Календарно - тематическое планирование по физике для 9 класса автор Шахмаев
календарно-тематическое планирование по физике (9 класс) по теме

Крашанова Ольга Ивановна

Планирование содержит тему урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, вид контроля, требования к уровню подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon planirovanie_fiz_9_kl_shakhmaev_.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Демонстрации

Элементы

содержания

Требования к

уровню

подготовки

Вид контроля.

Измерители

Дата

знать

уметь

Повторение материала 8 класса- 2 часа- 1час диагностики (-1 урок из повторения)

Механическое движение

1

1

Основные понятия кинематики. Материальная точка. Поступательное движение тел.

Путь и перемещение.

1

Урок формирования новых знаний (лекция)

Относительность движения

Свободное падение тел.

Траектория.

Формирование понятия системы отсчета, обзор систем мира, этапы изучения физического явления.

Изучения понятий материальной точки, поступательного движения, траектории движения тела, пути и перемещения.

понятия системы отсчета, материальной точки, поступательного движения, траектории движения тела, пути и перемещения.

определять путь и перемещение тела, указывать границы и условия применения представления тела материальной точкой;

Прямолинейное равномерное движение.

3

2

Скорость равномерного движения. Относительность скорости.

1

Урок формирования новых знаний (лекция)

Прибор для измерения скорости тела

Формирование умений находить скорость при равномерном прямолинейном движении, относительную скорость

понятия системы единиц,

применять формулы скорости для решения задач

приводить примеры относительности механического движения;

3

Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

Урок обучения умениям и навыкам (урок- диалог)

изменение координаты тела со временем

Изучение уравнения движения материальной точки

Уравнение движения мат точки

Находить координату тела при равномерном прямолинейном движении

взаимоопрос

4

Графическое представление движения

1

Урок формирования новых знаний (урок- исследование)

Графики движения

Исследование графиков скорости и координаты при  прямолинейном равномерном движении

Вид графиков скорости и координаты при  прямолинейном равномерном движении Вид графиков скорости и координаты при  прямолинейном равномерном движении

Определять по графикам скорость, координату тела

находить путь перемещения скорости для всех видов движения (аналитически и графически);

по графику зависимости V(t) определять перемещение тела при равномерном прямолинейном движении;

строить график зависимости V(t)

Физический диктант

Прямолинейное неравномерное движение

7

5

Скорость при неравномерном движении. Ускорение. Скорость равноускоренного движения.

1

Урок формирования новых знаний (урок- исследование)

Таблицы средних скоростей, ускорений тел.

Формирование понятий средней скорости, ускорения, скорости р/у движения

Понятия: средняя скорость, ускорение, скорость равноускоренного движения.

Уметь определять  среднюю скорость, ускорение, скорость равноускоренного движения.

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

Урок формирования новых знаний (лекция)

закон равноускоренного прямолинейного движения. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении.

величины: перемещение, путь; физический смысл величин: путь, скорость, ускорение;

законы: равноускоренного прямолинейного движения, равнозамедленного прямолинейного движения;

 описывать и объяснять физические явления: равноускоренное прямолинейное движение;

находить путь перемещения скорости для  р/у движения (аналитически и графически);

 выявлять зависимость тормозного пути автомобиля от его скорости.

7

Л/Р №1 «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Практическое применение теоретических знаний, построение графика по полученным данным, формулирование цели и вывода л/р работы

Анализ практической работы

8

Графики равноускоренного движения

1

Урок формирования новых знаний (урок- диалог)

Построение графиков зависимости V(t), графиков зависимости а(t), x(t) для р/у движения

по графику зависимости V(t) определять перемещение тела при равноускоренном прямолинейном движении;

строить график зависимости для р/у прямолинейного движения;

находить графически место и время встречи тел;

9

Решение задач

1

Урок обучения умениям и навыкам

Формирование умения находить графически место и время встречи тел;

Физический диктант

10

Свободное падение тел

1

Урок формирования новых знаний (урок- диалог)

Свободное падение тел в трубке Ньютона

Ускорение свободного падения тел в воздухе и разреженном пространстве. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорение свободного падения.

свободное падение тел;

объяснять независимость ускорения от массы тел при их свободном падении;

измерять: ускорение свободного падения;

11

Решение задач

1

Урок закрепления изученного

Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей.

Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей.

Решать задачи, используя закономерности свободного падения тела

взаимоконтроль

Движение по окружности

4

12

Равномерное движение материальной точки по окружности. Период и частота обращения

1

Урок формирования новых знаний (лекция)

Равномерное движение часовой стрелки

Условия криволинейного движения. Направление скорости тела при его центростремительном ускорении по окружности. Центростремительная сила.

Инвариантность ускорения. Угловая скорость.

характеристики равномерного движения материальной точки по окружности (период, частота).

вычислять ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;

13

Решение задач

1

Урок обучения умениям и навыкам

Анализ графиков, диаграмм равномерного движения по окружности.

Понятия центростремительного ускорения и угловой скорости

делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.

Самостоятельная работа

14

Урок- путешествие

1

Обобщение и систематизация знаний

Карточки, схемы, графики

повторение понятий кинематики

Методы обобщения и систематизации учебного материала

Применять полученные знания в измененной ситуации, анализировать и делать выводы

взаимоконтроль

15

Контрольная работа №1

1

Урок контроля знаний учащихся

Закономерности и основные понятия кинематики

Применять при решении задач закономерности и основные понятия кинематики, строить графики движения

Контрольная работа

Законы движения

4

16

Первый закон Ньютона- закон инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Сила. Второй закон Ньютона

1

Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок)

Инерции, взаимодействие тележек, пружин различной жесткости

Закон инерции. Первый, второй законы Ньютона. Движение тела под действием нескольких сил.

понятия: инерциальная система отсчета; сила действия,  гравитация;

физические величины: масса, сила (по обобщенному плану);

принцип: инерция,

законы: первый, второй Ньютона.

физическая постоянная — гравитационная постоянная;

физическую суть явления инерции.

вычислять ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;

17

Л/Р №2 «Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы.»

1

Урок закрепления изученного

Определение на практике зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы

физический смысл законов: первый, второй Ньютона,

делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой.

18

Сложение сил

1

Урок обучения умениям и навыкам

Динамометр

Сложение сил.

суть принципа суперпозиции сил;

Находить равнодействующую всех сил

19

Третий закон Ньютона

1

Урок формирования новых знаний (урок- диалог)

Взаимодействие тел

Третий закон Ньютона и его применение

понятия: сила противодействия, третий закон Ньютона

Применять законы Ньютона на практике

тестирование

Силы в механике

8

20

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. ИСЗ

1

Урок формирования новых знаний (лекция)

Движение ИСЗ

Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения, сила тяжести.

понятия:

инерциальные системы отсчета, сила действия и противодействия, гравитация; закон Всемирного тяготения

физический смысл гравитационной постоянной

величины: сила тяжести

- указывать условия и границы применения второго закона Ньютона приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон всемирного тяготения

раскрывать смысл закона  всемирного тяготения;

вычислять:

-ускорение тела по заданным силам, действующим на тело, и его массе;

21

Вес тела. Перегрузка и невесомость.

1

Комбинированный урок

невесомости

Вес тела. Перегрузки. Невесомость

физическую суть явлений инерции, перегрузки и невесомости; величины:

вес тела

физические явления и законы:

перегрузки, невесомость, (по плану изучения закона).

Определять вес тела, перегрузку

Фронтальный опрос

22

Закон Гука. Силы упругости

1

Урок формирования новых знаний (урок- диалог)

Пружины различной жесткости

Изучение закон Гука. Сил упругости

физический смысл жесткости пружины

величины: сила упругости, сила реакции опоры, сила натяжения;

закон Гука

указывать условия и границы применения, закона Гука

Физический диктант

23

Л/Р №3 «Изучение упругих свойств пружины»

1

Урок закрепления изученного

Закрепление изученного материала на практике

как определить жесткость пружины

измерять

жесткость пружины; делать выводы на основе экспериментальных данных, предоставленных таблицей, графиком или диаграммой.

24

Сила трения

1

Урок формирования новых знаний (урок- исследование)

Виды сил трения

Изучение сил трения, закона трения скольжения

величины: сила трения, закон трения скольжения

различать виды сил трения

Фронтальный опрос

25

Л/Р №4 «Измерение коэффициента трения скольжения»

1

Урок закрепления изученного

Закрепление изученного на практике

Как определить коэффициент трения скольжения

измерять

коэффициент трения скольжения, - делать выводы на основе экспериментальных данных, предоставленных таблицей, графиком или диаграммой.

26

Решение задач

1

Урок обучения умениям и навыкам

Применение полученных знаний для решения задач

Физические законы и понятия темы

Применить физические законы и понятия темы в измененной ситуации

27

Тестирование по теме «Динамика»

1

Урок контроля знаний

Проверка знаний учащихся

физические законы и понятия темы

Применение физических законов и понятий для решения тестов

тестирование

Законы сохранения в механике

14

28

Импульс тела. Импульс силы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Взаимодействие тел (стакан, бумага, магнит, шарик)

Импульс силы. Импульс тела. Замкнутая система.

понятия:

замкнутая система, абсолютно неупругий удар, абсолютно упругий удар;

Физические величины:

- импульс силы, импульс тела,

Вычислять импульс тела, импульс силы, изменение импульса. 

Фронтальный опрос

29

Закон сохранения импульса

1

Комбинированный урок

Закон сохранения импульса.

закон сохранения импульса

приводить примеры опытов,  позволяющих проверить закон сохранения импульса; указывать условия и границы применения закона сохранения импульса раскрывать физический смысл закона сохранения импульса

взаимоопрос

30

Решение задач

1

Урок закрепления изученного

Применение закона сохранения импульса

закон сохранения импульса

Применять формулы импульса для решения задач

Самостоятельная работа

31

Реактивное движение

1

Урок формирования новых знаний (урок- экскурсия)

Реактивное движение

Реактивное движение

Принципы реактивного движения

Определять вид реактивного движения, приводить примеры этого движения в технике, природе.

32

К.Р.№2 «Законы взаимодействия»

1

Урок контроля знаний

Основные законы и понятия темы

Применять формулы для решения задач

Контрольная работа

33

Работа силы. Мощность

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Определение работы силы

Формирование понятий работы силы, мощности

Физические величины:

работа,  мощность

Вычислять работу силы, определять знак работы силы.

34

Взаимосвязь работы и энергии

1

Комбинированный урок

Пружина, мяч и плита

Формирование общности понятий работы и энергии

Физические величины: потенциальная и кинетическая энергии

Вычислять кинетическую и потенциальную энергии

Физический диктант

35

Л.Р.№5. «Определение работы сил тяжести, упругости и трения»

1

Урок комплексного применения ЗУН

Определение работы сил тяжести, упругости и трения

как определяется работа и мощность

делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей, графиком или диаграммой

36

Закон сохранения механической энергии

1

Проблемный урок

Шарик и плита

Решение проблемы превращения энергии

понятия:

полная механическая энергия системы,  

закон сохранения механической энергии.

указывать условия и границы применения закона сохранения механической энергии; раскрывать физический смысл закона сохранения энергии

самоконтроль

37

Решение задач

1

Урок закрепления изученного (ролевая игра)

Закрепление понятий энергии, закона сохранения энергии

Основные законы, формулы темы

вычислять скорость тела, используя закон сохранения механической энергии;

Самостоятельная работа

38

Равновесие. Простые механизмы

1

Урок формирования новых знаний (урок- исследование)

Блок, рычаг, наклонная плоскость

Потенциальная энергия и равновесие. Простые механизмы (рычаг, блоки, наклонная плоскость). «Золотое правило механики».

Условия равновесия рычага.  

простые механизмы; разновидности рычагов; правило равновесия рычага;

понятие момента силы; правило моментов; единица момента силы;

условие равновесия рычага; правило моментов;

подвижный и неподвижный блоки; «Золотое правило механики» - равенство работ;

различать подвижные и неподвижные блоки;

чертить схемы блоков как рычагов;

рассчитывать выигрыш в силе подвижного блока; приводить примеры применения рычагов в быту и технике;

взаимоопрос

39

КПД

1

Урок формирования новых знаний (урок- исследование)

Блок, рычаг, наклонная плоскость

КПД механизма.

полезная и полная работа; формула КПД;

формулы расчёта КПД и работы при подъёме тела по вертикали и по наклонной плоскости.

различать полезную и полную работу;

рассчитывать КПД различных - механизмов

рассчитывать КПД наклонной плоскости при разных углах наклона.

Фронтальный опрос

40

Л.Р.№ 6 «Выяснение условий равновесия рычага».

1

Урок комплексного применения ЗУН

Выяснение условий равновесия рычага

условие равновесия рычага, правило моментов

используя правило моментов, уравновешивать рычаг;

опытным путём определять равновесие рычага и правило моментов;

41

Решение задач

1

Урок закрепления изученного

Решение задач

Основные понятия темы

вычислять выигрыш в силе при помощи рычага,

решать задачи на правило моментов;

Проверочная работа

42

К.Р.№ 3 «Простые механизмы. Работа силы. Мощность».

1

Урок контроля знаний

Основные законы

Применять знания при решении задач

Гидро- и аэростатика

10

43

Давление внутри жидкости.

1

Урок формирования новых знаний (урок- исследование)

Манометры

Представление о давлении внутри жидкости. Изучение манометра

причины возникновения давления газа; зависимость давления от объема и температуры;

как передаётся давление в жидкостях и газах;

формулу зависимости давления в жидкостях и газах от глубины и высоты.

устройство и действие жидкостного и металлического манометров

сравнивать давление газа в различных сосудах;

применять формулу расчёта давления на глубине h; решать качественные задачи;

применять манометры для измерения давления;

рассчитывать давление твёрдых тел, жидкостей и газов;

применять МКТ к объяснению давления газа

44

Сообщающиеся сосуды

1

Комбинированный урок

Сообщающиеся сосуды.

примеры сообщающихся, сосудов, устройство и действие шлюза, водопровода, водомерного стекла;

находить сообщающиеся сосуды в различных установках, объяснять расположение жидкости на одном уровне

Физический диктант

45

Атмосферное давление

1

Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок)

Барометр - анероид; пипетка, шприц. Поршневой жидкостный насос

Опыт Торричелли.

Значение атмосферного давления. Изучение барометра- анероида

воздух имеет вес Понятие атмосферного давления; опыт Торричелли;

изменение атмосферного давления на различных; высотах; барометр-анероид; высотомер; устройство и действие  поршневого жидкостного насоса;

называть явления, подтверждающие существования атмосферного давления, вычислять атмосферное давление;

сравнивать атмосферное давление на различных высотах, делать его расчёт (в Паскалях), устройство и принцип действия барометра-анероида; рассчитывать выигрыш в силе по формуле: ;

самоконтроль

46

Закон Паскаля и его применение

1

Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок)

 шар Паскаля.

Давление газа. Закон Паскаля. Изучение поршневого насоса

закон Паскаля;

возрастание давления с глубиной; одинаковость давления на одном уровне; принцип действия гидравлического пресса.

разъяснять закон Паскаля и передачу давления в жидкостях и газах;

применять МКТ к объяснению закона Паскаля.

Фронтальный опрос

47

Закон Архимеда и его применение

1

Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок)

Уровень

Выяснение причины возникновения выталкивающей силы. Сила Архимеда. Воздухоплавание

причины возникновения  выталкивающей силы;

Закон Архимеда; 

сила Архимеда

формулу архимедовой силы

объяснять возникновение выталкивающей силы; 

рассчитывать архимедову силу, действующую на различные тела;

пользоваться таблицами плотности и формулой для расчёта архимедовой силы;

48

Плавание тел

1

Комбинированный урок

Модель судна

Выяснение условий:

Fт = FА;

Fт > FА;

Fт < FА;  

Водный транспорт.

условия, при которых тело тонет, всплывает и плавает;

условия плавания тел;

практическое применение условий плавания тел;

уметь по таблице плотности определять, будет тело плавать или тонут;

объяснять понятия «ватерлиния», «водоизмещение», «грузоподъемность»;

решать задачи на грузоподъёмность судов;

Фронтальный опрос

49

Л.Р.№7 «Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело».

1

Урок комплексного применения ЗУН

Определение выталкивающей силы, действующее на погруженное в жидкость тело

зависимость силы Архимеда от плотности жидкости и объема тела;

определять условия плавания тел опытным путем;

50

Воздухоплавание

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Объяснение воздухоплавания. Его применение и особенности

условия воздухоплавания

изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.

тестирование

51

Урок- соревнование

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение основных законов и понятий в игровой форме

Основные понятия и законы темы

Применять знания на практике

взаимоконтроль

52

К.Р.№ 4 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов».

1

Урок контроля знаний

Основные понятия и законы темы

Применять знания при решении задач

Контрольная работа

Механические колебания и волны

8

53

Свободные колебания. Период и частота колебаний. График колебаний

1

Урок формирования новых знаний (урок- исследование)

Нитяной маятник, пружинный маятник

Общие черты разнообразных колебаний. Понятие колебательного движения. Колебательные системы. Маятники.

понятия: периодическое движение, свободные колебания, гармонические колебания,   величины, характеризующие колебания: период колебаний, амплитуда, собственная частота,

закон гармонических колебаний.

используя теоретическую модель, объяснять затухание колебаний в нитяном и пружинном маятнике;

определять период, частоту, амплитуду по уравнению и графику гармонических колебаний;

54

Период колебаний нитяного маятника

1

Комбинированный урок

Нитяной маятник

Амплитуда колебаний, период, частота, собственная частота колебательной системы, гармонические колебания.

Формулу периода колебаний нитяного маятника и ее физический смысл

вычислять период колебаний математического маятника

Физический диктант                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

55

Л.Р. №8 «Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника».

1

Урок комплексного применения ЗУН

Нитяной маятник

Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника

Как применяется формула для периода колебаний нитяного маятника на практике

делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных таблицей или графиком.

56

Период колебаний пружинного маятника. Л.Р. №9. «Определение массы с помощью пружинного маятника».

1

Комбинированный урок

пружинный маятник

Период колебаний пружинного маятника. Определение массы с помощью пружинного маятника

Формулу периода колебаний пружинного маятника и ее физический смысл

Применять на практике формулу периода колебаний пружинного маятника

57

Превращения энергии при колебаниях

1

Урок формирования новых знаний (урок- исследование)

пружинный маятник

Исследование превращения энергии при колебаниях на примере пружинного маятника

Этапы превращения энергии при колебаниях

описывать преобразование энергии при свободных колебаниях нитяного и пружинного маятника;

Устный опрос

58

Вынужденные колебания. Резонанс

1

Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок)

таблицы

Понятие вынужденных колебаний, явление резонанса.

Понятия: затухающие колебания, вынужденные колебания, явление резонанса

По графику колебательного процесса находить резонансную частоту

взаимоопрос

59

Механические волны. Свойства механических волн

1

Урок формирования новых знаний (мультимедиа- урок)

Виды волн, скорость волны, свойства механических волн

волновой процесс;

условия распространения механической волны;

физическую сущность продольных и поперечных волн;

физические

объяснять процесс возникновения и распространения поперечной волны в твердом теле;

вычислять длину волны по скорости ее распространения и частоты;

объяснять процесс возникновения и распространения продольной волны в твердом теле и пазе;

60

К.Р. № 5 «Механические колебания и волны».

1

Урок контроля знаний

Основные законы и понятия темы

Применять теорию для решения задач

Контрольная работа

Повторение изученного

3

61

Семинар

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение основных закономерностей, изученных в 9 классе

Основные закономерности, изученные в 9 классе

Применять полученные знания

Самоконтроль

62

Смотр знаний

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Повторение основных закономерностей, изученных в 9 классе

Основные закономерности, изученные в 9 классе

Применять полученные знания для решения задач

взаимоконтроль

63

Практикум

1

Урок комплексного применения ЗУН

Повторение основных закономерностей, изученных в 9 классе

Основные закономерности, изученные в 9 классе

Применять полученные знания на практике

64

Итоговая контрольная работа (по материалам ГИА)

1

65

Экскурсия

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по физике 7 класса ,автор Л.ЭГенденштейн

КТП по физике 7 класса, автор Л.Э Генденштейн. 2 часа в неделю....

Календарно- тематическое планирование по физике 8 класса,автор Л.Э. Генденштейн

КТП по физике 8 класса, автор Л.Э Генденштейн. 2 часа в неделю....

Календарно- тематическое планирование по физике 10 класса , автор Л.Э. Генденштейн

КТП по физике 10 класса, автор Л.Э Генденштейн. 3 часа в неделю....