Главные вкладки

    Урок физики в 7 классе по теме "Инерция"
    план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме

    Прусакова Александра Викторовна

    Тип урока: освоение новой темы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka._7_klass.docx19.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Озерновская ООШ»

    Конспект урока по физике в 7 классе

     по теме «Инерция»

    Учитель: А. В. Прусакова

    2013-2014 учебный год

    Тип урока: освоение новой темы

    Цели:

    -сформировать понятие инерции;

    - формировать умение находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их;

    - формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного;

    - развитие логического мышления;

    - воспитание познавательного интереса.

    Оборудование:

    - штатив, металлический жёлоб, шарик, песок, лопаточка для выравнивания песка;

    - молоток, рубанок, тележка;

    - мультимедийный проектор.

    Учебник: А.В. Пёрышкин. Физика 7.М.: Дрофа.2011

    При составлении конспекта использовались материалы сборника методических материалов «Учитель года России: лучшее от лучших». Выпуск 3.М.: «ВЛАДОС»,1999.

    Ход урока

    1.Вступление.

    Приглядывайтесь к облакам.

    Прислушивайтесь к птицам,

    Притрагивайтесь к родникам-

     Ничто не повторится.

    За мигом миг, за часом час

    Впадайте в изумление.

    Всё будет так и всё – не так

     Через одно мгновение.

    Если внимательно приглядеться к происходящему в окружающем нас мире, то можно заметить, что в нём происходят разнообразные изменения или, как говорят в физике, физические явления. С одним из физических явлений мы познакомились с вами на предыдущих уроках. Давайте вспомним, о каком явлении идёт речь?

    (Механическое движение)

    2.Проверка ранее усвоенных знаний и их актуализация (слайд №1)

    - что такое механическое движение?

    - какие физические величины характеризуют механическое движение?

    - какое движение называют равномерным и прямолинейным?

    ( слайд 2)

    /На слайде изображение равномерно движущегося автобуса с пассажирами. Перед автобусом появляется препятствие/

    - что произойдёт с автобусом? Пассажирами?

    ( Автобус резко затормозит, пассажиры наклонятся вперёд)

    Вывод:

    - автобус изменил свою скорость в результате действия препятствия;

    - пассажиры продолжали некоторое время сохранять скорость.

    Какое слово мы применяем в повседневной жизни для наблюдаемого явления?

    ( Инерция, пассажиры продолжали некоторое время двигаться по инерции)

    Формулируется тема и цели урока (слайд 3)

    3. Изучение нового материала

    Выясним, при каком условии тела движутся?

    Опыт 1:посмотрим на тележку, стоящую на столе. Она находится в состоянии покоя. Действую на тележку рукой. Что происходит? Перестаю действовать. Что вы наблюдаете? Так при каком же условии движется тело, т. е. меняет свою скорость?

    ( Ребята делают вывод)

    Сравнивают свой вывод с выводом и учебника (стр.40), делают запись в тетради.

    Точно также рассуждал выдающийся философ Древней Греции Аристотель. Жил он в ΙVв. до н.э. (слайд 4). Он говорил так: «Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения».

    Идея древнего философа господствовала в науке около2000 лет. В XVII веке гениальный итальянский учёный Галилео Галилей (слайд 5), используя опыт как средство получения знаний, пришёл к иному суждению. Галилей наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Давайте и мы с вами проделаем этот опыт.

    Опыт 2: жёлоб, шарик, песок

    Шарик скатывается по жёлобу. На пути шарика – песок.

    1. Горка песка. Скорость шарика уменьшается очень быстро. Его движение неравномерное.

    2.Песок разровняли. Скорость шарика изменилась. Движение стало ближе к равномерному.

    3.Песок убрали. Скорость практически не меняется, а движение почти равномерное.

    А что можно сказать о скорости тела, если на него не будут действовать другие тела?

    (Она будет постоянной)

    Вывод: тело, на которое не действуют другие тела, находится в покое или движется с постоянной скоростью.

    Именно так сформулировал свой закон, закон инерции, Галилео Галилей.

    ( стр.41 учебника). Обратите внимание, что означает слово инерция в переводе с латинского языка.

    (Слайд 6)

    /Сравнение выводов Аристотеля и Галилея. Подчеркнуть различие/

    Подведём краткие итоги (слайд 7).

    /- инерция – это…

     - первым ввёл понятие инерции…

     - если бы не было трения, то шар в опыте Галилея двигался бы…/

    4. Решение творческих задач

    1. Слайд 8 / изображение человека в автомобиле, пристёгнутого ремнями безопасности/. Обсуждение назначения ремней безопасности.

    Предлагаю изобразить поведение пассажиров во время поездки в автомобиле.

    Что будет происходить, если автомобиль:

    - резко трогается с места;

    -поворачивает направо;

    - поворачивает налево;

    - резко тормозит?

    Когда проявляется инерция?

    Вывод: инерция проявляется, если меняется значение скорости тела и её направление.

    2. Насадить молоток на рукоятку (слайд 9)

    3. Извлечь резец из колодки рубанка (слайд 10)

    5.Закрепление материала

    (Слайд 11). /Исправить ошибки в тексте и на рисунке/

    6. Проверка знаний

    Ребята выполняют тест (приложение)

    Проверка теста (слайд 12).

    7.Рефлексия. Подведение итогов(слайд 13)

        - сегодня я узнал…

        - было интересно…

        - было трудно…

        - я выполнял задания…

        - я понял, что…

        - теперь я могу…

        - я почувствовал, что…

        - я приобрел…

        - я научился…

        - у меня получилось …

         - я смог…

         - я попробую…

         - меня удивило…

          - урок дал мне для жизни…

          - мне захотелось…

    8. Домашнее задание: § 17


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

    Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

    "Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

    Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

    Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

    Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

    Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

    Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

    Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

    Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...