

12.04

12.04

Условия плавания тел. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Выяснение условия плавания тел".

Условия плавания тел.

Выяснение условия плавания тел.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

Физические и химические явления (14 ч.)

4.  Механические  явления (7 ч.)

4.1

17.04

17.04

17.04

Понятие об относительности механического движения.

Механическое движение. Скорость, путь, время – единицы измерения. Формулы, связывающие скорость, путь, время.

Текущий

презентация

4.2

19.04

19.04

19.04

Разнообразные виды механического движения.

прямолинейнее, криволинейное, движение по окружности, колебательное

Текущий

4.3

24.04

24.04

24.04

Механическое движение в природе и технике. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Наблюдение относительности механического движения".

Механическое движение в природе и технике.

Текущий

Лабораторная работа

4.4

26.04

26.04

26.04

Путь и время движения. Скорость движения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа

"Измерение скорости движения".

Путь и время движения. Скорость движения.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

4.5

03.05

03.05

03.05

Равномерное, ускоренное и замедленное движения. Инструктаж по ТБ.  Лабораторная работа "Измерение пути и времени движения".

Равномерное, ускоренное и замедленное движения

Текущий

Лабораторная работа

4.6

08.05

08.05

08.05

Звук как источник информации об окружающем мире. Источники звука. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Наблюдение источников звука".

Колебание — необходимое условие возникновения звука.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

4. 7

10.05

10.05

10.05

Отражение звука. Эхо. Голос и слух, гортань и ухо.

Звук как источник информации человека об окружающем мире. Источники звука. Скорость звука в различных средах. Явление отражения звука. Эхо.

Текущий

презентация

5. Тепловые явления (7 ч)

5.1

15.05

15.05

15.05

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Наблюдение изменения длины и объема тела при нагревании и охлаждении".

Изменение объема твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

5.2

17.05

17.05

17.05

Учет теплового расширения и использование его в технике. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Нагревание стеклянной трубки".

.

Учет теплового расширения и использование его в технике.

Текущий

Лабораторная работа

5.3

22.05

22.05

22.05

Плавление и отвердевание. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Отливка игрушечного солдатика. Наблюдение за плавлением снега".

Плавление и отвердевание. Таяние снега, замерзание воды, выплавка чугуна и стали, изготовление деталей отливкой.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

5.4

 

   24.05

24.05

24.05

Испарение жидкостей. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Наблюдение испарения и конденсации воды. Растворение соли и выпаривание ее из раствора".

Испарение жидкостей. (Охлаждение жидкостей при испарении.)

Текущий

Лабораторная работа

презентация

5.5

Конденсация. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Изучение испарения жидкостей. Наблюдение охлаждения жидкости при испарении".

Конденсация.

Текущий

Лабораторная работа

презентация

5.6

 

29.05

 29.05

29.05

Теплопередача. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Наблюдение кипения воды".

Теплопередача.

Текущий

Лабораторная работа

5.7

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа "Разметка шкалы термометра".

Разметка шкалы термометра

Текущий

Лабораторная работа

6. Резервное время (2 ч)

6.1

31.05

31.05

31.05

Повторение по теме "Взаимодействие тел"

6.2

Повторение по теме "Физические и химические явления".


Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

I . Учебно-методический комплект

- Физика. Химия. 5-6 классы. А.Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак . – Дрофа. – 2010 г.;

- Гуревич А.Е., Краснов М.В., Нотов Л.А., Понтак Л.С. Химия. Физика. 6 класс. Рабочая тетрадь. Дрофа. 2010 г.;

II. Литература для учителя

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
  2. - Е.Гуревич, Д.С.Исаев, А.С.Понтак . Методическое пособие «Физика. Химия. 5-6 классы» с опорой на учебник «Физика. Химия. 5-6 классы», - Дрофа.- 2010 г.

III. Технические средства обучения

  • Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
  • Колонки (рабочее место учителя).
  • Проектор
  • Экран
  • Электрощит
  • Комплект энергосбережения
  • Телевизор
  • DVD - проигрыватель

IV.Программные средства

  • Операционная система
  • Офисное приложение OpenOffice, включающее текстовый процессор, программу разработки презентаций, электронные таблицы, систему управления базами данных.

V. Методическое обеспечение

  • Портреты для кабинета физики
  • Комплект мультимедийных изданий по курсу

VI. Интернет – ресурсы:


ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасности труда для учащихся                                                                               при проведении лабораторных работ в кабинете физики

1. Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя.                          2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.                                                     3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.                                                                                   4. Перед выполнением работы внимательно изучите ее содержание и порядок выполнения.          5. Для предотвращения падения стеклянные сосуды (пробирки, колбы) при проведении опытов осторожно закрепляйте в лапке штатива. При работе с приборами из стекла соблюдайте особую осторожность.                                                                                                         6. При проведении опытов не допускайте предельных нагрузок измерительных приборов. 7. При сборке экспериментальных установок используйте провода (с наконечниками и предохранительными чехлами) с прочной изоляцией без видимых повреждений. Запрещается пользоваться проводником с изношенной изоляцией.                                                     8. При сборке электрической цепи избегайте пересечения проводов.                                                   9. Источник тока к электрической цепи подключайте в последнюю очередь.  Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя.                                                            10. Не производите пересоединений в цепях до отключения источника электропитания. 11. Пользуйтесь инструментами с изолирующими ручками.                                                                    12. По окончании работы отключите источник электропитания, после чего  разберите электрическую цепь.                                                                                                                               13. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.                                                                 14. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасности труда для учащихся                                                                               при проведении лабораторных работ в кабинете химии

             Общие требования безопасности

1.1 К проведению лабораторных и практических работ по химии допускаются учащиеся с 6 класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

            1.2  Опасные производственные факторы:

  • Химические ожоги при работе с химическими реактивами;
  • Термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками и колющим инструментом;
  • Порезы и уколы рук при неаккуратном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;
  1. При получении учащимися травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего. При необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
  2. После окончания лабораторных и практических  работ тщательно вымыть руки с мылом.
  1. Требования безопасности перед началом работы

2.1 Внимательно изучить содержание и порядок выполнения работы, а также     безопасные приёмы её выполнения.

2.2  Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.

2.3 Проверить исправность оборудования, инструмента, целостность лабораторной посуды.

3. Требования безопасности во время работы

  1. Точно выполнять указания учителя при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
  2. При использовании режущих и колющих инструментов брать их только за ручки, не направлять их заострённые части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заострёнными концами от себя.
  3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
  4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и своих товарищей. Не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
  5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать. Не ронять и не ударять их.
  6. При использовании растворов кислот  и щелочей наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу и одежду.
  7. При работе с твёрдыми химическими реактивами не брать их незащищёнными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).
  1. Требования безопасности в аварийных ситуациях
  1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю,  не убирать разлившееся вещество самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника А.Г. Мордкович

В рабочую программу входят пояснительная записка, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся 7 класса и календарно-тематическое планирование...

рабочая программа по алгебре 7 класс автор учебника Ю. Н. Макарычев

В программу входят пояснительная записка, региональный компонент, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование....

рабочая программа по алгебре 8 класс автор учебника Ю.Н.Макарычев

Рабочая программа содержит: пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, календарно тематическое планирование....

рабочая программа по алгебре 9 класс автор учебника А.Г. Мордкович

содержит пояснительную записку, региональный компонент, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, тематическое планирование к учебнику выпуска 2010 года...

рабочая программа по геометрии 9 класс автор учебника Л.С. Атанасян

содержит пояснительную записку, УМК, требования к уровню подготовки учащихся, два варианта планирования...

Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа

В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....