Урок физики в 7 классе по теме "Инерция"
план-конспект урока (физика, 7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Озерновская ООШ»
Конспект урока по физике в 7 классе
по теме «Инерция»
Учитель: А. В. Прусакова
2013-2014 учебный год
Тип урока: освоение новой темы
Цели:
-сформировать понятие инерции;
- формировать умение находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их;
- формирование умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного;
- развитие логического мышления;
- воспитание познавательного интереса.
Оборудование:
- штатив, металлический жёлоб, шарик, песок, лопаточка для выравнивания песка;
- молоток, рубанок, тележка;
- мультимедийный проектор.
Учебник: А.В. Пёрышкин. Физика 7.М.: Дрофа.2011
При составлении конспекта использовались материалы сборника методических материалов «Учитель года России: лучшее от лучших». Выпуск 3.М.: «ВЛАДОС»,1999.
Ход урока
1.Вступление.
Приглядывайтесь к облакам. Прислушивайтесь к птицам, Притрагивайтесь к родникам- Ничто не повторится. За мигом миг, за часом час Впадайте в изумление. Всё будет так и всё – не так Через одно мгновение. |
Если внимательно приглядеться к происходящему в окружающем нас мире, то можно заметить, что в нём происходят разнообразные изменения или, как говорят в физике, физические явления. С одним из физических явлений мы познакомились с вами на предыдущих уроках. Давайте вспомним, о каком явлении идёт речь?
(Механическое движение)
2.Проверка ранее усвоенных знаний и их актуализация (слайд №1)
- что такое механическое движение?
- какие физические величины характеризуют механическое движение?
- какое движение называют равномерным и прямолинейным?
( слайд 2)
/На слайде изображение равномерно движущегося автобуса с пассажирами. Перед автобусом появляется препятствие/
- что произойдёт с автобусом? Пассажирами?
( Автобус резко затормозит, пассажиры наклонятся вперёд)
Вывод:
- автобус изменил свою скорость в результате действия препятствия;
- пассажиры продолжали некоторое время сохранять скорость.
Какое слово мы применяем в повседневной жизни для наблюдаемого явления?
( Инерция, пассажиры продолжали некоторое время двигаться по инерции)
Формулируется тема и цели урока (слайд 3)
3. Изучение нового материала
Выясним, при каком условии тела движутся?
Опыт 1:посмотрим на тележку, стоящую на столе. Она находится в состоянии покоя. Действую на тележку рукой. Что происходит? Перестаю действовать. Что вы наблюдаете? Так при каком же условии движется тело, т. е. меняет свою скорость?
( Ребята делают вывод)
Сравнивают свой вывод с выводом и учебника (стр.40), делают запись в тетради.
Точно также рассуждал выдающийся философ Древней Греции Аристотель. Жил он в ΙVв. до н.э. (слайд 4). Он говорил так: «Всё, что находится в движении, движется благодаря воздействию другого. Без действия нет движения».
Идея древнего философа господствовала в науке около2000 лет. В XVII веке гениальный итальянский учёный Галилео Галилей (слайд 5), используя опыт как средство получения знаний, пришёл к иному суждению. Галилей наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Давайте и мы с вами проделаем этот опыт.
Опыт 2: жёлоб, шарик, песок
Шарик скатывается по жёлобу. На пути шарика – песок.
1. Горка песка. Скорость шарика уменьшается очень быстро. Его движение неравномерное.
2.Песок разровняли. Скорость шарика изменилась. Движение стало ближе к равномерному.
3.Песок убрали. Скорость практически не меняется, а движение почти равномерное.
А что можно сказать о скорости тела, если на него не будут действовать другие тела?
(Она будет постоянной)
Вывод: тело, на которое не действуют другие тела, находится в покое или движется с постоянной скоростью.
Именно так сформулировал свой закон, закон инерции, Галилео Галилей.
( стр.41 учебника). Обратите внимание, что означает слово инерция в переводе с латинского языка.
(Слайд 6)
/Сравнение выводов Аристотеля и Галилея. Подчеркнуть различие/
Подведём краткие итоги (слайд 7).
/- инерция – это…
- первым ввёл понятие инерции…
- если бы не было трения, то шар в опыте Галилея двигался бы…/
4. Решение творческих задач
1. Слайд 8 / изображение человека в автомобиле, пристёгнутого ремнями безопасности/. Обсуждение назначения ремней безопасности.
Предлагаю изобразить поведение пассажиров во время поездки в автомобиле.
Что будет происходить, если автомобиль:
- резко трогается с места;
-поворачивает направо;
- поворачивает налево;
- резко тормозит?
Когда проявляется инерция?
Вывод: инерция проявляется, если меняется значение скорости тела и её направление.
2. Насадить молоток на рукоятку (слайд 9)
3. Извлечь резец из колодки рубанка (слайд 10)
5.Закрепление материала
(Слайд 11). /Исправить ошибки в тексте и на рисунке/
6. Проверка знаний
Ребята выполняют тест (приложение)
Проверка теста (слайд 12).
7.Рефлексия. Подведение итогов(слайд 13)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
8. Домашнее задание: § 17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....